Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, высота за высотой: с первых своих дней наша жизнь – движение вперед и вверх. Меняются задачи, условия их решения – остается движение в заданном направлении. Старт ему дается в детстве, а не сойти с пути помогает внутренняя уверенность, что именно это направление правильное.
Город Тобольск, микрорайон, который в свое время получил звучное имя в честь великого уроженца этих мест Д.И. Менделеева. Здесь в одном из приспособленных помещений общежития №14 расположился храм во имя Святой Равноапостольной Нины Грузинской. Сегодня Литургию служит протоиерей Димитрий Кирьянов – кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент Тобольской духовной семинарии, член Синодальной комиссии по биоэтике и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Этот приход – и его послушание, и его радость.
Протоиерей Димитрий Кирьянов: – В старинных храмах намоленность часто чувствуется людьми очень сильно. Но здесь причастность Христу, общинность создают восприятие намоленности, ведь люди собираются ради Господа.
На клиросе – жена отца Димитрия, матушка Наталья, и их старшая дочь Мария. Они не просто помогают своему батюшке, они – тоже часть прихода, любимого и любящего, совместная молитва которого стяжает благодать. После службы благодать теплой невидимой волной расходится по домам.
Дом отца Димитрия и матушки Натальи – это роскошные аквариумные рыбы, тропические заросли цветов, творчество дочерей, вкусные ароматы, доносящиеся из кухни, – здесь живут тепло, уют и любовь.
прот. Димитрий: – Люди должны научиться взаимопониманию: слушать друг друга, идти друг другу навстречу.
То, что в ее семье будет именно так, а не иначе, матушка Наталья ощущала уже в детстве. Это чувство пришло вместе с главной встречей в ее жизни.
Матушка Наталья Кирьянова: – Встреча с Богом – это тонкое взаимодействие. Когда ребенок маленький, он многое не осознает, не знает, не понимает, как реагировать на ту или другую ситуацию. Но раз у меня родители были верующие, ходили в храм, то и соединение с Богом у нас происходило в храме.
Сакральная встреча произошла в 1980-х гг. прошлого века в Казанском соборе г. Нижний Тагил Свердловской области, где жила семья.
м. Наталья: – Мама пела на клиросе и нас всегда брала с собой на клирос. Я была маленькой, еще не читала, меня всегда ставили перед крестом – в Казанском соборе в Нижнем Тагиле возле клироса до сих пор стоит высокий, большой крест. Я всегда смотрела то на крест, то на диакона – он крестится, и я крещусь, мне всегда так говорили: «Диакон крестится, и ты крестись».
Мама не поддавалась на провокацию атеистического окружения и вела детей в храм в абсолютной уверенности – без Бога нет настоящей жизни. Эту уверенность дал ей духовный отец – протоиерей Григорий Пономарев. В годы ее воцерковления он служил в Нижнем Тагиле, потом в разных приходах Курганской области. Духовные чада священника стекались к нему со всей России, чтобы помолиться рядом с ним. Одно из самых ярких воспоминаний детства матушки Натальи – служба в Свято-Николаевском храме с. Усть-Суерское.
м. Наталья: – Я тогда была ребенком и многое не понимала. Но когда пришла в этот большой храм, поняла (в том возрасте), что мы такие маленькие в этом мире, а храм – большой корабль, на котором мы плывем.
Отец Григорий стал духовным отцом Натальи. Под его молитвенным покровом, с его словом она пошла по жизни и начала постепенно выполнять все пункты собственного жизненного плана. Сначала окончила Нижнетагильское медицинское училище, поработала в больнице процедурной сестрой. Потом получила благословение отца Григория поступать в регентскую школу Тобольской духовной семинарии.
м. Наталья: – Храм – это было мое все, поэтому я знала, куда еду, зачем и что хочу получить.
В семинарии уже учился старший брат Натальи. Вместе с мамой они приезжали к нему в гости и получили представление и о Тобольске начала 1990-х гг., и о семинарии.
м. Наталья: – Семинария находилась в тюремном замке, который отдали Церкви. В 1990-м году там не было никакого ремонта: как выехали, так и заехали – все в процессе. От внешнего вида было страшно...
После поступления страх прошел. Жили в камерах, гуляли по тюремному замку (в то время он еще не был музеем) и удивлялись: «Чего тут боятся местные жители?»
м. Наталья: – Мы же с Богом, а если с Богом, нам ничего не страшно.
прот. Димитрий: – Научная картина мира, красоты, гармонии мироздания не могут не впечатлять – впечатляло все это и многих ученых ХХ века. Эйнштейн задумывался, что самая непостижимая вещь в мире – то, что мир постижим, что его можно осмыслить и понять, почему это так. Вопрос, который выходит за рамки науки: «Почему это так?»
Ответ на этот вопрос всерьез заинтересовал отца Димитрия Кирьянова, когда он еще был студентом-физиком Тюменского государственного университета. Этому способствовало окружение. К примеру, подготовка к коллоквиумам в их дружной группе часто выходила за рамки предмета и приводила к разговорам на мировоззренческие темы. Еще был момент удивления своим однокурсником, когда на одном из семинаров профессор задал странный вопрос.
прот. Димитрий: – «Как ответил Христос, когда Его спросили, следует ли подавать подать кесарю?» Сидит группа физиков, 1991 год: «Какой Христос, какие могут быть мотивы?!» Очень странно было, но Федя ответил: «Нужно отдать кесарю кесарево, Божие Богу». Меня тогда это очень сильно поразило – то, что он это знает.
Библия была куплена со стипендии. Вопросы о Личности Христа, о мире Нового Завета и многие другие заданы священнику. Дмитрий прекрасно окончил университет, его ждала аспирантура, карьера. Однако вхождение в церковную жизнь постепенно привело к внутренним изменениям – метанойе.
прот. Димитрий: – Я решил так: сам не буду принимать решение, если священник мне не скажет об этом. Как-то в один день священник Владимир Клюев, настоятель храма в честь Всех Святых в Тюмени, сказал: «Надо бы тебе поступать в семинарию». Я решил: раз он сказал, попробую.
м. Наталья: – Если честно, я узнала, что он учился в университете, гораздо позже, а что он физик – еще позже. Если бы он это пиарил, я бы, наверное, по-другому на него посмотрела. А раз у него были другие ценности, я обратила внимание на иную сторону человека.
Их знакомство произошло накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Воспитанница регентской школы приняла это как Божий знак. А вскоре в словах, поступках и даже в обращении к ней увидела серьезные намерения молодого человека на семейную жизнь. Такое важное решение она могла принять только после разговора с духовником – отцом Григорием.
м. Наталья: – Мы не предупреждали – сотовых телефонов тогда не было, – но он знал (наверное, духовными очами видел), что я еду, что мне нужен совет – и вот это «один раз на всю жизнь».
Они венчались в сентябре, а уже в декабре, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, отца Димитрия рукоположили в священство. Молодая матушка пребывала в радости – ее молитвы услышаны, все правильно, так, как она мечтала в детстве. Еще на 3-м курсе семинарии отец Димитрий по благословению Владыки Тобольского и Тюменского Димитрия был поставлен директором православной гимназии.
м. Наталья: – Это же не общеобразовательная школа, где у тебя есть люди, которые лампочку вкрутили, пол помыли, дверь выпала – поставили. Там он все делал сам.
прот. Димитрий: – Болезнь всех молодых священников одинаковая: тебе дают какое-то дело – и ты в него полностью погружаешься, а дом остается сам по себе. Этот период у меня тоже был очень долго (думаю, что для матушки он был определенным испытанием).
Когда мужчина на работе, он считает, что так все должно быть.
м. Наталья: – Я не жаловалась, не плакала – у меня был отец Григорий, и он всегда утешал, говорил мне, что потом будет легче, что во всех трудностях есть Господь, с Которым мы живем.
Трудности – это ступени, по которым матушка Наталья шла вперед и вверх согласно своему жизненному плану. А с молитвой – все по силам: и воспитание пяти дочерей, и обустройство домашнего очага, и самообразование. Матушка Наталья окончила автошколу, села за руль, но это преодоление считает одной из маленьких ступенек.
м. Наталья: – Для меня самая большая ступенька, которую я преодолела, – получение высшего педагогического образования: это самая высокая цель, которую я ставила с детства. Она была для меня непреодолима, но на фундаменте строится дом.
Батюшка не просто поддержал – он вселил уверенность: все получится. Когда матушка Наталья стала студенткой-заочницей Тюменского государственного университета, младшей дочери было 2 года.
м. Наталья: – Получить высшее образование с детьми – это очень высокая планка, которую я поставила перед собой. Контрольная – маленькая ступенька, которую я должна преодолеть к большой цели.
Результат ее подъема по маленьким ступенькам к большой цели – красный диплом.
м. Наталья: – Мне было бы стыдно перед детьми, если бы у меня, например, по контрольной была тройка: они же учатся хорошо, на «отлично». Мне перед ними было бы неловко, поэтому я себе поставила цель, что должна учиться не хуже детей.
Матушка Наталья преподает в начальных классах и признается: учитель она строгий, требовательный, сдержанный в эмоциях. Впрочем, и с родными детьми то же: там, где дисциплина, там и результат. Старшая дочь Кирьяновых Мария изучает историю права в Тюменском государственном университете. Юлия – студентка Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева. Таня, Оля и Ксюша – школьницы. Все разнохарактерные, к каждой у матушки свой подход.
м. Наталья: – Когда ребенок приходит из школы, то в первые 5 минут он выдает нужную, важную информацию, и мы должны ее обязательно услышать. Если я скажу ребенку: «Подожди, я сейчас не могу, давай чуть позже», то он решит: «Все, извините! Я не буду больше говорить».
В этой семье сложилась новогодняя традиция: отсылать письмо не в Великий Устюг Деду Морозу, а в Вифлеем, под рождественскую елку.
м. Наталья: – Приходим с рождественской службы, а дети знают, что подарки их ждут. Не раздеваясь, бегут к елке и кричат: «Подарки! Нам Иисус Христос подарки привез!» Я говорю: «Подождите, давайте споем тропарь и кондак Христу, а потом будем разбирать подарки». Они согласились со мной.
Конечно, дети взрослеют, вера в чудеса проходит, но остается вера в Иисуса Христа.
прот. Димитрий: – Моя кандидатская работа была посвящена католической философии ХХ века – основам философии неотомизма. После знакомства с философией неотомизма и работы я заинтересовался мыслью канадского философа и богослова Бернарда Лонергана и начал работу над докторской диссертацией. Книги Лонергана – это часть того, что мне было подарено институтом Лонергана в Канаде для работы над проектом.
Написание диссертации, подготовка статей для крупных богословских журналов, выступление на конференциях… В библиотеке отца Димитрия уникальные книги, выписанные им из-за рубежа: в частности, Оксфордский справочник по изучению религий. Поездки, встречи, изучение иностранных языков – планов и проектов у священника множество, впрочем, как и увлечений (к примеру, в кукольном домике, собранном для дочек, все двигается, светится и живет: папа-физик в душе все-таки лирик!)
Их не раз приглашали в другие города и епархии, но Кирьяновы верны Тобольску: с ним связана вся жизнь, ее лучшие моменты, к которым они поднимались, преодолевая свои ступени.
прот. Димитрий: – Попросить друг у друга прощения – это важно. Даже когда ты прав, ты должен иногда попросить прощения первым: если ты глава семьи, то должен быть мудрее.
м. Наталья: – «Я» – это последняя буква. «Я» здесь не приветствуется. Должен быть Бог, а Бог – это любовь, тишина.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.