Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1164) → Автор-исполнитель Максим Соколов. Чистый голос новой России

Автор-исполнитель Максим Соколов. Чистый голос новой России

№27 (1164) / 11 июля ‘22

Канон

Максим, Вы работаете в жанре песни-притчи. Скажите, чем этот жанр отличается от обычной песни, почему нет песни-басни?

– Есть песни-баллады, песни-легенды. Песни-притчи – уникальный жанр авторской песни, который был, можно сказать, изобретен Светланой Копыловой. Она – создательница этого жанра и самая известная исполнительница в этом направлении. Он настолько запал мне в душу, что впоследствии у меня тоже стали рождаться такие песни. Притчи – очень удобный и доходчивый жанр для человеческих сердец.

Ваши песни несут назидательный, воспитательный посыл?

– Я не берусь говорить: «воспитательный». В первую очередь хочется донести то, что волнует мое сердце.

Где Вы находите образы?

– Какие-то сюжеты песен заимствованы. Из русской литературы – песня-притча «Телеграмма», это известное произведение, притча «Лесенка», которую я для вас исполню. Сюжет этот написал Куприн, и он настолько меня впечатлил, что впоследствии я переложил его на стихи, сочинил музыку, и получилась песня-притча.

Есть песни, которые поете именно от себя?

– Это уже не притча.

Мы нашли водораздел. Но такие песни у Вас есть?

– Конечно.

То есть в Вашем репертуаре есть не только песни-притчи. Вы вспомнили Светлану Копылову. Вы общались с ней лично, показывали ей свое творчество?

– Конечно. Я познакомился с ее творчеством 11 лет назад: мы поехали в паломническую поездку, и в автобусе звучали ее песни-притчи. Когда я вернулся домой, очень долго слушал их, а впоследствии лично познакомился со Светланой Копыловой. Ее песни произвели на меня такое большое впечатление, что я, до этого никогда не пытавшийся написать песню или стихотворение, можно сказать, фонтанировал ими. Да, мои опыты были сначала несовершенны, но личное знакомство со Светланой Копыловой вдохновило на дальнейшее развитие. Я до сих пор держу ее слова в своем сердце. Она сказала: «Да, они несовершенны, но нужно трудиться, работать в этом направлении. Если это не твое – оно само уйдет, а если твое – будет развиваться».

Максим, насколько я знаю, у Вас нет профессионального литературного или музыкального образования. Как Вы начали сочинять? Именно Светлана подвигла на творчество?

–Да, ее песни послужили тому, что я занялся творчеством.

Не боязно было?

– Я даже не думал об этом, писал для себя. Потом пошли фестивали: Александро-Невский фестиваль в Санкт-Петербурге, «Одигитрия» в Витебске, сборные концерты, потом – сольные. Несколько раз выступал на концертах Светланы Копыловой в Саратове, мы даже выступали в других городах вместе. Постепенно рождались песни.

В семье кто-то связан с музыкой? В детстве звучала музыка?

– Бабушка пела, но песни в основном народные. Мои старшие братья – профессиональные музыканты, работали в военном оркестре.

В семье есть музыкальная традиция.

– Да. Но в семье никто не писал, насколько я знаю.

За эти годы вышел Ваш альбом, который называется «Так легко…». Скажите, насколько легко получается писать песни?

– По-разному. Иногда можно за один день полностью написать песню, иногда на написание уходит не то что неделя, даже месяц и год. Я никогда не приписываю себе то, что написал: рождение песни всегда идет откуда-то сверху. Без Божия участия ничего бы не получалось.

Что вначале приходит – музыка или стихи?

– Тоже по-разному. Бывает, что сразу приходит музыка, и на нее ложатся стихи. Иногда напишешь стихи – потом подбираешь. Как придет сверху.

Поскольку песни духовно-назидательные, Вы берете благословение на создание песен?

– На каждую отдельно нет. У меня есть благословение на творчество, но на написание каждой песни я благословение не беру.

Это определенного рода миссия. Нужно обладать богатым духовным миром, чтобы назидать своим творчеством. На Вас большая ответственность.

– Возможно, но я стараюсь не приписывать это себе. Как в той песне: «кисточка в Божиих руках».

Или Вы считаете, что это не столько назидательные, сколько поучительные песни, пример, чтобы посмотреть со стороны и подумать?

– Возможно. В православной песне есть такое направление, когда некоторые авторы пишут: «Делай так, не делай так». Прит-ча нейтральна, человек смотрит со стороны и в сюжете находит себя и свои поступки, сам над этим работает. Прямого назидания тут нет и быть не может.

Кто Ваша аудитория, кто чаще приходит на концерты? Это больше воцерковленные люди?

– Зачастую да. В последнее время я много принимаю участие в концертах для молодежи, школьников. Поначалу они относятся немного скептически, иронично, но потом от песни к песне (тем более, когда звучат такие песни, как «Чулочки» на стихи Мусы Джалиля) внутри что-то срабатывает, они начинают вести себя по-другому и воспринимать то, что ты пытаешься до них донести.

На самом деле я понимаю, насколько сложно молодому исполнителю нести свое творчество в массы. Это геройство в определенной степени. Не брать популярную музыку, не находить известных авторов и покупать песни, а именно нести свет.

– Я делюсь тем, что идет от сердца. Бывали случаи, когда хотелось пойти на поводу у современных тенденций, написать более легкую песню, – ничего не получалось. Получается песня ни о чем, не трогающая, не цепляющая. Впустую потраченное время.

Помимо Светланы Копыловой, кто для Вас ориентир в мире музыки?

– Сложно сказать. Я не так много слушаю музыку. В основном на сегодняшний момент это классическая музыка, в дороге включаешь, слушаешь. Целенаправленно какую-то музыку я не слушаю.

Как Вы думаете, подобного рода музыка не направлена на широкую аудиторию? Может, это эксклюзивное, элитарное искусство в хорошем смысле этого слова?

– Вполне возможно. Дело в том, что сегодня все направлено на развлечения, легкую, отвлекающую музыку. Есть даже выражение «музыка фоном идет». Мои песни заставляют думать о себе, своей душе. Поэтому, вполне возможно, в жизни человека должны произойти определенные обстоятельства, чтобы ощутить ее.

Расскажите, пожалуйста, о своем образовании. Если Вы никак не связаны с музыкой, откуда берутся ноты, стихи?

– Господь посылает. Нот я не знаю.

Музыкального образования в школе не было?

– Я пытался учиться. Отучился полтора года в музыкальной школе и бросил. Конечно, сейчас жалею: музыкальное образование мне помогло бы. Когда мы записываем диск, мне приходится на пальцах объясняться с музыкантами, и понять друг друга не всегда удается с первого раза.

Никогда не поздно.

– Может быть. Сейчас так складываются обстоятельства, что Господь направил меня на святое место в Оленевку. Это удивительное место связано с жизнью, служением, мученичеством священноисповедника Иоанна Оленевского. В храме Святого Иоанна Оленевского я сейчас пою на клиросе. Слушаю партию, запоминаю, потом воспроизвожу.

Это хорошая школа.

– Проблема в том, что не знаешь нот, сам себя поправить не можешь. Нужно переслушать и по памяти воспроизвести.

Максим, читал зрительские отзывы после Ваших концертов. Люди пишут много добрых слов. Меня тронула фраза одной женщины, которая назвала Вас чистым голосом новой России. Это и приятно, и, как мне кажется, одновременно очень ответственно. Как Вы относитесь к подобным высказываниям в свой адрес, ведь достаточно тонко подметил зритель?

– Вспоминаются слова из Священного Писания: «Не мне, а Тебе, Господи».

Да, очень важно не потерять, по медным трубам не пройти таким образом.

– За это время я уже понял какие-то законы стихосложения, но если в написании песни пользоваться только ими, может ничего не получиться, если на это не будет Божия Промысла, благословения. Страшно обжечься, но всегда вспоминаешь от Кого это идет и Кому вся благодарность. Вся слава – только Господу.

Очень важно не потеряться в мире искушений.

– Я всегда в своих молитвах и в жизни обращаюсь не только к святым угодникам Божиим, но и к своему прапрадеду протоиерею Тихону Соколову. По маме мы родом из Брянска, в годы войны и до Великой Отечественной войны там жил мой родной прапрадед. Когда я ездил с концертом в 2019 году на Брянщину, посещал многие храмы, встречался с историками – краеведами, они свидетельствуют, что были живы до недавнего времени прихожанки, которые помнили моего прапрадеда и говорили, что это был истинный пастырь, истинный священник. Когда я нахожусь в сложных обстоятельствах, всегда стараюсь прибегать к молитвам к нему, потому что верю, что он тоже находится у Престола Господня.

Не было ли у Вас мыслей продолжить путь прадеда?

– Когда-то были, но уже лет семь как они меня покинули. Дело в том, что в священство, в монашество нужно идти с четким убеждением, что иного пути у тебя нет, – ты идешь по зову сердца, по призванию, и никак иначе. В иных случаях может быть потом какая-то личная трагедия. На данном этапе я к этому пути не готов.

Давайте вернемся к фразе «чистый голос новой России». Я хотел бы узнать (сейчас об этих понятиях много говорят), что такое «русский путь», «русская душа»? Как Вы это понимаете?

– Русская душа – христианка, и новая Россия, в первую очередь, православная, верующая. Отрадно, что в последние времена на богослужениях мы видим все больше и больше молодежи. При храмах, епархиальных центрах организуется молодежное сообщество, проводятся фестивали. Это очень важно. Мы должны привлекать молодежь. Было такое убеждение, что в храме старушки в платочках и разочарованные жизнью люди. Нет. Христианство разное, религия и радости, не только покаяния и слез. Молодежь – будущее нашей Церкви, нашей России.

Это и есть наш русский пусть. А лично Вы как нашли свою дорогу в храм? Как Вы пришли к Богу?

– Начало пути – с детства. И сегодня, когда я приехал в Москву, вспоминал, как в 2003 году впервые посетил первопрестольную. Мы с мамой пошли на экскурсию в храм Василия Блаженного, но почему-то отклонились от экскурсии и попали на службу. В этом храме произошло мое первое Причастие. Вышел батюшка, увидел нас, узнал сколько мне лет (тогда еще и семи не было), и причастил, наверное, впервые после таинства Крещения. Когда я вернулся домой, стал ходить в воскресную школу, потом батюшка благословил в алтарь. И вот так маленькими шажочками иду с помощью Божией.

Максим, святитель Феофан Затворник говорил: «Где присущ Бог, Сущий превыше естества, там совершаются и дела вышеестественные». Скажите, а с Вами происходили чудеса в жизни?

– Да, и немало. Просто, может быть, они не такие большие. Как говорят, каждый день, каждый наш вздох – чудо. Сейчас мне вспоминается чудо, которое произошло на моих глазах, можно сказать. Это было в 2020 году. Я уже упомянул про святое место Оленевка, где мы сейчас трудимся над восстановлением храма и святого места. Когда приезжали в первые несколько раз, столкнулись с одной женщиной, которая была «чернее ночи». Она выбежала из кельи старца, где тот жил последние годы (келья сохранилась до наших дней). Почему она так себя повела никто не знает. Через некоторое время Господь так устроил, что мы вновь с ней встретились. Я ее не узнал, но она напомнила о том случае, когда она выбежала из кельи, и рассказала, что приехала на святое место с приговором – два месяца жизни у нее был рак в запущенной стадии. Она взяла акафист, иконочку и стала молиться дома. Шли недели, месяц, второй, срок выходил… Она стала себя чувствовать лучше, и когда вновь обратилась к врачам, оказалось, что болезнь отступила. И она приехала, благодарила со слезами на глазах. Говорит, как за последнюю ниточку схватилась, стала молить Бога и просить у святого его молитв, потому что понимала, что все у нее шло не так, как должно было, и получила в конечном итоге исцеление. Это одно из больших чудес.

Расскажите подробнее об этом месте. Ведь Вы родом из Саратова и сейчас переехали в Пензу? Что Вас туда привело?

– Можно сказать, сейчас в пути – переезжаем. Дело в том, что долгие годы я от нашего храма возил паломнические поездки, и когда случилась пандемия, было закрыто Дивеево, в Москву боялись выехать и поехали в Оленевку. Как обычно бывает, не ценим то, что рядом с нами. Съездили раз, другой, третий, так я там и задержался. Уже пойдет третий год моего пребывания там, и для меня лучше места нет. У меня даже родилась песня, которая называется «К старцу Иоанну».

В Сурский край я еду
к старцу Иоанну,
На Оленевку открылся
поворот.
Залечу я там свои
больные раны,
Укрощу скорбей и
бед водоворот.

В дымке храм туман
ласкает, словно волны,
Разгорается лавандовый
рассвет.
Так легко мне здесь, спокойно
и привольно –
В целом мире лучше места
просто нет.

К роднику спущусь тропой
святого старца,
Чтоб воды живой
с молитвою испить.
Людям очень важно быть,
а не казаться,
И еще того важней –
по-Божьи жить.

Ах, как дышится мне здесь,
ах, как поется –
Вторит голосу души
пернатый хор.
Далеко за синью вдаль
та песня льется,
Но не нотами, а нежностью
стихов.

В Сурский край я еду
к старцу Иоанну,
На Оленевку открылся
поворот.
Залечу я там свои
больные раны,
Укрощу скорбей и бед
водоворот.
Укрощу я там скорбей и бед
водоворот.

Это удивительный святой, удивительное место, которое вдохновило Вас на создание песни. Расскажите подробнее об этом святом?

– Хочу подарить вам небольшую иконочку с житием святого старца Иоанна Оленевского. Старец Иоанн, можно сказать, наш современник, он умер в 1951 году, прожил долгую жизнь (почти 100 лет) и прославился многими чудесами. Известно, что шли к нему не только из Пензы, но из Саратова, Тамбова и даже из Москвы за молитвенным предстательством. Особо подвиг служения старца пришелся на годы Великой Отечественной войны. Я еще застал старушек, которые ходили к нему в молодые годы. Они говорили, что у кельи, где он жил, порой было темно от народа – такое количество людей стремились к святому старцу.

Удивительны заступники Божии, которые веками молятся о нашей родине. Спаси Господи. Максим, Вы достаточно много ездите по стране. Можете поделиться своими впечатлениями о наиболее значимых местах паломничества, где Вы бывали? Что наиболее дорого Вашему сердцу?

– В первую очередь, Дивеево. Это, можно сказать, моя душа. Дивеево – самое первое место, которое я посетил, и всегда с большой радостью туда приезжаю к Царице Небесной, к преподобному Серафиму. И удивительная святая Матрона Московская, так сердце ее ощущает. Всегда, когда приезжаю в Москву, первым делом стараюсь посетить Покровский монастырь и Матронушку. А так – и Оптина пустынь, и Троице-Сергиева лавра, все места вековых молитв не могут не отзываться в сердце.

Максим, от всего сердца благодарю Вас за Ваши песни. У нас осталось совсем немного времени. В заключение программы я хотел бы попросить Вас ответить на короткий блиц. Три любимых музыкальных произведения?

– Скажу так: все песни Светланы Копыловой.

Три книги, изменившие Вас?

– Первая книга, которая меня потрясла именно в духовном плане, «Мои посмертные приключения» Юлии Вознесенской. А после уже «Путь Кассандры» этого же автора и, конечно, «Несвятые святые».

Продолжите: больше всего в людях я ценю...

– Доброту.

Если бы не музыка...

– Жизнь была бы тяжелее.

Я счастлив, когда...

– В храме.

 Бог – это...

– Любовь.

Максим, благодарю Вас за эту встречу, за Ваше творчество. Продолжайте радовать зрителей и слушателей Вашими удивительными песнями-притчами, и Божией помощи Вам во всех делах.

– Спаси Господи.

Записали:
Софья Горбачева
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Avtorispolnitel-Maksim
https://tv-soyuz.ru/Kanon-25-06

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс