Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1142) → Педиатр и врач-диетолог Н. Круглова: «Сладкое запрещать. Нельзя» или «Сладкое. Запрещать нельзя»?

Педиатр и врач-диетолог Н. Круглова: «Сладкое запрещать. Нельзя» или «Сладкое. Запрещать нельзя»?

№5 (1142) / 1 февраля ‘22

Учимся растить любовью

Любовь к сладкому мы впитываем как будто с молоком матери, ведь оно сладковатое на вкус. Кажется, что любовь к сладкому – наша врожденная черта. Так ли это, или это приобретенный навык?

– Отчасти это действительно врожденная история. В 70-х гг. прошлого века проводили такое исследование (старое, но очень показательное): новорожденным детям предлагали растворы с разным вкусом – сладким, кислым, соленым и горьким. Когда ребенку предлагали кислый или горький вкус – он выражал недовольство, когда соленый – интерес (насколько это можно проследить у новорожденного ребенка), а к сладкому вкусу многие дети выражали симпатию.

Казалось бы, пищевые привычки не могли сформироваться к этому моменту, но сладкий вкус уже в этот период может нравиться ребенку. Абсолютно нормально, что ребенку нравится сладкий вкус: он базовый. Есть вопрос, что существует некоторая потребность ограничивать количество сладкого, но этот вкус тоже имеет право быть в рационе ребенка.

Мы дойдем до ограничений, без этого не обойтись. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и нужно ли вообще ребенку сладкое? Раз он при рождении так тянется к нему, значит, это для чего-то задумано, и сладкий вкус нужен?

– Как правило, сладкие продукты богаты энергией, они дают ее быстро – это простые углеводы, они питают. В этом есть необходимость.

Может, она была раньше – не у современных людей, у которых и так чаще всего достаточно продуктов на своем столе. Раньше для человека было важнее регулярно получать сладкие продукты, а сейчас, поскольку это стало очень доступно и снизилась физическая активность, мы говорим, что некоторый контроль нужен.

Как формируется любовь к сладкому? Наверное, она не всегда полезна... Получается, что мы, родители, формируем ее у своих детей с самого раннего детства – одни из первых прикормов содержат нечто, что дает пище сладкий вкус (это может быть фруктоза, не обязательно сахар): менее каши и фруктовые пюре сладкие. Так, наверное, мы формируем этот неправильный навык. Или мы делаем что-то не так не в этот момент?

– На самом деле, это «тот момент»: один из переломных в плане формирования пищевого поведения ребенка. Пищевые предпочтения начинают формироваться во внутриутробный период – околоплодные воды тоже имеют вкус: он зависят от того, что съедает мама. Конечно, если мама ела какой-то продукт, не на 100% ребенок точно будет его любить, но это первый вкусовой опыт ребенка.

Потом – грудное молоко, его вкус тоже несколько меняется в зависимости от продуктового набора мамы. Дальше – прикорм. Очень важно, чтобы продукты прикорма были без добавленного сахара: каши без сахара, фруктовые пюре (по-моему, в них не нужно добавлять сахар – они и так имеют сладковатый вкус). Хорошо, если первый продукт – овощное пюре либо каша без сахара, где ребенок не получит явного сладкого вкуса. Фруктовые пюре и соки лучше отодвигать ближе к году, чуть попозже: сначала пусть ребенок познакомится со вкусом кисломолочных продуктов без добавленного сахара, с мясным вкусом – потом уже со сладким.

Правильно ли я понимаю, что заботиться об этом придется, пока мама еще ожидает малыша?

– Да. Маме, беременной женщине, тоже стоит обращать внимание на количество сахара в ее рационе: мы не говорим про полный запрет, но некоторые ограничения имеют место быть.

Когда ребенок подрастает, любой малыш начинает получать сладкое как награду. Мне кажется, это не совсем правильный механизм формирования пищевых привычек, которые мы хотим потом видеть у взрослого человека. Награждать сладким – это так традиционно, но правильно это или нет?

– Тоже не совсем верно. У любого человека есть психологическая привязка к еде: если голоден – у него негативные эмоции, поел – у него повышается настроение. Эта привязка уже есть у многих, и добавлять дополнительные связки с едой, я думаю, не стоит. Награждать, наказывать едой («если не сделаешь, не получишь сладкого») – эти связи остаются на долгое время (их мы можем видеть даже у взрослых людей: человек сделал что-то хорошее, сдал важный отчет – он награждает себя чем-то). Награждайте чем-то другим, приятными событиями или игрушками, но не сладким.

Наша тема звучит двояко – давайте попробуем сейчас ответить на этот вопрос и пойти дальше: «Сладкое запрещать, нельзя» или «сладкое запрещать нельзя»?

– Полностью запрещать не стоит. В любом случае ребенок вырастет, познакомится с этим вкусом. Запреты не работают на формирование здорового отношения к сладкому: они будут создавать ощущение «запретный плод сладок» – ребенку будет хотеться этого вкуса.

Та же ситуация, когда родители говорят: «Сладкое – зло, это плохо и невкусно, поэтому мы его не покупаем». Ребенок вырастет и обязательно познакомится с этим вкусом – выйдет в социум, где это абсолютно обычная еда. Поэтому для спокойного, ровного отношения к сладкому мы не запрещаем эти продукты.

С ребенком важно обсудить, почему мы не едим только сладкое, почему договариваемся о каких-то ограничениях – это важно сделать. Но полного запрета (если к этому нет медицинских показаний) не должно быть.

Если раньше поощрять ребенка сладким было нормой, то сейчас есть перекосы в другую сторону. Множество людей убеждены, что сахар и сладкое – зло, и соответственно детям с детства не дают ничего сладкого. Это миф или правда: сахар – зло?

– Вопрос в количестве: если немного – это абсолютно нормальная составляющая рациона.

Если есть перекос в сторону увеличения сахара – могут быть проблемы. Дело в том, что сахар увеличивает калорийность рациона, при этом объем может оставаться небольшим. Человек не чувствует сытости – и при этом получил много калорий.

Есть данные, что сахар может способствовать развитию кариеса у детей. Поэтому да, есть необходимость ограничивать сахар. Но если познакомиться с этим вкусом, иметь дома что-то сладкое – это будет влиять на спокойное отношение ребенка к сладкому в дальнейшем.

Есть базовые правила, которые обсуждаются родителями: например, сладкое должно не стоять на столе, а выдаваться… Может, Вы поделитесь советами, которые помогут сформировать правильную оценку рациона у родителя, и он сможет ее транслировать своему ребенку?

– Да, это очень важный момент, ведь дети копируют родителей. В вопросах питания это очень прослеживается. Если после каждого приема пищи мама ест что-то сладкое – ребенок будет копировать такое поведение. Нужно, чтобы сладкое было не на столе: пусть у ребенка созреет желание съесть что-то сладкое, пусть он его осознает и только после этого съест, если оно в доступе. Если ребенок не сладкоежка, он все равно будет тянуться к сладкому.

Сладкое не заменяет обычную еду, и ребенку важно донести, что мы не заменяем завтраки, обеды и ужины: это – лишь небольшая часть после основного приема пищи, и не обязательно каждый раз. Если это какие-то объемные сласти (например, кусок торта, мороженое – что-то имеющее больший объем, не просто маленькая конфетка), важно обсудить, что мы едим это пару раз в неделю и выбрать дни, когда у нас в семье это будет происходить. Или есть только в кафе: там мы можем поесть – домой не покупаем. Такие правила важно исполнять и родителям – если они будут неискренними со своими детьми в этом вопросе, дети могут это почувствовать и воспринять как обман.

Сколько сладкого можно в день, и есть ли какие-то рекомендации по возрастам?

– Да, есть рекомендации. Рекомендации ВОЗ звучат так: до 2-х лет стараемся сахар (именно добавленный сахар, а не сладкий вкус) в питании детей не использовать. По некоторым данным даже до 3-х лет стараемся не включать в рацион добавленный сахар. С 3-х до 6-ти лет – около 15-20 г (мы говорим про добавленный сахар). После 10-лет – 25-30 г: 30 г – норма взрослого. Количество добавленного сахара должно быть не больше 30 г в сутки у взрослого.

Есть ли стопроцентные запреты: «Это из сладостей есть нельзя»? И наоборот: «Это очень даже можно». Может, есть даже полезные сладости? Я убеждена, что есть.

– Да, это сладости, которые приготовлены на основе фруктов и сухофруктов: батончики с сухофруктами без добавленного сахара, пастила на основе яблочного пектина – это неплохие источники сладкого вкуса, и при этом там может абсолютно не быть добавленного сахара. Только за счет того, что там есть фруктоза, они имеют такой сладкий вкус.

Очень не хотелось бы, чтобы в рационе ребенка были сладкие газированные напитки – это те калории, которые совершенно легко пропустить: они не насыщают, содержат очень много сладкого, стимулируют аппетит и за счет сахара, и за счет того, что там есть пузырьки, которые могут стимулировать работу пищеварительного тракта и повышать аппетит. С газированными напитками я была бы особенно осторожна.

На что еще стоит обращать внимание?

– В остальном наши традиционные сладости в виде шоколада, мармелада, зефира вполне могут быть, – но с контролем содержания сахара.

Добавленный сахар – сахар, который мы сами добавляем в свой рацион (напитки, блюда) и сахар, добавленный промышленным способом. Иногда на упаковке можно найти информацию о белках, жирах, углеводах, в том числе и сахарозе – сахароза и есть добавленный сахар. Можно прикинуть и посчитать, сколько получается у вас и вашего ребенка в течение дня, укладываетесь ли вы в возрастные нормы, нет ли избытка сахара в рационе ребенка.

А что происходит, если есть какой-то перекос, и ребенок получает больше сладкого, чем положено? Какие могут быть последствия для здоровья, кроме кариеса?

– Сладости могут, к сожалению, вытеснять другие продукты в рационе ребенка. Дети могут есть меньше овощей и фруктов, не обращать внимания на ягоды – они будут недостаточно сладкими, дети уже привыкли к более сладкому вкусу. Может страдать группа зерновых продуктов: крупы, макароны, зерновой хлеб.

Получается, что сладкое вытесняет те продукты, которые нам нужны, так как содержат витамины, минералы, пищевые волокна, антиоксиданты. При этом сами сладкие продукты не содержат, как правило, витаминов, минералов и полезных веществ.

Соответственно, это будет приводить к дефициту витаминов (витаминов группы В, например), дефициту пищевых волокон, а это будет сказываться на пищеварении. И, конечно, больше всего мы переживаем за набор веса: это, наверное, основное, на что обращаем внимание.

Сейчас мы с вами поговорили о превентивных мерах. А что делать, если уже сформирована неправильная привычка и избыточный вес у ребенка уже есть или начались проблемы со здоровьем, и семья осознала, что нужно ограничивать потребление сладостей? Как это делать, с чего начинать?

– Я думаю, что, если ребенку больше 4–5 лет, уже можно поговорить и объяснить свои беспокойства по этому поводу: рассказать, почему мы переживаем, что он ест много сладкого, почему мы хотели бы, чтобы этого было меньше – объяснить простым языком, не запугивая ребенка (что-то из серии: «У тебя может быть слишком большой вес, тебе будет сложно бегать с твоими друзьями» или «У тебя могут заболеть зубки, нам придется идти к доктору») – без каких-то страшилок, чтобы ребенок не пугался этого сильно, и не называть это очень жестко, чтобы не сформировать у ребенка комплексов в этом плане. Объяснить свое беспокойство и рассказать, что в сладком не живут витаминки, которые нам нужны, чтобы быть активными, веселыми, надо.

Следующий шаг – обратить внимание на рацион родителей: посмотреть, нет ли там избытка сахара, избытка сладких продуктов. Убрать вазочку со сладким, если она стояла, наполнить ее фруктами – когда дети видят фрукты, они тоже с удовольствием к ним тянутся. Может быть, заменить что-то сладостями, не содержащими сахар: поскольку ребенок все равно будет хотеть получить сладкий вкус, нужно, чтобы это было за счет фруктов либо сухофруктов. Я думаю, сначала нужно обратить внимание именно на это.

Наверное, с ребенком, которому 4 или 5 лет, можно решить проблему таким образом. А что делать с подростком, который уже и полюбил сладкое, и сформировал неправильные привычки (например, поощрять, утешать себя сладким)?

– Действительно, с подростками не всегда бывает просто решить этот вопрос. К сожалению, у них отсутствует понятие ценности здоровья – они не его теряли и могут недопонимать, зачем им это делать.

Поэтому я бы постаралась обойтись здесь без агрессии со стороны родителей – постаралась договориться, обсудить… Но если мы чувствуем очень сильную привязку в плане влияния на эмоции, если мы видим, что подросток, испытывая негативные эмоции, хватается за что-то сладкое, я бы подумала даже о психотерапии: если это бывает часто и если это единственный вариант пережить негативные эмоции, то можно посоветоваться с психологом, чтобы понять, что дальше с этим делать.

Я еще слышала, что диетологи советуют заменять сладости полезными сухофруктами, как, например, финики, инжир, но так мы иногда существенно увеличиваем границы правильного рациона по калориям, которые установлены ВОЗ: сами того не замечая, думая, что мы едим что-то очень полезное и правильное. Есть ли здесь здравое зерно, или такое сладкое всегда полезно и не приносит вреда как, может быть, меньший по калорийности кусочек торта?

– Действительно, иногда создается впечатление, что сухофруктов и других полезных сладостей можно съесть безграничное количество.

На самом деле, тут тоже нужны ограничения, некоторые рамки, потому что там есть фруктоза, углеводы, содержащие калории, которые дают нам энергию. И переесть эти продукты тоже вполне возможно.

Поэтому, если мы говорим про фрукты, для ребенка это парочка средних плодов в день – яблоко, груша, банан. Если говорим про сухофрукты, это примерно 6–7 штучек кураги, чернослива в течение дня, и тут вы вряд ли перейдете границу.

Если ребенок физически активен, если он много занимается спортом или он просто подвижный, то количество может быть увеличено: мы здесь в большей степени смотрим на прибавку веса, на соотношение веса и роста, поэтому может быть абсолютно нормально, что он ест и больше.

И еще один вопрос, который волнует родителей: есть убеждение, что нужно есть непременно горький шоколад, а молочный вреден. Не знаю, какие основы у этого мнения, но оно бытует среди взрослых людей, и среди родителей в том числе. Правда это или нет? Дети неохотно едят горький шоколад, стоит ли их так насиловать?

– Дело в том, что горький шоколад содержит меньше сахара, чем молочный: я думаю, из этих соображений делается вывод, что нужно есть горький шоколад.

Он содержит больше антиоксидантов, но при этом в нем есть и некоторое количество кофеина. Если ребенку не нравится горький шоколад, но при этом он достаточно умеренно употребляет молочный, не надо настаивать: можно абсолютно спокойно оставить молочный шоколад, только проследить за количеством. Если же к горькому шоколаду ребенок относится лояльно, он ему вполне нравится, то это неплохой вариант: можно использовать горький шоколад.

У нас осталось время только подвести итоги. Мне бы хотелось сейчас по пунктам обозначить, какие самые важные моменты в формировании правильного отношения к сладкому должны знать родители, чтобы воспитать своих детей так, как они хотят.

– В первую очередь обратим внимание, что мы не запрещаем сладкое совсем: это такой же продукт, как и все остальные, – но за его количеством мы более пристально следим.

Второй момент – стараемся не делать психологических завязок со сладким: не награждаем, не лишаем, если ребенок провинился. Сладкое – это просто продукт, мы его никак не связываем с поведением ребенка.

И следующий момент – это поиск сладкого вкуса в продуктах, в которых не добавлен сахар (сладкие фрукты, ягоды, сухофрукты). Нужно, чтобы ребенок получал этот опыт и сладкий вкус, но чтобы это был не чистый сахар, не добавленный сахар в его рационе.

От себя добавлю, что без собственного примера и тут не обойтись.

– Да, конечно.

Ну что же, как всегда, начинаем с себя. Я благодарю Вас, Наталья, за эту интересную беседу, многое стало яснее. Мы ждем Вас в гости снова.

Записала:
Ксения Будченко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс