Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1165) → Священник Петр Панов: Выше всего – грядущее Царство

Священник Петр Панов: Выше всего – грядущее Царство

№28 (1165) / 18 июля ‘22

Беседы с батюшкой

В ожидании вопросов от телезрителей я бы хотел предложить обсудить библейские строки. Сегодня мы слышали Евангельское чтение о том, как Иоанн, находясь в темнице, услышал о делах Христовых и послал своих учеников спросить Иисуса: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Иоанн Креститель вроде бы знал, что Иисус – это Христос, что Человек, вошедший в воды реки Иордан, действительно посланный Богом Мессия, Сын Божий. Как он может тогда отправлять учеников с таким вопросом?

– Да, все правильно. При первом прочтении этого стиха возникает вопрос: почему именно так? Да потому, что Креститель, а он, как и Христос, имел своих учеников, хотел, чтобы они воочию убедились в том, что действительно перед ними долгожданный Мессия, Который, как может засвидетельствовать множество людей, воскрешает мертвых, исцеляет слепорожденных, хромых, немые начинают ясно говорить. То есть он для того посылает своих учеников, чтобы те убедились сами, что перед ними Христос. А сам Иоанн Предтеча, конечно же, знал об этом, он на водах Иордана прямо указал: «Се, Агнец Божий, грядущий, чтобы взять грехи всего мира».

И Христос потом, когда ученики Иоанна Предтечи отошли от Него, обращается уже к Своим ученикам: «Что вы ходили смотреть на Иоанна Предтечу? Трость ли, ветром колеблемую? Иоанн Креститель – не из тех людей, которые живут в богатых палатах». Перед ними пророк, по силе своей равный Илии Пророку. Иисус показывает этим, что Иоанн Предтеча велик, но далее Господь добавляет, что тот, кто мал в Царстве Небесном, выше его.

О чем здесь говорится? О том, что Иоанн Предтеча – последний ветхозаветный пророк, он стоял на рубеже Ветхого и Нового Завета, как бы передавал эстафету. Как он сам говорил: «Мне должно умаляться, а Христу расти». И вот мы видим, что Христос показал величие, достоинство Иоанна Предтечи, но в то же время Господь говорит, что выше всего этого – то грядущее Царство, которое Он принес.

Господь говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. А Царство Небесное – это Он Сам, Иисус Христос. То есть теперь люди уже не к Иоанну Предтече должны идти, не за Моисеем, а именно к Нему, Иисусу Христу, и Он есть путь, истина и жизнь. Наступило новое время, мы заключаем с Богом Новый Завет. И далее Господь, как мы читаем в Евангелии, говорит: «Кто будет иметь веру и крестится, тот спасен будет и войдет в Царство Небесное».

Действительно, эти строки очень важны. Нужно не просто бегло читать Евангелие, а именно вдумываться в него, вчитываться. И, конечно же, к прочтению новозаветных текстов нужно еще подключать толкования святых отцов на Евангельские строки.

Вопрос телезрителя: «Можно ли считать Промыслом Божиим все встречи, события, которые происходят в нашей жизни? В особенности мне интересны встречи с людьми – я имею в виду такие, которые что-то несут, когда ты проводишь с человеком какое-то время. Это все-таки случайно или по Промыслу Божию? Как это понять?»

– Я слышал одно выражение, что случайность, удача – это одно из имен Божиих. То есть мы все находимся внутри Самого Господа Бога. Господь создал окружающий мир, и видимый, и невидимый. Евангелие нам говорит, что волос с нашей головы не упадет без воли Отца Небесного. Конечно же, в Промысл Божий включены все события, встречи, все то, что с нами случается. Поэтому те люди, обстоятельства, которые нас окружают, – это все Промысл Божий о нас, о нашей душе. В то же время и мы по отношению к этим людям в замысле Бога. Господь нас ведет, соединяет как настоящий отец. Он знает, что нам дать в ту или иную минуту. Но мы как свободные личности все наши встречи, жизненные ситуации можем обращать либо во благо своей душе, либо во вред.

Например, какое-то искушение. Сейчас продолжается Петров пост, но приходишь в гости, не мог отказаться от приглашения. Это же по Промыслу Божию ты оказался здесь. Все радуются, веселятся, стол изо-билует разной пищей, и ты задаешься вопросом: как я должен поступать? Но здесь все очень четко: тебя пригласили, и то, что тебе дали, это и вкушаешь. Это как раз дело твоей любви по отношению к ближнему, который тебя пригласил на свой праздник. Когда попрощался, опять приступаешь к своей обычной жизни, постишься.

И все в нашей жизни действительно происходит по Промыслу. Казалось бы, просто включаешь телевизор, едешь в автобусе, слышишь речи других людей, и порой очень интересные ситуации случаются в твоей жизни. Вот, например, святой преподобный Антоний Великий просто зашел в храм помолиться и услышал такие слова: «Продай свое имение, возьми крест свой и следуй за Мной». И он соотнес эти слова, услышанные в храме, с собой. Все оставил, уединился и посвятил жизнь Богу, отдавая Ему эту жизнь до последнего мгновения.

Действительно, все в нашей жизни случается по Промыслу Божию. Но здесь другой вопрос: как мы к этому будем относиться и как будем те или иные ситуации воспринимать. Здесь нужны и мудрость, и разумение, и молитва, и постоянное бдение над своими мыслями, желаниями, чувствами, действиями и словами.

А встречи с плохими людьми или в целом со злом? Вы упомянули телевизор. Многие смотрят нас по телевизору, могут переключать каналы и нарваться на какую-то духовно неполезную передачу, скажем так. Как к такому относиться? Это тоже в какой-то степени Промысл Божий или ошибка человека?

– Конечно же, все это в Промысле Божием. Святая Церковь призывает нас с вами к тому, чтобы мы научились быть опытными людьми, правильно относились к той или иной ситуации. То есть если я чувствую, что встреча с этим человеком послужит мне во вред, то буду делать все, что от меня зависит, чтобы с ним сейчас не встретиться. Например, я сейчас не готов к этому, сам нахожусь в гневе, могу резко ответить. Лучше я удалюсь, приду в себя, успокоюсь, а потом уже, помолившись, могу с этим человеком увидеться и переговорить на те или иные темы.

Встречи и с добрыми, и, казалось бы, со злыми людьми – все это наша жизнь, от этого никуда не денешься. Поэтому нам нужно приобретать навык распознавать где добро, где зло, понимать, что мы в данный момент можем сказать и что не можем сказать, от чего нужно воздержаться, куда нужно смотреть. Постоянно должен быть контроль над собой, работа. Это, конечно, легко говорить по телевизору или с амвона, легко читать в книжках духовных. А попробуй сделать хотя бы частичку из того, о чем ты читаешь, что видишь и слышишь.

Но, как говорится, дорогу осилит идущий, поэтому через падения, неудачи, через «не могу», через пот, кровь, но это нужно делать. И как бы нам с вами ни хотелось заплатить за билет и пройти в Царство Небесное, так не получится. Как говорит Господь, Царство Небесное берется силой, и нуждницы (те, кто понуждает себя) восхищают его, то есть они войдут в него. А для этого нужно очень сильно трудиться.

Наша человеческая природа говорит: отдохни, поленись, не молись и так далее. Тем более сейчас жара стоит, очень много чего не хочется делать из того, что должен делать. Даже прийти в храм – это большой труд, я считаю. Стоишь в храме, на улице 30-градусная жара, дети кричат, цветы в храме вянут от этой жары, сам весь истекаешь потом. Но, потрудившись, достояв до конца, причастившись, уходишь из храма окрыленный – ты совершил хоть маленький, но все-таки подвиг, совершил работу над собой. Положил это в копилочку своих добрых дел и превозмог усталость, леность, нежелание, стал хотя бы на один шажочек ближе к Господу Богу.

Вот об этом хочу спросить, о шажочках на пути к Богу. Мы много и регулярно говорим о том, что сложно продвинуться на пути к Богу. Неужели ни у кого не получается постепенно продвигаться? Возникает ощущение, что мы все время в начале пути. Неужели мы не двигаемся вперед?

– Вы правильно говорите, но не бывает восхождения на гору без падений. И мы, соответственно, прилагаем какие-то усилия. Хотим сейчас поститься, молиться каждый день утром и вечером, хотим быть добрыми людьми, чаще исповедоваться и причащаться, хотим быть милостивыми, смиренными и кроткими, но это не всегда получается. Наша человеческая природа склонна ко греху, постоянно нужно преодолевать себя. И вот это преодоление себя – самое главное дело всей нашей жизни.

Как мы видим, еще Павел нам говорил: я делаю не то, что хочу, а что не хочу, то делаю. И у Павла, и у всех святых этот путь был пройден именно так. Неужели Павел не ошибался? Неужели Иоанн Кронштадтский не ошибался? Неужели все святые, о которых мы с вами знаем, не ошибались? Все ошибались, даже Серафим Саровский.

Почитайте личные дневники Иоанна Кронштадтского, как он описывает свой день: «Сегодня я разгневался на свою кухарку, которая пересолила мой борщ. Прости меня, Господи». Сегодня разозлился на того, здесь сказал не то, что должен был сказать. И он постоянно проводил над собой работу – ежедневную, ежечасную, ежесекундную. Поэтому и стал таким великим, что постоянно был в бдении над своей душой. И без непрестанной молитвы к Богу, как нас учит Церковь, невозможно сохранить память о Боге, сохранить тот стержень, который нам позволяет оставаться на плаву, не скатиться вниз, не согрешить.

Согрешения и падения, к сожалению, в нашей жизни неизбежны. Мы можем видеть на примере собственной жизни: вышел на улицу – взглядом, словом, либо мыслью уже согрешаешь. Недаром в молитвах перед тем, как отойти ко сну («на сон грядущим»), мы читаем перечисление множества грехов. Объедение, пьянство, пресловутое мшелоимство, скверноприбытчество, гнев, раздражение – все это присутствует в нашей жизни. Самое главное – понять для себя: «Я не согласен так жить, не согласен идти на поводу гнева и раздражения, превозношения, тщеславия, гордости, самолюбия, многостяжания». Каждый должен себе сказать: «Для меня как для христианина это неприемлемо. Это происходит, но я с этим не соглашаюсь. Я не хочу оправдывать свой грех, я хочу от него отмежеваться».

На Исповеди мы каемся: «Господи, согрешил... Это не мое, это чуждо мне. Для меня свойственно то, что Ты Сам сказал: блажени нищие духом; блажени плачущие; кротцыи…». К этому нужно стремиться, а падения будут происходить ежедневно. Главное – решимость быть с Богом, со Христом и то, что мы читаем в Священном Писании, прилагать к личной жизни. Это не просто некие метафоры, мировоззрение, которое далеко от нас. Бог четко нам говорит: поступайте так, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. К святости мы и стремимся. Отчаиваться, унывать не нужно, даже если что-то не получается. Мы как спортсмены, духовные воины: каждый день берем тот вес, который можем понести. Одна из главных христианских добродетелей, помимо любви, кротости и смирения, есть рассудительность: то, что в данный момент мне необходимо по моему духовному опыту, духовным силам, чтобы себя не перегрузить.

Тому, кто только встает на путь многодневного поста, сразу же бросаться в омут с головой, во все ограничения, я считаю, неправильно. Великий пост наступает: нельзя ни мясо, ни рыбу, даже елей нельзя. Человек прочитает и скажет: «Давайте я буду все это выполнять». Он надорвется, сломается через две-три недели и потом вообще никогда не захочет ни поститься, ни читать молитвы: он перегрузил себя, надорвался. Рассудительность – одна из главных качеств христианского делания. К этому нас с вами всегда призывает Церковь. Почитайте преподобного Иоанна Лествичника и других святых. Все должно быть постепенно: сейчас мы поднялись на одну ступеньку, теперь нам можно уже это делать, чтобы не сорваться, не упасть в обрыв, оказаться не проигравшими, а победителями, как говорит Господь.

Вопрос телезрителя: «В притче Христа о богаче и Лазаре Он говорит: между адом и раем – непреодолимая пропасть, перейти которую ни туда, ни обратно невозможно. Церковь учит, что молитвами, добрыми делами можно вымолить прощение грешника. Явное противоречие. На что ориентироваться?»

– Здесь затрагивается очень важная для всех нас тема – молитва за усопших. Господь создал нас свободными личностями, Он дал нам возможность выбирать, хотим мы быть с Богом или хотим жить так, как нам нравится. Самоопределение наше совершается в течение всей жизни. Мы можем сегодня находиться в раю, а к вечеру, согрешив, впасть в какой-то грех и оказаться в аду. Господь, как мы с вами знаем, говорил: «В чем застану, в том и буду судить». Есть другие слова из Ветхого Завета: «Пусть праведник не надеется на свою праведность и не говорит себе: „Вот я провел праведную, хорошую жизнь, угодил Богу и теперь начну есть, пить и веселиться, жить в свое удовольствие“». В этот момент Господь его призовет, вся его праведность пойдет прахом, и он не войдет в Царствие Небесное. Наоборот, грешник всю жизнь грешил и на смертном одре раскаялся, поменялся, в таком добром состоянии, как благоразумный разбойник, он войдет в Царство Небесное. «Как я хочу быть сейчас: с Богом или без Бога?» – это каждый определяет сам, лично. Хочу я исполнять Божии заповеди или не хочу, хочу жить так, как нам советует страстный мир, где я живу, или Бог является моим Отцом и краеугольным камнем, на котором я строю дом своей души?

Конечно, молитвы за усопших важны. Мы молимся за христиан. Нельзя молиться за тех, кто не крещен, кто другой веры, мы в храме не подаем за них записки. Частным образом, дома мы можем молиться и за самоубийц, и за некрещеных, и за инославных, но Церковь прежде всего молится на Литургии, на службах за своих крещеных и имеющих веру в Господа нашего Иисуса Христа чад. Поэтому мы молимся и говорим: нет человека, который прожил бы свою жизнь и ни разу не согрешил. Все согрешают, и усопший при жизни согрешал, но мы наде-емся, что его самоопределение было в пользу Царствия Божия, в пользу Бога, христианской жизни. Прегрешения не могли не быть: мы все страстные, грешные, падшие люди.

За того, кто, например, находится в аду, молятся здесь, на земле, и мы верим, что Господь может ослаблять его муки. Может если и не перевести из ада в рай, но сделать так, чтобы эти муки не были такими тяжкими. Молитвы и за живых, и за усопших очень важны. Церковь сама молится и нас с вами к этому призывает. Глубинная, принципиальная разница между раем и адом – то, что человек сам выбирает, быть ему с Богом или без Бога. Самоопределение, свободную волю поменять никак нельзя. У меня есть некрещеные родственники, я переживаю за них, они, к сожалению, могут умереть некрещеными. Даже помолиться за них не могу в церковной среде, в Церкви Божией, только частным образом, келейно, дома.

Есть философский вопрос: может ли Всемогущий Бог сотворить камень, который Он Сам не может поднять? Есть ответ на этот вопрос: Всемогущий Бог сотворил этот камень, этот камень – человек. Почему Господь не может его поднять? Потому, что сам человек не хочет, чтобы его поднимали, не хочет жить в раю, быть с Богом. Сам Господь не может ничего сделать, если человек закрылся в своей хижине, скорлупе. Даже Господь не может пробиться через нее. Посмотрите на людей, которые говорят, что Бога нет, считают себя атеистами. Если искренне посмотреть в глубину своей души – неужели Господь к вам не обращается, не призывает? «Покайся, брат, приди ко Мне, Я тебя люблю и хочу поделиться с тобой Своей любовью, которую Я доказал на Кресте, проливая за всех драгоценную кровь».

Господь обращается ко всем, но ты либо отвергаешь это, либо говоришь себе, что это какие-то голоса или какой-то призыв. Ты говоришь: «Это все не ко мне. Бога нет. Я атеист. Оставьте меня в покое. Я хочу жить так, как мне нравится». И этот камень как раз и является неподъемным, его Господь создает Сам.

Вы упомянули благоразумного разбойника, и о нем вспоминают, когда говорят, что покаяться можно даже на смертном одре. Но ведь нельзя успокаивать себя мыслью, что всю жизнь можно делать что угодно, а в конце покаяться?

– Это хитрость и лукавство, а эти два понятия и Господь Бог несовместимы. Как можно лукавить, если ты всем сердцем принимаешь, что есть Господь и что без Бога ни до порога? Ты же не знаешь, сколько проживешь. Ты думаешь, что проживешь девяносто лет, но у тебя, к примеру, может внезапно оторваться тромб... А у тебя были планы: «Вот я женюсь, рожу детей, у меня будет хорошая работа, появятся внуки. А на пенсии буду уже заниматься духовной жизнью, молиться, каяться и так далее». Это, конечно же, лукавство.

Поэтому мы приносим детей в храм, чтобы крестить их в младенчестве, потому что уже с младенчества нужно их причащать. Нужно при детях читать молитвы, Священное Писание, чтобы перед их глазами был пример доброй христианской жизни. А покаяние, о котором вы говорите, действительно некая схема, ее человек выстроил в своей голове, и она вряд ли будет угодна Богу.

Отец Петр, прошу у Вас краткого напутствия для наших телезрителей и хотел бы сказать еще вот о чем. Сегодняшние Евангельские строки заканчиваются словами Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Мне кажется, что эти слова подходят ко всей нашей передаче.

– Прекрасно. А напутствие у меня одно: дай Бог, чтобы Господь научил нас жить по-христиански, чтобы Он научил нас молиться, соотносить все доброе в нашей жизни с Господом Богом и всегда помнить Его слова: без Меня не можете делать ничего.

Мы не должны превозноситься нашими успехами и удачами, ведь все это заслуга Господа, это Его благодать. Я же могу только одно – грешить. И если Господь не возьмет меня на руки, не даст мне Своих Божественных сил Своей Божественной благодатью, я так и останусь лежать в этом болоте. Все доброе, что происходит в нашей жизни, происходит по Его святой благодати.

Да поможет нам Господь в наших ежедневных трудах.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс