Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1176) → Священник Алексий Дудин: Как сочетать смирение с руководством людьми?

Священник Алексий Дудин: Как сочетать смирение с руководством людьми?

№39 (1176) / 10 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Руководить людьми и при этом быть смиренным и кротким человеком – задача не из легких. Что же такое смирение?

– Мечта каждого человека, чтобы у него был смиренный, добрый, понимающий начальник. Такой руководитель – залог того, что деятельность будет проходить в приятном христианском русле и приносить максимальную пользу. Для нас более привычна противоположная ситуация, когда руководитель гневлив и проявляет какие-то качества, направленные на то, чтобы укрепить свою власть, доказать и подчеркнуть свою правоту. Сколько есть таких поговорок: ты начальник, я дурак...

По сравнению с таким начальником чего не должен делать смиренный, добрый христианский руководитель по отношению к подчиненным? Прежде всего он не должен принимать решения в гневе. Ибо гнев человека не творит правды Божией. Как в сказке у Пушкина: «В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить». Те решения, которые принимаются в гневном, раздраженном состоянии, хоть и кажутся человеку в тот момент праведными, на поверку всегда оказываются не христианскими, зачастую неприемлемыми. Гнев – разрушительная сила души, она присутствует в каждом из нас. Эта сила дана человеку Богом безусловно, и он должен уметь ее использовать.

Человек должен направлять ее не на ближнего, ибо всякий, гневающийся на брата своего напрасно… есть человекоубийца, а на свои пороки, страсти и какие-то греховные привязанности. Сама по себе гневная составляющая нужна, потому что человеку всегда нужно от чего-то в жизни избавляться. Но она обязательно должна контролироваться. И прежде всего, смотря на начальника, какой он, добрый или не очень, нужно обращать внимание на то, подвержен ли он этой страсти, умеет ли ее контролировать.

Если начальник гневный, то что с ним сделаешь? Он разгневался, и все кругом должны молчать и повиноваться. При этом невозможно вести конструктивной диалог и делать что-то доброе. Батюшка-начальник должен обуздать свой гнев и не показывать никому своего норова.

Вопрос телезрителя: «Есть такое высказывание: человек, рвущийся к власти, очень хорошо ею пользуется, но очень плохо служит. Может, проблема заключается именно в служении, какое оно? Христос говорил: Я пришел, чтобы не Мне служили, а послужить людям».

– Я приведу альтернативное христианское высказывание: «Кто желает епископства – тот желает доброго дела». Не в том плане, что желающий власти плох или хорош, а в том, что тот, кто желает власти ради служения ближнему, – действительно достойный человек, он достоин похвалы, и такого нужно поддержать, ему надо помогать. Когда человек имеет власть, он должен понимать, что его ответственность двойная, даже больше, и чем больше у него полномочий, чем больше силы, власти, тем больше и строже с него потом спросит Господь за его поступки. Потому что они отражаются не только на нем самом, но и на том множестве людей, над которыми Господь его поставил.

В этом году мы вспоминаем Петра I. Столько всего он сделал для государства! Причем очень многие люди, по воле Петра, были поставлены на те работы, которыми они не хотели заниматься, и там действительно был тяжелейший труд. Но все это сейчас, с нашей точки зрения, оправдано по той причине, что в результате появился флот, выход к морю, окно в Европу и прочее. Вопрос здесь вот в чем: если мы вспоминаем Петра I и нашу тему смирения и кротости, то употребимо ли по отношению к руководителю такого уровня смирение? Я уже не говорю про кротость, хотя об этом тоже интересно поговорить. В этом случае каким образом я должен понять смирение?

– Петр I – великая историческая фигура, 350 лет со дня его рождения в этом году, и наш приход тоже обращает особое внимание на фигуру Петра I, у нас реализуется грант культурных инициатив на эту тему. Эта фигура показывает, что, несмотря на то что ты облечен богатством, властью, ты должен служить Отечеству. К чему стремится современный мир? К тому, чтобы жить наиболее комфортно и удовлетворять как можно большее количество своих бесконечных потребностей. Так вполне мог поступать и Петр I, но он делал совершенно по-другому. Он все свои таланты, силы, время употребил на служение нашему Отечеству, поэтому он, как минимум, отказался от комфорта. Сколько раз он ездил в тяжелые, серьезные путешествия, сколько затевал различных строек... Он не участвовал в бесконечных увеселениях, которые были доступны для императора, он служил своему Отечеству и своему народу. Служил по-своему, служил так, как он это понимал, иногда поступал жестко, даже доходило до жестокости. При этом вот эта идея отдать свою жизнь, отдать всего себя реализовалась финалом его жизни, когда он, спасая утопающих в Петербурге, потерял остатки своего здоровья. В 52 года он преставился ко Господу, и преставился именно как человек, служащий ближнему, служащий до полной самоотдачи.

Поэтому я предлагаю смотреть на Петра I прежде всего в этом ракурсе. Он мог очень много всего себе позволить радостного, с точки зрения обычного человека, но он много от чего отказался, чтобы послужить России, укрепить ее. Безусловно, у Петра I было великое смирение, великий отказ от тех благ, которым он мог воспользоваться, и великая жажда служить Богу и людям, что он в своей жизни реализовал.

Нас призывают быть смиренными и кроткими. Но кротость и смирение – разные понятия, а мы их объединяем. Смиренный может быть сильным человеком. Если я буду со смирением служить Богу, значит, не буду ослабевать и расслабляться. А кротость, кроткий человек – это что?

– Если мы возьмем Священное Писание, то кротость и смирение – это синонимы: воззрю, только на кроткого и смиренного и трепещущего словес Моих. В современном понимании эти слова можно развести следующим образом. Кротость – внешнее проявление в поведении человека. Человек кроткий не будет повышать голос, не будет вести себя вызывающе. Кротким даже можно казаться. А смирение – это внутреннее устроение человеческой души, которая всегда и во всем готова следовать воле Божией...

В Ветхом Завете праведный Финеес пронзил копьем израильтянина Замврия и мадианитянку Хазву за блуд. Замврий был сыном начальника из колена Симеонова, женщина была одной из высокопоставленных мадианитянок. И тем не менее Финеес пронзил копьем этих блудников и этим совершил дело смирения, совершил дело Божия правосудия. Смирение, с человеческой точки зрения, может выглядеть агрессивно, потому что грех в рамках смирения нужно уничтожить. Кротость все-таки относится к внешнему виду человека.

Мне кажется, что кроткий человек еще не обижается, не сеет ссор и раздоров. Вопрос телезрителя: «Могут ли тангалашки воздействовать на человека физически?»

– Тангалашки – это название демонов, злых духов. По Божию попущению бесы могут мучить человека. Об этом мы имеем свидетельство в Священном Писании, в духовной реальности это случается. Но надо понимать, что есть часть людей, которые свои психические расстройства принимают за одержимость, или бесноватость. Таких людей надо отделять от бесноватых, и здесь нужна другая работа, иной подход.

Если вас мучает такой вопрос по отношению к самому себе или ближнему, – лучше обратиться к священнику. Священник должен посмотреть на этого человека, побеседовать с ним и поставить ему правильный духовный диагноз: находится это поражение в духовной или в душевной сфере? В зависимости от этого назначить соответствующие методы лечения. Иногда бывает необходима и та, и другая помощь.

Я знаю людей, которые своей болезнью прикрывают лень и нежелание молиться, ходить в храм. Что делать, когда встречаешь таких людей? Со смирением сказать, что человек не прав, или не общаться с ним совсем?

– Это тяжелый для меня вопрос. Тот, кто ссылается на свою болезнь, апеллирует, прежде всего, к христианскому милосердию. Если мы не обладаем полнотой картины, то не знаем – болен он в действительности или нет. Святые отцы по этому случаю предписывают: лучше согрешить в милости, чем согрешить в строгости. Это руководство для того, чтобы быть смиренным начальником.

Но если ты видишь, что человек болен и вчера, и сегодня, и третьего дня, то надо прямо сказать: «Я тебя очень люблю, но нам надо идти дальше, делать общее дело; а от того, что ты проваливаешь свой узел работы, страдают другие люди. Поэтому решай: или ты поправишься, или нам придется с тобой расстаться». Иногда приходится так поступать. Мы знаем, что в человеке все перемешано. Феофан Затворник сказал: в человеке болезнь всегда перемешана с саможалением. Это трудно – помиловать человека или строгостью призвать его к выполнению своих обязанностей. Но это крест начальствующего. Здесь есть замечательная помощь: нужно помолиться, попросить Господа вразумить, научить, как поступить.

Для начальника очень важно держать свое сердце чистым перед Господом. Если сердце чистое, то всегда можно услышать ответ на свою молитву, как правильно поступить. Человек с чистым сердцем получает в ответ волю Божию.

А если сердце темное и оскверненное, остается только молиться: «Господи, я человек никудышный, ни на что не годный, но ради блага ближнего, ради других людей научи, вразуми, как мне поступить, как мне ответить?» Начальник всегда должен держать связь с Господом, держать свое сердце чистым перед Богом. Тогда Господь такому начальнику будет помогать. И даже самые сложные вопросы будут решаться.

Мне кажется, что такой начальник – это некий идеал. Но при этом я понимаю, что преподобный Сергий Радонежский тоже начальник. Можно предположить, что гневливый начальник может измениться, встретив на своем пути Сергия Радонежского. А скольких людей изменил митрополит Антоний Сурожский! Он обращал в веру врагов Церкви. Это удивительные истории. Если мы сталкиваемся с гневливым начальником в современной жизни, нам говорят, что мы должны за него молиться. Как молиться за несмиренного сердцем начальника?

– Насколько человек смирен сердцем – трудно определить; у каждого свой определенный баланс. Вспоминается рассказ из патерика. В одном монастыре был сварливый брат-повар. Все его жутко боялись и приходили к игумену жаловаться, мол, нельзя быть монаху таким злым. Игумен отвечал: «Вы даже не представляете себе, как этот человек над собой работает, сдерживает себя. Если бы он себя не сдерживал, давно бы вас уже всех поубивал».

Какую глубину работы производит человек над своей натурой – никто не знает. Натура бывает разной: один склонен простить и промолчать, сделать что-то доброе, другой – наоборот. Это первый аспект. Второй – каждый народ достоин своего правителя, и каждый подчиненный (отчасти) достоин своего начальника. Поэтому за начальника подчиненный должен молиться, а молитва меняет сердце начальника.

Любая чистая молитва утешает человеческую душу. Это мы и в Священном Писании читаем. Саул всегда призывал Давида к себе. Давид молился и играл на гуслях. Хотя Саул ревновал Давида к его военной славе, но молитва Давида благотворно действовала на сердце Саула. Поэтому за начальника надо молиться. Читайте Псалтирь, и это будет иметь свой плод.

У Вас были в жизни примеры, когда Вы видели силу молитвы не только свою, но и других людей?

– Так получилось, что в семинарию я поступал из храма в честь Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на Цветочной, настоятелем которого служит удивительный старец, протоиерей Иоанн Миронов. Дай Бог здоровья батюшке, в этом году ему исполнится 96 лет, он до сих пор всех помнит, всех принимает. Мы стараемся к нему приезжать для духовного окормления. Многократно я был свидетелем того, как по молитве доброго пастыря исправлялось, успокаивалось и мое сердце, и сердце того, кто находился в этот момент в гневе. Искренняя христианская молитва действенна, жива. Она дает успокоение, даже если человек этого не совсем достоин, но много может молитва праведного. Когда молитва идет из праведного сердца, она может утешить грозного тирана.

На одном из богослужений в вашем храме я видел, как молились люди, подверженные греху пьянства и наркомании. Я видел глаза этих людей во время молитвы, видел, как изменялись их глаза после Исповеди. Мы все после Исповеди становимся немного другими, в нас появляется какое-то смирение, кротость. Как удержать в себе это состояние? И как в современном мире обрести кротость и смирение?

– После Исповеди Господь по покаянию очищает, обновляет душу человеческую. Надолго ли этот эффект будет сохранен, зависит от самого человека. Мы после Исповеди, после Причастия приходим к себе домой. И от того, что мы будем смотреть, читать, как будем себя вести, будет зависеть, насколько долго в нашей душе сохранится тот Дар, который нам Господь в очередной раз по Своей милости дал.

Все зависит от нас. Если мы будем смотреть кровавые боевики, читать тревожные новости о событиях современного мира, то тревожность и гневливость в нашей душе будут расти. Подобное всегда притягивает подобное. Этот закон работает и в духовной сфере. Чем мы наполняем свою душу, тем она и станет дышать со временем.

Трудно удержать благодать Божию в своей душе. Мой духовник говорит: вот птичка прилетела на дерево, села и поет; чуть шелохнешься – и птичка улетела. Так и благодать Божия может упорхнуть, отойти. Надо хранить благодать, стараться не спугнуть ее, не потерять. Таким образом человек учится ценить дары Божии, так устроен духовный мир. Если бы человек один раз получил бы дар Божий и потом не мог его потерять, он перестал бы это ценить.

Человек всегда чувствует, что он согрешил, что Дух Божий от него отошел. Ты погневался – и уже Господь не с тобой. Мы учимся быть всегда в духе правды Божией, в смирении и кротости постепенно. Что этому мешает? Прежде всего – осуждение, которое живет в нашем обществе и постоянно мешает. Если мы своего начальника осуждаем, то мы, во-первых, лишаемся сами душевного покоя. Второе – мешаем выстраивать наши отношения, теряем благодать Божию. К кроткому и смиренному и отношение соответствующее, даже тогда, когда начальник находится в состоянии гнева и раздражен на нас. Кроткий скорее усмирит гнев, сохранит и приведет своего начальника в христианское состояние и сам останется в добром христианском устроении.

Бывают ли в жизни обстоятельства выше нас, которые могут нас научить смирению и кротости? Например, беды, болезни, жизненные обстоятельства...

– Это риторический вопрос. Нужно понимать: если мы просим у Господа смирения, кротости, то мы, прежде всего, просим, чтобы Господь нам послал болезни, беды и испытания. Потому что без них нам невозможно изменить свое сердце, изменить свое естество. Как без огня нет возможности выплавить благородный металл, так и в духовном мире нет возможности человеку стать кротким и смиренным, если он не претерпел болезни, лишения, если сам, как железо, через огонь не прошел и не очистился.

Но и не надо специально искать себе болезней, скорбей и испытаний. Просите воли Божией: «Господи, сколько мне надо испытаний, пошли мне. Сколько мне надо перенести, помоги мне это принять с благодарностью». Это часть христианской жизни. В этом отношении вся наша жизнь – школа смирения. Все наши испытания, бесконечные падения и восстания нужны для того, чтобы стать кроткими и смиренными. Нужно все принимать. Самое главное – не отчаиваться, не опускать руки, никогда не переставать проходить этот жизненный урок. Каждый раз наступая на одни и те же грабли, набивая новую шишку, говорить: «Господи, слава Тебе! Помоги, чтобы этот урок мне пошел впрок».

Спасибо, батюшка, за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Благослови, Господи, всех начальников и руководителей и наших телезрителей! Спаси Господь!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс