Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1174) → Иерей Петр Панов: Молитесь всем сердцем, отринув злобу!

Иерей Петр Панов: Молитесь всем сердцем, отринув злобу!

№37 (1174) / 1 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Я смотрю „Союз”, слушаю вечернее правило. Хочу спросить: мне нужно читать то, что произносят, или можно просто слушать?»

– Можно по-разному ответить: если вы собираетесь помолиться Господу Богу, то лучше, конечно, молиться самостоятельно, без помощи телевизора, магнитофона. Потому что чтец, которого мы видим на телеэкране, читает в своем темпе, со своими интонациями. У него своя духовность, он прочитывает эту молитву со своей точки зрения, так, как ее видит, и старается соответствовать тому состоянию духа, в котором сейчас находится. Но мы, слушатели, можем не идти в унисон с этим чтецом на телеэкране, поэтому у нас теряется молитва, теряется связь с Господом Богом, а мы должны со вниманием прочитывать каждое слово.

Это очень важный момент. Святые отцы нам говорят: не важно, сколько ты прочитал молитв перед сном или после сна, важно, как прочитал. Например, читаешь молитву, и она в этот момент коснулась твоего сердца, ты почувствовал, что Господь тебя слышит, есть отдача. И тебе позволительно оставить все другие молитвы и именно этой молитвой сейчас молиться, пребывать в этом состоянии, сохранить его.

А в этот момент чтец на телеэкране уже давно прочитал эти молитвы и находится в конце вечернего или утреннего правила, и мы идем, конечно, не вместе. Поэтому мой совет (и другие советуют): по мере возможности самим читать утренние и вечерние молитвы, Псалтирь.

А тот, кто все-таки не может по стечению обстоятельств сам почитать (например, не успевает), включает магнитофон, слушает. Но здесь один совет: слушать со вниманием и стараться придерживаться того темпа, в котором читает чтец. И все-таки важно со вниманием разобрать каждое слово и переносить его от нашего сердца к Господу Богу.

Если, допустим, не успеваешь за чтецом, можно ли молиться своими словами?

– Да. Апостол Павел говорит: непрестанно молитесь. И мы знаем слова Господа Иисуса Христа, что Отец ищет истинных поклонников, которые будут поклоняться Ему в духе и истине (cм.: Ин. 4, 23). Не важно, где ты находишься: в храме, на улице, дома, – непрестанно молись, будь всегда с Господом. Освящай весь свой день краткой молитвой. Можно молиться от себя или теми молитвами, которые выучил, это «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», Иисусова молитва, «Живый в помощи Вышняго», 50-й псалом.

Молиться своими словами порой бывает полезнее, чем читать заученные тексты. Потому что, случается, мы читаем утренние и вечерние молитвы, и 15–20 минут пролетели так, что мы их не заметили. Читали ли мы, молились ли мы? Где мы вообще находились? Наши мысли летали далеко. Мы думали обо всех своих делах на завтрашний, послезавтрашний день и в итоге как были с разбитым корытом, так и остались с ним, то есть ничего не приобрели. Благодать Божия хотела бы войти в нас, но мы не соделались в этот момент тем сосудом, в который бы она могла войти.

И в храме происходит то же самое, что и в наших келейных утренних и вечерних молитвах. С чего начинается Божественная литургия? Мы говорим: «Миром Господу помолимся», то есть с миром в душе, вниманием будем возносить слова молитвы к Господу Богу.

Вы упомянули непрестанную молитву. Как Вы думаете: в нашем ритме жизни для большинства мирян, городских жителей, актуальна ли непрестанная молитва, достижима ли? Каждый день ходишь на работу, ездишь в транспорте, планируешь свой день, чтобы знать, какие задачи предстоит выполнить. Где тут место для непрестанной молитвы?

– Наша жизнь, как вы правильно сказали, суетная, и у нас очень много дел, и как раз наши дела, нашу суету нужно обязательно разбавлять молитвой к Господу Богу. Всегда есть минутки, которые мы можем посвятить обращению к Богу.

Существует такой пример из жития папы – святителя Григория Паламы. Он был достопочтенным мужем, высоким советником, служил в сенате. И он приобрел непрестанную молитву. Идет заседание, все что-то обсуждают, предлагают, решают проблемы, а он в этот момент тихо и мирно сидит, и все понимают, что он молится. И при этом он умудрялся слушать все, что происходило в тот момент в этом помещении. И всякий раз, когда к нему обращались за советом, он, находясь в непрестанной молитве, предлагал решения тех или иных проблем, попадая прямо в точку.

Так и мы с вами можем: едешь за рулем, смотришь, какой сигнал светофора впереди, и при этом молишься: «Господи, помилуй! Господи, благослови! Господи, спаси и сохрани!», «Отче наш» читаешь. Моешь посуду – читаешь «Богородице Дево, радуйся». Читаешь все, что тебе сейчас хочется почитать, потому что жизнь коротка, а мы теряем ее на суету.

Проходит день, и если его попытаться выжать, как мокрую тряпку, то в сухом остатке получаются какие-то крупицы благодати Божией. Мы могли бы получить благодать в течение дня, если бы внимательно относились к своей духовной жизни, внимательно совершали молитву. А на что было потрачено 24 часа? На сон и всякую суету. День прошел, неделя прошла, жизнь прошла. И в итоге получается, что мы всю свою жизнь посвятили суете.

Полностью, с головой погрузились в эту мирскую жизнь, и хорошо, если Бога вспоминаем в воскресенье. «Шесть дней делай все свои дела, – говорит Господь в заповедях, – а седьмой посвяти Господу Богу твоему». Приходим в воскресенье на службу в храм, стоим, молимся. Проходит полтора часа богослужения, и чем мы это время занимались? Смотрели, кто во что одет, кто что делает, как батюшка повернулся, как хор не ту ноту взял, как чтец невнимательно что-то прочитал, ошибся. На все внимание обращаем и опять же остаемся без благодати, с какими-то крупицами молитвы.

И за то слава Богу на самом деле. Перекрестившись, скажем: «Господи, прости меня, никчемного молитвенника Твоего, который ничего не умеет делать. Господи, благослови!» В Евангелии от Иоанна Господь говорит: без Меня не можете делать ничего. Мы должны всегда помнить эти слова.

Вы ни молиться без Него не научитесь, ни правильную духовную жизнь построить не сможете. Без Него не сможете абсолютно ничего. И спасение не от вас зависит, а от Бога. И в сочетании с Ним вы можете войти в Царство Небесное. То, что невозможно людям, возможно Богу.

Вы сказали про крупицы молитвы в храме. То есть молитва в храме все равно в какой-то степени выше, чем молитва самостоятельная, домашняя, пусть даже и непрестанная? В чем значение совместной храмовой молитвы? Почему она так важна, что, как Вы говорите, даже ее крупицы – это уже особая благодать?

– Господь научил Своих учеников молитве «Отче наш». Он же не сказал: «Отче мой». То есть мы должны понимать, что мы все братья и сестры, одна большая христианская семья. И где двое или трое собраны во имя Мое, говорит Господь, там Я посреди них.

«Литургия» в переводе означает «общее дело». И когда двое, трое, 50, 100, 500 человек при содействии с хором, со священником, диаконами громогласно помолятся, то стены обрушиться могут. Вспоминаем Иерихон. Несколько дней иудеи ходили молча вокруг Иерихона, а потом затрубили, и стены Иерихона рухнули. Так и общая молитва творит великие дела.

Мы много молимся о том, чтобы прошло поветрие, закончилась пандемия, скорее наступил мир, народы соединились в единой вере, чтобы все пребывали в любви, согласии. Неужели Господь не слышит молитву? Слышит, но ждет до того времени, когда этому необходимо будет свершиться. Ведь Господь спасает нас, но не без нас. И для каждого у Господа есть свой подход. Для определенного народа – свое время.

Поэтому мы молимся с наде- ждой, стоя перед престолом Господним в алтаре, и «едиными усты, единым сердцем», как мы поем на Литургии, поклоняемся Господу Богу. Совместная молитва намного выше, намного главнее твоей маленькой, келейной молитвы. Но из этих ручейков как раз и получается одна большая река, которая изливается и является живой водой, ведущей в жизнь вечную.

Нельзя пренебрегать общей молитвой. Конечно же, есть ковидные ограничения для людей старше 60, чтобы им не рисковать своей жизнью. Но тем не менее люди идут к Богу. Как будет, так будет. Надо мне заболеть – я заболеваю. Нет – значит, нет. Все под Богом ходим. И того, кто бережет себя, страшится, мы не осуждаем, и того, кто приходит, не осуждаем. Мы полагаемся на волю Божию, слушаем наше Священноначалие, что нам говорят делать, то мы и исполняем.

Слава Богу, храмы открыты, идет богослужение. Самое главное, совершается Литургия, Евхаристия, Причастие Тела и Крови Господа Иисуса Христа. А как мы с вами знаем, Евхаристия будет совершаться до конца времен – это счастье, это радость.

Мы начали говорить о молитве, перешли к разговору о таинстве. Очень многие люди задаются вопросом: зачем идти в храм? Молятся дома. Моя знакомая, например, регулярно смотрит трансляции богослужений и молится, но в храм идти не хочет. Есть определенные впечатления, воспоминания о том, как в 1990-х хлынули толпы народа, и все превратилось как будто в конвейер. Люди шли потоком, а священники исповедовали, отпускали грехи, причащали. Почему и зачем надо идти в храм? И надо ли?

– Есть такое модное выражение: у меня Бог в душе. Так сказать, конечно, могут только единицы, такие, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Вот они могут сказать, что у них Бог в душе. А мы кто такие? Обычные грешники, простые смертные, и, конечно же, нам не хватает келейной молитвы для того, чтобы почувствовать то единство, которое нам дает Святая Церковь. Ведь те, кто регулярно бывает на всеобщих богослужениях, воскресных службах, ощущают благодать Божию, снисходящую на всех присутствующих в храме Божием.

Нужно спросить человека: «Почему ты называешь себя верующим, стоишь перед телевизором и смотришь трансляцию богослужения, а в храм не идешь?» И этому могут быть разные причины. В 90-е годы действительно был бум – открылись храмы, изголодавшиеся люди ринулись исповедоваться, причащаться, креститься, венчаться, рукополагаться, и это был праздник.

Священники, служившие в храмах в 90-е годы, свидетельствуют о том, что в день они крестили по триста человек, по пятьсот человек исповедовали и чуть ли не разрывались на части. Даже если исповедовать человека одну минуту, на все это должно было уйти пятьсот минут, но ни одно богослужение столько не длится. Поэтому приходилось идти на такие меры, когда у каждого человека спрашивали: «Каешься?» Он отвечал: «Каюсь», – и этим огра-ничивались.

Некоторые прибегали к общей Исповеди. Священник собирал молящихся, оглашал все грехи, люди произносили про себя свои грехи и говорили: «Каюсь, Господи» и затем подходили к священнику. Тот накладывал епитрахиль и отпускал грехи. Такое в крайних случаях можно совершать.

Сейчас же таких проблем нет. Храмов стало больше, созидаются новые. Можно обратиться к священнику с просьбой о частной беседе, о частной или генеральной Исповеди. Мне кажется, ни один священник не откажет страждущему, который хотел бы исповедоваться, разрешить какой-то личный вопрос и получить духовный совет. Это делается во время, свободное от богослужений, и можно потратить на это не одну минуту, а тридцать минут или час, сколько нужно.

Просто нужно набраться сил, попросить знакомых договориться со священником, который примет эту бабушку, чтобы она сначала побеседовала с ним, потом исповедовалась, а потом потихоньку стала бы уже ходить в храм.

Есть, конечно, так называемые маломобильные люди, которые остаются дома из-за своих болезней, не могут сесть в автомобиль или приехать в храм общественным транспортом. Эти люди молятся дома, и я знаю, что они получают благодать Божию, если со вниманием, благоговением слушают, смотрят богослужение и получают духовное утешение, которое и мы получаем в храме Божием.

Нужно выбросить из головы какие-то старые воспоминания, предрассудки, ведь в нас сидит много неправильного из детства, из юности, что является препятствием нашему свободному обращению к Богу, мешает нам зайти в храм. Есть такое понятие, как ложный страх. Люди боятся идти на Исповедь из-за ложного страха, они боятся выглядеть в глазах священника никчемными людьми, которые постоянно ошибаются, грешат. На самом деле все это нужно отвергнуть и идти к Богу с открытым сердцем.

Искренне кающийся бежит на Исповедь, как олень на источники воды, чтобы напиться благодати Божией, потому что священник говорит: «Прощаются тебе грехи твои», и Сам Христос отпускает грехи. Разве это не благодать? Разве человеку хочется ходить с мешком камней за спиной? Нужно отбросить этот мешок, забыть о нем и жить новой жизнью, получать благодать Божию. Господь и так знает обо всех наших грехах, Он знает обо всех наших грехах наперед, до конца наших дней. Чего же нам страшиться, чего бояться?

Всякий раз, когда священник принимает Исповедь, он забывает все ваши грехи, а со своими грехами он идет к другому священнику и кается. Каждый должен знать, что в момент, когда прочитывается разрешительная молитва, все названные грехи прощаются. Не прощаются только грехи, которые мы скрываем. Вот это, конечно же, двойной грех, поэтому мы идем на Исповедь со всей решимостью оставить зло.

И пусть через месяц мы снова будем каяться в этом же грехе, Господь видит, что мы боремся, что мы полны решимости не быть в состоянии греха. То есть когда человек грешит, он должен осознавать, что это зло, от которого он должен отделиться, отрешиться. Священное Писание говорит: от всякия вещи злыя отгребайтеся. То есть нам нужно брать лопату и отгребаться от зла, отвергаться от самих себя, отталкивать всякий грех, чтобы никакая зараза к нам не приставала.

Апостол Павел говорит, что ничто нечистое не войдет в Царство Небесное, и нам очень важно это помнить. Поэтому помолимся о каждом, кто страдает такими предрассудками, чтобы Господь вразумил нас, утешил и послал нам Свою призывающую благодать, чтобы каждый человек пришел ко Христу, в храм Божий и влился в общий хор молящихся.

Вопрос телезрителя: «В последнее время я редко хожу в церковь, потому что часто болею, да и возраст у меня уже такой – почти восемьдесят лет. Но утром я всегда смотрю Божественную литургию, а вечером – всенощное бдение на моем любимом телеканале „Союз”. Я стою, молюсь, как будто нахожусь в церкви. Я знаю, что все равно это не заменит моего присутствия в церкви. Но, может быть, все же будет хоть какая-то польза?»

– Ранее мы уже ответили на ваши вопросы, хотелось бы немного добавить. У нас не получается ходить в храм, и мы дома стоим перед телевизором и смотрим богослужение. Но никто не может помешать нам пригласить священника к себе домой и причаститься Святых Христовых Таин. Дома можно и исповедоваться, и собороваться, и побеседовать с батюшкой. Вот мы помолились дома и получили духовную пользу, как бы побывали на богослужении. Потом мы пригласили священника, он нас причастил, и мы находимся в согласии и с Богом, и с Церковью. Мы находимся внутри Церкви.

Вначале мы говорили о молитвах своими словами и молитвах по молитвослову, и у нас есть вопрос нашего телезрителя по теме молитв: «Если часто причащаешься, то Последование к Причастию просто забалтывается. Можно ли готовиться к Причастию, молясь своими словами?»

– Нет, готовясь к таинству Причастия, молиться своими словами не нужно. Последование ко Святому Причащению содержит специальные молитвы, которые должны нас настраивать на встречу с Иисусом Христом в принятии Его Тела и Крови. Каноны же ко Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю можно опустить и заменить их, например, чтением Евангелия, Псалтири, других молитв, а Последование к Причастию все-таки читать нужно. Может быть, можно читать не все молитвы, а хотя бы половину.

Каждый может посоветоваться с духовником, хорошо знающим его. Духовник даст правильный совет, которому человек будет следовать, чтобы не было механического прочтения и, как сказано в вопросе, забалтывания молитв.

Молитвы к Причастию очень проникновенные, они входят в глубину наших сердец. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, составившие эти молитвы, – великие святые, но в молитвах они называют себя первыми грешниками. От нихже первый есмь аз, говорит Иоанн Златоуст. А Василий Великий говорит: я согрешил и тем, и тем, и тем. Если же мы будем относить эти молитвы к себе, то увидим, насколько ниже мы пали по сравнению с великими святыми отцами, которые даровали нам эти молитвы и которые приняла Святая Церковь.

Правило ко Святому Причащению дано нам недаром, мы должны его исполнять. Опять же Последование ко Святому Причащению можно поделить, на две, три части. Можно одну часть прочитать за три дня, вторую – за два дня, а третью непосредственно перед Причастием, выбирая свободные минуты, чтобы молитвы были прочитаны со вниманием, а не бегло.

Отец Петр, благодарю Вас за беседу. В заключение программы прошу Вас подвести итоги нашей беседы о молитве, таинствах, о Церкви и сказать слова напутствия нашим телезрителям.

– Пусть Господь научит нас всех молиться, пребывать в духе и истине, ведь именно таковых ищет Отец Небесный. Нам не нужно унывать и падать духом, когда мы не можем прийти в храм, ведь можно помолиться и дома, можно пригласить священника, и Господь будет с нами и дома, и в храме, и мы получим благодать Божию, которая полезна каждому из нас. Будем помнить о том, что без Бога мы не можем делать ничего, поэтому смирим свою гордыню, обратимся всем сердцем к Богу, и Господь нас услышит и примет в Свое Небесное Царство.

Записали:
Ксения Будченко
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Способность отдавать является залогом счастья»

– Хотел бы сердечно всех вас приветствовать.Замечательно, что эта встреча проходит после того, как я спустился вниз, увидел условия вашего труда – очень непростого, но такого нужного для людей, для страны. Действительно, освоение этих мест было и остается, не побоюсь громкого слова, героической страницей нашей трудовой летописи. Потому что продукт, который вы производите, очень нужен нашей стране. Если говорить военным языком, это не что иное, как стратегически необходимый продукт.

 
Беседы с батюшкой

Священник Владимир Тоготин: Благодать Божия берется трудом

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс