Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1159) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Когда человек действует, Бог содействует

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Когда человек действует, Бог содействует

№22 (1159) / 6 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Батюшка, Вы очень много сделали для Церкви. Построили храмы, совершенно замечательный храм в Ясеневе, но, согласитесь, Вы один не смогли бы это сделать, Вам помогали люди.

– Безусловно.

Давайте попытаемся объяснить, как формировалась община вашего прихода. Ведь без простых людей и мудрого наставника в нашем мире практически ничего невозможно сделать.

– Кто-то из мудрых людей сказал: мечта начинается с мечтателя. Обязательно должна быть зажигалка. Само в жизни ничего не делается, и попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Для того чтобы плавание было удачным, недостаточно одного попутного ветра, надо, чтобы были расправлены паруса. И под лежачий камень вода не течет.

Мне запомнилось кое-что в Троице-Сергиевой лавре. Одного диакона рукополагали во священники, я стоял рядом, хиротонию совершал один из иерархов нашей Церкви. И когда хиротония закончилась, батюшка подошел за благословением, а ему говорят: «Запомни на всю жизнь: под лежачий камень вода не течет». И мне эта простая вещь врезалась в память.

На самом деле не надо ждать ниоткуда помощи, потому что мы – люди, воспитанные в советское время, когда храмы не открывались, а закрывались. Например, меня крестили в церкви Преображения Господня на Преображенской площади, и этот храм взорвали в 1964 году.

Сейчас он восстановлен.

– Да, восстановлен. То есть я человек трех эпох: храм был, храма не стало, храм восстановили, и я 8 мая 2015 года был на освящении этого храма. Там был курьезный случай. Были приглашены священники, и алтарь почему-то оказался очень небольшим. Пять престолов. Нас распределили помогать епископу Марку освящать престолы. Престолы были освящены, совершилась Литургия, а мы все в это время стояли в центральной части храма, но причаститься зашли в алтарь. Было малое количество приглашенных людей, потому что там была Светлана Медведева, она на тот период времени была первой леди, женой президента. Мы зашли в алтарь, и когда я подходил под благословение, почувствовал, что у Патриарха во взгляде вопрос: «Как ты тут оказался?»

И я ему говорю: «Ваше Святейшество, представляете, меня в этом храме крестили в 1963 году, а потом храм разрушили». Он заулыбался, что я человек, непосредственно связанный с историей этого храма. Я его не отпустил, говорю: «А из пяти престолов мне посчастливилось принять участие в освящении престола в честь Петра и Павла, а меня в Крещении назвали Павлом». Тогда он вообще разулыбался. Может быть, в этом приделе меня и крестили, потому что обычно в центральных приделах не крестят, а тут как раз боковые приделы. Всякое может быть.

Даже восстановление этого храма: для одного человека эта идея кажется вообще невероятной. Мечта начинается с мечтателя. Сколько раз я замечал, что везет тому, кто везет. Еще блаженный Августин сказал: «Когда человек действует, Бог содействует». Кажется, невероятные вещи, но ты только начни, надо сделать шаг. Шаг делаешь, Бог делает девять шагов навстречу. И еще мне понравилась одна жизненная позиция. Я жил в лавре, сначала учился в семинарии, потом был в монастыре в 1986 году, мне было всего 24 года. Мы сели на скамеечку с почтенным архимандритом Лаврентием, он на тот момент заведовал всеми свечными ящиками, был помощником у отца Кирилла (Павлова), который был казначеем.

Фамилия у него была интересная – Постников. Супермонашеская фамилия. Однажды он мне сказал: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему в лавру приходит много священников, монахов, а остаются единицы?» Я попытался догадаться, потому что на самом деле в лавре была очень большая текучка. Говорю: «Они не остаются в лавре потому, что у них нет московской прописки».

Если человек поступает в лавру, то он четыре года учится в семинарии, четыре года – в академии. Если выдающийся, то еще три года – аспирантура. Но если он за это время не смог оформить московскую прописку, то его из лавры выписывали. То есть это было временное пребывание, оно могло быть не более одиннадцати лет. А он говорит: «Нет, не из-за этого». – «А почему?» – «Никогда не говори, что ты приболел и не можешь выполнить послушание, дело, какое-то поручение, если ты не болен до такой степени, что и вправду не можешь этого сделать. И никогда не говори “не могу”, когда ты этого даже не пробовал или попробовал сделать, но не приложил всех усилий. Потому что на самом деле будешь болеть и на самом деле не сможешь сделать». Думаю: «Ничего себе». И он мне таким образом дал наставление: остается в лавре, в монастыре тот, кто не ищет легких путей.

Потому что есть страшные слова в двупсалмии: «Да даст тебе Господь по сердцу твоему». Мудрые греки говорили: куда бы человек ни пошел, он везде найдет то, что принес с собой. Нытик везде найдет поводы для нытья. Благословляющий, благодарящий Господа в любой ситуации найдет, за что славить Бога. Нелюдимый вечно будет нелюдимым, даже среди многолюдства, человек общительный найдет общий язык и со столбом. Поэтому все внутри нас.

Иоанн Златоуст тоже дал нам определенный подход к жизни. Мы все время говорим: «Вот жизнь такая тяжелая…». Это было во все времена. Святой Иоанн говорил, что больной не тот, у кого много болезней, а тот, кто при болезнях много ноет. А здоровый человек не тот, у кого мало болезней, а кто при болезнях мало ноет. Богатый не тот, у кого много денег, а кто умеет довольствоваться необходимым. А бедный не тот, у кого мало денег, а кто не умеет довольствоваться необходимым. И оказывается все вот здесь (показывает на голову) и здесь (показывает на сердце). Не жизнь такая – мы такие.

Интересно говорил блаженный Августин в V веке. Вы говорите: тяжелые и невыносимые времена? Мы и есть эти времена. Какие мы, такие и времена. У старца Паисия есть такая мысль. Вы ругаете митрополита. Вы ругаете архиепископа. (У них нет Патриарха, если бы был, ругали бы Патриарха). Вы ругаете настоятеля, приходское собрание, старосту, певчих, диаконов, мужа, жену. Ругаешь и думаешь, что ты желаешь блага Церкви. Исправь одну клетку в этой Церкви, исправь самого себя, и Церковь будет лучше.

Я часто замечал, что в монастыре самые страшные ревнители церковного устава и богослужения, которые не позволяли отступления от Типикона, сачковали от богослужения. Они все так придумают, что по четыре-пять часов всенощная или служба по будням, а сами не ходят. Называется, устав для стен. Если вы такой устав возложили на плечи, тогда вы его сами лично тяните. Вот что я заметил, такое есть в нашей жизни. Ну, может быть, не всегда.

Мы сейчас ищем ответ на вопрос: «Как жить?» Это было, есть и будет. Старец Амвросий говорил, что в наши времена, чтобы спастись, надо быть или железным, или золотым. Железным – иметь большое терпение, а золотым – иметь большое смирение. В семейной жизни, чтобы жениться, надо влюбиться. Об этом и старец Амвросий говорил: если здоровы, есть родительское благословение и нравитесь друг другу – этого достаточно. Но чтобы сохранить семью, надо научиться терпеть, слушать и смиряться. Потому что добрый человек – умный человек, а недобрый человек – неумный человек.

Сейчас в России, в нашей стране, на десять браков семь разводов. Почему? Они все были умные, но не были добрые. Одна женщина подходит и говорит: «Батюшка, муж со мной несправедлив».

И тогда священник у нее спрашивает: «Детка, а ты хочешь быть справедливой или счастливой?» Какая может быть справедливость в семье, когда у нас по отношению к Богу нет справедливости: с Его стороны по отношению к нам и со стороны нас в отношении нашего сыновнего христианского долга. Ну, мы просто двоечники.

Что это за христианский долг в семье?

– Просто человеческие отношения. До христианских нам всем еще далеко.

Когда я был в одной замечательной, как мне кажется, примерной семье (там двое родителей, семеро детей), я увидел у них на холодильнике надпись, написанную фломастером. Их попросил написать один батюшка, чтобы они не забывали: «Здесь все служат всем». Вот это и есть человеческое отношение. А не так: мама, папа, старший брат, старшая сестра… Ты что-то можешь? Могу. Сделай то, что можешь. Почему вечно мама, папа, бабушка, дедушка (сейчас, кстати, дедушек нет, одни бабушки, к сожалению, в большинстве семей) – обслуживающий персонал?

И этим развращают. Одной я говорил, пока был в гостях: «Мы с папой чай попьем, обсудим кое-что, а ты пока дыню порежь». Смотрю – у нее удивленный взгляд... У меня сердце чуть не в предынфарктном состоянии. Я позвал маму и говорю: «Ей 17 лет, и она не знает, как дыню разрезать?» Я был в шоке: ей же замуж, она будет хозяйкой семьи. Это, конечно, вина родителей, бабушек, дедушек. У нас так: «Пусть учатся». Они много чего знают, но не знают самого главного – как жить.

Учеба совершенно не мешает делать простые действия по дому.

– Какая учеба в субботу и воскресенье? Это бесконечное сидение за компьютером. Человеку не хочется что-то сделать для семьи, дать матери выходной день. Все эгоисты. Мы рождаемся эгоистами, а потом говорим: «Хочу в браке быть счастливым». А вы в семье привыкли служить? Если в семье человек не привык служить, то, когда станет мужем или женой, этого не будет.

Говорится, что мужчина – глава семьи, как Христос – Глава Церкви. В семье иногда это сложно выполняется. А если жена с характером?

– Дальше этого высочайшего повеления в тексте есть толкование этой мысли. Апостол говорит: как Христос предал Себя за жизнь Церкви... В каком смысле Глава Церкви? Он за народ отдал жизнь. Если ты такой муж, что готов отдать жизнь за свою жену даже в мелочах, – тогда можешь рассчитывать на послушание жены. Жена да боится своего мужа. Есть такое толкование: жена боится потерять такого мужа, который готов за нее отдать жизнь. Какие могут быть возвышенные вещи, как жизнь отдать, когда люди не могут помириться в этот же день?

В Священном Писании есть алгоритм: солнце да не зайдет во гневе вашем. Писание предполагает, что мы не идеальные, падшие люди. Но оно говорит, что есть мера. Мы можем находиться в ссоре потому, что мы не ангелы, но до определенного момента: к концу дня ты должен помириться.

Я имел счастливую возможность быть на свадьбе у своих друзей. Как Христос бывал в Кане Галилейской, так и приходскому священнику приходится бывать на свадьбах, чтобы поддержать будущую семью, чтобы была не только еда и конкурсы. На православных свадьбах мы приняли решение, и народ это тоже понял, – не кричать «горько». Во-первых, это необъяснимо. У кого ни спрашивай, никто не может дать объяснение целованию при всем народе.

Надо посмотреть, как это было на Руси.

– У нас все упрощено. Мы поем молодым и родителям «Многая лета». Каждый тост заканчивается многолетием, а целование есть по расписанию в чине Венчания: в конце, перед священником и алтарем молодые целуются в знак своего единства и таинства Венчания.

Я был на одной свадьбе, и, наверное, было уже произнесено тостов пятнадцать вместо безумных конкурсов, проводимых по той причине, что люди якобы не смогут сами организоваться. Мое отношение, мое видение этого такое: людям самим не дают все это организовать, и в конце концов никакого внутреннего содержания свадьбы не имеют. Одни только конкурсы, конкурсы… «Давайте поделимся на группы, давайте поиграем». У нас православные свадьбы никогда скучно не проходили.

А для общения есть второй день, третий.

– Да. Так вот, на той свадьбе уже где-то после 12-го, если не 20-го тоста вдруг встала скромненькая худенькая девочка с колечком на правой руке. Кстати, женатые люди, не носящие кольца, приравниваются к христианам, снявшим с себя крест. В таинстве Венчания есть такие слова: «Сам убо и ныне Владыко, благослови перстней положение сие благословением Небесным, и ангел Твой да предыдет пред ними вся дни живота их». То есть в таинстве Крещения человеку дается ангел-хранитель, а в таинстве Венчания дается ангел-хранитель семьи. Символом этого является возложение перстней (слово «кольцо» здесь не произносится, только слово «перстень»). В этот момент священник испрашивает благословения, чтобы ангел-хранитель всегда предшествовал этой семье.

Так вот, эта худенькая девочка сказала молодой семейной паре: «Я дам вам такой совет: как бы вы ни ссорились, какие бы у вас ни были недомолвки, проблемы, засыпать вам нужно в одной кровати». Солнце да не зайдет во гневе вашем – эту замечательную мысль девушка сказала своими словами.

В конце свадьбы я увидел, как три бабушки, подойдя к этой девушке, плакались у нее на плече. Я – человек любознательный, иногда и любопытный, я подслушал их разговор. Эти бабушки сказали: «Детка, если бы мы знали это раньше…». Я хотел бы, чтобы этот момент запомнился нашим телезрителям. Вечер – это предел, все. Можно дуться друг на друга весь день, но вечером нужно мириться. А если вы не помиритесь, то ваша обида будет потом как ржавчина или как грязная засохшая посуда. Кстати, мой совет – посуду вместе с женой мойте немедленно. Я терпеть не могу немытой посуды. Когда я обедаю, перед тем как приступить ко второму блюду, обязательно мою тарелку от первого блюда, потому что я не люблю, когда на столе беспорядок. Вот такая у меня привычка.

Семья – тончайший организм, и не всякое решение в твою пользу будет тебя радовать. Есть такая интересная мысль: Бог отвечает на наши просьбы по-разному. Иногда на наши просьбы, на наши желания Он говорит «да», и они исполняются. Иногда Он говорит «нет», чтобы дать нам что-то лучшее. А иногда Господь велит нам потерпеть, чтобы дать нам наилучшее.

Нам нужно время, чтобы мы поняли, что уступивший и потерпевший в конце концов приобретет. Рано сорванный плод, сколько его ни кусай, все равно будет зеленым. Потому что у человека не хватило терпения.

То есть на вопрос, как же понять волю Божию, мы ответим: «Терпением».

– Терпением, конечно. Семья без терпения развалится. По статистике, половина разводов происходит в первый год совместной жизни. Можешь себе представить? Пятьдесят процентов семей не могут прожить и года.

Мне кажется, спасением семьи здесь может быть рождение ребенка. А ведь семьи могут сознательно это откладывать, принимают какие-то препараты.

– И теряют здоровье.

Дело в том, что сначала мы не хотим, а потом нам уже не дается. Поэтому не нужно думать, что так будет бесконечное число раз… Поэтому всякий ребенок, который предполагается, пусть и будет. Недаром в нашей Церкви этот сакральный момент вынесен в церковный календарь – Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 6 октября и Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 декабря. Богородица уже названа Богородицей, Иоанн Предтеча уже назван Иоанном Предтечей.

Кстати, у корейцев день рождения празднуется не в настоящий день рождения, а в день зачатия – отсчитывается 9 месяцев от дня рождения. Какое тончайшее любомудрие, тончайшее богословие, чтобы придать ценность человеческой жизни… Человек уже зачат, это уже будущий Ким, Павел, Сергей и прочие. Это уже человек, человечище!

У Василия Великого по этому поводу была такая мысль: кто должен стать человеком, уже человек. Поэтому всякий аборт – это, конечно, убийство человека. Мы об этом как раз и говорим, что нерождение ребенка ведет к семейным катастрофам, потому что люди пошли против Бога, против самих себя, против естества, против человечности. А потом они говорят: «Нам не везет в жизни». А как же вам будет везти в жизни, если вы оба совершили страшный грех – и муж, и жена?

Батюшка, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу, за такие мотивирующие фразы. Скажу честно, после такого эфира мне действительно хочется мириться, решать проблемы и сделать то, что я планировал сделать еще три года назад, но до сих пор не сделал. Спасибо Вам большое!

– В терпении вашем стяжите души ваши.

Записали:
Ксения Будченко
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс