Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Христианство изначально немыслимо без единства людей по любви ко Христу, когда все мы едины и братья. Когда этого нет, может, поэтому так бедно, так сухо, так неглубоко начинаем воспринимать богослужение: оно ведь основано на единстве христианской общины – она именно общая, связана общей молитвой.
Почему у нас нет единства и что с этим делать?
Современный человек недоверчив и бдителен, он охраняет свои границы, предпочитает жить за ними. И в храм он приходит со своей, а не общей духовной потребностью, у него своя жизнь, совершенно отдельная от жизни других прихожан, и его молитва – тоже отдельная.
Нередко мы пытаемся в храмах создавать общинную жизнь через какие-то общие дела, через общие мероприятия, поездки, субботники. Но этого мало. Ведь христианство изначально немыслимо без единства людей по любви ко Христу, когда все мы едины и братья. Когда этого нет, может, поэтому так бедно, так сухо, так неглубоко начинаем воспринимать богослужение: оно ведь основано на единстве христианской общины – она именно общая, связана общей молитвой.
Если этого чувства общности в нас нет, самое простое – «миром Господу помолимся» – будет восприниматься не как общий вдох, а как ритуал. И тогда нет сил по-настоящему обрадоваться, что рядом с тобой стоят люди, пришедшие, как и ты, к Богу. Вместо этого ты косишься на другого с недоверием и подозрением, но ведь этот человек – христианин и брат нам. И это главное, а когда этого не помним – все зря.
Про милосердного самарянина
Все мы помним притчу о милосердном самарянине. Она начинается с вопроса, который законник задает Христу: «Что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» А это самый главный вопрос нашей веры. И на него Господь отвечает: «В законе что написано? Как ты читаешь?» И вдруг законник говорит удивительные слова: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим, всеми мыслями твоими, всей крепостью и душой твоей».
Это удивительно потому, что во Второзаконии было более 600 заповедей, и эта заповедь – о любви к Богу и ближнему – там особо никак не выделена: ни крупным шрифтом, ни местом.
И вдруг фарисеи из всего Закона выбирают именно эти самые главные слова об отношении человека к Богу – возлюбить Бога всем сердцем. И законник пытается уйти от этой заповеди, лукаво спрашивая дальше: «А кто есть мой ближний?» – ищет возможность обойти ее по закону.
Тогда Христос рассказывает историю о человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон. Он попадает в испытание, ему нужна помощь. Проходит мимо священник: какой он ему ближний? Священник свой в Иерусалиме, входит туда по праву, а этот ничтожный валяется в придорожной пыли. Проходит левит – (служитель храма: какой он ему ближний? Никакой. И вот идет самарянин – уж точно не ближний: из чужого народа, чужих традиций, чужой веры, но этот чужой подходит к несчастному и поднимает его, сажает на своего осла, привозит в гостиницу, оплачивает еду и лечение. А потом говорит хозяину: «Когда вернусь, еще заплачу, только позаботься о нем». Христос спрашивает: «Кто ближний ему?» И фарисей отвечает: «Тот, кто оказывает милость».
Мы становимся близкими друг другу в тот момент, когда оказываемся способны на милость и любовь.
Скрюченная женщина в синагоге
Однажды Христос пришел в синагогу, куда пришла женщина, которая 18 лет страдала тяжелой болезнью: все эти годы она была скрючена. Господь исцелил ее в субботу, как мы знаем из Евангелия. Казалось бы: что может быть проще для Бога – взять и исцелить? Вот только непонятно: почему Он этого не делал все 18 лет? В чем причина?
Женщина, пришедшая в синагогу после 18 лет мучений, наверное, ни на что уже не надеялась, но она встала и пошла в дом Божий – и встретила там Христа, Который ее исцелил. Обычно в каких-то скорбях мы так не поступаем, обычно смиряемся с тем, что ничего уже в нашей жизни не изменится к лучшему, что ничего не исправить, как ни надейся и ни старайся: мы скрючены своей беспомощностью, бессилием, невозможностью что-то изменить и даже подумать об этом, – а Евангельская скрюченная женщина встает и идет в синагогу, чтобы услышать слово Божие.
Согнувшись, спотыкаясь, ничего не видя, кроме пыли под ногами, она все равно идет в храм, и долгая дорога почти в целую жизнь заканчивается для нее встречей со Христом.
Дорога, пройденная этой женщиной, – дорога каждого из нас. Мы можем отказаться от пустых житейских надежд и понять, что никаких настоящих опор, кроме Бога, для нас в мире не существует, и тогда Господь поможет нам. Обязательно поможет скрюченным, поможет выпрямиться во весь рост, взглянуть на Небо и встретиться с Ним лицом к Лицу.
Проповедь в деревенском храме
В новогодние каникулы мой добрый знакомый уехал из города подальше в деревню и там пришел встречать Рождество Христово в маленькую деревенскую церковь. После чтения Евангелия на амвон вышел настоятель, перекрестился и начал проповедь со слов из известного стихотворения Иосифа Бродского «В Рождество все немного волхвы». Знакомый, который, к слову сказать, был писателем, оглядел собравшийся в храме простой народ и подумал: «Ну, батюшка и замахнулся: что же он дальше будет говорить деревенским бабушкам после Бродского?!»
Настоятель помолчал мгновение и снова повторил: «„В Рождество все немного волхвы”. То есть мы с вами пришли сегодня сюда не получать, а отдать – принести Божественному Младенцу свои дары. Да, дары. И пускай у нас нет ни золота, ни ладана, ни смирны, нам все равно есть что принести Младенцу Христу в подарок на Его Рождение. Это наши сердца. Что еще мы можем принести? Что у нас есть нашего, что мы могли бы Ему дать? Ничего. Только наши сердца и помыслы. Попробуем прийти к Богомладенцу с любовью, попробуем прийти к Нему без корысти, попробуем принести Ему свою радость. Радость, что Он не забыл о нас, пришел к нам и изменил нашу жизнь, что теперь самое дорогое, самое радостное в нас – это ликование от того, что Он пришел, что Он есть теперь в нашей жизни. „В Рождество все немного волхвы”, – снова сказал батюшка. – Прими, Господи, в дар наши сердца. Аминь».
Потом после службы мой знакомый ехал домой и всю дорогу думал про слова из проповеди сельского батюшки: он бывал в больших и прекрасных столичных храмах, где известные на всю страну священники говорили красивые проповеди, но после слов простого деревенского священника о смысле Рождества первый раз ему захотелось заплакать.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pochemu-u-nas-net-edinstva-i-chto-s-etim-delat;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pro-miloserdnogo-samaryanina;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-skryuchennaya-zhenschina-v-sinagoge;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-propoved-v-derevenskom-hrame
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.