Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1174) → Священник Владимир Тоготин: Благодать Божия берется трудом

Священник Владимир Тоготин: Благодать Божия берется трудом

№37 (1174) / 1 октября ‘22

Беседы с батюшкой

Сегодня в Евангельских строках мы слышим диалог Христа с богатым юношей. Он задает Спасителю вопрос: «Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Давайте и мы порассуждаем над этим.

– Христос ответил юноше, что есть заповеди Божии, и перечислил их: не прелюбодействуй, не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать... Юноша ответил, что все это он и так сохранил от своей юности, то есть он был благочестивый, хороший, добропорядочный. Тогда Господь предложил ему: продай имение свое и следуй за Мной. И богатый юноша отошел в сторону, опечалился, и больше его не видели. Вот такая интересная притча.

Есть в ней еще необычный момент. Юноша обращается к Иисусу: «Учитель благий». И Господь спрашивает его: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. В этой фразе заложена вся христианская апологетика. Христос этой фразой показывает Свое Божество. Юноша, будучи достаточно чистым и благопорядочным, сердцем почувствовал, что перед ним стоит не просто человек, а некая сверхмощная Личность. Перед ним стоял Сам Господь. Юноша это чувствовал и обратился к Нему: «Учитель благий». И Господь при людях, при учениках исповедовал Себя Самим Богом. Он сказал всем: «Никто не благ, как только один Бог». Так Он намекнул им, что юноша разговаривает с Самим Господом.

К сожалению, вторая часть притчи говорит о том, что юноша не откликнулся на призыв Христа. Он не смог перешагнуть через себя и раздать свое богатство нищим, не пошел за Спасителем. А апостолы – Андрей, Иоанн, Иаков – сразу все бросили. Мы с удивлением читаем в Евангелии, как легко ученики оставляют свои сети, свою рыбу и идут со Христом. А там что-то такое происходит, и юноша, опечаленный, отходит в сторону.

В конце притчи Господь говорит: легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное. То есть сделать это очень трудно, практически невозможно. Хотя христианство не запрещает и не осуждает богатство. Если оно не является страстью, то не делает вреда человеку. Например, женщина-вдова получает большое наследство. У кого-то бы просто голову снесло, а она с благоговением его принимает и использует на благие цели: строит приюты, детские дома, жертвует на реставрацию храмов. А к другому приходит шальная сумма денег, и он сразу теряется и начинает духовно погибать. Есть интересная статистика по лотереям. Все, кто выигрывал, заканчивали плохо. Потому что эти деньги не заработаны трудом, а получены просто так, шальным способом. Человек, как правило, их очень быстро тратит, потом опускается в минус и пропадает. Любая копейка должна быть заработана.

Святые отцы говорят нам: отдай кровь и прими дух. Есть такая пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Любая благодать Божия берется трудом, а каждая копейка есть эквивалент нашего земного благосостояния. Мы можем купить на деньги пищу, жилье, машины и так далее. Все это дается трудом. Если труд честный, благословенный, если мы никого не обманываем, то это идет нам на пользу. Мы можем пользоваться этими деньгами и благотворить людям, помогать ближним, использовать деньги во благо.

Если же мы обманываем, начинаем хитрить, то это заканчивается плохо. В 1990-е годы заводы, которые строились на протяжении многих лет всем народом, были приватизированы кем-то одним. Он присваивал себе доходы и не платил людям зарплату. Это богатство нажито неправедным путем. И потом такие люди не могли использовать его, им было плохо, совесть не давала спокойно жить, некоторые совершали самоубийство. Неправедное богатство не приносит ни счастья, ни радости. Оно не дает нам прямой дороги к Богу.

Мы не знаем, как заработал свое богатство юноша из притчи. (Скорее всего, получил от родителей, ведь он был еще молод, а значит, вряд ли успел бы заработать столько денег.) Оно тянуло его слишком сильно и лишило возможности прийти ко Христу.

Господь дает нам эту притчу, чтобы мы не прилеплялись к деньгам, не ставили их своей главной целью. Да, надо трудиться, помогать ближним, зарабатывать. Но когда у человека в голове одни деньги и нет других целей, он все свои жизненные ресурсы отдает на добывание денег. И сколько есть примеров отрицательных последствий такого выбора. В деревне, куда я езжу летом, жили два соседа: один очень богатый, а другой бедный. И одного прямо зависть мучила, он пошел на вторую работу, на третью, занялся бизнесом, и в итоге у него просто крышу снесло. Он построил дом в два раза больше, чем у богатого соседа. Потом они стали соревноваться, и кончилось это совсем плохо. Человек теряет нормальное видение мира, если начинает поклоняться золотому тельцу. Этой притчей Господь говорит нам: «Не прилепляйся к богатству, Я все дам: и крышу над головой, и одежду, и пищу. Только будь со Мной, отдай Мне свое сердце».

Очень интересная притча. Господь в ней подтверждает нам Свое Божество. Он говорит, что благ только Господь, и намекает, что это Он и есть: Вторая Ипостась Святой Троицы, Творец мира, Господь Вседержитель. С другой стороны, Он говорит нам, что не надо идти не в ту сторону, гнаться за мнимыми богатствами. Они никому не нужны. Когда человек попадает в больницу с каким-то серьезным заболеванием, тут же понимает, что деньги ему не нужны, здоровье не купишь. Есть такие болезни, которые ни один врач не вылечит.

А сколько мы знаем свидетельств перед смертью, когда умирали миллионеры? Человек подходит к концу жизни и говорит: «Зачем я столько времени потратил на добывание денег? Лучше бы я был с семьей, с детьми».

Мы легко становимся рабами материального. Притча очень четко и конкретно об этом говорит. Не прилепляйся к богатству. Не делай его страстью. Богатство – всего лишь средство для жизни. Когда древний израильский народ поклонялся золотому тельцу, Господь сразу же отходил от него, начинались войны и всякие природные катаклизмы. А когда люди были с Богом, у народа Израиля все было хорошо. Он жил в благоденствии, гармонии и мире. Эта притча нас учит конкретному: человек, живи Богом, для вечности, а не для того, чтобы заработать временные деньги, которых и не нужно такое количество. Но в погоне за ними можно душу свою погубить.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В 16-й главе Евангелия от Матфея, когда Петр начал перечить Христу, Он сказал ему: отойди от Меня, сатана! Христос на самом деле назвал Петра сатаной? Или Он видел, что между Ним и Петром стоит сатана?

Кого или что Он так называет? Грех в Петре и попытку искусить Спасителя? Или сатана был в Петре в это время? Как правильно понять это обращение Спасителя к одному из самых верных и преданных Своих учеников, первоверховному среди апостолов?»

– Петр как человек пытается перевернуть события. У Господа были совершенно конкретные планы спасения рода человеческого. Естественно, сатана постоянно пакостит, не только нам, но и Самому Христу, 40 дней он искушал Его в пустыне. И здесь тоже под благим видом сатана вступает в игру. Конечно, ученики не хотят, чтобы Учитель страдал, не хотят, чтобы Он шел на Крест и мучился. Нам даже трудно представить, каково это. Это страшная, жуткая смерть. Естественно, апостолы были против. Мы бы тоже так поступили, сказали бы, что ни в коем случае не отдадим Его, защитим. Но Господь останавливает его, потому что видит, что рядом стоит лукавый, и говорит: «Отойди от Меня, сатана!» Он останавливает апостола Петра и говорит, что есть специальный план спасения рода человеческого. О нем пророчествовал Исаия и весь Ветхий Завет. Вся природа ожидала пришествия Спасителя. Христос остановил Петра, потому что все должно идти по Божественному плану. Это очень важный ответ.

Господь мог и богатого юношу из притчи сделать апостолом, но тот отказался. А апостолы, по сути, отказались от способа добычи пропитания. Бросили сети, с помощью которых зарабатывали на жизнь, и пошли за Ним. На что они надеялись? У Петра жена и теща. Бросив заработок, как он собирался существовать? Должны ли мы в этом брать пример с апостолов? Неужели мы должны тоже бросить работу и идти в храм или монастырь?

– Некоторые люди пытаются Евангелие понимать буквально. Не надо так делать. Там есть момент, когда Господь говорит: кто не оставит чадо свое, отца или мать ради Меня, тот не достоин Меня. Он говорит не о том, что нужно бросить семью. Речь о том, что апостолы знали: Господь точно прокормит их семьи, у них будут средства на пропитание. Это не было фатальным. Ученики увидели свет во Христе, ведь их сердца были открыты. Он же недаром выбрал конкретно этих апостолов. Ведь людей миллионы. Но он выбрал Петра, Андрея, Иакова, Иоанна, Нафанаила. От Христа исходил какой-то свет, который смог достичь сердец этих простых людей. Они были очень открытые по своей природе. Они не были, как фарисеи, умные, заковыристые. Это были простые люди, они не боялись, что останутся голодными. Все были сыты, обуты, одеты, у всех были дома, и они делали свое дело – проповедовали Евангелие. Это для нас великая тайна.

Евангелие научает нас тому, что нужно открывать сердце перед Богом, идти за Богом, и мы точно не останемся голодными сиротами без крыши над головой. Господь всегда будет с нами. Ученики это почувствовали сердцем и пошли за Ним. А юноша приземленный, у него были деньги, ему надо было думать, как это все продавать. В них он видел некий фундамент, опору. А апостолам было проще, ведь сеть не так много стоит. Они и потом ловили рыбу. После распятия они продолжали заниматься своим делом. Христос после Воскресения пришел к ним, когда они ловили рыбу. Не бросили свою профессию, но, когда надо было, последовали за Христом.

Запрещено ли нам зарабатывать для нас и наших детей? Не грешно ли обеспечить своих детей, чтобы они не оказались случайно в лишениях?

– Это не только не грешно, но, наоборот, мы должны зарабатывать для детей, для себя, для ближних. Деньги – это эквивалент честного труда. Если мы начинаем обманывать, хитрить, красть, то это выйдет нам боком, Господь все отнимет. А честно трудиться очень хорошо. В дореволюционной России были очень хорошие правила: разрешали мануфактуры, маленькие хозяйства, давали людям подзаработать. Человек мог открыть бакалейную лавку, у него были материальные средства.

Кстати говоря, старообрядцы все были богатые, потому что были очень дисциплинированные, много молились, ходили в храм, не пили алкоголь, не курили. И никто не был нищим, никто не валялся пьяным под забором, никто не просил взаймы. Люди, которые были по-настоящему со Христом, никогда не терпели материальной нужды.

Трудиться нужно обязательно. Я сторонник предпринимательства, особенно мелкого. У каждой семьи должно быть свое дело, чтобы зарабатывать деньги. Тяжело, когда нет своего дела. Детям надо и учиться, и одеваться, а православные семьи, как правило, многодетные. У моей прабабушки было 14 детей. Трудно себе это представить. До революции семьи были большие. Ребенок – благословение Божие, радость Божия, счастье, ангелочек. Чем больше детей в семье, тем больше радости. Веселее жить. Одному ребенку скучно, грустно, мама балует его, трясется над ним. А в многодетной семье весело, все друг другу помогают. Но чтобы прокормить большую семью, необходимы денежные средства. Для этого нужно трудиться, создавать свое дело. Будем надеяться, что в России разрешат частные семейные предприятия, а не только монополии. Пусть люди хорошо живут в материальном плане. Это не грех, а благо и благословение Божие.

Вопрос телезрительницы: «Многие наши святые бросали свою прошлую жизнь. Значит, Бог коснулся их сердца? Они приняли Бога и им все остальное было не так важно?»

– Все правильно. Апостол Закхей был сборщиком налогов. В то время в обществе этих людей не любили, потому что они всегда собирали больше, чем надо, подворовывали. Он потом в Евангелии в этом признается: кого чем обидел, воздам вчетверо. Он сам исповедал свой грех. Господь принял его Исповедь и взял его к Себе.

Очень важно не обманывать, зарабатывать честно. К сожалению, мы все скатываемся в эту страсть. Нельзя делать деньги страстью, ведь тогда мозг начинает работать по-другому. Смотришь не вверх, а вниз, как крот, как бы заработать, кого обхитрить, кого обмануть, кому сократить зарплату, что себе оставить побольше. Нужно все правильно распределять, давать сотрудникам премии, никого не обманывать, чтобы совесть была в покое. Господь обязательно возместит эти деньги. Он всегда будет рядом. Придут еще клиенты и сделают большие заказы.

А если человек начинает воровать, то, как мы знаем из многочисленных практик, Господь отнимет и то, что есть. Люди богатели и банкротились, а потом рассказывали, что нечестно вели бизнес.

Почему богатый юноша не смог сочетать свое следование за Христом, свою веру в Бога, исполнение заповедей и богатство? Спаситель видит, что юноше нужно избавиться от богатства, чтобы следовать за Ним. Почему должна была быть предпринята такая мера?

– Господь видел, что богатство тянет юношу вниз. Мне очень жалко этого юношу, ведь, по сути, он хороший. Есть надежда, что потом он все-таки осознал, что надо все раздать, и пришел ко Христу, или каким-то другим способом пропали его богатства. Но об этом нигде не говорится. Он уходит в тень – и все. Евангелие не историческая книга, а собрание назидательных моментов. Этого юношу богатство тянуло вниз. Мы не знаем, как оно было нажито, может быть, неправедно. И оно не дает возможности прийти в Богу.

У аввы Дорофея есть противоположный пример – преподобный Досифей. Ему было 16 лет, когда он пришел в монастырь. Он был богат и свое имение отдал монастырю. Господь его сразу забрал и дал ему венец. А 90-летние старцы ему завидовали. Ему так быстро Господь дал венец, а они 90 лет служат, и неизвестно еще, чем их история закончится. Досифей сумел оторвать себя от богатства. У него загорелось сердце, он пришел в монастырь и отдал себя воле Христа. Это исторический конкретный пример. Он описан в книге «Душеполезные поучения» аввы Дорофея. Она написана для монахов, но прочесть ее могут и миряне. Монахи ее перечитывают ежегодно, как и «Лествицу» Иоанна Лествичника. У аввы Дорофея это собрание прекрасных духовных христианских советов, как обойти острые жизненные углы, чтобы не попасть в нехорошую ситуацию. В самом начале рассказывается история о богатом юноше Досифее. А Евангельский юноша не смог справиться с богатством. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Христос перечисляет юноше заповеди Ветхого Завета: не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать. И юноша говорит: все это сохранил я от юности моей. То есть он с самой юности живет по заповедям и исполняет положенный Моисеев закон. Почему это все не могло перевесить того, о чем ему говорит Спаситель? Получается, что и у нас так же в жизни: мы можем делать добрые дела, соблюдать заповеди, но найдется что-то одно, что помешает нам следовать за Христом?

– Да. Ведь мы сами знаем и понимаем, что необходимо соблюдать заповеди, церковные правила, посты, ходить в церковь, к Причастию, молиться. Но не забывайте, что все это средства. Если человек уже начинает этим гордиться, кичиться, то ничего хорошего не выйдет. Преподобный Симеон Новый Богослов говорил, что все наши труды бывают не ради добродетелей, а ради рождающегося от них смирения. Если все труды дадут тот результат, что мы немного смиримся перед Богом, то Господь их примет. А если все эти труды и правила дадут нам гордость, то они сыграют с нами злую шутку и будут только во вред.

А смирение от чего рождается? От трудов, когда мы начинаем постигать свои немощи. Взять тот же самый пост. Начинаем поститься, нам тяжело, организм уже привык к мясному бульону или молоку. Все приходят и просят: «Батюшка, благословите на молочко, сил нет». Конечно, сил нет не только у пожилых, но и у детей. И порой человек говорит: «Батюшка, благословите меня не поститься, я работаю». Я говорю: «Хорошо, тогда получается, что пост у нас для детей и пенсионеров, правильно?»

Дети учатся.

– Детям нельзя, пенсионерам нельзя, тем, кто работает, нельзя, и получается абсурд. Пост как раз и нужен всем: и пенсионерам, и тем, кто трудится. В христианских семьях детки тоже постятся на самом деле и рады этому. Да, пост дает осознание своей немощи. В советское время только один был постный день – четверг. У нас сейчас два постных дня – среда и пятница. Слава Богу, если христианин соблюдает постные дни. Он понимает, что в среду весь день будет ходить полуголодный. Если утром съешь яичко или кусочек колбаски, уже какой-то заряд энергией происходит, а обычная пустая каша без молока сытости не дает, уже через час хочется есть. И сразу понимаешь всю свою немощь.

Посты очень полезны и в духовном плане, и в физическом: мы с их помощью начинаем познавать свои немощи (а для нас это важно) и таким путем приходим к смирению. Без смирения христианин является несостоявшимся. Только когда мы обретаем смирение, мы начинаем уже по-другому воспринимать окружающий мир, Евангелие, своих близких.

В заключение прошу у Вас слов напутствия, может быть, подведения итогов нашей передачи.

– Я благодарю за то, что пригласили меня. Хочу пожелать всем быть всегда в храме. И никогда не забывайте почитать наших святых. У нас очень много святых. Кстати, сегодня мы чтим московских святых. У нас такое количество московских святых! Я желаю вам по молитвам московских святых помощи Божией и радости духовной в этой жизни.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс