Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1152) → Протоиерей Василий Гелеван: «У нас нет приказов – есть благословение»

Протоиерей Василий Гелеван: «У нас нет приказов – есть благословение»

№15 (1152) / 11 апреля ‘22

Творчество

Окончание. Начало в №14 (1151) 2022 г.

Отец Василий, одной из ярких страниц Вашей жизни было пастырское служение в Бразилии. Пожалуйста, расскажите, как Вы отважились с маленькими детьми на руках отправиться в неизвестную и достаточно опасную страну.

– Это был 2007 г. – Священный Синод постановил 25 декабря. У нас еще первый ребенок был в утробе, а оттуда мы уже привезли пятерых: трое родились там, один туда приехал русским, другой во чреве – оттуда вернулись пять.

Священнослужитель как солдат – направили и поехал?

– Нужно иметь такую же решимость, как у солдата. Но у нас нет приказов – есть благословение. Матушку туда приглашали в качестве регента в 2000 году, за 7 лет до того, как мы вместе поехали, – архимандрит Сергий, ныне епископ, приглашал ее тогда, но не сложилось. Митрополит Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей, сказал, что для Гелевана у него есть особое послушание, и это послушание было в Рио-де-Жанейро… Так наша семья оказалась там.

Вы не знали языка, даже с культурой не были знакомы?

– Я ничего не знал. Культуру лучше всего узнавать по фольклору, теперь я это точно знаю, – это моя формула: хочешь увидеть душу народа – познакомься с его культурой. Язык очень много может сказать, как люди мыслят. Например, мы говорим с тобой «спасибо», и это выражение высшей благодарности: пожелание, чтобы тебя спас Бог, – это лучшее, что можно пожелать человеку, облагодетельствовавшему тебя. В том мире, в той культуре obrigado означает «я твой должник». И тут есть о чем подумать. Получается, что ты сделал – и тебе тоже должны вернуть добром: даже в менталитете какие-то рыночные отношения. У нас никогда этого не было и не будет, но здесь надо понимать, что такой народ и такие деловые отношения. Obrigado еще склоняется по родам от слова obrigação – «долг»...

Культура – это сплав трех культур. Есть мощная местная культура, индейская (тупи-гуарани – индейцы, которые там заложили основы культуры), есть мощное влияние от португальцев и темнокожих, ведь в этом городе, о котором мы сейчас с вами говорим, в свое время было 1 к 3 (часть – светлокожие, 2 части – темнокожие африканские рабы). Они тоже что-то пели, сочиняли, была своя хореография, и теперь сложились три расы, которые в результате дали одну национальность – бразильскую. И интересная культура. Хотя язык португальский, но он самобытный и только похож на португальский, на котором говорят в Лиссабоне: это португальский бразильский.

Как долго Вы его учили?

– Постоянно: нельзя сказать, что выучил и остановился. Сначала идет бытовой уровень – «здрасьте», «пожалуйста», «хочу покушать», «сколько стоит». Мы такие вещи писали на наклейках и вешали на холодильнике. Uno, dos, tres, cuatro – эти цифры в первой фразе. Интересно то, что Александр Борисович Кириллов приносил мне местные новостные газеты, я ничего не понимал, знал только одно, что это корреспонденты пишут, – там своя стилистика (как у нас: открой газеты – это очень не простой русский), там четкий язык… Поэтому газеты мне не очень-то пошли, а взял я в руки Евангелие: это было легче – я это все понимаю. Например, сюжет, и в этом предложении 10 слов: 4 я знаю, а 6 – догадываюсь, о чем речь. И читаю так: увижу новое слово – выпишу себе. Так я прочитал Новый Завет.

Господь Вам помог выучить язык?

– Очень хороший способ, когда ты берешь знакомый текст (а православный христианин должен быть знаком с этим текстом), так что это легко. Носители языка тоже большие помощники – и музыка: мало того что мелодия понравилась – хочется вникнуть в слова, понять о чем там речь, слушаешь и открываешь какие-то новые слова, сюжеты… Для развития полезно.

А службу Вы проводили на русском?

– Первоначально да. Но там совпало – мы приехали в 2007, и в этом же году произошло объединение Церквей, а, к сожалению, часть духовенства в Бразилии не приняла этого акта и ушли в раскол – они вышли из подчинения митрополита Нью-Йоркского (тогда был Владыка Лавр) и перестали его поминать. Сознательные прихожане обратили на это внимание, спросили у Владыки Лавра, как им поступить в этой ситуации, и он посоветовал им приехать в храм Московского Патриархата, и так у нас оказалась группа бразильских прихожан, которые по-русски не говорят ни слова, но они действительно сознательные православные христиане. Они пришли и внесли с собой первое начало: до меня батюшки служили исключительно на славянском, и бытовало убеждение, что «храм русский – построен русскими для русских». Но они уже здесь, и что-то надо сделать.

Достаточно экзотическое сочетание – Бразилия и Православие...

– Необычное, потому что мы не привыкли к этому. Мы сразу себе представляем Латинскую Америку – оплот Римо-Католической церкви, но есть люди, которым не хватает чего-то в католичестве и они обращаются к истокам, к Православной вере, ищут протестантские деноминации (но они очень современные, не мистичные, а человеку нужна тайна, нужен Христос трансцендентный). Интересен нюанс, как архитектор Поль Ландовски совместил во всемирно знаменитой статуе Христа Избавителя в Рио-де-Жанейро имманентность, присущность нашему миру (это такой любящий Бог – Отец, Сын, Дух Святой), но нужно было показать и некое величие, избежать крайностей египетских пирамид, чтобы ты, стоя перед этим монументом, чувствовал себя не муравьем, а образом Божиим, человеком. И это ему удалось. Есть технические моменты, которые я могу назвать, например, наклон головы вниз придало некую динамику, но есть что-то неуловимое, что удалось Полю Ландовски и делает это изваяние шедевром. Одновременно Бог и Человек, одновременно трансцендентность и имманентность – и ты видишь, что больше нигде в мире такого сочетания ты не встретишь. Это настоящая христианская скульптура.

Отец Василий, Вы сказали, что чтобы постичь страну, нужно понять ее фольклор. Вы какие-то песни выучили на португальском?

– Конечно. Я могу сейчас исполнить гимн города Рио-де-Жанейро, который называется «Чудесный город» – «Cidade Maravilhosa»... (Звучит гимн).

Отец Василий, давайте вернемся к музыке: «Без музыки не проживу ни дня, она звучит во мне, она вокруг меня»… Скажите, во время поста насколько христианину позволительно слушать и исполнять музыку?

– Не только позволительно – желательно. Наша музыкальная культура разнообразна, в храме ведь мы поем. Хотя в храме поем меньше даже, чем обычно, и мелодии, которые мы специально запасли для Великого поста, отличаются. Если развивать литургическую традицию, перенести ее на бытовую, то многие люди отказываются от музыки, отказываясь от развлечений.

Повторюсь, музыка очень разная – и песни под гитару тоже очень разные. В этом смысле не хочется впасть в фарисейскую крайность, когда сразу все отбросили. Вспоминаются Евангельские слова – Господь говорит: «Ты, когда постишься, помажь лицо твое елеем», а я бы в продолжение сказал «надень белый воротничок – выгляди с приподнятым настроением, иначе есть искушение превратиться в какого-то неправильного человека».

И в конце поста все поздравляют друг друга с окончанием поста, как будто пост – это обременение. Нет, это праздник. Мне очень дорога мысль воспринимать пост как самодостаточное время, время нашей духовной весны, развития: это не развлечение – это работа, но работа в радость, а не в обременение. Здесь уместны какие-то великопостные песнопения.

А светская музыка насколько уместна?

– Она очень разная. С возрастом я стал бояться светской культуры.

Вы писали в своих соцсетях (даже не касаясь времени Великого поста), процитирую: Вы лично боитесь ходить в театр, дабы не нарваться на пошлость, слушать музыку боитесь и живописи боитесь. Почему так?

– Когда ты в Церкви, ты уже обрел самое главное – идти к Богу. И все, что способствует тебе, ты принимаешь с радостью и благодарностью, а что отвлекает тебя, ты отвергаешь. И я в светской культуре вижу очень мало того, что реально мне может поспособствовать больше, чем молитва, храмовое богослужение, таинства. Произведения культуры или откровенно тащит тебя в грех, или после греха они покажут выход, а так, чтобы просто показать… Лучше Евангелие открыть, в храм прийти, выдержать пост, и ты сам все увидишь.

Раньше я не знал языка и воспринимал музыку только как музыкальный материал. Даже вокал слышал, как красивое пение, а потом задался вопросом «о чем он поет?», и тут передо мной открылось целое море. У меня были драмы, когда я узнавал, что мои любимые певцы поют о недопустимых вещах, диких, вульгарных, пошлых, – я был в шоке. В тот период, когда в семинарию поступал, я был в большом потрясении, что люди себе позволяют такие вещи, что пропагандируют безнравственность, наркоманию, распущенность… Есть артисты, которые этого не делали. Музыка – это проповедь.

Важно отметить, что Вы служите в военном храме. Сейчас очень непростые события происходят во всем мире. С каким словом, с какой песней Вы могли бы обратиться к нам?

– К военным, к семьям военных, к ветеранам и преимущественно к молодежи (молодежь не очень понимает, что происходит, у них есть заряд эмоций, и они идут). Хочется наполнить вчерашних школьников, новобранцев, офицеров, генералов – всех, кто душу свою готов положить, нужно наполнить. Есть Валерий Крючков (я когда-то в молодости пел его песни), ветеран-афганец – в этой песне будет пара слов и об этом. Это было во время грузино-абхазского конфликта, я уже тогда учился в Московской духовной академии и мы там сколотили миссионерский хор и поехали туда. Сначала ребята пели духовные канты – это были тропарь Святому Сергию, «Взбранной воеводе» Аллеманова, «Достойно есть». Вторая часть – народно-патриотические песни – «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» или про Волгу-матушку, а в 3-й части выходил диакон Василий (тогда я был в диаконском чине) и с этой самой гитарой пел то, что сейчас исполню. Я навсегда запомню, как бойцы, русские миротворцы подходили после концерта, смотрели мне в глаза и говорили: «Спасибо – это глоток свежего воздуха». А я бы добавил, что это еще и проповедь. (Звучит песня «Благослови тишину»).

Отец Василий, в нашей программе есть традиция отвечать в конце ее на короткие вопросы – блиц. Три любимых музыкальных произведения?

– «Цыганская мелодия» Дворжака в исполнении Неймая Редуловича, «Personal Jesus» – очень важная песня из репертуара Depeche Mode (я думал, она пропадет, а она осталась со мной). И любимая песня моя и моего деда – «Через поле широкое протянута нитка».

Три важные книги в Вашей жизни?

– Евангелие на первом месте, «Пятая гора» Пауло Коэльо, на третьем месте книга из детства, которая меня очень впечатлила, – «Гуинплен».

Продолжите: Моя профессия...

– Нет профессии. Есть служение. Кстати, в Бразилии это профессия: там есть государственный праздник – День священника (я бы предложил такую инициативу: в день памяти Иоанна Кронштадтского установить день, когда бы все вспомнили о таком служении).

Если бы не было музыки...

– Не было бы цвета в этой жизни.

Я счастлив, когда...

– Когда люблю.

Больше всего в людях я ценю...

– Верность. Очень уважаю людей, которые говорят одно и делают то же самое.

И заключительный вопрос. Бог – это...

– Бог – это обо всем, везде и бесконечно.

Отец Василий, благодарю Вас за эту встречу, спасибо, что нашли время прийти пообщаться, исполнить замечательные песни на разных языках. Я желаю Вам Божией помощи и до новых встреч на нашем телеканале.

– Спасибо за приглашение, за эту теплую беседу. Вам спасибо, дорогие друзья. С Великим постом вас! Пусть это все будет в радость.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс