Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1161) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Жизнь – не наслаждение, жизнь – служение

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Жизнь – не наслаждение, жизнь – служение

№24 (1161) / 20 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Накопилось очень много вопросов, и они, как всегда, очень жизненные. Хорошо, что люди спрашивают что-то у священников. Было бы хуже, если бы спрашивали у соседок по подъезду.

– Мудрые греки говорили: кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Оптинские старцы говорили: лучше поступить по совету, чем по своему собственному разумению. Есть такой алгоритм: сначала своеволие, потом своеумие, а потом безумие. Поэтому надо жить по совету. В семье муж советуется с женой, жена – с мужем, дети – с бабушкой, дедушкой, и так, при общем совете, принимается решение. В университете был такой девиз: все знает только невежда. Поэтому радостно, что люди задают вопросы.

Первый вопрос: «Как реагировать на бабушек в церкви, которые постоянно делают замечания, например, по поводу длины твоей юбки, выреза блузки, маникюра, цвета платка?»

– Я такого не встречал. Надо ходить в «правильные» храмы. У нас в храме, например, где я служу, замечаний не делают. Пришел человек в храм в первый раз: по-своему одет, на своей волне. Пришел во второй, в третий раз, посмотрел вокруг – и понял, как правильно. Никто замечаний в нашем храме не делает. Если человек – захожанин, то какой смысл ему замечания делать? Если прихожанин – сам сообразит, как надо поступать. У нас замечания категорически запрещены. Мы на приходе стараемся жить по девизу святых отцов: знай себя – и довольно с тебя.

Помню, когда я в семнадцатилетнем возрасте пришел к вере, Евангелие стало для меня содержанием жизни, ориентиром, и я многое стал видеть по-другому. Кроме своих грехов, больше ничего не видел. А когда глаза видели поступки и грехи других людей, я сам себе говорил: лицемер, вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И помысел сразу останавливался.

Есть такой православный анекдот. Приходит одна раба Божия в храм и говорит: «Батюшка, у меня дар открылся!» Батюшка спрашивает: «Какой?» – «Дар видения чужих грехов». Батюшка осенил ее крестным знамением и сказал: «Благословляю срочно закрыть».

Если ты пришел в храм к Богу, не нужно обращать внимание на других людей, нужно стараться думать о своей жизни. Конечно, когда речь идет о явном кощунстве или дебоше в храме, это надо пресекать. Иногда бывает такое, что в храм попадает пьяный человек, и на это надо реагировать: культурно взять под руки и вывести из храма.

Следующий вопрос: «Как молиться за иноверцев?»

– «Спаси, Господи, и помилуй люди Твоя и благослови достояние Твое». Мы просим: «Господи, спаси всех, вразуми и помилуй». Еще молимся о соединении Святых Божиих Церквей. Если у тебя друг – католик, например, и он замечательный, хороший человек, то общайся с ним, но объясняй разницу, традиции. Надо всем желать спасения.

То есть домашняя молитва не возбраняется.

– Как известно, на проскомидию записки о них мы не подаем. Святитель Филарет Московский говорил: «Не знаю, спасутся ли католики, но, если я стану католиком, точно не спасусь». Есть разные традиции, но мы молимся о том, чтобы все пришли в познание истины.

Следующий вопрос: «Исповедуюсь, причащаюсь, читаю Псалтирь, правила, молюсь. Но в личной жизни совсем плохо: здоровья нет, детей нет, семьи нет. Мне сорок лет. Работы тоже нет – лишилась из-за здоровья. Чувствую, что наступает уныние, депрессия. Живу без смысла. Каждое утро просыпаюсь и не знаю – зачем. Боюсь отойти от Бога. Получается, что от молитв толку нет, а только наоборот: чем больше хожу в храм и молюсь, тем хуже. Может быть, мне уйти в монастырь? Что делать? Не знаю, для чего живу».

– Вопрос многоплановый, попробую ответить. Во-первых, все, что здесь обрисовано: работа, здоровье, муж, дети, хорошо бы в нашей жизни иметь, но не у всех получается. Не каждый человек удачно женится, например. Если кто-то замужем не был, то другие были несколько раз, разводились, и еще неизвестно, что лучше.

Во-вторых, она пишет, что не знает, для чего живет. Значит, человек с самого начала живет только для себя. Мудрые греки говорили: истинная жизнь – не только для себя. У русского православного человека всегда был (и должен быть) такой девиз: жить – добро творить. Нигде не сказано, что жизнь должна быть внешне благоустроенной. Должен быть вектор – творить добро. И в этом никто не мешает.

Если нет семьи, то есть мама и папа. Если нет мамы и папы, можно жить с пользой для людей, которые вокруг. В наше непростое время нужны добровольцы, волонтеры. Надо найти себе применение, чтобы быть полезным. У нас на приходе, например, есть два журнала: в одном журнале люди пишут, в чем они нуждаются, во втором – чем они могут быть полезны. И человек оставляет номер своего телефона и пишет, например, что может посидеть с кем-то (больным, ребенком) два часа.

Можно на два часа освободить, например, многодетную маму, чтобы она сходила в поликлинику, магазин или парикмахерскую. Это же можно сделать? Надо искать себе применение. И когда увидишь проблемы многодетной семьи, поймешь, что у тебя, оказывается, все не так уж и плохо. Все познается в сравнении. Если говорить о здоровье, то кто нам его обещал?

Как говорят врачи, есть только недообследованные. Медицина сейчас так шагнула вперед, что здоровых почти не осталось. Поэтому надо найти себе применение в служении. Кстати, Оптинские старцы говорили: жизнь – не наслаждение, жизнь – служение.

Все, что человек перечислил в письме, – это его понимание внешнего счастья. К этому нужно стремиться, но не у всех получается.

Как насчет монастыря?

– В монастырь не уходят, чтобы решить свои проблемы. В монастырь уходят, когда в миру не хватает подвигов, когда человек вырос и ему мало только одного храма. Не надо быть наивным мечтателем. Фраза Христа о том, чтобы идти за Ним, не значит ходить в храм по воскресеньям. И слова «раздай свое имение» – это не значит отдать три рубля из кармана. В монастырь приходят тогда, когда в миру исполнили то, что можно было исполнить, послужив. Раньше уходили в монастырь, когда человеку не хватало подвига. Уйти в монастырь, чтобы решить свои проблемы, – это большая иллюзия.

Есть замечательная мысль: главные вещи в жизни – это не вещи. Это то, что в душе. Жизнь – не наслаждение, жизнь – служение. Служить никто не запрещает, наоборот, у нас колоссальные к этому возможности.

Ваше завершающее слово...

– Всем желаю найти свое место в жизни. И помните слова старца Паисия, что за самоотверженное служение Бог дает двойную благодать. И если мы хотим, как писала женщина, иметь здоровье, силы, крепость, нам надо начать служить – и тогда все будет складываться. Потому что везет тому, кто везет. Все, что делаете словом или делом, делайте от души, как для Бога, а не для людей.

Всего вам доброго и до новых встреч!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс