Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ваше Высокопреподобие, здравствуйте!
– Добрый день.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве.
– Детство самого обычного сельского парня. Лето – с утра и по позднего вечера горушки, лес, игра в шишки в вересовнике. Из-под палки заставляли на покос идти (косить меня не заставляли, а вот грести сено и переворачивать копна приходилось), из-под палки – в огород. Ребенку в 12–14 лет разве хочется делать что-то на огороде? Но надо. Было много друзей, свободы. Это одна сторона детства.
Вторая сторона детства – храм Божий, куда меня привела бабушка. В 3,5 года меня крестили, а до этого отец никак не соглашался на это. Бабушка сказала мне: «А ты скажи отцу: я что – татарин, что ли? Может, я тебе не родной? Почему ты меня не крестишь? Мы все православные, а ты не даешь меня крестить». Самая главная фраза: «Может, я тебе не родной?» его задела. И он говорит бабушке: «Ладно, иди, крести». А она отвечает: «Как я пойду? Надо, чтобы ты был». – «Я не пойду. Пусть мать идет». То есть родители должны были присутствовать на крестинах, это строго соблюдали. И меня крестили.
Можно смело сказать, и это будет правдой, что после этого я уже из храма почти не выходил. Все праздники, все воскресные службы бабушка меня за руку приводила (она была очень церковным человеком). В детском саду я никогда не был, с детских лет я был в храме.
Потом меня начали допускать на клирос. Бабушка тоже стояла на клиросе. Она была малограмотной, но пела что-то по памяти, а стихиры иногда и не пела. Я начал очень рано петь в церковном хоре (чуть ли не в 5–6 лет), подпевал: «Господи, помилуй». Евдокия Михайловна Дудина была у нас псаломщицей, а когда-то в молодости она работала учителем начальных классов. У нее были педагогические способности, и она учила меня церковно-славянскому языку. А уже почти в семь лет (летом, перед поступлением в школу) мне дозволили прочесть шестопсалмие на середине храма. Но я так часто ходил в храм, что шестопсалмие читал почти наизусть, я только подглядывал в книгу, еще не зная хорошо букв.
Когда я поступил в первый класс, был очень бойкий, можно даже сказать, что был выскочкой. Учительница объясняет, что мы будем здесь учиться читать, писать, но мне захотелось сразу сказать, что я уже все знаю. Она спросила, что я знаю. Я ответил, что знаю все буквы. И начал перечислять: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро»... Глаза у нее раскрылись, тут же вызвали папу и маму, был большой скандал, что за ископаемое привели в школу. Говорили: «Отучайте от церкви, это все пережитки прошлого».
И началась долгая борьба. Время гонений уже прошло, но поощрений никаких не было. У нас был Аркадий Капитонович Уткин, рьяный атеист. Я был всегда в поле его зрения. Он говорил: «Что это у нас, в Черноисточинске, попов воспитывают?» (из нашей школы уже в советское время вышел отец Георгий Потеев). И продолжал: «Был таким Юра Потеев, а сейчас, через двадцать лет, Юра Еремеев появился».
Это все было до 90-х годов, в советское время. Как ни боролись, как ни старались, случилось то, что случилось. От Церкви и Бога я никогда не отходил, даже когда работал в оперном театре (я поступил туда в 1985 году). Потом я был ведущим солистом военного ансамбля песни и пляски в Группе советских войск в Германии. И все это время, где бы ни был, находил возможность пойти в храм Божий. В Германии нашел храм в Потсдаме. И когда служил в армии срочную службу в Чебаркуле, умудрялся ездить в храм в город Миасс. Естественно, когда переехал вместе с театром в Екатеринбург (тогда это был Свердловск), я пел здесь в Ивановском соборе.
Как так получилось, что Вы служили в Германии?
– Мы поехали на гастроли с оперным театром в Пензу (это был 1988 год). В Пензе было много спектаклей. А я тогда был не просто певчим хора, а мне уже давали сольные партии, запевалки, и в опере «Паяцы» я пел. У меня память хорошая была. То, что сейчас происходит, я могу не запомнить. А все, что из молодости, из юности, хорошо помню, даже итальянский текст опер. В театре были такие правила: два солиста на одной партии, два солиста – на другой (на мелких партиях тоже было два солиста). Я прошу своего партнера спеть за меня, ибо мне очень нужно быть в храме. Приглашали оперных артистов хора и солистов, кто умеет петь в церкви, чтобы они пополнили состав местного хора. Я, конечно же, пошел. Но так совпало, что спектакль «Паяцы» и служба в храме были в один и тот же вечер. Что делать? Я договорился, что партнер будет за меня петь, и пошел к врачу, попросил, чтобы мне нарисовали диагноз «подсвязочный ларингит», какую-то коробочку конфет дал доктору.
Пошли на хитрость.
– Да, она прониклась. Рассказал ей, что с детства церковный человек. А тут такой праздник – 1000-летие Крещения Руси. Я сказал: «Мы гастролирующий театр, а мне надо уйти со спектакля. Но я никак не могу, только вы можете спасти положение. Я уже договорился с партнером, спектакль от этого не пострадает, но мне надо быть в храме».
Ну ладно, уйти – так уйти. А кто бы мог подумать, что руководство города Пензы пригласило руководство гастролирующего театра в храм? Уже началась вовсю перестройка, ветер перемен уже подул. Это всем было интересно, необычно, потому что слово «церковь» долгое время было под запретом. И мне дали спеть соло в «Хвалите имя Господне» Смирнова (очень красивая вещь, до сих пор ее пою). Я пою и боковым зрением вижу храмовый зал, а там стоит директор театра Вяткин Владислав Сергеевич, главный дирижер и главный режиссер.
Вяткин был коммунистом, атеистом. Хоть и была перестройка, но он не перестроился. Он считал, что это позорище – артист театра поет в церкви. И мне устроили судилище, все по-серьезному, вынесли строгий выговор, кто-то меня на поруки захотел взять. А меня это ужасно обидело. За что меня брать на поруки? Что я такого сделал? Ну и написал заявление на увольнение. Раз написал такое заявление, то тут же пошел на прослушивание в военный ансамбль песни и пляски, в наш Центральный округ. Меня прослушал Смагин Юрий Иванович и говорит: «Я тебя хочу пригласить с собой в Германию. Я тебе напишу, что нужно, оформляй документы». А мне что терять-то? Из театра уволился. Вместо арий и красивых песнопений начал петь армейские песни.
Эти песни мне сначала не понравились. А потом вошел во вкус и уже начал их петь с душой. Когда пришел в театр, мне было 18 лет, а в военном ансамбле пел, когда мне было уже 22–23 года. Метания и искания были. Если бы были концерты по желанию, когда захотел спеть, а то хочешь – не хочешь, есть у тебя настроение или его нет, есть у тебя голос или нет – ты должен выходить, улыбаться и петь. И так почти каждый вечер. Это так надоело, если честно, что уже последние концерты я буквально приклеивал улыбку на лицо и выходил тяжелыми ногами. Не хотелось уже петь. В храм приезжал – и душой отдыхал.
Поговорил с отцом Анатолием Колядой. Он и сейчас там, в Потсдаме, настоятель (мы с ним не так давно созванивались). Я был у него в гостях года три назад, вспоминали эти годы. И он сказал тогда: «Раз тебя тянет в церковь, надо в церковь и идти». Видимо, те семена, которые были заложены во мне в детстве, проросли и начали давать свои плоды.
Я приехал в Екатеринбург, рассказал всю эту историю Владыке Мелхиседеку, и он меня рукоположил в сентябре тридцать два года тому назад. С тех пор Божией милостью служу, недостойный, как могу, у престола Божия. Сначала служил в диаконском сане три с половиной года, и вот уже почти тридцать лет служу в пресвитерском и монашеском сане. Сначала был иеромонахом, потом стал игуменом, сейчас уже архимандрит.
Ваш приход по имя Святого Преподобного Серафима Саровского, где мы с Вами находимся, поразил меня своей теплой энергией, красотой. У вас здесь и просветительский центр, и воскресная школа. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Когда я начал служить и еще работал в оперном театре, получил параллельно поварское образование. Там были курсы поваров-индивидуальщиков. Мне бабушка сказала: «Если идти в армию – пригодится». И она была права, в армии я чуть-чуть поработал поваром (где-то около года на срочной службе). А служил в оркестре 25-го полка в городе Чебаркуль, ездил в храм в Миасс. У нас был Паша Третьяков, я ему помогал, а после него стал поваром. Но мне этого не хотелось. Образование есть, но работать поваром я не любил (хотя я умею готовить неплохо).
Но не избежать судьбы. Владыка Викентий приехал, а у него не было повара, и мне пришлось все это дело возглавить. Хотя и до этого я руководил приемами, мы принимали и президентов, и премьер-министров, и знаменитостей. И на всех этих мероприятиях нужно было накрыть столы, чтобы все было грамотно сервировано, подано, вкусовые качества чтобы были на высоком уровне. Приходилось приглашать поваров из ведущих ресторанов города.
В этой области я как-то поднаторел, но понимал, что мне хочется чего-то большего. Я же пришел в епархию не для того, чтобы быть поваром, а чтобы служить священником. И как-то сказал Владыке: «У меня же есть красный диплом мастера повара. Если бы мне это было нужно, я бы остался работать поваром. Я ведь хочу служить». Он говорит: «Ты знаешь, сейчас надо не только служить, но и храмы строить. Построил бы ты у нас в городе храм, было бы очень хорошо». Я говорю: «Благословите». И не знал, с чего начать. Денег нет, ничего нет. Были какие-то небольшие деньги, но это же капля в море.
И вот что значит благословение епископа! Это великое дело! Никогда бы не предположил даже, что такое возможно. Просто я начал строить, а потом все сразу потекло: нашлись очень хорошие благодетели, и Никольский храм мы построили всего за двадцать дней. А этот храм мы строили очень долго, потому что я еще делал капитальный ремонт в школе, расположенной в детском садике (был там директором десять лет). Это коммерческая общеобразовательная школа при Екатеринбургской епархии. Она платная, но плата была невысокая.
Этот приход мы создавали много лет. Когда храм построили, встал вопрос о том, что нам нужна воскресная школа, потому что нас из детского садика, где раньше была школа, вежливо попросили. Вышел указ президента, чтобы непрофильные учреждения отдали в муниципалитеты. И тогда детские садики снова вернули городу, а нас оставили ни с чем. Правда, дали нам Свято-Симеоновскую школу, но там уже директором был не я. Я тогда сказал: «Есть – слава Богу, а нет – два раза слава Богу». Потому что это очень большая нагрузка, большая ответственность. Дети сейчас неспокойные, мало ли что случится. Помню, одна девочка пальчик сломала, так там родители чуть всю школу не разнесли. Это все не так просто. Раньше такого не было. Родители всегда поддерживали учителей. А сейчас – только свое собственное чадо. Учитель для них ничего не значит. Это плохо, конечно.
За это время я уже подкопил на счету средства, в том числе у меня начались концерты. Пел много концертов и благотворительно, и на коммерческой основе. В общем, мы уже по сути с приходом строили нашу школу. Надо было сделать небольшой зал, раз это духовно-просветительский центр. Мы сделали зал на девяносто мест. У нас есть обычные классы, классы рукоделия, есть класс в колокольне. Получается, четыре полных класса, еще швейная мастерская – пятый класс. И детишек достаточно много для нашего прихода. Хотя у нас здесь нет транспортной развязки, далеко от остановок автобусов, троллейбусов, трамваев. Зато у нас есть хорошая стоянка для автомобилей. Но люди находят возможность приехать, привозят детей, их в школе более семидесяти человек.
В этом году, повторяя за великим писателем, я сказал, что редкая птица долетит до середины Днепра, то есть редкий ученик, который начал учиться в воскресной школе, ее закончит. Но пять выпускников в этом году все-таки было. Это нормальный показатель. Бывало и три выпускника. Когда делаем набор в классы, записываются минимум пятнадцать-двадцать человек, а к концу обучения остается пять человек. Все-таки пять лет учиться – это тяжело. И для родителей тоже, потому что нужно бросать все дела, везти ребенка в воскресную школу. Да и для ребенка тяжело, потому что он всю неделю учится, и тут ему никакого отдыха, он опять учится. Так что никого мы не судим. Как Бог даст, сколько будет выпускников – столько и будет. (Окончание в следующем номере)
Ведущий программы
Константин Еремеев
Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.