Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1174) → Священник Захарий Савельев: Просвещайтесь через книгу!

Священник Захарий Савельев: Просвещайтесь через книгу!

№37 (1174) / 1 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Тема программы посвящена книге, культуре современного чтения, вообще книжной культуре. Как Вы считаете, из досуга современного человека книга ушла или нет? Я замечу, что я сам почти перестал читать книги. Есть общественные опросы, что книга уходит на второй план. Мы читаем короткие статьи, смотрим короткие клипы, получаем очень много информации, а в книгу погружаемся очень редко.

– Не так давно на одной из радиостанций я слышал подобную версию, что книга уже уходит и читать становится тяжело. Кажется, что читаешь и не запоминаешь какой-то материал, который только что увидел. Дело в том, что книга уникальна. Для православного человека книги вообще на первом месте. Мы начинаем Божественную литургию с возгласа: «Благословенно Царство...». И при этом осеняем антиминс Святым Евангелием. Евангелие – это Благая весть для каждого из нас.

Возвращаясь к вашему вопросу относительно того, какое место книга сегодня занимает в жизни человека, можно сказать, что лет пять назад были такие сомнения, даже некие страхования, что книга будет вытеснена. Но в итоге мы видим, что книжная культура в нашей стране не ушла, продолжает свое бытие. Она так или иначе время от времени насыщает и наши церковные магазины, и в светских магазинах есть православная литература.

Что такое книга сама по себе? Это глубина. Сегодня большая проблема клиповости: посмотрел ролик, клип, даже фильм, вроде и снятый по мотиву романа (может быть, даже очень серьезного литературного произведения), но самой глубины нет. В книге встречаешься непосредственно с автором, писателем, с его пониманием жизни, бытия, собственной психологии. И чем больше человек читает, тем больше себя обогащает на самом деле.

Более того, книжная культура в нашей стране черпает свое начало от Остромирова Евангелия (это примерно 1050-е гг.). Безусловно, были святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, они создали алфавит – кириллицу. Сама по себе книга – это некий образ того, как человек должен в каком-то смысле уподобиться Богу. Есть творец – писатель, который пишет свое произведение, болеет за него, терпит поражения, взлеты и падения, как и в обычной жизни. Он излагает свою летопись отношений с Богом (Евангелие, творения святых отцов), своих раздумий.

Более того, можно сказать, что Евангелие само по себе является не только началом русской культуры, книгопечатания, книгораспространения (потому что первая напечатанная книга в нашей стране – «Апостол» диакона Иоанна Федорова), но и источником вдохновения в творчестве многих русских писателей – Достоевского, Пушкина, который даже переписывался со святителем Филаретом (Дроздовым).

Поражаешься тому, что как ни вычеркивали Церковь из жизни, она стоит в центре нашей русской цивилизации. Наш современник так или иначе – наследник духовного начала Церкви, которое она положила в момент Крещения Руси, появления первых книг. Через церковную книгу просвещался простой человек. Святые отцы очень много рассуждают об этом. Например, авва Дорофей в своем поучении обращался к своим монашествующим духовным чадам, говоря о том, что чтение для него было вначале очень сложным и тяжелым делом. Для него читать книгу было подобно прикосновению к зверю. Но впоследствии преподобный авва Дорофей пишет, что он настолько полюбил чтение древних писаний, что его уже было не оторвать от этого. И можно с большой уверенностью сказать: как книга была актуальна для наших предков, так она актуальна для нас и сейчас. Кажется, что книга является чем-то устаревшим, просто бумага...

Хотя, мне кажется, сейчас это очень хороший подарок. Мне недавно подарили хорошую книгу. У меня была радость. Это что-то особенное...

– Приложение или электронную версию не подаришь. По крайней мере, не все это поймут. Я сегодня общался со своей матушкой перед тем, как прийти сюда (она историк-архивист). Она сказала, что существует такая проблема: начинает портиться пленка старых кассет с фильмами, советские фильмы приходится оцифровывать заново, чтобы не испортился сам носитель, диски могут портиться, а книга лежит тысячелетиями. Все, что мы знаем о Древней Руси, о древней истории нашего мира, знаем из книг, Священного Писания. Опять же Евангелие и Священное Писание являются одновременно источниками, по которым люди учились читать (и по церковным книгам тоже).

Преподобный Сергий учился читать по Часослову.

– Как и было принято в то время. Или по Псалтири. Это тоже Священное Писание, которое занимает большую часть богослужения.

У нас в Издательском совете на данный момент произошло некое совмещение современных технологий с простой книгой. Я принес сегодня показать детское Евангелие с дополненной реальностью. Оно появилось по благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На данный момент на общем собрании Издательского совета было принято решение данные экземпляры Евангелия отправить во все епархии Русской Православной Церкви. Чем оно интересно? Это маленькая книжечка, но на ней есть QR-код, по которому можно скачать приложение, и начнут оживать странички с картинками: изображения Господа, Божией Матери.

То есть получается уже и не книжка, все равно современные технологии тоже свою роль играют.

– Мы держим связь с епархиями. Данное послушание было поручено мне в Издательском совете. Абсолютно все епархии, которые получили уже эти Евангелия, очень благодарны. Эти книги не для продажи, а для благотворительного распространения. Чем больше будет такой помощи, которую издательство старается оказывать епархиям, тем, наверное, будет интереснее и проще нам всем развивать книжную культуру.

Я родился в семье священнослужителя, мне проще… Нашел какое-то издание Библии, мне там очень нравились иллюстрации (видимо, какое-то западное издание), там все было очень красиво, красочно. Мне нравилось, как выглядят филистимляне, как они штурмуют Иерихон. Я очень проникался этими баталиями ветхозаветных времен. Наверное, меня тогда это очень сильно купило, я перечитывал книгу. Видимо, здесь тоже есть свой плюс, что ребенку порой хочется больше визуализации. И ему в этом помогут. И, может, смартфон, который почти у всех сейчас есть, будет содержать и что-то полезное. Это очень интересный проект.

– Моему сыну пять лет. Мы с ним смотрели это Евангелие, он увидел библейскую картину распятия Спасителя, очень растрогался и волнительно сказал: «Папа, дяде, нашему Богу, больно». Я даже немного прослезился в этот момент, настолько все это было трогательно, даже сам приложился к этому образу.

Важно прививать правильное отношение к книге, к чтению с самого детства. Я помню, что моя мама мне в детстве читала на ночь. И мы с матушкой каждый день читаем сыну, это действительно очень важно. И он сам уже умеет читать в пять лет. Очень важно понимать, что книга – это глубина. То есть это действительно то, что может сформировать человека. Некоторые говорят, что читать – это сложно, а фильм посмотреть легко.

Можно еще краткое содержание скачать. Я недавно помогал человеку готовиться к экзаменам и скачивал краткое содержание нескольких книг. Я даже перечитывал их. Я много чего прочитал из школьной программы, но это было забавно: человек не получает полной картины произведения. Ведь чтение все-таки тоже труд.

– Как раз хотел сказать, что при чтении человек одновременно получает информацию и напрягает свой мозг, одновременно проходит некую методику того, как можно и нужно напрягаться, что-то для себя новое открывать, подчеркивать. Вообще, мне кажется, читать лучше всего всегда с карандашом. Я слышал, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) мог что-то подчеркнуть для себя карандашом в Священном Писании. Священное Писание легло в основу творчества нашего великого писателя Федора Михайловича Достоевского. И даже у нас, в Издательском совете, есть такой конкурс: «Просвещение через книгу». На нем было отмечено Евангелие Достоевского, созданное фондом «Возрождение Тобольска». Это копия Евангелия Достоевского, где он что-то подчеркивал карандашом. То есть человек вгрызался в Божественное Откровение, в Священное Писание. Наверное, даже подержав такую книгу в руках, проникаешься той подлинной любовью к Священному Писанию, к книге, к Богу, которая была у Федора Михайловича.

Вопрос телезрителя: «Часто слышишь такие разговоры, что до Кирилла и Мефодия русский народ был безграмотный, некультурный – в общем, сплошные варвары. Но есть раскопки, находили берестяные грамоты, которые были написаны еще до христианства. И вообще, как мог такой безграмотный народ принять христианство? Такого быть не может. Откуда такие данные?»

– Не так давно я общался с одной девушкой, которая мне доказывала: все, что в христианстве есть, – это придумано, а вся наша богатая культура есть в язычестве. Это, конечно, абсолютно не так. Господь дает каждому человеку таланты, которые он призван в себе взрастить. Безусловно, и русскому народу (каждому русскому человеку и нации в целом) Господом даны те таланты, которые как раз с помощью Евангелия, христианизации, принятия Православия удалось развить. Безусловно, была и определенная письменность до Кирилла и Мефодия, но они это систематизировали.

Они все-таки были на пути «из варяг в греки», к ним приплывали грамотные греческие купцы, уж как-то общаться приходилось, был какой-то пример. А пример христианства был еще и у бабушки князя Владимира – княгини Ольги. Она вообще ездила в Константинополь. Они же не в лесу жили, видели мир вокруг.

– Что привнесло христианство? У каждого писателя есть вдохновение, а Евангелие – это богодухновенная Книга, автор Книги – Господь. Но Он взял отдельного человека и вдохновил его Своим Духом Святым. И этот человек своими руками написал летопись отношений с Господом.

Наверное, в нашей истории Господь даровал нашему народу таланты, которые христианство развило. Они были и до христианства, но христианство привнесло в них колоссальную систематизацию и пользу. Очень часто, бывает, говорят, что христианство вообще ничего не развило, наоборот, лютая жестокость была.

Давайте обратимся к истории. У князя Владимира в дружине был воин Федор, варяг, у него был сын Иоанн. Как раз после очередной победы в благодарность языческим богам решили принести в жертву его сына Иоанна. И для языческого народа это действительно было чем-то почетным. Избирали самого достойного, приносили его в жертву, тем более это был младенец, безгрешное дитя. Мы выросли совершенно в другой цивилизации, для нас это дико, а для языческих народов это не было диким. Я даже слышал, что сейчас в некоторых африканских племенах, которые абсолютно ничего не знали о христианстве и не знают, есть такая традиция – воровать детей, чтобы их мучить, издеваться над ними, а потом их убивать для того, чтобы был хороший урожай.

Безусловно, такие жестокие ноты были в античном мире и в нашей русской истории до принятия христианства. Это было везде. И как раз свет Христов просветил душу каждого человека. Все равно сегодня мы живем в принципиально христианском мире. Конечно, можно сказать, что христианская Европа сейчас безнравственная. Это, безусловно, так, это возвращение к языческим истокам, к которым русская душа не привыкла. У нас, слава Богу, нет никаких своеобразных парадов, и упаси нас Бог от них.

На самом деле пример расчеловечивания тоже был в нашей истории.

– Безусловно. Смутное время, революция, Гражданская война. Митрополит Климент очень часто приводит пример, что люди даже пытались переписать календарь, чтобы он не напоминал христианский, сделать, чтобы было только тридцать дней (это было с 1926 по 1940 год). Люди пытались испепелить христианство в русской душе. Но не получилось. Все равно и в советское время поняли, что переборщили, и сегодня понимают.

Расскажу такой пример. Не так давно, работая в Издательском совете, мы послужили Божественную литургию, потом у нас было небольшое мероприятие, и мы пошли на Новодевичье кладбище. Мы, два батюшки, стоим напротив могилы Хрущева. Я говорю: «Наверное Никите Сергеевичу сейчас очень обидно, ведь он так хотел показать последнего попа, а перед его могилой стоят явно не последние батюшки». Действительно, милостью Божией, вопреки всему Православие живет в нашей стране, в сердцах наших людей, в том числе и на книжных полках. Действительно, можно сказать, что люди нецерковные, выросшие в нецерковных семьях, приходят в храмы, читают православную литературу, приобщаются к русской книжной культуре, которая неразрывно связана с христианством, Православием.

Например, когда человек приходит в храм, обычно мы пытаемся с ним побеседовать, понять, что ему нужно, и советуем что-то почитать. Например, что можно дать почитать? С одной стороны, Евангелие. Эта книга как мировое наследие, первая книга нашей цивилизации. А что еще?

– Я всегда советую почитать «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова). «Катехизис» митрополита Илариона я тоже всегда рекомендую, он очень хорошо проиллюстрирован. Я стараюсь, чтобы мы обязательно обменялись телефонами. И в случае, если возникают вопросы (а они все равно возникают), через месяц или даже через полгода мне звонят и говорят: «Батюшка, помните, мы с Вами общались? Вы мне подарили книжку». Человек начинает задаваться вопросами: а что это значит? Конечно, много вопросов и про Новый Завет, и про Ветхий. Потому что в них есть места, непонятные тому, кто только пришел в храм и открывает для себя врата церкви.

Я еще стараюсь рекомендовать почитать литературу. Практически каждому мы дарим молитвослов. Конечно, это не просветительская литература, но я рекомендую почитать хотя бы одну молитву с утра, когда человек еще совершенно ни к чему не готов, не имеет навыка молитвы, говорит, что никогда в жизни не молился, никогда об этом не задумывался. Говоришь: возьмите и почитайте хотя бы одну молитву, задумайтесь над ней.

Более продвинутым стараюсь рекомендовать труды святителя Феофана Затворника. Это уникальный церковный автор, выразивший всю богословскую церковную святоотеческую традицию в конце XIX века. Читаешь его и поражаешься глубине мысли. Язык его трудов – это язык XIX века, эпохи Александра II, когда была попытка сделать из Русской Церкви некое духовное министерство (это было при обер-прокуроре Толстом). Понимаешь, как человек жил, как работал над своими черновиками, как трудился над собственным словом, был великим проповедником.

К каждому пытаешься подойти индивидуально. Кому-то советуешь почитать «Несвятые святые». Это прекрасная книга, которая в свое время меня очень сильно заворожила. Кому-то советуешь почитать что-то из линейки книг Издательского дома «Познание». Там очень много прекрасной богословской литературы, которой можно просто зачитываться. В целом стараешься с человеком общаться на примере чего-то, а что-то говоришь и своим корявым языком, может, советуешь посмотреть проповедь Святейшего Патриарха. Потому что слова нашего Первосвятителя должны быть примером для каждого из нас.

Духовная жизнь должна быть разносторонней. Есть разные инструменты: где-то можно и передачу посмотреть, а где-то и книгу почитать.

– Передачу посмотреть. А почему бы и нет? Все должно быть на вооружении.

Да, смотрите нас.

Записали:
Елена Кузоро
и Максим Заливакин

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс