Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1157) → Священник Александр Асонов: Что мешает нам быть христианами?

Священник Александр Асонов: Что мешает нам быть христианами?

№20 (1157) / 23 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Что мешает нам быть христианами? Наверное, на этот вопрос мы все отвечаем в течение всей своей жизни, но сегодня мы попробуем разобраться хотя бы в каких-то его «азах». Каждый раз, когда мы думаем о том, что мешает нашему Православию, уже хорошо, что мы думаем про «что», а не «кто» нам мешает. Потому что, в данном случае, когда речь идет про то, кто мешает, надо уже идти на Исповедь и каяться в осуждении, в гордыне и так далее. А вот вопрос о том, что мешает нам быть христианами, интересен, и он был интересен во все времена – и две тысячи лет назад, и в XXI веке. На Ваш взгляд, какая сейчас ситуация с нашим христианством?

Как вы уже сами сказали, ситуация та же самая, что была в первые века христианства. Ничего не меняется. Как бы нам ни казалось, что все благополучно, на самом деле, меняются внешние факторы цивилизации: мы ездим уже на других колесницах, мы иначе обеспечиваем себя продуктами, мы создаем себе другой комфорт, более развитый. В этом смысле, конечно, что-то меняется. Но, если говорить о человеческих убеждениях, о каких-то определенных идеологиях и вероисповеданиях, то человек остался тем же, кем он был на заре христианства и даже ранее.

Помните, у Булгакова в произведении «Мастер и Маргарита» Воланд спрашивает, изменились ли люди в Москве, и слуги ему отвечают, что нет. Дальше там идет дискуссия по поводу того, что их именно внешняя цивилизация подпортила, их взаимоотношения, связанные с жилищным вопросом, но это внешние факторы. То же самое, может быть, касается и христиан в разных странах, среди разных культур, этносов. Есть некоторые внешние факторы, влияющие на форму их религиозного быта, но основы вероисповедания у христиан исторической Церкви – я подчеркну это понятие – не меняются.

Мир, как и прежде, эти основы, эти убеждения не принимает и отторгает. Потому что, как сказал Спаситель: свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Мы живем в определенный век консьюмеризма, то есть потребительского отношения к окружающим нас людям и миру. Это, естественно, проникает и в религиозные сообщества. Не только в христианские религиозные сообщения, но и во многие другие. Не будем их все перечислять, назовем хотя бы три основных мировых религии: ислам, христианство, иудаизм. Это авраамические направления.

Опять же, хочется отметить, что они авраамические. Это не случайно. У этих трех исторических религиозных направлений общая религиозная история и основы. Об этом было бы интересно поговорить. Но, к сожалению, тема нашей передачи другая. Есть и другие религиозные движения. Сейчас мы не будем в них углубляться, потому что в современном мире им нет числа.

Вопрос от телезрителя из Белгорода: «Может, нам мешают быть христианами наши неискоренимые языческие обряды, на которые мы пытаемся приклеить христианскую вывеску?»

– Я согласен, что это один из факторов. Но по сути своей мне кажется, что никто и ничто, кроме нас самих, не мешает нам быть тем, кем мы могли бы быть. Если мы кем-то не являемся, скорее всего, мы не хотим им быть. Есть внешние факторы, но, если человек искренне ищет, то он всегда обрящет, если он искренне просит, ему всегда дадут. Это слова Спасителя. Есть вечные истины, непреходящие.

Я заметил в своей жизни, что, если ты искренне не ищешь Христа, ты, приходя в храм, не встречаешь христиан. Ты встречаешь религиозных людей, может, есть какие-то препоны и отторжения, но ты не встречаешь христиан. Потому что это тело Христово. Как только ты обретаешь Христа, весь окружающий тебя мир вдруг наполняется христианами. Они вдруг откуда-то начинают появляться, как в стихах:
И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

Когда ты искренне ищешь Христа, ищешь Истину, ищешь Правду, ты обретаешь свой опыт богообщения, то, что называется божественным откровением, когда к тебе приходит это озарение. Оно у каждого совершается по-своему. Но тут вдруг у тебя как будто пелена с глаз падает, и ты начинаешь видеть этих людей. Оказывается, они есть, и они очень добрые, отзывчивые.

Все те качества, которые мы предполагаем, когда мы говорим о христианах, мы начинаем видеть в этих людях. Пока у тебя нет своего личного эмпирического опыта божественного откровения, ты будешь видеть вокруг себя кого угодно: религиозных фанатиков, глупцов и т.д., ты будешь видеть множество препон и препятствий, но почему-то не будешь видеть христиан. Как только у тебя произойдет свое внутреннее озарение, свой внутренний опыт богообщения, ты начнешь видеть христиан. Вот они-то и есть та самая Церковь, и они реально существуют.

У меня вот такой вопрос. Когда идешь к Вам в храм сквозь кладбище, проходишь среди могил. Это приводит в определенный настрой. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что размышление о смерти чрезвычайно полезно для христианского сердца. Насколько размышление о смерти сподвигает нас на то, чтобы быть христианами?

– Опыт становления христианином у каждого свой. Кого-то, возможно, сподвигают именно размышления о человеческой бренности, а кого-то могут побуждать совершенно другие причины.

Дети в принципе не очень понимают смерть, и они приходят в храм не по этой причине.

– Каждый человек – личность, и Бог – личность, у Него с каждым Свой личный разговор. И у детей так же. Любой ребенок – это сегодня ребенок. Как хорошо сказал автор стихов советского, а потом российского государственного гимна С. Михалков: «Это сегодня дети, завтра они – народ».

Мы, наверное, многого не помним, но в своем детстве тоже размышляли о непреходящих истинах. Недаром же Спаситель говорит: будьте как дети. Если не уподобимся детям во многих вопросах, то не сможем войти в Царство Небесное. Детская открытость, простота, вера – уникальны, удивительны.

Жалко, что с годами человек теряет многие характеристики и способности. Но, если он ищет истину и правду, они заново начинают в нем проявляться, как мышечная память. Они в какой-то момент спят, но потом начинают пробуждаться. Это интересный нюанс относительно того, что мы называем духовной жизнью личности.

С духовностью очень много связано вопросов, даже если не говорить о христианстве, а говорить о духовном поиске человека. Он во все времена предполагал возвышение личности, ее культурно-этическое и моральное развитие и становление. Духовный поиск, духовная жизнь человека касаются этих вопросов – развития личности и общества, их становления, а не уничижения или деструкции. Всегда духовный поиск человека был связан с прохождением определенных испытаний. В мистическом смысле можно сказать, что испытания являются процессом некоторой инициации. Ты не можешь постигнуть многих вещей в этом мире, не будучи посвящен во что-то таинственное. Но для того, чтобы быть посвященным, ты должен пройти определенный путь, как в сказках или легендах.

То есть, чтобы достигнуть определенной цели, надо пройти свой определенный жизненный путь через определенные испытания. Это очень древняя философия. В иудаизме эта философия касается древнего произведения – Книги Иова. Там это описывается. Мы же хорошо понимаем, что Книга Иова философское произведение, это не исторический персонаж. Его не существовало. Это художественные образы, философия, что-то похожее на шекспировского Короля Лира.

Но для кого-то это произведение настолько важно, что способно возродить христианское мироощущение.

– Есть древние непреходящие истины. Историческая Церковь говорит, что мы уже живем в последние времена с момента пришествия Спасителя. Когда многие начинают рассуждать о Книге Откровения, мы должны вспомнить, что Церковь всегда утверждала: Апокалипсис начался со Второго пришествия.

Вопрос телезрителя: «Воспоминание обид на ближнего, это препятствие для духовной жизни, для духовного роста христианина. Как научиться не впускать в себя это? Но возвращение памяти к обидам, памятозлобию есть. Как это изжить в себе? Как преобразиться? Хотя я читаю молитву «Умягчение злых сердец».

– Собственно говоря, ответ на ваш вопрос кроется в хорошо заданном вами вопросе. Вы читаете молитву, которая вам помогает, это уже очень важный шаг. Проблема состоит в том, что все очень индивидуально. У каждого существуют свои личные характеристики, связанные с его субъективными возможностями и переживаниями.

Мы все имеем какую-то свою личную историческую подоплеку. То есть мы выросли в определенных условиях, в определенной семье, обществе, ходили в определенные учебные заведения. Это все оказывало на нас влияние при нашем формировании как личности. Поэтому каждый из нас справляется с определенными препятствиями духовного характера по-своему, и у каждого свой определенный способ борьбы с теми душевными ранами, что были нанесены нам в течение нашей жизни.

Душевные раны называются в медицине психологическими травмами. Они есть у каждого человека, они могут быть осознанные и неосознанные. Одно дело, когда мы говорим об обидах и переживаниях, которые мы осознаем; другое дело, когда рассуждаем о тех переживаниях и обидах, которых не осознали, но они оказывают на нас бессознательное влияние.

Здесь, естественно, все очень индивидуально. Если человек чувствует, что у него есть душевные проблемы, ему надо не только об этом молиться, но и работать над собой. Просить у Бога, чтобы Господь открыл, как эти труды над собой следует совершать, чтобы Господь послал нужных людей в нужное время.

В этом смысле я мистик, потому что в своей жизни получал и получаю ответы на свои молитвы, то есть вижу результат, я молюсь и получаю ответ, играю не в одни ворота. Слово туда сказал – оттуда пришло эхо. Я имею свой определенный мистический опыт и говорю на основании этого опыта.

Я знаю, что у всех христиан есть такой опыт. Конечно, он связан с тем, о чем я говорил в начале нашей передачи, – с Божественным откровением. Оно индивидуально. Здесь, конечно, надо молиться, чтобы Господь открыл, помог, направил, послал нужных людей, и это надо делать искренне и спокойно.

Все будет совершаться, но мы должны понимать, что над собой следует работать, потому что без труда не вынуть рыбку из пруда. Но не так, как в поговорке: научи дурака Богу молиться, он лоб себе расшибет. Надо работать над собой как над личностью, а не просто повторять заученные слова молитвы.

Может быть, мы слишком много внимания обращаем на наши болячки, а они уже не стоят наших переживаний, это уже все прошло. Подумай о тех, кто нанес вам душевные раны. Где они сейчас? Что с ними? Все ли у них хорошо?

Мы смотрим часто на людей и думаем: вот человек успешный, как у него все получается, как хорошо у него в семье, какая у него хорошая работа. А это лишь фасад. На днях прошла информация: бывший топ-менеджер «Лукойла» умер после антипохмельного сеанса у шамана. Прошла сухая информация, никто даже внимания не обратил.

А что это такое? Какой-то ужастик! Человек был топ-менеджером «Лукойла»! Большие деньги, высокое положение. Что с ним такое в жизни произошло, что он так закончил свою жизнь: антипохмельный мистический сеанс у шамана в подвале дома. Что было с ним? Фасад был наверняка, прекрасный. И все с завистью смотрели на его жизнь. А что с человеком происходило, если он жил и бегал к шаману снимать антипохмельный синдром, мы не знаем.

На протяжении многих столетий почему-то мир ненавидит и постоянно пытается каким-то образом задавить христианство в лице Православия. Вы думаете, что только здесь проблемы, у православных христиан? Существует какая-то информационная заказная война. Сейчас, слава Богу, все уже поняли, что, оказывается, все проплачивается, – до многих стало доходить. Раньше принимали за чистую монету. Многие проглатывали эту монету и даже не задумывались ни о чем. А вы не знаете, что творится у Патриарха Запада – там есть вещи покруче и там другие силы (более серьезные) подключены к процессу (назову это своими словами) гонения на христианство.

Люди, которые не знают религиозной ситуации в Европе, а приезжают туда пиво попить (в Германию или куда-то еще), или в Швецию, посмотреть на просторы, где жили викинги, или в Англию, посмотреть на смену королевского караула гвардейцев, не вдаются в подробности. Ребята, вы почитайте, в интернете все это есть в открытом доступе. Это к вопросу: что мешает нам быть христианами.

Когда мы в принципе пытаемся что-либо узнать, мы ограничиваем себя степенью погружения в предмет исследования. Помните, как в Советском Союзе читали газеты? Мы «передовицы» не читали, а сразу в «подвал» смотрели, потому что там было интересно, на последних страницах, там был какой-то живой материал. А передовицы все были одинаковые и мы их никогда не читали, за исключением каких-то значимых событий. Сейчас то же самое: мы живем, ограничивая себя (когда Вы говорите о потреблении), но я говорю не просто о потреблении информации, а о потребительском отношении к знанию вообще.

– Большая беда сейчас с этим, глобальная беда. Об этом хорошо рассуждает Татьяна Черниговская, мне нравятся ее лекции, я увлечен этими исследованиями в нейролингвистике, и вообще в изучениия мозга и способности человека. Ученые (и Бехтерева Наталья, и многие другие) задают актуальные вопросы. Это касается, в том числе, развития общества душевного, духовного, телесного, материального и прочее, и прочее.

Возвращаясь к тому, что Вы только что сказали по поводу потребительского отношения к знаниям. Как раз Татьяна Черниговская говорит о том, что все можно найти в интернете, любую информации (Википедия существует и прочее), но самое главное для человека – научиться думать, мыслить, смотреть под определенным углом на те или иные вопросы. А это он может сделать, если у него есть внутреннее, свое, если хотите, духовное развитие, если он, как личность, развивается, развиваются способности его души, умение мыслить, смотреть на те или иные события в жизни по-своему – креативно, творчески. Это очень важно. Практическое знание тоже очень важно, поэтому для нас, православных христиан, очень важно и устное предание. Это знание практическое, не какая-то теория, а переходит из поколения в поколение.

Невозможно дистанционное обучение, должен быть контакт с учителем – это знание. Я много лет работал преподавателем, знаю, что это такое. У меня были частные лекции, я преподавал «тет-а-тет» своим ученикам – это было намного важнее и для меня, и для этих людей. Я передавал свой опыт, и это давало определенные позитивные плоды в процессе обучения, образования, формирования личности. Ученик воспринимал от меня культуру и знания – это очень важные моменты.

К сожалению, в современном обществе не так: Википедию почитаю, фраз накидаю – это мое знание. Нет, это то же самое, что английский язык за пять дней. Да, сейчас, за один час весь курс. Чтобы стать переводчиком, человек учится после школы еще пять лет в высшем учебном заведении по специальной программе, потом еще три года практики. Практика начинается где-то с третьего курса на филологическом факультете (раньше начиналась, сейчас не знаю). И то это не гарант того, что станешь хорошим последовательным переводчиком или синхронистом, или письменным. Все зависит от способностей (туда без способностей не попадают), но еще и от желания человека и от тех, кто ему передает этот опыт. Причем не обязательно даже находиться в обществе. Если ты находишься в определенном языковом обществе, это не значит, что узнаешь этот язык. Культура должна перейти.

По поводу опыта, последний вопрос о практическом знании. Совсем недавно до меня как-то дошло: Божественная литургия, участие в ней приносят совершенно практическое знание. Более того, оказывается, что погружение в молитву во время Божественной литургии – очень непростое дело. Потому что, вроде бы, за тебя дьякон и священник молятся, а ты просто присутствуешь. Ничего подобного. Если я выключаю себя из процесса получения духовного знания, то все бесполезно. Бессмысленна Церковь, потому что нет Христа живого.

– Нет опыта личного Богопознания.

Да, тогда все бессмысленно.

– О чем я говорил в самом начале. Вы не будете видеть христиан даже – они будут находиться рядом, а вы их не увидите. Вы увидите совершенно других людей, будете натыкаться на другие обстоятельства. Будете ходить в храм и встречать кого-угодно, но не христиан.

Я будут встречать себя неверующего.

– Некоторое отражение будете видеть в образном зеркале. Даже те красивые образы, которые присутствуют в храме, сама архитектура – они будут вас интересовать, как культурный объект, не больше.

Закончим выводом: храм без молитвы – просто архитектурное сооружение.

– Церковь без опыта практической веры – это только лишь социальный институт.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс