Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1154) → Священник Константин Корепанов: Истинная близость к Богу

Священник Константин Корепанов: Истинная близость к Богу

№17 (1154) / 1 мая ‘22

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№ 31, 34 (2020 г.) – №№ 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.), №1–14, 16 (2022 г.)

Продолжаем читать 2-й том «Добротолюбия»: мы начинаем изучать сочинения святого преподобного Нила Синайского, человека удивительной судьбы – нечасто встретишь такого необычайного человека среди прославленных отцов древних пустынь, чьи слова включены в «Добротолюбие»: как правило, это были люди, уходившие в пустыню с ранней юности и, собственно, только пустыней и жившие (все они, так или иначе, повторяли путь преподобного Антония Великого).

Преподобный Нил Синайский – человек другой судьбы. Он происходил из богатой и знатной семьи, был весьма состоятельным вельможей и в свое время занимал важный пост префекта Константинополя. Его обращение, по всей видимости, началось, когда он слушал проповеди святителя Иоанна Златоуста в Антиохии. Очевидно, тогда и стал формироваться его монашеский настрой. Тем не менее, он жил с семьей – у него была жена и двое детей. Постоянное слушание и слышание проповедей привело в итоге к тому, что он решился оставить свое доходное и вполне успешное поприще. По согласованию с женой они разошлись по монастырям: даже в ту эпоху это было достаточно редким явлением, и это говорит о необычайном душевном устроении преподобного Нила.

Одно дело – с юных лет возгореться любовью ко Христу и иметь желание послужить Ему в монастыре, и великие святые отцы в основном именно таким путем и шли. А здесь мы видим совсем другой путь человека, который немало лет прожил замечательной, успешной придворной жизнью: он был способен руководить и управлять, имел семью и не пережил в ней никакого несчастья (например, смерти детей или нестроений с женой). Нет, все у него было успешно, хорошо, все ладно. И от этой успешной во всех отношениях жизни он безо всяких видимых причин решается вместе с сыном уйти в пустыню просто потому, что сердце его возгорелось любовью ко Христу.

В отличие от многих современников он уходит не в Египетскую пустыню, а на Синайский полуостров, где уже есть монастырь. Хотя, по сути, это тоже Египет. Но подвижник идет не в Фиваиду, не в пустыню вдоль реки Нил, не собственно в Египет, а становится созидателем и устроителем духовной жизни в этом монастыре на Синае.

Приходит он туда, естественно, задолго до преподобного Иоанна Лествичника, живет там долгие годы вместе со своим сыном и там же умирает. Самая большая беда Синайского монастыря в ту эпоху – нашествие разных кочевых племен, так называемых сарацин. Во время одного из таких нашествий в плен попал сын преподобного Нила.

Тяжелое это дело – быть отцом. Даже тогда, когда с твоими детьми ничего не происходит, ты боишься, что может что-то произойти. А если это «что-то» происходит, то ты уже не можешь «выключить» свое отцовство.

Так и преподобный Нил Синайский не смог.

Казалось бы, он должен был спокойно отнестись к этому происшествию (подобные примеры мы находим в древних патериках) – в конце концов его сын монах, и даже если его убьют, он все равно пойдет к Богу. Но нет! Сердце отцовское болело, молитва разгоралась все больше и больше, и «выключить» переживание – перестать волноваться за своего сына – он не мог. Святой молился очень много и долго, и в конце концов Бог внял его молитвам: сын был возвращен к отцу в монастырь.

Умер преподобный Нил примерно в 450 г., прожив в Синайской пустыне около монастыря почти 60 лет. Вот такая удивительная и насыщенная жизнь: и префектом был (представьте себе – это как мэр Москвы), святых отцов и слушал, и видел, и с женой пожил, и детей на руках держал, и разлуку пережил, и боль за сына претерпел, да еще и 60 лет в монастыре прожил: очень насыщенные, очень глубокие человеческие жизнь и подвиг. В этом смысле его писания венчают его жизнь.

Есть в истории Церкви немало людей, которые уходили в монастырь после каких-то трагедий и драм, уходили от семейной жизни, от славы и богатства. Взять, например, преподобного Арсения Великого – он был человеком чрезвычайно богатым, воспитывал наследников престола. Но когда закончилось его служение государству и царю, отправился в пустыню. Там он стяжал еще и венцы, и прозвище Великий, однако творений не писал.

И много еще было таких отцов – они в свое время ушли в пустыню, но не написали ничего, не дано им было. Это такой объективный факт: тебе есть что оставлять, у тебя есть привычки, с которыми надо бороться, есть сложности, которые надо преодолевать. Ты не пришел в пустыню как чистая доска – и ты можешь не достичь такого сосредоточения, такой мудрости, такой высоты, такой трезвости, чтобы писать сочинения и учить других.

А вот преподобному Нилу Синайскому это было дано – к нему обращались, и он писал. Его слова были известны, популярны. Писания святого оказали определенное воздействие сначала на синайских монахов, а после и на преподобного Иоанна Лествичника.

Начинаются аскетические наставления преподобного Нила Синайского со «Слова о молитве» и предваряются предисловием. Предисловие замечательное, и мы его прочитаем.

«Благовременно восставил ты меня, лежащего в жгучей горячке нечистых страстей, прикосновением боголюбивого письма твоего, и ум мой, недугующий самыми срамными недугами, ободрил утешением, блаженно подражая великому Наставнику и Учителю. И не дивно. Долею твоею всегда было искать славного и знаменательного, как и благословенного Иакова. Почему, поработав хорошо ради Рахили и получив Лию, ищешь и возлюбленную, как и за нее исполнивший семилетие (работы) (Быт. 29, 20–28). А я не отрекаюсь сознаться, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал; но, по слову твоему ввергши мрежи, извлек множество рыб, не думаю, что – великих, однако сто и пятьдесят и три (Ин. 21, 11). И их – то посылаю к тебе в кошнице любви; и тем исполняю повеление твое, составив равное тому число глав (о молитве). Удивляюсь я тебе и очень ублажаю прекрасное произволение твое, что возжелал ты (не другого чего), а – глав о молитве; и притом не просто возжелал, чтобы они руками на хартии написаны были, но чтобы внедрены были в уме любовью и незлобием. Поелику «вся сугуба, едино противу единого», по слову премудрого Сираха (42, 25), то не по букве только прими их, но и уразумей духом.»

Замечательное начало, и оно в первую очередь свидетельствует о смирении человека. Нет, это совсем не начальник, привыкший давать указания, – это человек, не привыкший расточать поучения. И он свидетельствует, что находится в очень тяжелом духовном состоянии: переживает какие-то искушения, беды. Нет, конечно, он не страдает тем, что проводит время праздно – бегает по магазинам, листает интернет, смотрит сериалы или пьет вино. Нет, он не грешит, – и в нашем понимании он не грешит ничем. Однако состояние его очень тягостное.

Вот это состояние и заслуживает внимания.

Если бы один преподобный Нил написал об этом, можно было бы это и проигнорировать, – но об этом пишут многие. Некоторые пишут потому, что так принято начинать определенные тексты, а некоторые потому, что они переживают это.

Сравним эти слова преподобного Нила Синайского со словами его учителя – святителя Иоанна Златоуста. В молитвах, которые до нас дошли и которые включены в собрание молитв ко Святому Причащению, святой пишет: «Ты не возгнушался нечистыми устами блудницы, не возгнушайся и моими устами, гораздо более худшими и нечистыми, чем у блудницы».

Это не образ или форма – это переживание.

Если объективно смотреть извне, то уста святого Златоуста, конечно же, неизмеримо чище даже наших уст – людей, живущих сегодня, не то что в сравнении их с устами блудницы. Но подвижник передает свое внутреннее мироощущение, и передает его так, как видит и ощущает себя изнутри – как он на самом деле видит себя в свете Божественной любви.

Конечно, мы все знаем слова преподобного Сисоя Великого: «Где сатана, там и я буду», – хотя мы не принимаем всерьез эти вещи: мы привыкли к какой-то условности подобных выражений и думаем, что это не смирение, а «смиренничание» – мол, человек на самом-то деле понимает, что он святой и пуп земли. Просто принято говорить именно так, чтобы не возгордиться, – вот он так и говорит.

Нет. Святой так чувствует, он таким себя видит. Его слова исполнены сокрушения и боли – он действительно это чувствует. Ну и что? Стоит ли нам акцентировать на этом внимание? Да, стоит!

Потому что иногда на Исповедь приходит человек, чувствующий то же самое, и он плачет и говорит: «Я – нечистое животное, я – скотина, ужасный человек: хуже меня нет… Я никогда не спасусь – я вижу все свои грехи как песок морской. Все, мной овладело отчаяние».– «Нет. Чего ради отчаяние? Ты чувствуешь то же самое, что чувствовали и величайшие святые отцы, – чего ты испугался?»

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Пей поругание как воду жизни» – и не важно, откуда пришли эти поругания: люди тебя обличают, начальники или Бог. Но если ты действительно живешь перед лицом Божиим, то чувствуешь именно это и переживаешь именно это: грехи твои стали как песок морской.

Когда-то ты пришел в Церковь самодовольным и счастливым, уверенным в себе и поучающим других. Но лет через 10–15 жизни в Церкви превращаешься в развалину и понимаешь, что ты грешный – больной и жалкий, и ты рот боишься раскрыть, чтобы учить кого-то. И ты уже упираешь глаза в землю и плачешь, смахивая украдкой слезинки.

Ты считаешь себя недостойным стоять среди этих святых мужей и жен, ты боишься даже приложиться к иконе, чтобы не осквернить ее своим прикосновением. Это нормально: это значит, ты действительно живешь в Церкви. А плод твоей жизни – то, что ты сейчас переживаешь. Ибо всякий, кто проживает свою жизнь со Христом, именно это и чувствует, если только он на самом деле живет со Христом.

«Вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать», – говорит Христос, уча апостола Петра. Даже если мы сделаем все, что должны сделать, мы будем чувствовать и ощущать себя никчемными неключимыми (непутевыми, жалкими неумехами) рабами... Если мы живем с Богом.

И это не смиренничание – не выдумывание своего лица и образа, а проживание своей немощи, своего убожества при присутствии Неизмеримого, Человеколюбивого, непостижимо Милостивого, щедрого, невыразимо снисходительного Бога. На самом деле, объективно, в таком устроении ты к Нему близок как никогда. И эта близость – истинная близость к Богу. Фиксируется она тем, что ты таешь от сознания собственной немощи воздать что-либо Ему за Его неизмеримую любовь.

И Нил Синайский свидетельствует об этом – просто свидетельствует, ибо он это чувствует. Но он не отказывается воздать тем, кто у него просит, и написать слова о молитве или о чем-нибудь еще. Почему? Вовсе не потому (в этом-то и дело), что считает себя учителем – он так и говорит: «Да я и не учитель никакой». А почему он тогда пишет? Ведь в нашем понимании все выглядит именно так: «Раз ты говоришь, пишешь и учишь – значит, ты умный, значит, ты знаешь, значит, ты можешь… О, какой ты грамотный… Наверное, ты много читал, много думал, много писал, много спрашивал? Вот и стал таким умным»...

Но на самом деле все не так – он учит потому, что человек просит. А когда просят – надо дать: это заповедь Божия. Тебя просят – ты должен дать: ты не можешь отвернуться от Христа, просящего у тебя. Преподобный Нил так и говорит, что это не плод поучений, – это кошница (корзина) любви: «Я вижу твое желание и хочу послужить тебе хоть чем-нибудь и нагрузить тебе в корзину все то, что у меня есть. Тут вот валяется по келье: виноград, персики, финики, хлебушек, сухарики, маслице – на, возьми. Я хочу, чтобы ты улыбнулся и утешился, я хочу, чтобы ты взбодрился и вдохновился». Вот так бы я, возможно, сделал.

Но у преподобного Нила Синайского ничего нет – он оживет в пещерке, у него пусто. Да у него и не этого просили – у него просили поучений. Потому он и говорит: «На, я тебе нагружу сколько смогу: немного – всего 153 маленьких, коротеньких слова. Но я не могу отказать – ты же просишь. Я не могу тебя отвергнуть. Я дам это, чтобы тебе было хорошо: чтобы ты утешился и взбодрился».

Вот такое состояние человека: да, он сознает свою немощь и боль, он переживает свой грех, свою беду, свою абсолютную неспособность научить чему-либо даже самого себя – не то что кого-то. Но стоит ему только встретиться с заповедью Христовой – с поводом оказать кому-то любовь, помощь, утешение, вдохновение, он тотчас стряхивает с себя все эти переживания о собственной греховности, идет и делает. В этом и заключается отличие христианина, знающего Христа, близкого ко Христу, от всякого другого человека.

Люди часто помогают от избытка: у них есть то, чем служить, чем утешать. Например, у тебя хорошее настроение, так почему бы не утешить человека плачущего? Христианин же сам плачет, сам пребывает в страшном мраке из-за сознания собственных грехов, но спешит на помощь. Стоит появиться на горизонте человеку плачущему, христианин тут же утирает свои слезы и идет утешать того, кого привел к нему Бог. Он забывает о себе и приносит ближнему кошницу любви – эту корзинку служения, корзинку даров, которыми Бог обогатил его. Утешит, вдохновит, и человек побежит радостный, довольный: «Ну вот, теперь жить можно, любить можно!»

Но только он выбежит, подвижник снова погружается в плач от сознания того, что он такое есть. Ибо он понимает: нет, это не он утешил, не он помог – все от Бога, через Бога и силой Божией. А он есть то, что о есть, – просто маленький, плачущий перед лицом Бога ребенок, который сознает свою полную беспомощность. Но он в Царстве, ибо блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс