Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Неделю о мытаре и фарисее традиционно постные дни среда и пятница освобождаются Церковью от поста – она нам говорит: «Дабы не подражать внешней самодовольной праведности фарисея».
Эта притча нас многому учит... Двое вошли в храм помолиться. Для чего человек входит в храм? Храм – это училище, школа молитвы, и вот один из двоих молился, будучи очень доволен собой: «Благодарю Тебя, Боже!..». Далее перечисляет, за что он благодарит: он не такой, как прочие человецы, – постится, молится, десятину дает с того, что приобретает. В этом смысле многие из нас не дотягивают до праведности фарисея: и постимся мы так себе, через пень-колоду. Я все время сталкиваюсь с тем, что человек приходит и говорит: не могу себя ограничить, забываю, оказываюсь в обстоятельствах, – а фарисей честно постился.
Следующая добродетель вообще для многих за пределами возможного – давать десятину на содержание храма: это закон. Церковь не занимается бизнесом, не ведет коммерческую деятельность – она всегда живет на пожертвования. И Господь, имея попечение о том, чтобы священники не заботились о насущном хлебе, установил порядок: прихожане заботятся о приходе, храме, приходской жизни, клиросе… Любой приход – это определенная организация, небольшое предприятие, где совершается много разных действий, и Господь поставил закон: десятую часть прихожане, которые приходят в храм помолиться, за духовными нуждами, отдают на содержание прихода. Фарисей это делал. Насколько нам нужно еще подрасти, чтобы хотя бы к его праведности приблизиться?
Но он совершил духовную ошибку: все, что он делал, он приписал себе. Но нет: «Без Меня ничего вы не можете совершить доброго», – говорит Господь Иисус Христос. Без помощи Божией мы можем совершать только грехи: даже добрые дела, которые мы делаем, окрадываются скверной тщеславия... Его самодовольство выразилось в осуждении другого человека. И случился слом.
Неплохо Бога благодарить за те блага или духовные усилия, которые человек делает: слава Богу за все! Но как только мы начинаем себя сравнивать с кем-то, кого-то оценивать – это всегда возможность себя возвысить.
Фарисей из храма вышел менее оправданный, чем пропитанный грехом, но стремящийся к исцелению, исправлению, покаянию человек, которого мы называем мытарем… Молитва должна иметь определенные условия, и Бог не принял молитву фарисея.
Есть в духовной жизни дело, которое мы должны обязательно освоить, причем достичь определенного профессионализма в нем. Кто из нас умеет играть «Лунную сонату» на фортепиано, на скрипке? Думаю, таковых найдется немного.
Каждый, кто освоил какое-то искусство, стал профессионалом, множество времени, сил, внимания, усердия, усидчивости на это потратил: любое дело, если ты хочешь стать профессионалом, требует твоей включенности.
Для каждого из нас Богом поставлена задача: мы должны изучить искусство из искусств, художество из художеств – обязательно стать профессионалами в молитвенном делании.
Молитва имеет свое развитие, свои ступени, а наше сердце так устроено, что внутри него есть грехи, корни страстей. Грехи – это плоды, а страсти – хронические болезни. В сердце есть их корни, и если их не вырвать, они так и останутся и будут давать свои плоды. Сердце очищается молитвой – внутренней, умно-сердечной.
Господь обязательно хочет нам эту школу молитвы передать, но необходимы определенные условия. Одно из них – состояние, в котором мытарь пришел к Богу. Он тоже пришел в храм помолиться, но не смел очей поднять к Богу, а, наклонив голову, бил себя в грудь и говорил всего несколько слов: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он думал только о том, стоит перед Богом – в Его присутствии. Он чувствовал Бога, ведь сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит – жертва Богу дух сокрушен...
Так порой бывает в жизни: Господь попускает нам впасть в какие-то прегрешения, как этому мытарю, попускает нам совершать тяжкие грехи, зная, что в нас есть внутренний грязный потенциал, что в каждом из нас живут и фарисей, и мытарь, а если в нас разовьется фарисей, это гибель. Гордым Бог противится – Он не сможет войти в окаменелое и самодовольное сердце.
Наше сердце обязательно должно быть сокрушено осознанием нашего недостоинства и милости Божией: что Господь нас, таких замаранных, грязных, скверных, валяющихся в болоте во всякой грязи, омыл, очистил Крещением, ввел в Свой дом, допустил к общению за царской трапезой – нас помиловал, очистил, дал нам Самого Себя в самое близкое общение.
Эти мысли все время наше сердце должны содержать в трепете, покаянии и внимании. И, конечно, молитва требует времени: нельзя научиться молиться походя, или через пень-колоду, или от случая к случаю. Молитва требует покаянного сердца, внимания к своим словам, делам, чувствам – времени и постоянства в этом подвиге. И, конечно, требует делания: молитва дается молящемуся. А как молиться – поговорим чуть позже.
Помогай нам всем Господь!
Записали:
Анна Купцова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-18-fevralya--;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-19-fevralya--
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.