Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1174) → Не забываем веру предков

Не забываем веру предков

№37 (1174) / 1 октября ‘22

Паломничество

Первый Полтавский полк кубанского казачьего войска на рубеже XIX–XX веков расквартировали в пригороде столицы Армении. Ереван, или Эривань, как говорили русские, стал для них домом на несколько десятилетий. Люди верующие, привыкшие посещать церковь, нуждались в духовном окормлении и сначала построили походный храм Александра Невского.

Протоиерей Арсений Григорянц, благочинный Ереванского церковного округа: – В 1906 году уже в одном из казарменных зданий, расположенных вокруг храма, на верхнем этаже был оборудован домовый храм. Здесь выстроили шесть зданий (видимо, это были дома офицерства и духовенства).

А третьей церковью стала ныне существующая Покровская, год закладки которой выпал на 1912 году, а освящение состоялось в 1916 году. Сейчас место, где стоит храм, это район города, а тогда это было село под названием Канакер.

прот. Арсений: – Перед архитектором Федором Михайловичем Вержбицким военное ведомство поставило задачу создать проект вместительного, но недорогого войскового храма. Проект был создан, представлен на высочайшее рассмотрение и утвержден императором в 1901 году. После утверждения началось массовое строительство войсковых храмов, сейчас их насчитывается порядка 66. Такие храмы есть и в Москве, и два храма на территории современной Армении, и в Карской области, и в Азербайджане в Баку, и в Пскове – это все копии, их много, – по границам империи их стали активно строить в те годы. Один из этих войсковых храмов, построенных по типовому проекту архитектора Вержбицкого – это Покровский храм в Канакере.

Но в 1923 году решением ЦК компартии Армении храм закрыли и передали для нужд Красной армии, купол и колокольню разрушили, началось запустение – храм был клубом и складом.

прот. Арсений: – Расскажу вам очень трогательную историю. Шли работы по реставрации храма, в центре висела большая люстра, она была спущена на пол, и вдруг к храму подъезжают правительственные автомобили. Выходит из автомобиля дедушка, на вид житель Средней Азии (оказалось, из Казахстана) с супругой. Рассказывают нам историю, что дедушка служил в свое время здесь (здесь была воинская часть: сперва – казачий полк, потом часть Красной армии) и работал киномехаником в кинотеатре – там, наверху была размещена кинорубка. Он показал фотографию, как там стоит кинопроектор, он рядом с ним, также фото, где они с сослуживцами перед храмом. И вот он ходит, плачет, смотрит на все это. Оказывается, он написал письмо президенту Армении с просьбой: «Я служил в Армении, для меня очень трогательные воспоминания, хотел бы посетить, но не имею возможности. Могли бы Вы мне посодействовать?» Президент обеспечил его прилет с женой в Армению, его разместили и привезли сюда показать.

В конце 80-х в Армению приезжает первый в послевоенный период священник Русской Православной Церкви, и начинаются богослужения сначала в селении Дмитров.

прот. Арсений: – В этот период выяснилось, что хорошо сохранилось здание храма, который аккуратно сохранялся военными (сейчас это военный объект). В 1990 году община обратилась к министру Республики Армения с просьбой вернуть тогда уже Дом культуры в Русскую Православную Церковь для совершения богослужений. Положительное решение по этому вопросу было принято, и была снесена сцена.

Праздник Крестовоздвижения в 1991 году встречали в стенах этого храма. Тогда совершили и малое освящение. Когда в 1991 году этот храм вернули верующим, то прихожане вначале не знали, кому же была посвящена эта церковь до революции, и престол освятили в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Каково же было удивление, когда выяснилось, что изначально это и была Покровская церковь.

прот. Арсений: – И только позже мы, поработав с архивными источниками выяснили, что действительно этот каменный храм был освящен в честь Покрова. Вот так, не зная этого, храм был переосвящен таким, каким он был вначале, – Покровским.

Но финансирование на полное восстановление храма найти было сложно.

прот. Арсений: – Все началось такой необычной историей. Приехали к нам мэр Москвы (тогда Юрий Лужков) и настоятель храма протоиерей Владимир Глазачёв и говорят, что есть идея построить здесь Крест под сенью, посвященный воинству Святой Руси, потому что русские воины защищали Армению на протяжении многих лет, проливалась кровь. Лужкову очень понравилась идея, он сказал «мы поможем с финансированием», и первая лепта была внесена московским правительством. Основной благотворитель, благодаря которому удалось осуществить строительство, это Евгений Анатольевич Гладунчик, который в то время был генеральным директором армянской компании «Электросети». Началось возрождение, тогда же были восстановлены купол и колокольня, от храма фактически остался только камень стен и перекрытие крыши, все остальное было сделано заново.

Церковь благоукрашалась, преображалась и территория вокруг. А рядом с храмом еще один купол – это Успенская церковь, она находится на Покровском подворье монастыря, так что теперь это место освящено не только молитвой прихожан и священников, но и насельниц святой обители. Дело в том, что Покровскому храму передали одно из зданий бывших военных казарм.

прот. Арсений: – Здание было много лет в нашем ведении, но мы ничего не могли с ним сделать, оно стояло полуразрушенным, но мы всегда называли его «монастырь». Оно было отреставрировано, и сейчас там подворье женского монастыря «Нерушимая стена», тогда приходы относились к Екатеринодарской епархии, сестры общались именно с Апшеронским монастырем (там постригались), и таким образом здесь образовалось подворье. Сейчас в нем две монахини, шесть инокинь, одна послушница. Дальнейшие административные изменения: в 2016 году мы были выведены из состава Екатеринодарской епархии в подрядшие приходы под управлением епископа Леонида Владикавказского и Аланского (в декабре). А в октябре 2021 года была образована Ереванско-Армянская епархия Русской Православной Церкви, и это уже новая страница истории Русской Православной Церкви в Армении.

Восстанавливали храм не спеша – хотелось все сделать с любовью, но строители не всегда могли понять такое трепетное отношение к дому Божию.

прот. Арсений: – Мы очень скорбели из-за этого, потому что «вы же храм восстанавливаете, вы над алтарем работаете, а то ругаетесь, то курите, то еще что-то». К этому времени пришли сюда работать мастера из находящегося неподалеку маленького городка Бюрегаван – простые парни-работяги, вот они действительно работали с благоговением, со страхом и всегда интересовались что тут происходит, и было видно, что к своему делу они относятся очень серьезно. Только эту группу мы оставили, эти ребята, которые пришли сюда в 2004 году из города Бюрегаван, постепенно со своими семьями, домочадцами, родными и знакомыми покрестились, приняли Православие. Один из них – диакон Никон, который ныне тоже активно продолжает заниматься реставрационными работами. Все мраморные изделия, что вы видите в храме, это все ручная работа, сделанная руками нашего отца диакона.

Но перед строителями и духовенством встал вопрос: земля армянская, церковь русская, вера греческая – как же все это соединить в одном храме?

прот. Арсений: – Мы написали Покровскую икону над входом в храм. Надписание на ней сделали на греческом языке, слева от нее разместили икону Александра Невского, надписание сделали на церковнославянском, а справа сделали икону священномученика Григория Первосвятителя, надписание сделали на армянском. И эту же идею решили продолжить в иконостасе. В центре вы видите икону Троицы – это необычная икона, единственная в своем роде, в интернете ее уже окрестили «Троица Армянская». Дело в том, что там гора, дерево и дом, которые обязательно изображены на иконе «Троица», дерево стилизовано под цветущий абрикос, а не классический дуб, гора стилизована под гору Арарат, если приглядеться, там есть окаменелость Ноева ковчега, а в доме – различные элементы православных армянских храмов.

Вся правая часть иконостаса с надписями на армянском языке, левая – на церковнославянском.

прот. Арсений: – Условная икона, изображающая армянскую сторону, – Ной с ковчегом (который сошел на горах Араратских), Иоанн Златоуст (который был сослан в Армению, несколько лет находился в ссылке на территории Армении и преставился в Каманах Армянских), Евфимий Великий (который, по жизнеописанию, был родом из Армении), апостолы Фаддей и Варфоломей, святитель Иаков Низибийский (один из епископов на территории Армении, великий подвижник, у нас есть его мощи), святая равноапостольная Нина (которая пришла сперва в Армению, а потом продолжила свой путь в Грузию), священномученик Григорий, просветитель, мученица Рипсимия и Гаиания припадающая.

А с другой стороны на иконе русские святые, напоминающие нам о важных вехах в истории Православия в России, а по аналогии с иконой Крещения Руси будет написана икона Крещение Армении.

прот. Арсений: – Еще не могу не сказать об идее четырех столпов, поскольку храм наш Богородичный, четыре столпа – четыре иконы Богородицы. Казанская икона, подаренная Патриархом Кириллом при его первом визите к нам в храм, стала сразу очень почитаема в народе, мы даже сделали место под украшения, потому что люди приходят, молятся, получают просимое и несут постоянно какие-то украшения.

Слева Владимирская икона Богородицы, подарок католикоса Гарегина II, готовится к размещению Смоленская икона Божией Матери, также подарок Святейшего Патриарха Кирилла, а на четвертом столпе будет Миасинская икона Царицы Небесной. На базе Покровского храма создан настоящий храмово-монастырский комплекс, включающий два храма, святую обитель, административное здание, часовню, баптистерий и дом причта. В этом году приход отмечает юбилейную дату – 110 лет со дня основания Покровской церкви.

прот. Арсений: – На сегодняшний день это центральный храм в жизни Русской Православной Церкви в Армении, большинство священников являются клириками именно этого храма и выезжают для служения в других храмах Армении.

Православная паства в Армении многонациональна. Есть русские, армяне, украинцы, белорусы, греки, ассирийцы, езиды, и всех объединяет единство в духе мира и любви.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс