Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1157) → Священник Алексий Дудин: Миссия Церкви – через дела милосердия исправлять сердца людей

Священник Алексий Дудин: Миссия Церкви – через дела милосердия исправлять сердца людей

№20 (1157) / 23 мая ‘22

Беседы с батюшкой

Вопрос о традициях милосердия и благотворительности касается всех нас, особенно сегодняшних, потому что очень многие реально стали задумываться о том, что помощь обычных людей востребована. Люди сами чувствуют, что нужно помогать. Можно вспомнить то время, когда на Церковь были гонения, и дела милосердия и благотворительности отсутствовали вообще, особенно в мелких городах, где церкви были уничтожены. Сейчас эта проблема вышла на совершенно новый уровень. И дела милосердия и благотворительности – одно из главных служений Церкви.

– «Будьте милосерды, яко же отец ваш Небесный милосерд есть» – это заповедь от Господа. Человек, чающий общения с Богом и спасения своей души, должен во всем уподобляться Богу. Самый короткий и прямой путь – путь творения милости. И наоборот, как сказано еще в Ветхом Завете: «Суд без милости не сотворшему милости». А тех, кто милует других, Господь покрывает Своей милостью. Нам, ищущим в этом веке наиболее прямые и рациональные пути, следует обратить внимание на этот путь – путь шествия к Господу через служение милосердия.

Наша Церковь всегда была богата традициями милосердия. Например, в дореволюционных монастырях были центры просвещения, центры гуманитарной помощи – в голодные годы люди приходили из деревень, и монастырь всегда раскрывал свои житницы, поддерживал голодных. Монастырь – это и лечебница, и почтовая станция, и место просвещения, место милости и утешения, место богадельни, потому что в монастыри приходили и старые воины, отслужившие свой век, и те, кто терял свои силы. Монахи за многими ухаживали. Церковь дышала одним духом вместе со своим народом, и это было гармонично, полезно, естественно.

Дело спасения, дело Церкви было проповедано через дела милосердия. Милосердие – такое служение, через которое Церковь вошла в этот мир. У апостолов были великие дары: дары исцеления и даже дары воскрешения мертвых. По отношению к ближним это тоже дела милосердия. Со временем Церковь стала открывать больницы, кормить голодных, принимать бездомных. И своей любовью, своим милосердием христиане вошли в этот мир, потому что этот мир может принять только то, что входит дорогой любви. Все остальное со временем отвергается и исчезает, а милосердие будет вечно. Это наша основная церковная сила.

Недаром Юлиан Отступник в свое время, когда пытался бороться с Церковью, на базе языческих капищ и храмов пытался открывать больницы, пытался повторить церковные дела милосердия и потерпел полное фиаско, потому что эти дела не сродны этому религиозному учению. А дела милосердия всегда сродны нашему христианскому учению, потому что Господь наш по природе более милосерд, нежели справедлив. Именно благодаря этому мы с вами и живем, и движемся, и существуем, и надеемся на милость Воскресшего Господа, который в этой жизни всех милует, прощает и принимает в Царство Свое Небесное не по каким-то заслугам, а именно по делам милосердия, именно они нас уподобляют Самому Христу.

Идея милосердия больше всего раскрывается в христианстве. Но мы знаем, что много людей разного вероисповедания, неверующих, людей, которые никогда не задумывались о милосердии как о пути спасения. Тем не менее, они пытаются помочь нуждающимся. Совершая дела милосердия, они идут по пути к христианству или просто считают, что не только христианам этим заниматься?

– Любая душа по природе своей христианка. Всех людей сотворил Господь. Поэтому сродность Господу, близость к Божественному началу в человеке являет себя прежде всего в делах милосердия. Дела милосердия любого человека – самое яркое доказательство того, что он есть творение Божие. Эта добродетель особенно сближает нас с Господом. Добрые дела могут совершать различные люди. Это естественно, это свойственно природе человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Замечательно, что люди творят добрые дела. Любое доброе дело, любую милость Господь принимает. Говорят, Господь намерение целует, поэтому это драгоценно, и человек, творящий милостыню, становится ближе к Богу, и Господь может дать ему и истинную веру, и спасение за его дела милосердия. Слава Богу, что Господь нам оставил такой путь, он доступен всем. Но при этом не следует забывать, что, когда мы творим дела милосердия, очень важно, чтобы это было дело христианское, потому что те же самые добрые дела Христос осуждал, если они были содеяны напоказ.

Истинно христианское милосердие в том, чтобы твоя левая рука не знала, что правая сотворила, – как говорится по Евангелию. А современная концепция добрых дел на Западе – это чувство того, что ты делаешь что-то доброе и что при этом ты какой-то великий человек, – этого быть не должно, потому что гордость настолько ужасный порок, что может погубить даже добродетель милосердия.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В чем разница между милосердием и социальной помощью? Не подменяем ли мы понятия, занимаясь социальной помощью, считая, что это милосердие? Социальная помощь – прямая обязанность нормального государства».

– Если человек занимается каким-то социальным служением и при этом сердце его остается безучастно, то о милосердии здесь речь не идет. Любое служение ближнему должно быть растворено любовью, потому что без любви ничто не имеет цену. Как говорил апостол Павел: «Если я тело свое отдам в мучение, не имея при этом никакой любви, то я – медь звенящая или кимвал звучащий». Пустой человек. Поэтому любое дело нужно творить с любовью, с милостью. Если вы православный человек, то, делая что-то благое, сначала попросите Господа, чтобы Он через вас, недостойного, сделал доброе дело, а не дело, которое будет тешить гордыню, самолюбие. Попросите, чтобы через ваше доброе дело кому-то стало лучше, легче.

Не всегда доброе дело является в материальном выражении. Оно может быть в сочувствии, иногда даже в том, что мы просто помолимся за другого. Милосердием должны быть приправлены все наши социальные дела. Все социальное служение – это некое современное слово, которое Церковь воцерковляет и наполняет своим истинным смыслом, благодаря тому, что мы все понимаем через призму Евангельского восприятия. И если вы хотите сделать дело милосердия, то примите пришедшего к вам человека с любовью, улыбкой, выслушайте, пропустите мимо ушей какую-то грубость и агрессию, дайте ему то, что он просит, не как должное, а именно с любовью. Представьте, что это ваш близкий, отец или мать. И как бы вы с ними себя вели, так же и отнеситесь с теплом и с любовью к этому человеку. В таком случае даже формальное деяние может стать делом милосердия. А может и не стать. В зависимости от того, какой сердечный посыл мы в это дело вложили.

В нашем проекте «Святоград» участвуют десятки волонтеров. И я им, прежде всего, объясняю, что в храм приходят люди, которые ждут от нас любви, тепла, сочувствия и сострадания. Поэтому, даже если вы ему не можете помочь, скажите об этом с любовью, с лаской, с терпением. Тогда это действительно будет дело милосердия. А иначе это будет тешение себя в том, что я помогаю людям, я – великий человек, сделавший столько добра, а мне в ответ никто не делает добро. Это известная духовная проблема, с ней сталкиваются батюшки на Исповеди. Я как пастырь, как духовник, всегда слежу за тем, чтобы волонтеры были с духовной начинкой, с солью духовной.

Конечно, бывают ошибки, бывают сбои. Но мы молимся. Раз в месяц проводим Литургию, где просим, чтобы Господь помог нам в нашем служении. Только Господь может сделать истинное доброе дело через нас. А без Бога истинного доброго дела мы сотворить никак не можем. Сейчас у нас начинается новый этап: мы формируем Центр матери и ребенка. Тем, кто к нам приходит, зачастую не с кем оставить своих детей. Они бы рады потрудиться, но в этот момент нужно, чтобы и их детям кто-то помог.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы, город Гомель: «Если человек живет всю жизнь по совести, проявляет ко всем милосердие, но в Бога не верит, полагается только на свою волю, может ли такой человек спастись? Как его будет судить Господь?»

– Не дерзаю себе брать суды Божии и их толкование. Я очень надеюсь, что Господь такого человека помилует. Здесь есть серьезная опасность, и я обычно людям, задающим мне такой вопрос, рассказываю простую историю. Вот представьте себе, что есть золотой, замечательный человек – живет в мире со своими соседями, им помогает, никогда им не грубит, поздравляет их с праздниками, но при этом всем никогда не вспоминает про своих родных отца и мать, которые живут в другом городе. Он не поздравляет их с праздниками, не справляется об их здоровье, никак с ними не общается. Как бы вы к такому человеку отнеслись? Те, кто рядом с ним, только радость черпают, а про родных отца и мать он забыл. Если человек забывает Бога Отца, забывает Церковь Мать, как к нему относиться? С одной стороны, он делает хорошо, но, с другой стороны, тот грех, что он забыл своего Творца и не хочет Его принимать, не хочет с ним общаться – это очень большой недостаток.

Я очень надеюсь, что Господь по милости своей примет те дела милосердия, которые этот человек окажет другим людям. Но если забыл Бога, он не может быть образцом для других.

Когда я вспоминаю ваш храм Святого Равноапостольного Князя Владимира, то думаю о том, что сам князь Владимир – изначально язычник, который стал христианином, многоженец, который перестал быть многоженцем. После того, как он крестился, то первым делом стал кормить нищих. Это первый и главный принцип его очевидного служения. И я вспоминаю людей, приходящих в центр реабилитации в вашем храме. Эти люди очень разные. Некоторые из них очень требовательные, потому что считают, что Церковь должна заниматься помощью нуждающимся. Есть у вас такие люди?

– Я бы этот вопрос разделил на две составляющие. Одно дело – работа с просителями. Другое дело – работа волонтера. Для волонтера, который совершает церковное служение, категорически недопустимо, если он начинает совершать свое служение вне христианской парадигмы, вне парадигмы любви. Поэтому с волонтерами всегда ведется работа. Если такой человек не исправляется, то приходится с ним прощаться. Что же касается просителей, то люди приходят разные. Мы стараемся никого не обижать, но если человек пытается «сесть сверху и поехать», приходится его отстраивать. Бывает, что мы исключаем такого из списка наших раздач, потому что все происходит разумно.

У нас есть замечательный пример такого служения милосердия – это святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он своим опытом, своей жизнью прошел через великое служение милосердия людям. Начинал с того, что раздавал сначала все и всем и возвращался домой без сапог, а потом эти же самые сапоги находил, заложенные в трактире, и понимал, что его жертва послужила явно не на благо. А закончил тем, что создал Дома трудолюбия, где люди получали помощь, но при этом помощь была взвешенная и разу- мная. Она доставалась людям определенным трудом, а то, что досталось трудом, то и ценится. Такое служение должно быть разумным. И мы смотрим, кому наша помощь идет на пользу. Если люди начинают этим злоупотреблять, и эта помощь идет им во вред, мы принимаем решение временно таким не помогать. В большинстве случаев этого хватает, человек отстраивается, понимает, что был не прав, и приходит уже без жестких требований, смиряется, а это всем полезно.

Когда я был у вас в храме, подписывал свои репортажи «поселок Коммунар» и думал, что это название никак не вяжется с храмом. Тогда я впервые увидел баннер со словом «Святоград». Расскажите, что это такое?

– Святоград – это мегапроект нашей Гатчинской епархии, который призван объединить в себе целое направление – служение милосердия. Кто-то кормит бездомных, кто-то помогает многодетным, кто-то занимается реабилитантами, и много других направлений благих дел. Мы стараемся людям помогать, объединить их, но ровно настолько, насколько они этого хотят.

Степень интеграции в наш проект определяют сами люди. У нас есть благотворительный фонд «Вера и Надежда» в Тосно, который к нам попросился полностью. Таким образом, у нас удвоилось количество семей, получающих помощь. Мы совместно с ними трудимся и помогаем друг другу. Если говорить научным термином – так достигается синергетический эффект.

Люди, объединяясь и помогая друг другу, становятся способны сделать то, что в разъединенном состоянии они бы не смогли сделать. К этому призван наш «Святоград». Это такой бренд, если говорить современным языком, под которым мы стараемся творить наши добрые дела. Под свои знамена мы готовы призвать всех, кому что-то надо или кто хочет сам поучаствовать в наших добрых благих делах и начинаниях. «Святоград» полностью открыт этому.

У меня есть далекая мечта. Наш город Коммунар возник в результате комсомольской стройки и не имел дореволюционного названия. Некоторые говорят, что пытались когда-то переименовать город, но не смогли. Может быть, мы сможем когда-нибудь наш Коммунар переименовать в Святоград, если наш проект будет достаточно широко развиваться, и мы сможем это великое имя и эту святость транслировать на весь наш город и не только.

Когда к нам приезжал Владыка Пантелеимон, он посмотрел на наше служение. В Москве было принято решение, что «Святоград» станет ресурсным центром всего Северо-Запада. Поэтому, если возникает какая-то нужда у людей не только на территории нашей Гатчинской епархии, но и на территории всех девяти митрополий и двадцати трех епархий нашего Северо-Запада, мы тоже подключаемся.

Очень надеемся на сотрудничество с людьми на местах. Начинаем наше служение с того, что человек к нам приходит за помощью, мы изыскиваем возможность помочь, потом потихоньку начинаем с ним сотрудничать. Дело это благое, вместе «единой душой и единым сердцем» прославлять Бога и совершать великое служение.

В нашей Русской Православной Церкви есть замечательное начинание – общий телефон службы милосердия: 8-800-70-70-222. Это бесплатный номер со всех телефонов Росси, поэтому круглосуточно можете обращаться. Если вопрос будет с Северо-Запада, то он будет обработан центром «Святоград».

Радостно, что наше служение хоть и большое, хлопотное, но приносит свою пользу, потому что мы стараемся, чтобы все было сделано с любовью, в духе христианских традиций русского православного служения ближнему, русского милосердия.

Традиции русского милосердия… По-новому это стало звучать в наши сложные времена. Очень много беженцев сейчас обращается за помощью и материальной, и духовной, также многие граждане России сейчас нуждаются в помощи. Скажите, в последнее время стало больше нуждающихся?

– Лучшие качества русской души всегда проявлялись в трудные, сложные времена. То, что сейчас происходит, серьезное испытание для нас. Количество беженцев у нас на Северо-Западе увеличивается. Но я вижу: проходя это испытание, многие становятся лучше, чище, отзывчивее. То количество помощи, которое было оказано через Церковь простыми людьми, – поражает. Это великолепно. Слава Богу, что мы неравнодушны.

В рамках горячей линии, которую я уже называл, наш ресурсный центр «Святоград» помогает всем, кто имеет острую нужду, кто вынужден сменить место жительства, кто остался без крова, без имущества, в стесненных ситуациях, кому требуется еще пройти серьезную бюрократическую процедуру (хотя она сейчас, слава Богу, благодаря нашим властям, сильно упрощена). Все переводы, которые необходимо сделать в документации, ко всему этому мы подключаемся и помогаем. Но при этом не забываем про тех, кто нуждается и в России, потому что богаче население у нас не стало, количество многодетных семей постоянно растет.

Те люди, которые приходят за помощью, сами становятся волонтерами, служителями милосердия. Это самое драгоценное. Мы не только человеку даем какую-то материальную помощь, но открываем новый путь, новую жизнь, связанную со Христом, с Церковью.

У меня есть друг, который начал служение помощи ближним с того, что взял термос с кипятком, пакетики пюре и пошел кормить бездомных. Сейчас у него гораздо большее служение, большой проект, слава Богу! Но началось все с термоса.

– Это хорошо. Только еще лучше зайти к тем, кто этим делом уже занимается, с ними посоветоваться, пообщаться, потому что любое доброе дело имеет свою специфику. Если вы обратитесь к нам, мы вам расскажем, что делать, а чего не стоит делать, с кем лучше проконсультироваться. Потому что везде есть свои особенности.

Особенно, если мы хотим помочь нашим зависимым родным и близким. Здесь важно, чтобы этим занимались профессионалы. У нас две реабилитационные площадки, два центра. Мудрость заключена в хорошем совете. Если есть доброе веление сердца, подойдите к тому, у кого это хорошо получается, научитесь у него, это будет гораздо эффективнее, чем самому набивать шишки. Если кто хочет посоветоваться, что-то узнать, можете позвонить на линию милосердия и сказать, что хотите послужить другим, спросите, куда в вашем регионе можно пойти. В общем, берите термос и набирайте телефон горячей линии. Божия милость да пребудет со всеми нами! Христос Воскресе!

Записали:
Наталья Мухлынина
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс