Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (1145) → Священник Константин Корепанов: Мы никогда не ставили себе вопрос: что считать здоровой душой?

Священник Константин Корепанов: Мы никогда не ставили себе вопрос: что считать здоровой душой?

№8 (1145) / 21 февраля ‘22

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№ 31, 34 (2020 г.) – №№ 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.), №1–7 (2022 г.)

Мы продолжаем читать Слово о трезвении преподобного Исихия. Сегодня поговорим о хорошо всем знакомом явлении нашей повседневной жизни, о котором пишут и святые отцы: о пустословии.

125-й абзац: «Если мы с Божией помощью каждый день приобретаем что-нибудь чрез наше трезвение, то не следует нам без разбора вступать в сношения с другими, чтобы не понести ущерба от каких-либо соблазнительных бесед, но паче надобно презирать все суетное красоты и благотворности ради этой добродетели (трезвения), прелюбезной и пресладкой.»

Это слово о том, что происходит с людьми, верующими во Христа, читающими духовные книги и тем не менее постоянно теряющими весь накопленный благодатный опыт через пустословие.

В том-то и беда, что пустословие мы воспринимаем как нормальное, естественное состояние – мы к нему привыкли и с ним живем.

Люди моего поколения (или чуть старше) застали своих бабушек, дедушек, которые были молчаливы, но не угрюмы: они просто не любили много и бессмысленно говорить.

Вспоминая их или их друзей, мы неожиданно понимаем, что, оказывается, можно жить нормальной человеческой жизнью, не проводя время в бесконечном пустословии. Но если мы не застали таких людей, то по-другому не умеем жить. Для нас болтовня, обмен ненужной, никчемной, пустой, бестолковой (часто пошлой, грязной, лживой) информацией, постоянное осуждение кого-нибудь естественны – мы так проводим время.

Народная традиция этого в той или иной вариации была всегда. Собираются люди, и тот, кто умеет, что-то рассказывает – не болтает, а рассказывает. Остальные в это время шьют, прядут, вяжут или что-то стругают, чинят, сверлят: занимаются каким-нибудь ремеслом. Раньше люди не говорили за работой, а сейчас сплошь и рядом: «Что молчишь? Надо что-то говорить» – и обычно это пустые речи.

То, что мы сейчас не имеем благодатных переживаний, благодатных даров, способностей, не понимаем, о чем говорят святые отцы, не потому ли происходит, что мы постоянно болтаем? Ведь и апостол Иаков говорит, что если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие: его язык, с которым он не может справиться, – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Поэтому вполне возможно, что разные разговоры, беседы, в которых мы участвуем и слышим, приводят наше сердце к вожделению сладости, радости и удовольствий этого мира.

Просто обсуждая с человеком разные проблемы, мы вдруг говорим себе: «У него дети умницы, ведь они ходят к репетитору. Надо бы мне своих тоже отправить к репетитору. А где взять денег? Надо что-то с этим делать». Или: «У него дети такие проблемные. А у меня не такие, как у этого человека: мои дети – замечательные». Или: «Она говорит, что купила дорогую кофемашину. А что плохого, если я ее тоже куплю? Это же не грех». И человек начинает думать об этом.

Разговор был не о Боге – они говорили не призывая имя Бога, не в контексте Священного Писания: это были просто слова, их ум вращался вокруг вещей мира сего, и человек за что-то зацепился (как крошечная заноза, если по ней легкой тканью провести, зацепится – и будет болеть).

Поскольку мы не чистые умом, а только-только пытаемся что-то делать по-христиански, то когда мы проговорили полчаса (а то и час) на мирские темы, мы думаем: «А что плохого? Живут же люди в мире, решают мирские проблемы. Надо и мне серьезнее к миру отнестись». И завладевает человеком некая страсть, навязчивая идея: отдать ребенка или в фигурное катание, или в шахматный кружок, или еще куда-то, где, по его мнению, ребенок избавится от появившихся у него дурных наклонностей. И человек начинает разрабатывать тему, которая ему кажется вполне нормальной и естественной.

Что в этом плохого? Ничего. Но ты же не помолился Богу перед этим. Помолись: «Господи, я хочу этого – как Ты на это смотришь? Как Ты к этому относишься?» – и ты несомненно увидишь, освоишь, поймешь, что лучше этого не делать. Сердце успокоилось бы и поняло: «Он и не хочет ведь никакого фигурного катания. Пусть сидит дома, книжки читает: Иаков сидел в шатрах и ничего плохого из этого не вышло». И успокоился человек, ибо помолился.

Или воспламеняется ум желанием какой-то вещи – например машины: друг так рассказал о своей машине, что хочу именно ее. Обыкновенная машина среднего класса – не очень проходимая, ничего особенного, но друг так рассказал, что я хочу этот автомобиль. Я понимаю, что ничего греховного в этом нет: у меня есть автомобиль, но надо его поменять. Денег не хватает, значит, надо брать кредит, а то я не успокоюсь. И мной постепенно овладевает эта страсть...

Но я это даже не заметил, ведь в разговоре я воспринимал слова друга адекватно. Он же не о грехах говорил – он не украл эту машину, не пытался кого-то обмануть.

Я просто вожделею некоторого состояния, качества или вещи, о которой мы говорили, а поскольку она не кажется мне изначально греховной, я начинаю о ней думать – и чем больше я о ней думаю, тем более она мне кажется правильной.

Я начинаю думать, и это завладевает всем моим естеством, пока я не покаюсь и не помолюсь. Эта мысль лишает меня мира, молитвы – моя молитва перестает быть собранной, постоянно приходят какие-то мысли. Я говорю себе, что должен решить вопрос: купить машину и забыть о ней, чтобы снова начать молиться, ведь меня самого тяготит это состояние – мысли о чем-то, попавшем мне на сердце, терзают меня...

Захотелось, например, построить дом. Думает человек: что в этом плохого? Ничего. Я чувствую, что мне эта мысль радостна, она делает меня счастливым. Я начинаю все свободное время мечтать, как построю дом, какой у него будет фундамент, комнаты. Но мир потерян: мысль не может собраться в Боге – ты теряешь молитвенное состояние, молитвенное предстояние перед Богом, присутствие Бога.

В твоем сердце поселился враг, который еще притворяется нормальным, человеческим, естественным, и ты его не заметил.

Он может до конца не обличать себя, не показывать, кто он есть: не показать, какой он вредный, – и закончить все каким-то явным грехом. Ему гораздо выгоднее оставаться предателем и разведчиком, волком в овечьей шкуре, чтобы постепенно разрушить твою молитву.

Человек теряет мир, молитву. Постепенно это проявляется в том, что напряженность духовной жизни падает, молиться становится неинтересно, читать Писание и думать о нем уже не хочется.

Все время тратится на события, так или иначе связанные с его страстью: он выбирает дом, лодку или машину – и все это именно чтобы послужить своей страсти. Он даже не замечает, что его устремленность к Богу стала меньше.

Конечно, Господь милостив и дает это понять такому человеку, не отдает его врагу, – а тот вдруг обнаруживает, что у него неожиданно проснулась страсть (он стал неравнодушен к молодым девушкам, марочному вину, дорогому коньяку, сериалам, стал частенько повышать голос, кричать, унижать кого-то, сквернословить): что-то в нем появилось, что дает ему понять, что он разрушается – отходит от Бога...

Он смотрит: вернулись страсти, которые он победил много лет назад. Он снова не может с ними справиться, разрушается и вожделеет не Христа, не Его заповеди.

Это можно было бы заметить, но Бог именно по Своей милости не оставляет человека, иначе тот может впасть в отчаяние и будет еще хуже. Поэтому часто милосердие Божие позволяет нам не замечать, что мы на самом деле уже совсем неверующие люди.

В книге «Православный брак», кроме статей разных авторов, содержится очень хороший, мудрый, честный рассказ, как два верующих человека − муж и жена − потеряли все так неожиданно, что сами не поняли как.

Они перестали быть христианами, перестали не то что в храм ходить, а потеряли веру. Просто они начали позволять себе то одно, то другое. А началось все это именно с бесед...

И мы часто такие расслабленные и несобранные именно потому, что очень много и впустую разговариваем. Если бы мы следили за этим, то заметили бы наше отпадение от Бога.

В 127-м абзаце преподобный Исихий пишет об этом подробнее: «Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах или поговорит с кем о мирских вещах, или мысленно сам в себе поразглагольствует о них, или когда у него тело с умом суетно займутся чем-либо чувственным, или когда он вообще предается суетности (и суетливости). Ибо в таком случае тотчас непосредственно за тем теряет он теплоту, сокрушение, дерзновение к Богу и ведение (забывает о Боге и порядках Божиих): так что поскольку внимаем мы умом, постольку просвещаемся, и поскольку не внимаем, – омрачаемся».

Разве речь идет только о монахах? Конечно, нет. Со всеми христианами происходит то же: любой посвятивший себя Богу и вкусивший хоть толику благодати Божией теряет ее именно потому, что начинает много говорить, размышлять о вещах мирских, страстных, а потом уж и откровенно грешных – это закон нашей здешней жизни. Все мы теряем благодать, начиная размышлять, рассуждать о мирских вещах.

Вот это погружение в мир приводит, по мысли преподобного Исихия, к тому, что мы теряем очень важные признаки здорового человека: теплоту, дерзновение перед Богом, ведение. Но мы не воспринимаем это как признаки здоровья. Скажем, у человека упало давление или возросла температура, пропало обоняние – он потерял нормальное состояние и сразу это чувствует и на это реагирует: пьет таблетки, измеряет температуру, пытается восстановить давление – принимает меры, чтобы сохранять работоспособность. Он понимает, что это очень тревожные симптомы, и будет вынужден лечь, поскольку тело его дало сбой. Нарушенное здоровье опознается человеком практически сразу.

У душевно здорового человека то же самое: как только он потерял теплоту, дерзновение перед Богом или ведение, он сразу это понимает. Он что-то сделал не так, что-то не исполнил, и ему надо это срочно исправить: помолиться, исповедаться, покаяться, – иначе он будет разрушаться дальше и умрет.

Почему же мы этого не чувствуем? Потому, что мы никогда не сознавали, что такое душевное здоровье (в этом, скорее, наша беда, а не грех).

Что, собственно, считать здоровой христианской душой? Мы считаем, что если ходим в храм, то у нас здоровая душа. Но приходя в храм мы всех осуждаем, а приходя из храма сразу начинаем раздражаться на свою семью. Разве это признак здоровой души?

Или, скажем, пытаемся молиться перед Причастием, но никакой теплоты не испытываем: наши мысли где-то блуждают, а мы терпеливо вычитываем молитвы. Это признак здоровой души? Нет, конечно.

Мы никогда не ставили себе вопрос: что считать здоровой душой?

Это само по себе важно и интересно. По мысли преподобного Исихия, важнейшие признаки здоровой души – это теплота, дерзновение молитвенного воззвания и ведение Бога, Его заповедей.

Если у нас это пропало, значит, мы больны. Если этого у нас никогда не было, мы очень давно и хронически больны: мы в очень тяжелом состоянии и потеряли Бога, связь с Ним, отпали от Него.

Обычно мы успокаиваем себя: «Бог мне помогает, обо мне заботится… Чего переживать-то? Нет теплоты, ведения? Ну и ладно. Главное, что Бог мне помогает – значит, все не так плохо». Это странная реакция. То, что Бог нам помогает, это Его дело, Его забота: это свидетельство, как Он нас любит и заботится о нас – это никоим образом не говорит о нас.

Скажем, пришел к нам замечательный врач, который заботится о нас (дай Бог побольше таких врачей). Качества врача, его забота, микстуры, его помощь − это замечательно, но я по-прежнему болен. Я могу умереть у самого замечательного врача – важна не только его характеристика: речь-то не о нем, а о нашей болезни.

Мне важно вылечиться. Поэтому очень важно смотреть не на то, что Бог мне по-прежнему помогает, поддерживает меня и что-то дает, стоит мне только попросить, а на признаки моего душевного здоровья: «Я ведаю Бога и Его заповеди? Я переживаю Бога? Испытываю теплоту во время молитвы? Есть ли у меня дерзновение перед Богом, особенно тогда, когда мне это очень важно?» Если этого нет, я болен – и мне нужно лечиться. А лечение предполагает то, о чем писал преподобный Исихий.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс