Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос телезрителя: «Обычно человек обращается к Богу, когда у него все плохо. Я обращаюсь к Богу, когда у меня все хорошо, с чувством благодарности. Но все равно при этом кажется, что Бог меня не слышит, не помогает. Когда трудно, кажется, что Бог даже и не поможет. Что делать? И как это объяснить?»
– Я бы такой глобальный вопрос разделил на два больших. Первый: человек обращается к Богу, когда хорошо или когда плохо? Мы иногда размышляем следующим образом: как Бог может создать такие невыносимые условия, чтобы человеку было плохо, и чтобы он в конечном итоге обратился к Нему? Я думаю, тут должна быть немножко другая последовательность. Человеку плохо потому, что он без Бога. И это, я бы сказал, закон духовной жизни. Чем он ближе к Богу, тем ему становится лучше. Чем дальше от Бога, тем ему хуже. Этот естественный закон заложен Богом в саму природу, он действует. Допустим, во время похода мы собираемся у костра, вечером холодно и комары, и чем дальше от костра, тем больше комаров и тем холоднее. Так, наверное, и в нашем отношении к Богу: чем больше в нас правды Божией, тем ближе мы к Богу и, соответственно, меньше вот этих условий, которые раздирают нас в мире.
Второе. Здесь интересное замечание. Мы живем, у нас могут быть трудности, и очень много. Несмотря на то, что мы работаем, получаем зарплату, со здоровьем что-то не так, с детишками что-то не получается, может быть, на работе какие-то проблемы. И нам кажется, что мы молимся-молимся, а Бог нас не слышит. Давайте зададим себе вопрос: что было бы, если бы мы вообще не молились? Работали бы мы? Имели хотя бы вот этот минимальный контакт с нашими детьми? А было бы у нас вот это минимальное состояние здоровья, при котором мы можем вообще работать?
Почему нет? Может быть, так бы все и было?
– Было бы еще хуже. У меня был один случай. Мой настоятель, когда я служил в храме во имя Святителя Николая в Толмачах, отец Николай Соколов, попросил: «Помолись. Мы сейчас улетаем в командировку». Прилетают, и он говорит: «Представляешь, весь наш багаж потеряли». Я говорю: «Батюшка, простите, не могу я молиться». А он отвечает: «Не говори глупости. Если бы не помолился, может, не долетели бы вообще». Он так осек меня. Я считаю, что это правильно, потому что на самом деле мы не ценим самых простых вещей. Мы думаем, что если помолились, то на нас должно Небо снизойти, мы должны купаться в золоте, должны иметь престиж и так далее.
Говорят же: «Просите – и дастся вам».
– Совершенно верно. Но Христос сказал: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, все остальное приложится вам». Прежде всего речь идет о том, чтобы мы просили об утверждении своего духовного мира, внутреннего состояния. С одной стороны, это определяет весь смысл нашей жизни, а с другой – дает мир, и как следствие этого мира Господь дает нам необходимое для нашей жизни.
Сколько раз я замечал в своей жизни, и об этом свидетельствовали другие люди: есть некоторый переизбыток необходимого. Я не говорю, что должна быть какая-то недостача, трудность, беда. Нет, есть переизбыток. Люди начинают забывать о правде. Есть такая замечательная русская поговорка: «Сытый голодного не разумеет». Наверное, тут то же самое. Когда мы просим, мы должны просить главного, а остальное, что необходимо, Господь пошлет обязательно. Наверное, нет такого человека, который бы умирал с голоду в нашем мире или вдруг оказался в таких условиях, когда ему кто-то не протянул бы руку. Наверное, это невозможно. Я не верю в то, что это может быть даже в языческом нашем мире. Хоть мы и называем себя страной православной, но по поступкам многих людей мы немножко по-другому определяем наше окружение. Думаю, об этом речь.
Иногда люди что-то просят у Бога и ждут результата. Как правильно просить у Бога, чтобы смиренно принять любую ситуацию? Получается, просишь и не получаешь, и начинаются проблемы, ропот, уныние.
– Просить, безусловно, надо. Самое интересное, что мы для себя в молитве сами формулируем цель, которой хотим достичь. Но в то же время исходим только из наших земных обстоятельств, из того, что видим и знаем. Мы не знаем, что будет в дальнейшем от того, что получим. Поэтому всегда должны просить, как Господь сказал: «Да будет воля Твоя». Прося, будем все равно полагаться на Бога.
«Не как я хочу, но как Ты хочешь».
– Господь все равно слышит нас. В противном случае смысл нашей молитвы в чем? И дети нас просят тоже о том, чтобы мы им что-то сделали, но мы как разумные родители все равно иногда ставим какие-то условия своему ребенку. Я помню, когда был школьником, родители говорили: «Закончишь полугодие без троек, купим тебе велосипед». Какой-то стимул. С другой стороны, мы иногда видим, что полезно бывает, а что нет. Например, будет тебе, допустим, 18 лет, сделаешь пирсинг. Вырастая до 18-летнего возраста, человек понимает, что ни к чему ему пирсинг. Наверное, Господь исходит из более высоких соображений, чем мы, но прежде всего ищет пользу для души каждого из нас.
Вопрос телезрителя: «Боюсь Причастия, очень много грехов».
– Не надо рассматривать Причащение как дар. Безусловно, это дар каждому человеку, всему человечеству, но Причащение надо рассматривать как средство. Господь сказал: «Кто не будет причащаться, не войдет в Царствие Небесное». Поэтому мы рассматриваем Причащение как лекарство для больной, измученной души, чтобы обрести покой и силы, чтобы двигаться дальше.
Иногда боятся на Исповедь идти: много грехов, что-то страшно батюшке рассказать.
– Если боишься, в сторонке постой, посмотри, как батюшка исповедует. Если люди бегут от него в слезах, то можно поискать батюшку менее строгого. А если, наоборот, ты слишком расслаблен в своей жизни, то, может быть, стоит подойти к этому строгому батюшке. Конечно же, во всем нужна разумность, и каждый ищет священника, который мог бы понять его. Я думаю, сарафанное радио в мире настолько распространено, что каждый может посоветовать священника, который придется по сердцу и, самое главное, не будет льстить тебе, а скажет самое необходимое. Действительно, иногда священник отказывает человеку в Причащении, но не для того, чтобы его наказать, а для того, чтобы помочь ему понять себя, разобраться с собой.
Вопрос телезрителя: «Сколько дней надо поститься перед Исповедью?»
– У нас есть среда и пятница, чтобы поститься в течение всего года. И этих дней вполне достаточно. Каждая Литургия служится для того, чтобы мы причащались. Давайте проведем маленькую аналогию. Мама (или супруга) приготовила обед, мы пришли, посмотрели, сказали: «Все красиво, я видел, как ты готовила, просто изумительно», – развернулись и, не попробовав, ушли. На самом деле Литургия совершается для того, чтобы приготовить и Церковь (тех, кто молится), и вещество, которое находится на жертвеннике, а потом на престоле, к тому, чтобы свершилось вот это чудо: хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа. Поэтому тот, кто не Причащается на Литургии, по сути, обкрадывает себя. Понятно, что во время службы есть молитва, прошения, которые мы возносим и о мире во всем мире, и о тех, кто нуждается, кто болеет, страждет, путешествует, но это все сопутствующие молитвы. Главная молитва о том, чтобы мы были достойны или причастились не в осуждение и чтобы Тело и Кровь Христовы, освятив нас, помогли нам в дальнейшей жизни.
Часто священник может сказать: «Кто не постился три дня, тот к Причастию не может подойти».
– Такое правило имеет место. И, наверно, должно быть такое разнообразие. Дело вот в чем: в основном эти нормы пришли из дореволюционной России, тогда, как правило, причащались раз в году. Часто бывало так, что люди в течение года вообще не постились. Поэтому Церковь рекомендовала этим людям поговеть недельку. Когда ты пропустил Великий пост, Петров пост, Рождественский, Успенский, не постишься в среду и пятницу, немножко собраться, конечно, нужно. Хотя существуют и другие условия жизни. Когда человек болен серьезными кишечными заболеваниями, желудочными или у него диабет, то у него своя норма поста, и требовать, чтобы он неделю был на сухоядении, а потом подходил к Чаше, неправильно. У нас существует документ Русской Православной Церкви о нормах Причащения и поста. Я рекомендую всем ознакомиться с ним, он в открытом доступе. Думаю, все вопросы отпадут сами собой, если мы будем стремиться быть в курсе тех новостей и канонических правил, которые Церковь определяет для нас с вами.
Есть мнение, что среда и пятница постные, а в воскресенье причащаешься. То есть в субботу не постишься. И, насколько я понимаю, трехдневный пост вводился для тех, кто пропускал воскресенье, то есть не причащался, это было что-то вроде епитимии.
– Нет, существует каноническое правило, которое говорит о том, что кто не причащается за Литургией, тот наводит подозрение на епископа, но здесь речь идет о каждом священнике. В Древней Церкви подразумевалось, что мы все причащаемся за каждой Литургией, и если ты не причащаешься, то в этом есть некоторый смысл. Ты ставишь под сомнение православность того священника или епископа, который совершает в данный момент богослужение. Еретики православного не могут причащать. Если человек не причащался, значит, он подозревал совершающего Литургию в том, что тот не разделяет единство Православной веры.
Поэтому здесь, скорее всего, про воскресный день надо вспомнить данное правило. А что касается норм, то одно из канонических правил говорит, что трижды пропустивший воскресный день отлучается от Причащения и от Церкви. Так что минимальное требование, как мы должны причащаться, уже сформулировано: минимум раз в три недели.
Если мы говорим о субботе, то канонические нормы такие: в субботу поста быть не может. Если православный держит пост в субботу, этим он показывает, что единомыслен с теми, кто некогда распял Христа. Потому что в иудейской традиции пост в субботний день – это норма. Постные дни, которые попадают на субботу, допустим, Великим постом, смягчаются тем, что разрешается вкушение либо рыбы, либо масла, в зависимости от самого поста. Тем самым считается, что в субботу, даже во время Великого либо Рождественского поста, человек не постится. Но это с точки зрения монашеских уставов.
Следующий вопрос: «Мои близкие верят в приметы, но я не верю в них, я верю во Христа. Мне нелегко каждый раз доказывать им свою правду».
– Я думаю, здесь решение очень простое. Что такое «примета»? Люди приметили, что после одного действия исполняется какое-то следующее действие. Но мы, православные, должны продолжать свою жизнь, нарушив эту примету, и тем самым показать, что мы не исполнили то, что исполнили другие, тем не менее метеорит нам на голову не упал, мы продолжаем жить успешно, например, сдав экзамены, поступив учиться на бюджет.
Я думаю, частый опыт подобного столкновения с обстоятельствами жизни должен показать другим людям, что приметам нет места в нашей жизни. Вообще, все, что касается примет, явления магического человеческого сознания, представление, что все в жизни детерминировано и один поступок предопределяет другой, – это неправильный подход с точки зрения веры, человеческого разума, потому что в этом случае исключается свобода в принятии решений. А если свободы нет, то за что человек получает награду, помощь от Бога и почему страдает в этом мире? Получается, что Страшный Суд, о котором говорит Евангелие, просто миф.
Еще один вопрос: «Недавно услышала, что некоторые считают таинство Причастия каннибализмом, раз мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Сама я так не думаю, но меня это сильно смутило. Как избавиться от сомнений?»
– Я думаю, Господь использовал очень простой и доступный пример, аналогию, чтобы мы поняли: самое близкое единство среди людей у матери и ребенка. Мама в детстве мне все время говорила: «Ты моя кровинушка». Наверное, каждая мать так говорит своему ребенку. И действительно, мы берем от матери ее кровь, находясь у нее под сердцем, в ее утробе. Так же мы, по сути, принимаем и ее плоть. И здесь действительно самое близкое единство.
Наверное, нет ближе людей, чем мать и ребенок. Ребеночек находится в утробе матери, принимая от нее и питание, и воздух, и кровь, и плоть. Господь использует этот пример, говоря нам, что мы имеем со Христом такое единство, какое имеют мать и ее ребенок. Симеон Новый Богослов говорит, что мы имеем такую близость со Христом, как Христос с Небесным Отцом. Поэтому нам нужно использовать этот образ, а все придуманные современным миром аналогии и примеры, не имеющие адекватного отражения этого таинства, мы, конечно же, должны отметать.
Вопрос телезрителя: «В чем смысл благословения священника? Почему нужно целовать руку священника?»
– Если мы посмотрим на благословение в его изначальном виде, то увидим, что вся земля создана творческим благословением, то есть благословение имеет творческое начало. По аналогии с благословением Божиим у нас есть родительское благословение, благословение священническое. В народе говорят, что с благословением родительским и в воде не тонут, и в огне не горят. Священное Писание подтверждает эту человеческую мудрость, говоря о том, что благословением родительским созидаются дома, а проклятием разрушаются. Об этом мы читаем и в молитвах на Венчание.
А если говорить о благословении священника, то священнику Господь дает право разрешать грехи человека в момент Исповеди и покаяния. Благословением священника в таинстве Брака создается новая семья, в таинстве Соборования или Елеосвящения разрешаются узы болезни. Именно поэтому мы подходим к благословению священническому или родительскому, а через них к благословению Божию с благоговением.
Мы просим, чтобы Господь через наших родных благословил нас. Более того, мы испрашиваем благословения не только у родителей, но и у всякого, кого любим, у того, кто больше нас. Меньший благословляется большим, сказано в Священном Писании.
Сегодня, выезжая из ворот нашего храма, я встретил одну нашу прихожанку. Мы с ней поздоровались, и она сказала: «Батюшка, я Вас благословлю», и осенила меня крестиком, несмотря на то, что я священник и что она берет у меня благословение. И я с радостью принял искренний, абсолютно человеческий жест этой женщины, которая годится мне в мамы, поскольку она это сделала с любовью.
А что касается того, зачем целовать руку священника, скажу так. В первые дни моего священнического служения мне было как-то неудобно давать руку для целования. Однажды ко мне подошла женщина и сказала: «Батюшка, Вы меня благословите, но руку Вашу я целовать не буду», на что я ответил ей: «А я Вам и не даю целовать свою руку». В некотором смысле это еще больше усилило мое смущение.
После этого произошел еще такой случай. Как-то я благословлял людей, подавал им крест для целования, и один пожилой человек сказал мне: «Батюшка, Вы не имеете права не дать мне свою руку для целования. Целуя десницу священника, я выражаю этим благоговение перед благословением Божиим». Впоследствии мне об этом говорили совершенно разные люди. Они говорили, что они не мне выражают свое почтение, а тому сану, который носит священник, в данном случае я, недостойный.
Если вы смущаетесь или не хотите целовать руку священника, вас никто принуждать не будет. А если у вас есть к этому расположение, то, целуя крест или благословляющую десницу священника, этим вы прежде всего почтите и традицию, и тот вероучительный смысл, который мы вкладываем в благословение.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Его Преосвященству,ПреосвященнейшемуФоме, епископу Сергиево-Посадскому и Дмитровскому, наместнику Свято-ТроицкойСергиевой лавры, викариюПатриарха Московскогои всея РусиНасельникам и паломникамСвято-Троицкой Сергиевойлавры
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.