Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1142) → Руководитель Московской школы церковных звонарей И. Дроздихин: «Звонить в колокола – не работа. Это некое служение»

Руководитель Московской школы церковных звонарей И. Дроздихин: «Звонить в колокола – не работа. Это некое служение»

№5 (1142) / 1 февраля ‘22

Творчество

Про Вас точно можно сказать, что Вы работаете на высоте. Когда Вы впервые попали на колокольню?

– Я впервые туда поднялся, когда был школьником. Мне очень понравился колокольный звон, батюшка дал мне благословение и сказал: «Вот дверь, вот звонарь, поднимайся». Я увидел вблизи колокола, работу звонаря и понял, что это мне по душе: это то, чем я хочу заниматься всю свою жизнь.

Прошло некоторое время, и батюшка меня благословил учиться, чтобы стать звонарем. Я получил у мастера какие-то навыки, но мне этого было недостаточно. Я был заинтересованный человек, напористый, настойчивый, мне все время хотелось освоить какие-то новые приемы. И я стал ходить по соседним храмам, подглядывать там какие-то премудрости и, аккумулируя эти навыки, разрабатывать что-то свое.

Я читал, что еще 100 лет назад, до революции, в принципе школы звонарей не было: все верующие, которые ходили в храм, так или иначе умели звонить.

– Да, действительно, такая традиция была, она и сейчас есть: на Пасху, на Светлой седмице, все желающие могут подняться и попробовать себя в роли звонаря.

Естественно, если ты всю жизнь живешь рядом с храмом, участвуешь в жизни Церкви, поднимаешься на колокольню с юношеских лет, то умеешь звонить. В принципе, никому и в голову не приходило записать колокольный звон на аудио, ведь он может прекратиться: 70 лет у нас колокольные звоны были под запретом, поэтому даже не было необходимости в школах звонарей.

А сейчас школа звонарей существует, и одна из самых крупных московских школ принадлежит Вам. Когда появилась на свет эта школа?

– Мы обучаем уже больше 10-ти лет, и мы научили больше тысячи человек. Сейчас это кажется огромным числом. Когда мы начинали, думали, что 1–2 набора, максимум 3–5, и желающие закончатся. Но тропинка к нам не зарастает: мы обучаем примерно 100 человек в год – эти люди приезжают к нам на двухмесячную программу. В первую очередь это ученики из Москвы и Московской области, кто может посещать занятия дважды в неделю 2 месяца. Но бывает, что приезжают и из других регионов, и даже из других стран, и потом у себя открывают школу звонарей по нашему подобию. У нас учились люди и с Дальнего Востока, и с Урала, и с Кавказа.

Всю Святую Русь научили.

– К нам даже приезжала ученица из Хельсинки. Они открыли у себя при Никольском храме школу звонарей, приобрели у нас набор колоколов и обучают звонарей из Скандинавских стран.

А кто может стать вашим учеником? Есть какой-то ценз: мужчины, женщины, дети?

– Совсем маленьких мы не берем: все-таки мы обучаем звонарей для храмов – понятно, что это те, кто будет нести свое послушание дальше уже при храме.

Подростки могут прийти?

– С 14-ти лет: мы так обозначили тех, кого мы принимаем. Пол не влияет – по нашей статистике, даже больше женщин приходит. Вроде кажется, что это мужская профессия.

Это очень непростое дело.

– Если колокола обустроены и подвешены на колокольне правильно, балансировка тяг произведена правильно, то даже женщины и девушки смогут справиться с большими и тяжелыми колоколами: здесь действует физика, правило рычага, то есть большие и тяжелые колокола облегчаются посредством оттяжек, и даже тяжелый колокол может нажиматься очень легко.

Нужно ли специальное музыкальное образование?

– Тем, кто приходит с музыкальным образованием, конечно, намного проще: допустим, барабанщики или те, кто работал с ударными инструментами. Ведь колокол – это ударный инструмент – здесь в первую очередь звонарь выстукивает, вызванивает ритмические рисунки. У нас училось огромное количество людей с музыкальным образованием (те, кто закончили музыкальную школу или «гнесинку» по классу ударных инструментов), и им было намного проще освоить. Но были и те, кто вначале немного ковырялись, тяжеловато было в освоении, а батюшка настаивал.

В основном к нам приходят люди по рекомендации: настоятели храмов отправляют к нам тех, кто уже будет у них работать или на повышение квалификации. Бывает, что больше некого отправить: есть, допустим, сторож – и больше некого. Батюшка здесь перед выбором: либо этот человек, либо вообще не будет никакого звона. И бывает, что настоятель просит: «Научите, несмотря ни на что, закройте глаза, что не получается, все получится со временем». И по молитвам, по труду и по практике, спустя какое-то время, получается.

У нас бывают фестивали колокольного звона, собираются наши выпускники. У нас есть некий актив звонарей-выпускников, которые участвуют в жизни нашей школы, не прекращают с нами общение.

Бывает, что вначале люди немного ковырялись, а спустя год-два, 5–10 лет уже руку набивают, и мастерство нарабатывается. А бывает и обратная ситуация, когда приходит человек с музыкальным образованием, вроде бы вначале очень хорошо получается, но потом он это забрасывает. В него вложены знания, силы, душа, а он свои навыки не применяет… Жалко, что был бы хороший колокольный звон, но человек нигде не применяет свои навыки.

А есть какой-то стандарт числа колоколов? Вы говорите, что приходят из других храмов. А если каких-то колоколов в том храме нет, как быть?

– Это наша традиция, наша специфика колокольного звона: у нас колокола никогда не приобретались целиком – сразу большим набором. Такое бывает, но из истории мы знаем очень мало случаев: только когда были какие-то большие государственные заказы – допустим, Храм Христа Спасителя, куда колокола приобретались целиком, сразу под строящийся храм. Обычно колокола приобретались постепенно, спустя даже века.

Хороший пример – Троице-Сергиева лавра: там есть колокола еще годуновские, того времени, есть колокола XVIII–XIX в., и есть колокола, отлитые в начале 2000-х гг. Самый больший лаврский колокол, 72-тонный, – современный, отлит в 2003 г.: разница между колоколами – около 400 лет.

Естественно, за это время изменились технологии, профиль колокола эволюционировал: изменились и сама геометрия колокола, и качество литья – менялись и мастера, и какие-то секреты мастерства, и звук разный у этих колоколов.

Поэтому здесь такая специфика: мы учим ритмическим рисункам, которые можно применить и на большем, и на меньшем количестве колоколов. Наша звонница – 7 колоколов. Наша выездная переносная звонница, точно такая же, как стоит у нас в учебном центре, рассчитана на 7 колоколов – это золотая середина. В храме может быть и меньше (4–5 колоколов), и больше (9–10), в особо больших монастырях число колоколов доходит до 15-и. Но, умея звонить на 7-ми колоколах, звонарь может легко звонить и на меньшем, и на большем количестве.

А сколько времени нужно, чтобы стать профессиональным звонарем? Есть какой-то стандарт?

– Даже после первого занятия уже можно звонить, и многие батюшки разрешают нашим ученикам после первого занятия подниматься на колокольню и там уже отрабатывать, ведь практика – тоже нужное дело. Мы обучаем 2 месяца: кто-то говорит, что это много, кто-то – мало, но мы считаем, имея накопленный опыт, что двух месяцев достаточно, чтобы освоить основные ритмические рисунки, а потом уже их применять. А далее возникает вопрос наработки, нужна практика, как и в любом деле.

И сколько часов надо назвонить?

– Год-два, чтобы достойно звонить, чтобы можно было и на фестивалях звонить. Мы знаем маститых звонарей, которые на протяжении всей своей жизни звонили – к сожалению, это ныне почившие звонари. Игумен Михей, с кем не сравнишься по мастерству, – звонарь Троице-Сергиевой лавры, который всю свою жизнь был звонарем. Владимир Машков – звонарь Новодевичьего монастыря. Ростовские старички, которые мальчишками поднимались на колокольню и смогли сохранить эту традицию и передали ее: знаменитые ростовские звоны разлетелись по всему Союзу в виде грамзаписи «Ростовские звоны» пластинки «Мелодия».

Мы только в начале пути, конечно.

Есть ли импровизация в этом творчестве или только определенные каноны?

– Импровизация допускается. У нас есть традиции, на основе которых мы импровизируем, – традиции Троице-Сергиевой лавры, Ростова Великого, Московская традиция – это определенные приемы. А на основе них звонарь составляет свой собственный звон.

Илья, можете познакомить нас с историей колокольного искусства? Откуда пошла эта традиция?

– Колокола, привычные для нас, появились на рубеже IV–V вв. нашей эры. Появление их связано с именем святителя Павлина, епископа Ноланского. Этот замечательный святой почитается в нашей Русской Православной Церкви, память его – 5 февраля. Предание гласит, что он увидел колокольчики во сне6 однажды, возвращаясь с обхода своей епархии, он прилег на лугу и увидел ангелов, которые держали в руках цветы-колокольчики с мелодичным звучанием. И по форме цветов-колокольчиков он изготовил колокола. Это было в Италии – провинция Кампания, ее столица Неаполь.

Поэтому колокола называются кампаны?

– Да-да, все восходит к названию именно этой провинции. И многие садоводы-огородники, наверное, знают, что кампанула – как раз название цветов-колокольчиков. Кампанила (ит. Campanile) – это итальянская башня-колокольня. Да и все, что связано с колоколами, имеет в себе этот корень «кампан-».

Колокола были раскачивающиеся, как цветы-колокольчики на ветру, и в европейской, западной традиции колокольного звона они до сих пор раскачиваются.

К нам колокола пришли вместе с Православием после Крещения Руси, и первые колокола у нас тоже раскачивались – это так называемый псково-новгородский стиль. Многие, наверное, бывали в Псково-Печерском монастыре и видели, как звонят звонари на псковской колокольне: там звон не совсем обычный.

Там уже женщина не справится, мне кажется.

– Да, женщина там не справится, там только монахи-мужчины управляют колоколами, и колокола раскачиваются. При помощи такого коромысла, очепа (оцепа, очапа), который, как журавль, присоединяется к балке, колокол жестко закреплен на балке и вместе с ней раскачивается вперед-назад, а язык остается на месте: это так называемый очепной звон – по названию очепа.

Звонари производят валовый благовест, то есть попеременно ударяют двумя большими колоколами; валовый – потому что колокол на валу. Эта традиция просуществовала где-то до XVI в. у нас в России, ведь колокола было непросто раскачивать, а появившиеся сверхтяжелые колокола уже было сложно закреплять на колокольне – к тому же ее надо было делать крепче, чтобы она не разрушилась от раскачиваний. Вес колоколов стремительно начал увеличиваться, и с появлением совсем тяжелых – 8 т, 16 т – мы перешли на язычный принцип звона: как сейчас принято – звонарь управляет языками сразу нескольких колоколов посредством тяг, веревочек. Этот переход позволил нам отливать колокола совсем тяжелые.

Здесь стоит вспомнить известную многим историю с Царь-колоколом. Первый колокол с именем «Царь» весил 120 т – это 8 000 пудов, но он, к сожалению, разбился.

На самом деле было три Царь-колокола – немногие об этом знают. Тот, что сейчас стоит в Кремле, – это третий, последний Царь-колокол.

Первый интересен тем, что его металл был использован при отливке последующих колоколов – он тоже имел имя «Царь». Многие путаются, ведь они все назывались «Царь».

Дедушка, скажем так, того, который мы сейчас видим в Кремле...

– Да, он весил 120 т, и он разбился, а из его металла отлили следующий колокол весом 160 т, и он использовался практически 50 лет. Он не был подвешен на какой-то особенной колокольне, а был установлен в Кремле на деревянных конструкциях примерно в том же месте, где сейчас стоит последний Царь-колокол. Во время пожара он тоже разбился, и Анна Иоанновна повелела отлить последний Царь-колокол, который, к сожалению, не звучал ни разу. Его вес 200 т – 12000 пудов.

Все больше и больше...

– Да. Его отлили в ультракороткие сроки, то есть за 11 месяцев подготовки разбили на куски 160-тонный предыдущий колокол, сложили печки, изготовили все формы, на этом же месте залили этот колокол. В связи с огромным весом колокола́ невозможно было никуда транспортировать, поэтому, когда он остыл, прямо там же его и чистили: его подняли над литейной ямой на специальных козлах и обрабатывали. Весь мусор, который образовывался от обработки колокола, бросали в эту литейную яму, и планировалось, что когда он будет очищен, яму сравняют с землей, а колокол поставят на место. Но так получилось, что в Москве случился пожар, что не было редкостью в те времена.

Основная версия разрушения колокола состоит в том, что во время пожара загорелись поддерживающие конструкции, колокол упал в литейную яму, его начали заливать холодной водой, и от перепада температур он лопнул.

Многие звонари и специалисты ставят эту версию под сомнение: все, кто был в Кремле, видели масштаб Царь-колокола – это 6,5 м в диаметре: у него толщина огромнейшая. До какой же температуры его нужно раскалить и какая должна быть температура воды, чтобы от перепада он дал трещины! От него откололся кусок 11 т – огромнейший кусок!

Но есть и другая версия. Мы как литейщики (мы же сейчас производством колоколов занимаемся, помимо обучения колокольному звону) знаем, что отливать колокола только из старого металла нежелательно – там образуется интерметаллидная решетка, оловянистая кислота, которую нужно раскислять. Раньше добавляли новый металл, чтобы старый как бы разбавить. То есть был 120 т – добавили 40 т, стал 160, добавили еще 40 т – стал 200 т. Но, видимо, такой добавки было недостаточно, чтобы убрать хрупкость, и от падения вроде бы с небольшой высоты колокол разбился и дал огромное количество еще и вертикальных трещин.

К сожалению, любые проекты по его переплавке ставились под вопрос, и 100 лет он практически пролежал в литейной яме. Его поставили на постамент уже при Николае I – в 1825 г. Царь-колоколу приделали державу сверху, и он остался памятником литья колоколов.

Недаром говорят, что на Руси звук колокола – это голос святой Руси (голос Бога – так даже иногда говорят)...

Хочу поговорить о тяготах Вашей профессии. Вот вы даже летом забираетесь на колокольню и понимаете, что там прохладно, ветрено, и стоит надеть курточку. А как же вы зимой работаете на колокольне?

– Мы утепляемся.

Это некий подвиг, послушание: звонить в колокола – не сказать, что это работа. Это некое служение, как пение, как алтарничество.

Звонарь перед своим звоном должен помолиться, настроиться, получить благословение батюшки: он понимает, что он – как миссионер, он выполняет некую миссионерскую функцию. Он созывает на богослужение верующих и даже тех, кто ни разу не был в храме. Если подумать с этой точки зрения, то у звонаря очень серьезная, ответственная миссия, ведь он должен зажечь искорку веры в том, кто ни разу не был в храме. По традиции, если мы слышим колокольный звон, мы должны остановиться, перекреститься, помолиться и как бы стать сопричастниками действу, которое происходит в храме.

Русский народ с давних времен относится к колокольному звону с любовью и почитанием, считая его спасительным и целительным. Действительно ли имеют место необыкновенные свойства колокольного звона?

– Конечно, над колоколом совершаются особые молитвы – у нас есть чин освящения колокола. Когда батюшка освящает колокол, испрашивается сугубая благодать.

Колокольный звон отгоняет злорастворенных духов, то есть бесов, побуждает человека к молитве. Из истории мы знаем, что много колоколов отливались в эпидемии, в первую очередь в эпидемии чумы, и по всей Руси звонили колокольный звон, чтобы отогнать этим различные эпидемии.

Злые поветрия.

– Да, злые поветрия.

В заключение программы – короткий блиц. Три любимых музыкальных произведения?

– Н.А. Римский-Корсаков – «Шахерезада», колокольный звон Троице-Сергиевой лавры и группа АВВА.

Прекрасно. Продолжите: «Главное в моей профессии...».

– Послушание.

«Когда я на колокольне, я...»

– На Небесах.

«Больше всего в людях я ценю...».

– Честность.

«Я счастлив, когда...».

– Все живы.

«Бог – это...».

– Любовь.

Записали:
Елена Кузоро
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Rukovoditel-Moskovskoy;
https://tv-soyuz.ru/Kanon-Rukovoditel-Moskovskoy-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс