Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1155) → Священник Дмитрий Пономарев: Говорим с детьми о Христе

Священник Дмитрий Пономарев: Говорим с детьми о Христе

№18 (1155) / 2 мая ‘22

Учимся растить любовью

В нашей стране в государственных школах священник в роли учителя – большая редкость. С одним из них предлагаем вам познакомиться, побывав на предпасхальном уроке. Отец Димитрий Пономарев – не только священник, но и педагог, психолог, филолог. Он преподает «Основы православной культуры» в лицее №299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

В преддверии Пасхи мы отправляемся в школу №299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на урок «Основы православной культуры». Этот урок проводит священник, и говорить сегодня будут о Пасхе.

Лицей №299 Фрунзенского района – светское учебное заведение. Но предмет «Основы православной культуры» здесь преподается особенно. Наверное, потому, что учитель – священник Димитрий Пономарев.

Священник – учитель в светской школе – явление все еще редкое. Вряд ли есть государственные школы, куда духовное лицо приглашают на работу сознательно. Но иногда случайное стечение обстоятельств приводит к неожиданным и удачным результатам.

Марина Владимировна Шпакова, директор лицея номер № 299: – Все началось неожиданно для всех, для меня в том числе. Почти пять лет назад в первый класс нашего лицея была зачислена прекрасная девочка Ксения. Как выяснилось, ее папа – тот самый священник, Дмитрий Анатольевич Пономарев, который сейчас знаком абсолютно всей нашей школе, всем нашим детям. На первом родительском собрании еще до начала учебного года, было видно, что этот человек имеет отношение к Православной Церкви.

Когда обсуждали организационные вопросы, у родителей возник вопрос, не мог бы Дмитрий Анатольевич вести занятия по «Основам православной культуры». С этим вопросом они обратились ко мне. Мы беседовали с родителями, с классным руководителем, с Дмитрием Анатольевичем. Конечно, наш лицей – учреждение государственное, светское. С другой стороны, не будем забывать, что федеральные государственные образовательные стандарты такую возможность в рамках внеурочной деятельности предоставляют любой школе.

Дмитрий Анатольевич с удовольствием согласился. Он человек с очень активной жизненной позицией, очень образованный, участвует в различных семинарах, конкурсах, принимал участие в конкурсе педагогических достижений, стал его призером (отправлял методические разработки занятий по «Основам православной культуры»). Дальше мы оформили трудовые отношения, все – в соответствии с нормами трудового права. У Дмитрия Анатольевича образование не только духовное, но и педагогическое и психологическое. Так что ничто не помешало принять его на работу именно педагогом дополнительного образования.

На новом месте работы (или служения – что тоже верно) отцу Дмитрию пришлось все начинать сначала.

Священник Димитрий Пономарев, клирик храма Святителя Петра, Митрополита Московского, учитель ОПК: – Мне пришлось создавать свою собственную программу. И для кружка (это 1, 2, 3-й классы) создано около ста уроков, и для 4-го класса. Мои авторские программы соответствуют государственному образовательному стандарту, но темы немножко передвинуты. Потом я пошел в епархию (в отдел по образованию), к районному методисту, который курирует «ОПК». Районный методист Наталья Валерьевна Касаткина, как оказалось, еще и городской методист. Она давала рецензию на все мои программы, писала официальную бумагу в Отдел образования Фрунзенского района и направляла директору. Только после этого мы смогли заниматься по этим программам.

Программа состоит примерно из ста двадцати уроков. Это презентации в электронном виде, есть видео к каждому уроку, иллюстрации, очень много слайдов. Дети у нас визуалы, они привыкли к телефонам, ноутбукам. Когда они видят картинку, им это понятнее, восприятие лучше. Они хорошо вспоминают, когда видят какое-то изображение. Так что существует сто двадцать уроков. Любой педагог «ОПК» может воспользоваться этими материалами, на сайтах Фрунзенского района и Центрального района есть все мои уроки. Я еще заместитель директора ЦДКиО Центрального района, то есть взаимодействую со всеми школами Центрального района (там сорок школ), выступаю очень часто с уроками. Недавно, например, у меня прошли уроки по теме «Александр Невский» (около 12 уроков в разных школах). Вот такая деятельность в школе.

Обычно учителей «ОПК» готовят из тех, кто есть в наличии. Иногда на эту должность приходит человек, не имеющий духовного опыта. Наверное, и он при высоком культурном уровне может многое дать, но насколько повышается качество знаний, если о православной культуре говорит священник, при этом еще и педагог с филологическим образованием.

Ирина Анатольевна Васильева, заместитель директора по учебной работе лицея № 299: – «Основы православной культуры» мы начинаем изучать в 4-м классе, если дети и родители выбирают этот модуль. На мой взгляд, это очень важно. Объясню, почему. Во-первых, несмотря на то, что дома это объясняют многим детям, лишь некоторые из них правильно все понимают. Во-вторых, педагоги, ведущие «Основы православной культуры», должны быть высокообразованными людьми, которые понимают основы Православия прежде всего, понимают, зачем они несут это ребенку, объясняя такие трудные вещи, что подчас и взрослому понять очень сложно. Вследствие того, что психика ребенка еще неустойчива, объяснять все это нужно очень правильным языком. И это должен делать человек, абсолютно владеющий этой информацией, верующий.

Дмитрий Смирнов и Денис Карасик, ученики: – У нас очень хороший учитель, рассказывает все очень понятно. – Учитель у нас – батюшка, и он больше всего разбирается в православной культуре.

Для того чтобы идти говорить о вере в светскую школу, нужны смелость и умение. Для многих детей уроки «ОПК» – чуть ли не единственная возможность поговорить о Христе.

Священник Димитрий Пономарев: – Я сегодня был удивлен, что они так бурно поднимали руки. По моим данным, всего 2–3 человека из класса постоянно ходят в храм. Мы не учим детей молиться, мы предоставляем им возможность познакомиться с русской культурой. А русская культура до XVI века – это только православная культура. Ребята слушают, им это интересно, они хотят это знать, хотят понимать. Мы говорим о том, например, как нужно относиться к родителям, почему родителей надо слушаться. Но, может, я не хочу слушаться? А почему надо именно так поступать? Может, мне нравится поступать по-другому? Например, зайти в троллейбус, положить ноги на соседнее сиденье и сидеть, потому что так удобно. А бабушка будет рядом стоять...

Я думаю, этот урок нужен всем в обязательном порядке. К сожалению, многие родители этого не понимают, и, когда видят священника в облачении, возмущаются, мол, в светском учреждении священник... Я не могу снять облачение, это все равно что офицеру сказать, чтобы он снял мундир и погоны. Но иногда, к сожалению, приходится смиряться. Например, сегодня меня снимали в светской одежде, потому что это светская школа, и здесь другие задачи. Мы здесь не на своей территории.

На самом деле это миссионерская деятельность в чистом виде. Первое время родители очень интересовались, чем мы занимаемся на уроках. Не поверите, я ставил видеокамеру на последнюю парту, снимал уроки и выкладывал их «ВКонтакте» на своей странице. Родители смотрели, спрашивали, когда будет следующая серия. А сначала было недоверие. Очень непросто было прийти в школу.

С каждым годом дети все чаще выбирают модуль «ОПК». Иногда дело в интересе к самому предмету, но чаще – именно роль конкретного преподавателя является ключевой.

М.В. Шпакова: – С появлением Дмитрия Анатольевича каждый год появляются такие группы детей (понятно, что это обсуждается с родителями). Мне кажется, это главный аргумент. Видимо, то, что происходит на таких уроках, необходимо и очень нужно.

Игорь Пугачев, ученик: – Я с первого класса изу-чаю православную культуру. Мне нравится изучать свою историю, то, что было раньше, узнавать, кто такой Бог, какая у нас религия. Очень нравятся эти уроки.

Дастан Черкеш и Дмитрий Миронов, ученики: – Я записался именно на этот урок, потому что мне больше нравится изучать что-то другое, чем повторять несколько раз то, что я уже знаю. А тут можно узнать много нового, познать все, что захочешь.

Лев Винник и Глеб Иванов, ученики: – Я узнал, что крестный ход на Пасху начинается ночью. Раньше я думал, что это днем происходит.

– Мне сюда очень нравится ходить – много всего узнаю, тут интересно.

Эрика Терентьева, ученица: – Я пришла два раза на этот урок, и мне очень понравилось, сразу стало все понятно. Я узнала больше про Бога, что Он, например, не совершил ни одного греха за всю жизнь.

Дети во все времена были и остаются любознательными. И говорить с ними можно на очень сложные темы. Если делать это доступным языком, даже самые трудные вещи становятся понятными.

Священник Димитрий Пономарев: – Любой ребенок – ангел, это мое глубочайшее убеждение. Я уже пять лет смотрю на неверующих детей, общаюсь с неверующими детьми. Что вы в этой чистой книге запишете, то там и будет. Лучше, чтобы там было написано что-то доброе, хорошее, вечное, непреходящее. Важно, глядя им в глаза, озвучить наши традиционные ценности, чтобы дети понимали, для чего это нужно. И они понимают. Это лишь кажется, что только все плохое прилипает быстро. Плохое появляется в жизни ребенка тогда, когда нет хорошего. А если есть что-то доброе и хорошее, тогда ребенок с радостью это воспринимает, сосуд заполняется добрым и хорошим, а для зла уже места нет. Ребенок делает сознательный выбор.

Отец Димитрий как учитель не ставит перед собой задачу воцерковления детей. Модуль «ОПК» несет культурологический и нравственный посылы.

Татьяна Анатольевна Пономарева, учитель начальных классов лицея № 299: – Модуль «Основы православной культуры» – ни в коем случае не воскресная школа. Основной момент – слово «культура». У нас взрослые люди, даже порой называющие себя православными, не знают элементарного: что такое Сретение, Введение во храм, как креститься правильно. Но это даже не очень прилично. Ты можешь не быть православным, но знать определенные вещи, город, в котором ты живешь, когда и кем он был создан, название своего государства, знать православную культуру своей страны, ты должен как образованный человек. И чем раньше ребенок начинает это осваивать, тем гармоничнее эти знания к нему приходят.

Родители на родительских собраниях дают обратную связь, говорят: «Представляете, я от ребенка узнаю вот это и вот это». Мы ни в коем случае не ставим перед собой такую задачу, как воцерковление детей. Даются определенные знания, чтобы ребенок стал эрудированным человеком в первую очередь. Мы постоянно сталкиваемся с какими-то религиозными сюжетами. Например, по литературному чтению есть тема о Сергии Радонежском. Для меня было удивительно, что дети, занимающиеся светской этикой, не могли ответить на вопросы о Сергии Радонежском, а занимающиеся на уроках «Основы православной культуры» знали ответы. Еще раз хочу подчеркнуть, что здесь дети не из воцерковленных семей. В большинстве это светские дети из светских семей, но уровень знаний у них уже отличается.

Я хотела бы к родителям обратиться: не надо бояться. Ни в коем случае это не религиозная пропаганда, это действительно развитие культуры ваших детей: культуры поведения, культуры взаимодействия, культуры посещения православного храма даже как архитектурного или исторического объекта. Мы заходим в Эрмитаж, а дети уже знают определенные сюжеты, которые видят на картинах. Порой некоторые взрослые не могут сказать, что там изображено. Поэтому я всячески призываю к тому, чтобы родители обращались к этому модулю.

Священник Димитрий Пономарев: – Есть понятие «культурный человек». Когда я прихожу к детям, то не ставлю задачи, чтобы дети пошли в храм. И родителям я так же говорю. У нас хватает людей, которые ходят в храм, молятся, верят. Но я хочу, чтобы дети были сведущими людьми. В чем сведущими? В русской культуре. Вы можете станцевать русский народный танец? А чеченцы могут на свадьбе – и это прекрасно. Можете спеть русскую народную песню? Знаете ли вы, как вести себя во время Крещения, Венчания? Вас же могут друзья или знакомые пригласить в храм. У нас разве нет тоталитарных сект? От духовного невежества с ребенком может случиться беда.

Знаете, что самое важное для меня? Если бы мне в то время, когда я был в 4-м классе, рассказали, что такое хорошо, а что такое плохо с точки зрения нашей русской культуры, я многих вещей никогда не сделал бы в своей жизни. Мы же говорим о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня на уроке мы говорили с ребятами, что надо совершать хорошие поступки. Почему? Для чего? Почему не надо совершать плохие поступки? Дети все это формулируют и прекрасно знают. Никто из них теперь не может сказать: мол, нам об этом никто не говорил.

На уроках «Основы православной культуры» мы напрямую говорим о добре и зле. Литературный материал один – Евангелие, Священное Писание. Я считаю, ребята имеют право это знать. А вот верить или не верить – это уже дело каждого, желание родителей.

И все-таки просвещение в вопросах веры дает и такие плоды.

Жанна Язанова, ученица: – Я получаю знания на этих уроках. Один раз мне рассказывала бабушка. Благодаря этим урокам, я начала верить в Бога, хотя до этого не верила.

Алексей Протайкин, ученик: – Сегодня рассказывали о Пасхе. С каждым уроком я все больше верю в Бога. Мне очень нравится этот урок.

Ксения Фролова, ученица: – Мне нравится ходить на эти уроки, потому что я верю в Бога, узнаю много нового и начинаю больше верить. Если меня спросят, Кто такой Бог, что такое Церковь, я смогу рассказать.

И.А. Васильева: – Детская душа отзывается на любое слово взрослого человека, когда он рассказывает о добре и зле. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Точно так же и здесь. Взрослый может правильно объяснить, что такое хорошо, и может правильно объяснить, что такое плохо. А что такое зло, наверное, ребенок должен понять сам. Когда он встречается со злом, он должен быть готов противостоять ему, выразив свое отношение ко злу. Взрослые люди и учителя должны ему в этом помочь.

Здесь о добре не только говорят. Уроки воплощаются в дела. Дети собирают макулатуру, как мы в детстве, но вырученные деньги идут не на мороженое, а на сиротские учреждения и приюты для животных. Учить ответственности за себя, за ближних необходимо с малых лет.

Т.А. Пономарева: – Я слышу разговоры детей, когда они приходят после модуля «ОПК». Они обсуждают роль жены в семье, что должен делать муж. Последнее, что я слышала по теме семьи, – дети обсуждали допустимость развода, и это был разговор думающих людей. Это очень интересно.

Дело в том, что ребенка надо учить, начиная с рождения. Сначала мы учим ребенка переворачиваться, потом учим его говорить, потом учим взять кастрюльку и сварить для куклы суп. Точно так же мы должны вовлекать ребенка в то, что считаем важным и интересным. Мы ставим в первую очередь перед собой задачу заинтересовать, увлечь. Что, кстати, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. То есть дети вовлекаются, они ставят перед собой задачи – и стремятся их выполнить, ставят цели – и их достигают. На уроках «ОПК» это полностью выполняется.

Должна ли школа воспитывать? Еще недавно ответ звучал однозначно: нет. В то же время дореволюционная школа, как и советская, воспитание ставила во главу угла.

М.В. Шпакова: – Учитель – как родитель, он своим примером в той или иной степени воспитывает. Наши современные дети, которых дома и в школе правильно воспитывают, понимают значимость знаний. Но все-таки в жизни они сталкиваются с разными ситуациями. Да, знания важны, но голое знание тебя человеком никогда не сделает. Все равно каждый будет каким-то человеком. Естественно, мы мечтаем, чтобы это были прекрасные люди, нравственные, верно понимающие, что есть добро и зло. Но есть базовые вещи, без которых человек не может быть человеком, – уважение, любовь к родителям, учителям, сверстникам, брату, сестре, к городу, к Родине... Эти понятия из школы не уходили никогда. Может быть, когда-то это было более выражено, когда-то – менее выражено. Сейчас воспитательная составляющая стала очень мощной: огромное количество каких-то направлений, движений, мероприятий, конкурсов. Дети в этом участвуют, и это позволяет набрать им еще и человеческий опыт, не только ученический. Это здорово и замечательно!

Про нашу школу могу сказать, что здесь подобрался такой коллектив, что для всех это важно. Важно, как для людей с опытом, так и для молодых педагогов. И я очень рада, что приходят яркие, самобытные, интересные педагоги и вливаются именно в те магистральные линии, которые здесь всегда существовали.

И.А. Васильева: – Когда учитель входит в класс, он уже в этот момент начинает воспитывать ученика. Воспитывать тем, как он вошел в класс, какие мысли, чувства несет детям. Все это воспитание. Предмет «Основы православной культуры» дает очень большой плацдарм для того, чтобы ребенок откликнулся на то, как мы говорим о добре, что мы вкладываем в понятие патриотизм. Это слово звучит очень емко и даже возвышенно, тем не менее мы понимаем, что каждому человеку нужно знать, что это такое и зачем это сейчас в нашей жизни. Говоря на уроках «Основ православной культуры» об истории возникновения православной культуры, христианства и других религий, ребенок через эти знания приходит к ощущению принадлежности к своей стране.

М.В. Шпакова: – Как говорил Александр Сергеевич Пушкин, «чувства добрые я лирой пробуждал». Эта «лира» звучит до сегодняшнего дня. Прислушиваясь к Пушкину, чувства добрые школа пробуждала, пробуждает и будет пробуждать.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс