Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1159) → Архимандрит Александр (Глоба): Движение к Богу должно совершаться на холодную голову, но с горячим сердцем

Архимандрит Александр (Глоба): Движение к Богу должно совершаться на холодную голову, но с горячим сердцем

№22 (1159) / 6 июня ‘22

Беседы с батюшкой

Тема передачи: духовный свет. Что такое свет в духовном понимании?

– Свет в духовном понимании всегда ассоциируется с Самим Богом. Господь Иисус Христос сказал: Я свет миру. Духовное понимание света всегда будет соотноситься с пониманием Бога – Его познанием, Его изучением, Его имплементацией в свою жизнь. Когда человек пускает Бога в свою жизнь, он становится духовным, нравственным, принадлежащим Богу. Когда же отвращается от Бога, для него всегда будет «наградой» тьма, в которой нет Бога. Бог как источник света никогда не соприкасается с тьмой. И находящийся во тьме всегда будет испытывать некомфортное, адское состояние. Когда нет Бога, нет радости, нет того, что поддерживает в нас жизнь.

Мы должны разделять свет тварный и свет нетварный. Бог – нетварный свет. Но Господь сотворил Небо и землю, отделил свет от тьмы, – это уже тварное физическое бытие света. Из рода в род, из поколения в поколение передается память о нетварном свете, который видели в раю Адам и Ева. Тогда сам человек был облечен «светом, яко ризою». Это была светлая одежда. Сейчас, когда пытаются показать в кино, мультфильмах, фантастических произведениях что-то загадочное, изображают это в виде сияющего шара. Примерно так и выглядел человек, облеченный в эту сияющую одежду.

Когда он совершил грех и пал, Господь дал ему кожаные ризы. Таким образом, человек не может на время одеваться светом как ризою, и ему дано определенное количество времени для того, чтобы познать Бога, понять, что без Бога не может ничего сделать, даже при условии, что сотворен по Его образу и подобию.

У нас сегодня на заставке Богоявленский собор. Золотой цвет превалирует в храмовом убранстве. Он взывает к световой памяти человека о рае. И человек, попадая в область золотого цвета и света, где-то глубоко внутри себя начинает вспоминать свою истинную природу и невольно начинает впадать в особое состояние. Недаром иконы тоже излучают свет. Золотой фон икон как механизм возвращения человека к самому себе.

– Вы правильно отметили эту характеристику убранства храма – напоминание о райском саде. Над Царскими вратами в алтаре Богоявленского храма изображен голубь в сиянии. Голубь – признак присутствия Бога. Дух Святой, Бог Отец и Бог Сын – Источник света, озаряющий людей, дающий людям Божественную благодать и любовь.

Резьба, лепнина, роспись имеют очень много растительных элементов. Они присутствуют даже в украшении паникадил и подсвечников. Это также память о райском саде, где эти элементы Адам видел в растениях в реальном их существовании. И когда человек воплощает их в дереве, лепке, это опять-таки тот отпечаток Божественной радости, которую хочется увидеть реально. В храмовом зодчестве, храмовой росписи, храмовом убранстве он пытается это воспроизвести, чтобы почувствовать то состояние комфортности, которое испытывал в райском саду, находясь вместе с Богом.

Часто возникает вопрос: почему в храмах очень много золота, не лучше ли раздать это людям, нищим? Но образ золотого храма – это всегда образ целостности, оздоровления человеческой души, признак наследия Царствия Небесного. Тот, кто занимается восстановлением своей души через добрые дела, через веру, исполнение заповедей Божиих, таким образом получает залог наследия Царствия Небесного.

Господь говорит, что без Него невозможно попасть в Царствие Небесное. И желающий туда попасть должен помнить, что добрые дела, не сделанные во имя Бога Отца, во имя Сына Божия, во имя Духа Святого, ни во что не вменяются. Делать добрые дела – наша обязанность.

Когда человек был изгнан из рая, он должен был трудиться, искать себе пропитание, строить себе жилище, обустраивать свой быт. Но это была не награда. Построивший дом имеет в награду построенный дом, а не какую-то еще дополнительную награду. Награду получает только тот, кто делает сверх того, сверх своих обязанностей. И когда человек трудится, когда работает в нерабочее время ради Бога, когда берет на себя особые обязанности, которые облагаются не земным налогом, а небесным, он имеет право наследовать Царствие Небесное и вечную жизнь. Об этом говорится в Священном Писании. Мы должны быть в этом твердо уверены. Только деятельная вера, деятельное участие в жизни Церкви приведут к тому, что мы будем с Богом и будем радоваться.

На святых ликах на иконах мы часто находим отпечаток спокойствия и присутствия Божией любви, которую души этих святых наследуют в райском саду. Почему мы молимся святым? Потому, что они уже могут подойти к Престолу Всевышнего и исходатайствовать для нас спасение, попросить за нас о том, в чем мы нуждаемся. Роскошное убранство Церкви необходимо для того, чтобы мы могли своим нищенством духа попытаться наследовать Царствие Небесное.

Вы сказали, есть мнения о том, что лучше собрать все золото и раздать нищим. Но ведь так и происходит: золото храма собирается и раздается нищим духом. Все мы нищие духом, и это золото нас питает и возвращает к нашему Небесному Отечеству.

– Да, мы нуждаемся в Боге. Если каждого накормить одним зернышком, никакой пользы не будет. Польза будет тогда, когда все зерна будут собраны, перетерты в муку и будет испечен большой хлеб, которым можно накормить всех людей. Зерна – это труд, это вера, это все то, что способно напитать нас хлебом Небесным. Мы должны эти зерна приносить в житницу, в храм Божий, где все перетирается, перемалывается в муку благодати Божией. А из нее выпекается хлеб Тела Христова, питающий всех нас. Эти образы должны превалировать в сознании каждого православного христианина, каждого, кто хочет познать Бога. Тогда жизнь трансформируется так, что он не будет понимать, как можно жить по-другому. Хочется жить по воле Божией, по заповедям Божиим, жить так, чтобы храм Христов всегда эхом откликался в твоем сердце и твоем сознании. Когда просишь у Бога этого состояния, Он при определенных моментах испытывает нас в вере, укрепляет и потом дарует успокоение и утешение. Очень часто люди, которые посвящают свою жизнь Церкви, получают в награду спокойствие и уверенность в том, что Господь ведет их и освещает их путь Божественным светом.

Как человек может деятельно приблизиться к свету, прикоснуться к нему и пригласить свет в свою жизнь?

– Это возможно, когда он просвещается. На Божественной службе, на всенощном бдении, на славословии открываются царские врата, включается свет и звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Это ответ на вопрос. Приходя к Богу, мы задаем вопрос и одновременно получаем ответ. Мы уже пришли в правильном направлении – к Богу. Просим у Него и получаем просимое.

Когда Господь испытывает человека, Он закаляет его для того, чтобы у него были сила и возможность получить то, что он просит. Если бы слабый получил необходимую сумму денег, которая весит несколько килограммов, то не смог бы это все унести. А когда он поработает на каменоломнях своих грехов, укрепится в силе, чтобы поднять груз необходимого добра, чтобы сделать что-то, тогда вопрос и не возникнет.

А если человек не получает от Бога просимого и начинает хныкать, он не задумывается о том, что так Господь щадит его. Если Он даст тебе эти милости и щедроты, то они будут такие тяжелые и лягут таким грузом, что дальше не сможешь пойти, и это будет для тебя не тактическое спасение, а стратегическое поражение. Мы должны подготавливать себя и понимать, что Господь нас слышит, участвует в нашей жизни, освещает наш путь. И, как правило, делает это в такой степени, в какой каждый может это использовать для своего жизненного пути.

Какова должна быть молитва, чтобы она приближала к свету?

– Молитва должна твориться с верой. Если она творится как определенное действие, то, может, Господь и покажет чудесным образом, что слышит ее, но она должна твориться на духовно трезвую голову. Не нужно ожидать в ответ никаких явлений физического, духовного характера. К таким явлениям часто прибегают католики: они доводят себя до такого духовного исступления, когда начинают видеть свет, чувствовать его теплоту, чувствовать присутствие Бога или ощущать Христа в себе. Такую ситуацию наш святитель Игнатий (Брянчанинов) назвал особым искушением, которое называется прелестью. Мы должны всячески избегать состояния, когда пытаемся вызвать в себе эти чувствования, веяния, ароматы веры и все остальное. Мы должны трезвиться, у нас путь трезвеннического духовного делания.

Движение к Богу должно совершаться на холодную голову, но с горячим сердцем. Когда читаем молитву, мы должны понимать, о чем молимся, давать себе отчет в том, что просим у Бога, в том, какая у нас жизнь. Но вместе с тем не должны забывать, что элемент чуда, присутствия добра в нашей жизни – это неотъемлемая часть существования мира. Бог всегда может поучаствовать в жизни молящегося.

Есть такое известное выражение: ученье – свет. Является ли накопление знаний, интеллектуальный свет истинным светом? Всякое ли ученье свет?

– Мы должны исходить из того, что богословие – мать всех наук. И эта присказка говорилась именно в те времена, когда из богословской науки выходила математика, физика, химия, отпочковывались естественные науки. Эта фраза была сказана прежде всего для того, чтобы мы понимали, что через познание Бога мы постигаем свет.

Свет – это Бог. Как называется человек, говорящий о Боге? Богослов. Куда этот человек стремится? К свету, к Богу. Было бы неправильно, если бы химик видел себя ученым, который может объяснить все, что происходит на земле, при помощи объяснений химических реакций, или бы физик рассказал о законах бытия и ими объяснял бы существование мира. Каждый имеет на это право. Но без богословия, без привязки к Творцу все – пустой звук. Можно сделать колокол, который будет слышно очень далеко. Но он призван лишь для того, чтобы сильно шуметь, звонить и приглашать людей на службу, оповещать о чем-то. Так и здесь. Ученый может открыть какой-то закон, но он не является его автором и создателем. Он всего лишь засветил то, что создал Господь. И мы, верующие люди, благодарим Бога, что Он открывает нам новые земные истины, новые законы, чтобы мы познавали Его, познавали мир, чтобы нам было проще, чтобы мы пользовались плодами своего человеческого ума. Нельзя называть себя просвещенным вне контекста Бога.

Слово «свет» созвучно словам «свят», «святость». Что такое святость? Каждый призван к святости?

– Да. Все мы призваны к святости. Даже урод, даже неполноценный. Сейчас спрашивают: если у человека нет мозга, то человек ли это? Человек. Когда происходит смерть мозга, говорят, что личность умерла. Нет, личность жива. И каждый из нас призван быть святым.

Святой – тот, кто просвещен нетварным светом, кто входит в количество сынов Божиих, которые попадут в райские обители. Они все светлые, радостные, просвещенные. Эти однокоренные слова все относятся к раю, Богу, Его свету. Если человек свят, значит, он просвещен, замечен Богом. На нем отразился лучик Божественной любви и благодати. Мы должны также стремиться к этому, потому что Господь хочет нас увидеть, хочет направить на нас лучики света Божественной благодати. Но очень часто мы от них прячемся за завалы грехов, различные искушения. Пытаемся спрятаться от Самого Бога. Но Господь ждет нас, Он готов нас принять, очистить, освятить. Мы должны понять это и стремиться идти к Нему, чтобы получить то великое дарование, коим одарит Бог всех приходящих к нему.

Даже если человек в молитве, в церковных таинствах получает свет, способен соприкоснуться с ним, не всегда просто бывает удержать его, когда он выходит из храма, попадает в круговорот событий. Как удержать свет, как сохранить в себе?

– Ответ очевиден: оставаться в храме и делать то дело, которое делаешь. Потому что если человек нашел для себя свет в храме и не пытается его заменить эрзац-светом, то, наверное, ему надо организовывать такой стиль жизни, чтобы он был связан с молитвой, храмом, окружать себя святостью. Но это должно быть все трезво. Если ты в храме нашел свет и говоришь, что прикоснулся к нему, к благодати и обонял райский аромат, надо быть очень осторожным, дабы не впасть в прелесть.

Какие качества у светлого человека? Что значит быть светлым человеком?

– Тот, кто выполняет заповеди Божии, повеления Господни, – светлый человек.

Как мы увидим, что этот человек светлый, а этот почему-то нет?

– Господь говорит: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Мы все светлые люди по своей сути и должны стремиться к свету. Вот Серафим Саровский в каждом пришедшем к нему видел святого. И он так любил всех, что даже Мотовилову явился преображенным, сделался настолько светлым, что тот чуть не ослеп.

Способность увидеть святость и свет в человеке – тоже дар Божий. Можно, конечно, ходить, заглядывать всем в лица (особенно монахам), пытаться что-то найти, но это было бы неправильно. Потому что мы должны все-таки стремиться к тому, чтобы исполнить заповедь Божию, самим быть источником света, но не гнаться за этим. Потому что это как награда за действия. Мы же, видя светлое, хотим сразу получить светлое, не предпринимая никакого действия.

Это явление не покупается и не продается. Бог им одаривает. Один Бог знает, за какие заслуги наградить. Если будем заниматься таким искательством, кроме головной боли и бессонных ночей ничего себе не заработаем. А если жить по заповедям Божиим, освящать свой день и свой путь молитвой, то Господь просветит таковых. Они-то и есть светлые. У них нет лампочки на лбу, но обычно такие люди идут в правильном направлении.

Бывает так, что, приходя к людям, которые тебя пытаются наставить на путь истинный, привести к Богу, молиться с тобой, говорить о вере, о Боге, участвовать в строительстве храма, ты чувствуешь, что они светлые. Даже если они темные по своей наружности, но стремятся эти дела осуществить, они светлые.

Снова смотрю на нашу прекрасную заставку. Хотел обратить Ваше внимание на еще один источник света – свечи, стоящие по всему периметру храма. Свеча – особый световой символ. В чем ее смысл?

– Дело в том, что сейчас свеча делается из эрзац-продуктов, а раньше она всегда делалась из воска. Сам воск – плод труда. Пчелы – тоже христианский символ, ведь они – пример трудовой деятельности, на который человек мог бы равняться и проводить свою жизнь не впустую, а именно в труде, Богом в него заложенном. Труд позволяет накопить сладкий мед, обладающий лечебными, питательными свойствами. Мед – тоже христианский символ.

Свечи – продукт труда пчел. Чтобы сделать свечу, человек должен сам, имея память о свете, собрать мед и воск, сделать фитиль из хлопковой нити, форму для свечи, залить ее воском. Таким образом он делает предмет, который при помощи огня веры зажигается и становится источником света. Надо трудиться, молиться, чтобы познать Бога. Поэтому в храме очень часто мы видим свечи, сделанные из воска.

Мы не должны забывать и об оливковом масле, которое наливалось в лампады. Оно тоже символ труда, потому что оливки нужно было возделывать, ухаживать за ними. А потом созревшие оливки нужно собирать. Это очень кропотливое дело: расстилаются ткани, сетки, и все родственники приезжают, начинают трусить дерево, сбивать и обрывать оливки. Это тоже труд. Потом оливки сортируют и из созревших выдавливают масло, обладающее целебными и питательными свойствами.

В храме есть также плоды виноградной лозы и хлеб из зерен пшеницы. Все это – продукты благословенного труда для того, чтобы человек имел пропитание. Мед – это глюкоза, хлеб поддерживает жизнь человека, а вино веселит его сердце. Господь избрал последние два продукта для того, чтобы показать, что хлеб есть Плоть Христова, а вино есть Кровь Его. На каждой Божественной литургии эти два продукта присутствуют, пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы и спасают нашу жизнь и в реальном, и в духовном смысле. А мед – всегда образ молитвы, о ней напоминает свеча. Потому что, когда молишься, получаешь сладость, душевное и духовное наслаждение в общении с Богом.

И масло имеет определенный смысл. Когда в Древней Греции борцы боролись, они намазывались маслом и были непобедимыми. Так и помазывание человека маслом – тоже символ. Духи злобы поднебесной, видя отпечаток Божественной любви и благодати, которая почивает и на масле, и на воде (когда человека ею окропляют или он ее пьет), не могут бороться с ним. Масло как источник Божественной энергии, благодати, делает его скользким для лукавого, и тот не может такого человека побороть, если он просит у Бога защиты, помощи, поддержки.

Но если все делать без веры, как определенное действие, не имеющее под собой духовного смысла, то это подобно тому, как открывать ворота крепости врагу. Хотя это и видимая крепость для врага, но есть определенные места, могущие привести его в эту крепость, и враг овладевает таким человеком. Так что нужно помнить и о трезвении, и о воинстве духовном. Чтобы Господь всегда помнил о тебе, необходимо исполнять Его волю, заповеди. Тогда у нас есть право надеяться на то, что Господь нас помилует и возьмет к себе в Царствие Небесное, где будем вместе с Ним радоваться.

Давайте подведем краткий итог нашей беседе.

– Итог один – любовь друг к другу, чтобы исполнить Закон Христов. Если будем иметь любовь друг к другу, то не за горами и наше спасение. Потому что Господь спасает нас по нашим делам, Он говорит: в чем застану, в том и сужу. Застанет нас Господь в любви – будет судить нас по любви. Поэтому пусть благословение Божие, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс