Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1176) → Священник Олег Герасимов: Как обрести благодать?

Священник Олег Герасимов: Как обрести благодать?

№39 (1176) / 10 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи: как обрести благодать. И не только во времена, когда все хорошо, но и во время болезни, во время богооставленности, испытаний. Очень хорошо жить в сознании, что в нашей жизни есть благодать. При этом мы всегда говорим о благодати, но никогда не произносим полностью, что это благодать Святого Духа.

Что такое благодать в нашем понимании? Мы нашли где-нибудь красивый вид, смотрим и говорим: «Вот благодать!» Происходит что-нибудь хорошее, мы говорим: «Это благодать!» Выходим из бани и говорим: «Благодать!» Мы это понятие очень часто нивелируем. Хотелось бы поговорить о благодати во времена, когда в нашей жизни есть некая богооставленность, об обретении и о потере ее. Что делать, чтобы найти благодать в любых условиях?

– Это очень важный и глубокий вопрос. Как вы правильно заметили, сейчас очень многие слова утрачивают свой изначальный смысл. Они как бы истираются, даже приобретают смысл, прямо противоположный тому, что в него вкладывалось изначально. Возьмем, например, слово «прелесть». Сейчас говорят: «Ты прелесть». А на самом деле это духовное состояние, когда думаешь, что ты лучше, чем есть на самом деле, и его святые отцы всячески призывали избегать.

К сожалению, то же самое происходит со словом «благодать». Оно устойчиво ассоциируется с комфортным, вольготным, сытым состоянием, когда тебе хорошо и тебя ничего не волнует. На самом деле, если почитать святых отцов, у этого слова значение гораздо глубже, а иногда даже вовсе не такое, какое мы в него вкладываем. Когда святые отцы говорили о благодати, они говорили из своего опыта. Когда они говорили, что тот или иной отец достиг бесстрастия, это была не апатия в нашем понимании, не отворачивание от всего, а именно высшее благодатное состояние, когда человек уже не подвергался нападкам никаких страстей, никаких грехов и был практически в ангельском состоянии.

Для нас представить себе это просто невозможно. Но если мы имеем свидетельство Церкви о том, что такие люди были, и мы их прославляем в лике святых, значит, внимание надо обращать именно на то, какие они оставили нам свидетельства, исследуя это состояние и передавая это для последующего понимания. Так вот, у святых отцов, например, у Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, мы читаем о том, что благодать – это особое действие Божие, призванное к тому, чтобы привести нас ко спасению.

Вопрос телезрителя из Фрязино: «Если я впал в какой-то смертный грех, благодать Божия все равно со мной остается?»

– Я к этому сейчас подойду. Тут надо просто понимать, что святые отцы понимали под действием благодати и как они действие благодати, говоря современным языком, классифицировали. Но поскольку они всегда говорили на основе своего опыта (а в зависимости от устроения человека, его характера, темперамента опыт у каждого, конечно, свой, поскольку Господь с каждым человеком работает индивидуально, если можно так выразиться), то в каких-то деталях рассогласование и могло бы быть, когда у одного благодать так проявляется, а у другого – так, но в общем и целом выстраивается следующая схема.

Сначала дается призывающая благодать. Она дает человеку понять, что Господь рядом и показывает, куда идти. Наверняка каждый из нас переживал в свое время состояние неофита, когда только-только пришел в Церковь, и все так хорошо: и молиться хорошо, и стоять на молитве хоть всю ночь, и прямо крылья вырастают, еще чуть-чуть – и станешь таким же святым, как святые отцы, о которых ты читал. Эта благодать дается для того, чтобы показать, как это бывает. Потому что начинающий путь в Царствие Небесное должен быть опытно уверен, что его можно достичь. Это состояние ему дается, чтобы он попробовал, что это такое, условно говоря.

После это состояние отбирается, и дальше человек должен идти уже сам, зная и помня, как это бывает, – действие благодати продолжается. Он может этого не ощущать, он может считать, что Господь его оставил. Но Господь его не оставляет. Как объясняют святые отцы, а я могу говорить только об их опыте, Господь очень тщательно выбирает те средства, которые для этого конкретного человека наиболее эффективны, наиболее ему подходят по характеру, темпераменту, предлагая ему такие испытания, проходя которые он потихоньку своим трудом начинает приближаться к той цели, которая ему была показана авансом.

Господь такому человеку при этом всячески помогает, но не дает впасть в тщеславие. Как только тот начинает думать, что чего-то достиг сам, сразу у него это все забирается, потому что по-настоящему действие Божие в нас раскрывается тогда, когда мы полностью отдаемся в руки Божии. Полностью! Без остатка. Когда мы точно знаем, что ничего не можем сделать сами, только с помощью Господа.

Иногда мы это признаем. Мне на Исповеди иногда приходится говорить, что надо себя полностью отдать в руки Богу, надо, чтобы Он в человеке действовал, а сам человек ничего не может. Человек говорит так убедительно: «Да, да! Я исполнен решимости». Тогда я ему говорю, что нужно убедить в этом Бога. А чтобы убедить Его, не надо говорить. Надо просто делать. Исполнился решимости начать жить по-Божески и начинаешь это делать, а Господь тебе в этом помогает. Но как только будешь считать, что сделал что-то хорошо и это твоя заслуга, в педагогических целях это у тебя сразу отбирается.

Теперь вернемся к вопросу телезрителя по поводу благодати, если ты совершил какой-то тяжкий грех. Очень интересный вопрос. Понятно, что мы подвержены греху, страстям, поэтому впасть в грех для нас привычное состояние. Так вот, иногда Господь попускает впасть в грех. То, что с нами происходит, – это Господь попускает. Он мог бы удержать нас от греха, и в большинстве случаев удерживает, но, если мы упорствуем в чем-то, Он говорит: «Хорошо, попробуй. Поваляйся в этой грязи». И мы падаем в грех.

Если человек при этом опускает руки, отчаивается и отворачивается от Бога, тогда катастрофа. Но Господь в этом не виноват. Он до последнего готов протянуть нам руку, лишь бы мы были готовы в грехе покаяться. По учению святых отцов, благодать при этом у нас не отнимается. Она просто перестает действенно или явно проявляться. Благодать с каждым из нас пребывает всегда. Человек пришел в мир, ему дается благодать пройти по этой жизни и стяжать Царствие Небесное.

Действие благодати в каждом человеке по-разному проявляется. Поэтому, когда мы чувствуем то, о чем вы говорили в начале передачи, это только одно из действий благодати, наиболее яркое, наиболее заметное и, наверное, наиболее желанное. Потому что оно связано с душевным комфортом, радостью, умилением, с душевным миром, и этого хотелось бы стяжать. Но это не единственное проявление благодати. Опять же, по творениям святых отцов, благодать в том числе проявляется и через скорби, которые Господь посылает.

Зачем Он это делает? Святые отцы пишут: как слепленный из глины горшок требует обжига (если он не будет обожжен, то будет мягким, податливым, не пригодным к употреблению), так и человек: получив по благодати какие-то дары, он должен опытно, своими силами, через терпение скорбей, условно говоря, защитить право этими дарами обладать. Поэтому скорби, которые Господь посылает, – это как раз тот огонь, которым обжигается сосуд, слепленный Богом. Вот что такое благодать.

Это то, что я вычитал у святых отцов. С сожалением вынужден признать, так получается, что не всегда обращаешься к первоисточнику, а все больше пользуешься тем, что когда-то читал, помнишь. И вдруг оказывается, что очень многое из того, что, как ты считал, ты знаешь, немножко уже искажено. Казалось, что благодать – это непременно что-то приятное, сладкое, радостное. Нет. Благодать – это действие Святого Духа в человеке, и оно разное, поскольку все люди разные. К каждому Господь подбирает свой ключик, чтобы наиболее подходящим этому человеку способом привести его к Царствию Небесному. И в этом величайшее педагогическое действие Бога в нашей жизни.

Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Почему Господь отнимает благодать?»

– Мы переходим к вопросу о богооставленности. Состояние богооставленности – когда человек вдруг начинает ощущать себя совершенно одиноким, брошенным. Мы знаем из Евангелия, что даже Сам Господь Иисус Христос на Себе испытал это состояние. Его слова: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46) – это тоже переживание высшей степени богооставленности.

Если даже к Своему воплощенному Сыну Господь это применил, то тем более и к нам это тоже применимо. Если пытаться понять это по-простому, по-человечески, это педагогический прием. Приведу яркий пример из жизни: ребенок вырывает свою руку из маминой руки, считая, что он может что-то сам. Малыш знает, что мама всегда рядом. А мама берет и уходит, прячется за угол или растворяется в толпе. Ребенок оглядывается по сторонам, а мамы нет. Это страшно. Мама в это время смотрит из-за угла за каждым шагом ребенка, она во сто крат более внимательна в этот момент к своему ребенку и мгновенно готова подставить руку. Но она делает это для того, чтобы ребенку стало понятно, что это такое, когда безрассудно, не задумываясь о последствиях, делаешь тот или иной шаг.

Это не должно быть жестоко, это должно быть в меру. Господь эту меру знает. Может быть, родители, которые таким образом пытаются учить своих чад, и перегибают палку, но Господь палку не перегибает никогда, Он дает нам ровно ту меру богооставленности, которая нужна для того, чтобы испугаться, но не впасть в отчаяние.

Богооставленность – это тоже проявление благодати. То есть когда благодать нас видимым образом покидает, это означает, что Господь вот так проявляет Себя в нашей жизни, чтобы посмотреть, как мы справимся, не ощущая крыльев за спиной, не ощущая вдохновения, которое дает нам благодать. Мы привыкли считать благодатью такое состояние, когда нам и хорошо, и радостно, и молиться легко. А вот теперь ушло это состояние. Что ты можешь сам? И тут начинаются позывы к отчаянию: «Господи, за что?» Это наиболее часто встречающийся вопрос. А нужно задаться вопросом: для чего Ты, Господи, уготовал для меня такое испытание?

На самом деле это педагогический прием, который надо понять. Чтобы нам осознать полную свою неспособность сделать хоть что-то значимое без помощи Божией, иногда Ему приходится применять вот такие средства.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Я как-то смотрел православную передачу, там женщина рассказывала о том, что самая большая благодать, которая была в ее жизни, коснулась ее сердца тогда, когда она простила убийцу своего сына, обнялась с ним. Прощение тяжелых обид... Как благодать к нам приходит?»

– Все мы читали и знаем строчки из Евангелия: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». И что Господь повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Мы это слушаем, но никак не можем применить к себе. А тут вдруг человек восходит до того, что опытно решается примерить к себе это совершенство и делает так, как сказано в Евангелии. Там сказано: благословляйте, а не проклинайте. И человек чувствует, что это действительно приносит плоды благодати. Это своего рода открытие.

Мы живем и делаем какие-то логичные поступки, то есть делаем шаг «А», и из него логически вытекает шаг «Б». И совершенно нелогичным с точки зрения здравого смысла представляется прощение убийцы твоего ребенка. Людям кажется, что надо мстить, что убийц надо уничтожать. Но Евангелие не об этом говорит. Человек решается попробовать сделать так, как сказал Господь. Пробует – и понимает, что Евангелие нужно исполнять. Это не просто Книга, а образ жизни. Если это будет так, то и все наши шаги будут давать такие благодатные дары.

Вы сказали про дары, об этом и поговорим. Когда за Литургией мы поем «Иже херувимы», понимаем, что надо отложить всякое попечение, потому что в этот момент выходит Христос, и мы готовы принять Дары Святого Духа. Не может такого быть, чтобы в момент Причащения благодать Святого Духа была вне нас. Или такое может быть?

– Хороший вопрос, но кто может дать на него точный ответ? Мы знаем слова апостола Павла о том, чтобы Причастие не было в суд или осуждение. Эта фраза вошла в молитву перед Причащением, она порождает много вопросов. В каком случае причащение Святых Христовых Таин преподается в суд или во осуждение? Есть много разных мнений на эту тему. Самое расхожее мнение: если человек глумится над Дарами, если принимает их без должного благоговения, если вообще не понимает, о чем идет речь, тогда Святое Причастие может стать опасным для него. Благоговение, вера в то, что принимаешь Тело и Кровь Христовы, – одно из самых главных условий, с которым должно подходить к Святой Чаше.

Но мне кажется, что благодать Святого Духа преподается во всех случаях, даже если человек подходит не совсем благоговейно. В этом случае это будет благодать с отрицательным знаком, если так можно сказать. Некая научающая благодать, чтобы человек понял, что так делать нельзя.

Был случай с иконой, в честь которой назван наш храм. Некий юноша, будучи магом, колдуном, попытался совершить какие-то обряды перед этой иконой в Ватопедском монастыре – и тут же упал недвижимый, бездыханный. Только по молитвам братии он встал и после этого уверовал.

Или, например, в Деяниях апостолов описывается случай, как некий человек по имени Анания обманул Святого Духа, утаив какую-то часть от продажи имения, и умер от этого.

Конечно, когда человек умер, нельзя сказать, что он чему-то научился. Но многочисленные случаи говорят именно о том, что человек вдруг меняется. Например, апостол Павел: он сначала ослеп, потом был исцелен, прозрел и стал величайшим из апостолов. Все ведет к нашему спасению...

Вопрос телезрителя из Нижнего Тагила: «Большинство из нас приходят в храм Божий, когда случается что-то плохое. Тогда мы просим помощи у своего Создателя, чтобы Он дал душевных сил, укрепил в вере, помог найти выход из ситуации. Но у меня так происходит, что чаще всего я к Богу прихожу, когда у меня в жизни все хорошо; я преисполнен благодарности Богу и понимаю, что только Он дает мне любые блага. И я хочу Его за это благодарить. Но иногда в жизни что-то не ладится, находит уныние, отчаяние, посещают грешные мысли, что неспроста это все, что Бог здесь не поможет. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Возникает мысль, что надо самому что-то делать. И я в церковь не иду в такие моменты. Хотя понимаю, что должен идти и, наоборот, еще больше Бога просить, чтобы Он дал мне сил. У меня вопрос: как объяснить такое, что у меня наоборот получается, чем обычно бывает? И что в этой ситуации делать, чтобы выполнить Божию волю, и чтобы это способствовало моему спасению?»

– Господь по-разному проявляет Себя в нашей жизни. Состояние, когда хочется Бога благодарить, – это, на мой взгляд, сродни призывающей благодати, когда Господь дает нам легкость (в молитве, в жизни). В таком легком полетном состоянии нам очень легко зайти в храм, всех благодарить, обниматься со всеми. Весь мир солнечный, все улыбаются и все хорошо.

Потом Господь дает нам другое испытание – ощущение богооставленности, когда в жизни все начинает сыпаться, становится не очень хорошо. И это призыв Божий, чтобы мы своими силами постарались сделать какие-то шаги.

Опять приведу аналогию с маленьким ребенком, которого можно, конечно, все время водить за руку, обнимать, гладить по головушке, кормить всякими вкусностями, но потом из него вырастет не очень приспособленный к жизни человек. Время от времени человека надо заставлять что-то делать, чтобы он научился и вырос пригодным к тому, для чего он призван. И Господь, перемежая поглаживания по голове с необходимостью что-то делать, очень и очень тонко ведет нас к тому, для чего мы призваны в эту жизнь.

Поэтому, когда совсем тяжело, плохо, когда руки опускаются и душит уныние, – это призыв усилить движение к Богу. Кто может помочь? Господь. Не хочется идти в храм, ноги не идут, но нужно встать, заставить себя и пойти в храм. Постоял на Литургии – и вдруг понимаешь, что пелена спала, Господь принял твое деятельное покаяние.

Вы говорите, что обычно приходят с болью, горем. Нет. Обычно человек приходит в храм, когда еще не знает Бога, но у него все зашло в тупик и он не знает, куда деваться. Именно это состояние приводит со слезами и покаянным чувством в храм. И с этого начинается движение к Богу. Этот путь полон и радостями, и горестями.

Я всегда привожу такой пример: представьте, что нам нужно достичь горной вершины, причем очень высокой и очень тяжелой для подъема. Мы должны как можно ближе к ней приблизиться за время нашей жизни. Мы не можем все время идти вверх, потому что от усталости можно упасть и умереть. Поэтому Господь дает нам время от времени привалы, передышки, когда нам становится хорошо, тепло, мирно. Но это всего лишь привал, потому что цели своей – вершины – мы еще не достигли. Отдохнув какое-то время, мы должны снова взвалить на себя свое бремя, свой крест и опять продолжить движение вверх. Будет опять тяжело, больно, сложно, и может возникнуть отчаяние, уныние. Но, как горшки, слепленные из глины, проходят через огонь, так и мы обязаны пройти через это горнило, иначе не сможем усвоить действие благодати.

Если то, что Господь дает, дается даром и никак не закрепляется нашими делами, это не особо ценится. Мы должны быть готовы к тому, что такие комфортные, теплые, мирные состояния – не навсегда. Это дается, чтобы отдохнуть, перевести дух, а потом аккуратненько отнимается, и дальше надо опять идти со слезами, потом, болью к вершине, куда зовет нас Господь.

Поэтому постарайтесь в такие моменты, когда не хочется идти в храм, заставить, понудить себя, зная, что именно там может прийти желанное облегчение. Понуждение – это одно из условий. Царство Небесное нудится, то есть восхищается с усилием. И только те, кто прилагает усилия, могут его обрести. Об этом надо помнить.

Если подводить итоги, получается, что благодать Святого Духа от нас не уходит никогда. Это мы можем закрыть глаза на нее, не увидеть, не оценить. И в этом случае мы живем без благодати. Безблагодатная жизнь, наверное, и есть ад.

Записали:
Таисия Зыковам
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс