Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1161) → Священник Валерий Духанин: Укреплять себя нужно молитвой и чтением Евангелия

Священник Валерий Духанин: Укреплять себя нужно молитвой и чтением Евангелия

№24 (1161) / 20 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрителя: «Сейчас мир стал страшно жесток и лжив. Кажется, что дальше некуда. Скоро должен прийти антихрист? Те беды, которые описаны в Апокалипсисе, будут происходить, когда он придет? Или до его пришествия?»

– В Книге Деяний святых апостолов написано, что Воскресший Спаситель общается с учениками на протяжении 40 дней. И перед самым Вознесением они спрашивают Его: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? А Он им отвечает: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Эти слова остаются действенными на протяжении всей истории. Когда бывают какие-то скорби, военные действия, напряженность в обществе, мы сразу думаем, что все беды сгустились над нами, как тучи темные. А Спаситель говорил: пойдут слухи о войнах, будет объявление войны. Но вы не поддавайтесь панике: так должно быть. Это еще не конец. Надо понять, что кончина мира всецело в руках Божиих. И с нашей стороны будет очень несправедливо назначать это время. Да, бывают скорби. А как мы хотим? Вообще без потрясений? Но мир – не рай.

Наш мир – это мир всевозможных потрясений, скорбей, невзгод, испытаний. Хочешь не хочешь, люди будут сталкиваться, причинять друг другу ущерб, потому что человек поврежден грехом. И покуда грешное человечество существует, так и будет. Но Божий Промысл все равно остается – и вдруг беды оборачиваются кому-то во благо. Например, идет война, но именно в это время человек обращается к Богу. Отец Кирилл (Павлов) вспоминал, как во время боев в Сталинграде он среди развалин вдруг увидел какую-то книгу. Оказалось, это Евангелие. А в то время невозможно было раздобыть духовную литературу, царило безбожное время. Он начал его читать, почувствовал что-то родное, и у него пропал страх смерти.

Если у нас возникает страх, что наступает Апокалипсис, приходит конец, значит, мы теряем чувство Божия присутствия. Отец Кирилл (Павлов) рассказывает, что после того, как он нашел Евангелие, у него больше не было никакого страха. Он пронес книгу до конца войны и всегда чувствовал, что Господь находится рядом.

Нужно каждый день читать Евангелие. Можно и в электронном варианте. Каждый день есть соответствующие Евангельские чтения, что-то из апостольских посланий, и сейчас еще читаются Деяния святых апостолов. Так мы будем чувствовать присутствие Господа, знать, что Он рядом и не оставит нас. Преждевременные апокалиптические настроения возникают из-за страхов, страхи из-за маловерия, а маловерие от того, что мы редко обращаемся к Господу, редко вспоминаем про Него. Нужно молитвой и чтением Евангелия укреплять себя.

Книга Апокалипсис очень таинственная, аллегорическая, наполненная образами, которые нельзя понимать буквально и втискивать в человеческую историю. Все, кто пытался это делать, ошиблись. Некоторые назначали даты Второго Пришествия и посрамлялись. Книга Апокалипсис говорит о духовной брани добра со злом, о том, что дьявол, искушая людей, пытается ввергнуть их в огненное озеро, а Христос, как агнец, убеляет Своей кровью души тех, за кого Он пострадал. Он спасет людей. Конечно, что-то из Апокалипсиса будет происходить именно в самые последние времена. Например, про антихриста апостол Павел свидетельствует: в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Поскольку этого сейчас нет, то нет и антихриста. Сказано, что он будет ставить знак свой «666» на правую руку и лоб человека. Вот наиболее очевидные признаки. Но лучше голову лишним не забивать.

Я встречал много людей, которые живут этими страхами. И на протяжении 25 лет они ждут антихриста, что он вот-вот должен прийти. Насколько же сознание человека сужено, что он не видит радости Божия мира, что Господь пода-ет кому-то жизнь, приводит в мир маленьких деток, которых нужно крестить и духовно воспитывать. Люди обращаются к Богу и обретают радость веры, радость вечной жизни, ведь, оказывается, смерти нет, есть только переход от временного к вечному.

Самое главное – чтобы наши души были чисты перед Господом. С чистым и искренним сердцем будем встречать Господа, и тогда смерть не страшна. К нам подступают искушения, в том числе касающиеся апокалиптических времен. Но испытания посылаются как вразумление. А когда необходимо вразумление? Когда люди духовно расслабляются, забывают молиться Господу. И вдруг происходит некая встряска, мы чувствуем, что наша жизнь может порушиться, и начинаем молиться как проснувшиеся. А когда нет бед, мы вялые, полусонные. Душа у нас как бы спит. А скорби, потрясения пробуждают души – и молитва становится живой.

Нужно ждать не антихриста, а Второго Пришествия Спасителя.

– Да. Господь и так рядом с нами. Каждый день. Но с нами что-то такое происходит, что мы не видим присутствия Божия. Наши сердца загрязнены.

Практически в наши дни жил величайший святой преподобный Паисий Святогорец, это величайшая Божия милость. В 1994 году он перешел в иной мир. Есть много его учеников, которые помнят его. Например, митрополит Лимассольский Афанасий (Никалау) с острова Кипр. Он сам ведет благочестивую жизнь. Он рассказывал, как наглядно проявлялось присутствие Божие. Они пришли послушниками на Афон, поговорить со святым Паисием, постучали в келью, тот открывает дверь и смотрит на них с любовью. Они задают свои вопросы, он им отвечает. И когда он говорил, вдруг все почувствовали, что вокруг заблагоухало миром: и келья, и воздух, и деревья. Бывает, иконы благоухают, а тут живой человек!

Преподобному Паисию неоднократно являлись и Спаситель, и Божия Матерь. Он свидетельствует, что Божия Матерь каждый день обходит Гору Афон. Владыка Афанасий Лимассольский тоже был свидетелем такого чуда. Приехали к преподобному Паисию неверующие люди, кто-то вопросы задавал, кто-то пытался его искушать. Один говорит: «Я профессор, не верю, нигде присутствия Божия не замечаю». Старец умел и пошутить, и с теплом, добродушно говорить. И он говорит: «Вот ты профессор, ученая голова, а элементарных вещей не понимаешь». Подзывает ящерицу: «Скажи, есть Бог?» Ящерица становится на задние лапки и кивает в ответ. Это видели очевидцы. Преподобного слушались животные и птицы, они чувствовали Божию благодать.

К чему это я? Мы говорим, что Спаситель Вознесся, мы Его уже не видим, но Господь-то рядом. Он к нам ближе, чем наши собственные одежды, чем воздух, которым мы дышим, чем солнечный свет, который дает нам тепло, согревает нас. Но из-за греховных страстей наши души закрыты, поэтому мы этого не чувствуем. И смысл духовной жизни в том, чтобы освободиться от этих оков, очистить сердца, тогда Божие присутствие становится очевидным. Господь являет Себя: в чем-то помогает нам, где-то происходят реальные чудеса, а где-то действует не совсем явный Божий Промысл, и только спустя время мы понимаем, что в этих событиях была рука Господа. Он рядом.

Бог воплотился, чтобы мир спасти от греха, однако мир не стал лучше. Почему?

– Потому, что миру Христос не нужен. Кому Он не нужен, тот живет сам по себе. Господь всегда позволяет человеку быть автономным и самостоятельным существом. Люди не роботы с заложенной программой. Электронный механизм всегда можно перепрограммировать и все будет по-новому, а человека нельзя, потому что он создан по образу Божию. А Господь абсолютно свободен. Он захотел и сотворил мир. Если бы не захотел, мира бы не было. Человек отражает в себе Божественные черты этой свободы. Только у Бога абсолютная свобода, у человека относительная. Но человек может поступать как хочет. Захочет – идет навстречу Богу и ближним, а не захочет – отворачивается. Конечно, потом от этого мучается, но его самовластие не отменяется.

Так было и во время земной жизни Христа. Преподобный Симеон Новый Богослов (X–XI вв.) писал, что многие люди в его время говорили, мол, если бы они жили во времена Христа и могли бы вместе с апостолами увидеть Его чувственный образ, как Он проповедует, как совершает чудеса, тогда бы точно исправились и не вели такую расслабленную греховную жизнь. А раз это было давно и Спаситель уже Воскрес и Вознесся, то, мол, живем как попало. Симеон Новый Богослов объясняет, что это огромное заблуждение. Если б мы жили во времена Христа, то поступали бы так же, как люди того времени. А люди тогда поступали очень по-разному. Одни последовали за Спасителем. Некоторые были особенно верные, из них выделился круг двенадцати. Один стал предателем, не захотел покаяться и покончил с собой. Вот самовластие. Хочешь не хочешь, но автономность человека остается.

Человек может направлять свою свободную волю к Богу или не направлять. Когда Спаситель рассказал о таинстве Причастия, многие ученики возмутились, что Он даст есть Свою Плоть, и с того времени больше не ходили за Ним. Это еще одна реакция. Некоторые из тех, кто непосредственно видел Господа, не захотели Его принять.

И были фарисеи. Мы привыкли постоянно ставить штамп: фарисеи непременно плохие. Нет. Многие из них регулярно ходили за Господом, потому что искали необычных людей, которые ясно говорили на темы Священного Писания. Спаситель часто давал нежданные трактовки Ветхого Завета, и фарисеям было что из них почерпнуть. Если в субботу разрешено вола и осла напоить, почему же нельзя освободить человека от его недуга? Если суббота означает день покоя, а эта скорченная женщина мучается и пришла в синагогу, какой ей покой? Спаситель исцеляет ее, она распрямляется и обретает подлинный покой. Начальник синагоги негодует, а Спаситель дает неожиданное объяснение ветхозаветным правилам. Многим фарисеям нравилось слушать Его, и они следовали за Ним. Об этом мы читаем в Деяниях святых апостолов.

Люди и тогда по-разному относились к Спасителю, хотя Он наглядно отверзал очи слепому, трижды воскрешал человека. Первый раз дочь Иаира, к которой смерть только-только прикоснулась (сейчас бы сказали, что это клиническая смерть). Он сказал: девица не умерла, но спит. Второй раз Он воскрешает сына наинской вдовы. В этот раз смерть уже проявила себя очевидным образом. Идет похоронная процессия из города Наин к кладбищу. А навстречу этой процессии Жизнь – Сам Спаситель. Господь, сострадая матери этого юноши, поднимает его. И третье чудо наглядное – воскрешение Лазаря, когда тление уже торжествовало вовсю, был 4-й день после смерти. Прикосновение Жизни – и тление исчезает. (Впоследствии все тела истлевших людей будут воскрешены, как был воскрешен Лазарь Четверодневный). Какая реакция была у людей на эти события? Многие посчитали, что Иисус есть Царь ожидаемый, Мессия. А старейшины, которые Его ненавидели, замыслили убить не только Его, но и Лазаря, потому что он – свидетель Воскресения. Люди и тогда реагировали на все неодинаково.

В чем же мир изменился? Он изменился в лице Марии Магдалины, из которой Спаситель изгнал семь бесов. В лице Его учеников. В лице фарисеев Иосифа Аримафейского и Никодима. Нельзя изменить мир, нажав на кнопочку, будто в комнате включился свет – и все стали сразу хорошие и добрые. Нет. Каждый – это целая отдельная вселенная. Что в этой вселенной возобладает: Божие или дьявольское? Как было тогда, так и сейчас.

Если говорить с апологетических позиций, существует много наблюдений, что мир стал меняться по мере распространения христианской проповеди. В странах стали преодолевать рабство, рабовладельчество. Фактически впервые этот тон задает Новый Завет, потому как все рабы Божии и в то же время чада Божии. В Послании к Филимону апостол Павел пишет про сбежавшего раба Онисима. Павел говорит Онисиму, что тот должен вернуться к Филимону, а Филимону пишет послание: «Прими его не как раба, а как брата возлюбленного». Филимон был крещеный. По мере распространения христианства появлялось совершенно иное отношение к людям. Поменялось и отношение к женщинам. В языческом мире, когда умирал высокопоставленный язычник, с ним могли отправить на тот свет и жену. Христианство сглаживало все языческие жестокости. Человеческую природу тяжело преобразить до полной святости. Это возможно только в лице отдельных представителей, которые работают над собой, борются, преодолевают свои страсти. Но в целом мир уже не такой жестокий, как в языческие времена.

Допустим, Тамерлан, завоевывая одну страну за другой, строил пирамиды из черепов, скреплял их глиной, чтобы не разваливались. Как на картине Верещагина «Апофеоз войны» – пирамиды из черепов. Тамерлан ровнял с землей города. Отправился в Индийский поход – и чтобы не кормить сто тысяч пленных, просто их уничтожил. Одному городу пообещал, что не будет проливать кровь, но всех пленных закопал заживо. И вот такая языческая жестокость царит именно в нехристианском мире. А когда христианство приходит в какую-то страну, человек принимает его и понимает, что если он будет жестоким, то ему придется отвечать за это перед Богом. И своей жестокостью он не другому, не ближнему наносит рану, а самому себе. Кажется, что временно можно выйти победителем, но проиграть вечность. Все-таки меняется мир там, где люди принимают Христа.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии Христос сказал: что ни попросите у Отца Моего во имя Мое, дастся вам. Получается, что просимое для каждого человека зависит не от того, что Христос находится на земле или Вознесся, а от веры во Христа – это самое главное. Как считаете?»

– Конечно, это зависит от нашей веры во Христа. На самом деле каждая молитва, любая молитва принимается Господом – это совершенно точно. Но это не значит, что Спаситель будет исполнять тут же то, что человек хочет.

Допустим, ребенок видит красивый цветочек, растущий на обрыве, и тянется к этому цветочку, чтобы сорвать его. А родители его не пускают, потому что это не то место, куда надо лезть ребенку, чтобы не погибнуть. Вот так бывает, что некоторые просят чего-то, а это оказывается вредным. И Господь их придерживает, но при этом Он все равно слышит молитву, и все равно какой-то ответ есть. Постарайтесь понаблюдать, о чем вы молились и как Господь на это отвечал. Особенно Господь слышит тогда, когда мы не о себе молимся. Когда мы молимся о себе, присутствует некий элемент эгоистических просьб. Но молиться, обращаться к Богу надо. Слава Богу, если человек пребывает в молитве. Но когда ты молишься о других (о ближних, родственниках, детях, родителях) и сердечная боль сжимает грудь, а ты с этой болью сердечной возносишь глубокое воздыхание ко Господу в молитве, – такие молитвы, конечно, исполняются, Господь откликается. Евангелие, процитированное Вами, как раз этому подтверждение. «Все, что попросите с верою во имя Мое, то я исполню», – говорит Господь.

Если бы мы видели здесь и сейчас, как Христос Воскрес, слышали об этом чуде и видели Его, это прибавило бы веры людям?

– Демонстративности тут не может быть. Это сокровенная встреча. Бывает, людям это дается, тем, кому нужно. Силуану Афонскому, когда очень унывал, было дано увидеть Господа. И это стало для него огромным подкреплением, а он думал, что Господь не слышит, что Бога невозможно умолить. Шли всякие бесовские искушения. И ему было дано созерцать лик Христа, лик Господа, Который неизреченно любит всех. Совершенная доброта, милость и свет любви Христовой в нем запечатлелись.

Я живу в Сергиевом Посаде и собираю случаи помощи преподобного Сергия Радонежского. Есть знакомые, которым было явление преподобного Сергия Радонежского: брат с сестрой. Им в детстве было такое явление, когда была ситуация опасности, детских страхов. Это запечатлевается на всю жизнь: соприкосновение со святым, из Небесного мира явившимся, неизреченная любовь через святого проявляется, неземная любовь. Оказывается, тебя на земле никто так не любит, как любит тебя небожитель, а тем более Сам Господь.

По какой причине кому-то дается? В целом это, наверно, нам будет не очень полезно, потому что мы живем в мире искушаемом. Мы люди падшие, и к нам, конечно, ближе всего падшие духи, поэтому они могут искушать. Кому-то из святых подвижников они пытались имитировать явление Христа. Идет брань духовная, и человеку, который не очистился еще, не увидел своих собственных грехов, не наполнился покаянием, конечно, духовные видения неполезны. Он может впасть в тщеславие. Подумает: «Какой я великий, что Господь сподобил меня такого Небесного созерцания». Впадет в гордыню. И гордыня его просто погубит. Поэтому нужно довольствоваться тем, что есть. Если Господь тебе этого не открывает, то так полезнее, так лучше. Не нужно искать каких-то особых видений. Со временем, если спасешься, если в рай попадешь, то увидишь. А сейчас это время испытания, время духовной борьбы. Главное – очищать свою душу через покаяние, освобождаясь от греховных страстей.

Каково значение Воскресения Христова для православного христианина?

– Воскресение Христово – это самое главное, в этом вся суть. Я упоминал, как Спаситель воскрешал – это некие знамения. И тот наинский юноша прожил земной путь, потом умер до всеобщего воскресения. А Спаситель Воскрес так, что смерть над Ним уже не имеет власти.

Апостол Павел пишет, что Христос, однажды Воскреснув, уже не умирает, смерть уже не властвует над Ним. Поэтому, приобщаясь к Христу Воскресшему через таинство Причащения, мы не просто приобщаемся Тела и Крови Христовых, но приобщаемся к Христу Воскресшему. И это воскрешает наши души от греха и дает нам уже сейчас почувствовать Небесную радость.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Мухлынина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать по ссылке.

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Любовь, которая воспитывается Церковью, – фундаментальная основа верности всему, что для нас дорого и значимо»

Ваше Высокопреосвященство! Ваши Преосвященства! Уважаемый Александр Алексеевич! Дорогие братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным праздником. Это праздник не только этой земли, одной из первых принявших христианство на просторах Руси, но и праздник всей Руси. Именно поэтому я сегодня с вами, потому что принятие христианства здесь, в этом месте, послужило очень сильным толчком к распространению веры Христовой.

 
Беседы с батюшкой

Священник Николай Святченко: Далекие близкие святые

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс