Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1174) → Архимандрита Саввы (Мажуко): Человек с нуля

Архимандрита Саввы (Мажуко): Человек с нуля

№37 (1174) / 1 октября ‘22

Свет невечерний

Все мы неоднократно наблюдали, как наши бабушки, дедушки, мамы, усаживаясь за семейный стол во время праздника, свадьбы или пасхального разговения, принимались в какой-то момент трапезы рассказывать длинные семейные истории. Я помню, меня в детстве всегда как-то озадачивало, что взрослые по десять, а то и по сто раз пересказывают одно и то же. Я понимал, что вот сейчас, когда уже все покушали и насытились, начнут рассказывать о том, как прабабушка ходила в Киев. И точно – начинался этот рассказ. Потом был рассказ, как дедушка работал в цирке, как встретил в Германии бабушку... Все эти бесконечные истории люди слушают с большим вниманием, прекрасно зная их содержание.

Для современного подростка суть истории сводится к информации. Вообще, современный человек, выросший в век информации, все знание сводит именно к информации. Есть конкретные пункты, географические названия, определения, явки, пароли, имена – все уже и так понятно. И зачем много раз пересказывать?

Очень легко отмахнуться от этой замечательной традиции, которая совершенно бессознательно, интуитивно переходит из поколения в поколение. Можно сказать, что это нечто лишнее. Однако я позволю себе назвать подобный опыт духовным упражнением, потому что это воистину духовное упражнение. Читая фолианты исторических исследований, мы обнаруживаем, что, в частности, и литература, и мифология, и традиция у каждого народа складывались как большая семейная история.

Например, Юлий Цезарь вел свою родословную непременно от Венеры, ему нужно было подтвердить, что он – тот самый наследник героев, которых Вергилий запечатлел в замечательном эпосе. И это не просто мифология. Это часть семейной истории большого народа. Истории Гомера рапсоды рассказывали наизусть. Если вы возьмете русское издание в переводе Гнедича или Жуковского, поймете, что это большой том, но большую часть песен образованные греки знали наизусть. И образование состояло не в том, что человек знал какие-то тексты, а в том, что он их знал как семейную историю.

Почему знание семейной истории так важно? Почему важно вслушиваться в семейную историю народа и в семейную историю небольшой семьи, в которой есть бабушки, дедушки, тети, дяди? Почему нам полезно расспрашивать своих бабушек, маму, отца о том, как прошло их детство, с чем они сталкивались? Если это будет откровенный и доверительный разговор, мы многое можем узнать о взлетах и падениях, об ошибках, которые совершали наши родители. Но это важно не для того, чтобы их судить и решать, был ли отец, например, успешным человеком или неудачником, который ради семьи пожертвовал своей партийной карьерой.

Люди традиционной культуры (наши предки) прекрасно понимали, что каждый из нас – не сам по себе. Каждый из нас – часть большого семейного дерева. И когда мы слышим истории своего народа или истории своей семьи, идет процесс самопознания. Многократное проговаривание этих историй и вслушивание в них дает ключ к пониманию самих себя. Потому что в нас живут желания, страсти, порывы, мечты, которые мы бессознательно заимствовали от своих предков. Не только от своей семьи, но и от большого народа, к которому мы принадлежим.

У каждого народа есть своя мифология. Мифология не в смысле выдуманной истории, а в смысле семейного рассказа, который выделяет и подчеркивает те черты, что живут в каждом из нас. И чтобы познакомиться с самим собой, нужно эти истории выслушивать.

Люди нормальные это прекрасно понимают. Но мы сейчас пришли к такому состоянию общества, когда нам элементарные базовые вещи нужно проговаривать. Это звучит очень странно, для некоторых даже вызывающе. Почему? Потому, что современное общество приучает мыслить каждого отдельного человека как индивидуума, как нечто отделенное. Мы – не большое дерево, не большой организм, а просто песчинки в горе песка. Взял горсть песка, пересыпал в другое место – и ничего. Люди, исповедующие веру в подчеркнутый индивидуализм, видят в этом признак свободы.

В 2022 году были озвучены результаты исследований Института Вейцмана (Израиль). Исследователи поделились прорывом в области создания синтетических эмбрионов. Создана технология, которую исследователи назвали внешней (или искусственной) утробой. Берутся клетки кожи, помещаются в специальный раствор, где они искусственно преобразуются в стволовые клетки, а потом помещаются в искусственную утробу, где из этих стволовых клеток появляется эмбрион. Те, кто об этом пишет, с энтузиазмом говорят, что наконец-то появится по-настоящему свободное существо, человек с нуля, у которого не будет прошлого, не будет родителей, народа и никто не сможет на него посягать. Кроме того, оборудование, подобное тому, что создали израильские ученые, теоретически позволяет выращивать вот таких людей с нуля в промышленных масштабах.

Пока это только теория, но ученые это обсуждают. Дело не в том, что наша наука движется вперед, я выношу за скобки оценку этих исследований. Мне интересен тот энтузиазм по поводу свободы человека, о котором говорят пропагандисты научного знания. То есть они проговаривают свой символ веры: быть свободным – значит, не быть отягощенным семейной историей, историей народа, быть оторванным от всего. Наконец-то появится по-настоящему свободный человек – так говорят эти люди.

Это глубокое заблуждение. На самом деле таким образом создается не свободный, а пустой, полый человек. Может быть, поэтому энтузиасты новой религии научного знания так любят кочевать, отказывать себе в принадлежности к тому или иному народу, ратуя за то, что можно менять пол, вероисповедание, стратегию своей семейной жизни, страны и континенты... То есть можно себя как-то реконструировать, как будто ты – конструктор LEGO, а не живой человек.

Эти люди глубоко заблуждаются. Я думаю, они обрекают себя на глубочайшее одиночество и сиротство. Потому что человек без семейной истории, без истории своего народа мертв: у него нет тех созидательных соков, того фундамента, что для него создавали его предки на протяжении тысячелетий. Как говорил один средневековый философ, мы подобны карликам, которые сидят на плечах гигантов. Да, эти гиганты совершали массу ошибок. И, конечно, среди семейных историй вы найдете не только примеры святости, но и примеры подлости, падений, бегства, смертей. Но это наша история, это часть нас, это уже вошло в нас. И быть свободным – это значит принять эту историю, научиться ее понимать, научиться понимать свои желания, страсти.

Фундамент этого духовного упражнения – созерцание и слушание семейной истории и истории своего народа перед очами Божиими. Потому что Бог видит нас целиком, как большой законченный организм. Перед Его очами мы еще не родились, но уже умерли, и наше большое человеческое древо раскрылось во всем своем цвете. Святым людям, созерцающим свои семейные истории и истории своего народа перед очами Божиими, часто пророчески открывается вся картина и вся красота этого большого человеческого древа, которое прекрасно и должно быть благословлено всяким благодарным сыном и дочерью своего народа.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс