Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 31, 34 (2020 г.) – №№ 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–48 (2021 г.), №1, 2 (2022 г.)
Мы продолжаем читать Слово о трезвении преподобного Исихия, и сегодня разговор снова пойдет о помыслах.
118-й абзац: «Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием. Так мечтанием обогащения и корысти настроили они нечестивого Иуду предать Господа и Бога всяческих. Ложными мечтами о телесном довольстве, ничтожном по себе, о чести, богатстве, славе, вовлекли они его в богоубийство, а потом ввергли в самоубийство удавлением и вечную исходатайствовали ему смерть, – совершенно противное тому, что представляли ему в мечтании или прилоге своем, воздав ему, коварные».
Сюжет с Иудой понятен, но речь здесь не об Иуде: дело не в нем самом, а в том, что помыслы показывали ему нечто. Идя на предательство, он о чем-то думал, у него был какой-то план – какая-то цель, какая-то мечта (сейчас не важно, какая именно, важно, что она была, и важно – самоубийство это показывает, – что она не состоялась). О чем бы он ни мечтал, предавая Христа за сребреники, получилось совсем не то, чего он ожидал. Не чуть-чуть не то («немножко мечта не сбылась, ну ничего, можно немножко потерпеть») и даже не в корне противоположное, а просто совершенно, тотально не то.
Вот так бывает с каждым. Помыслы, соблазняющие нас на грех, именно и обладают такой природой – такой пленяющей, пленительной красотой: они рисуют нам перед мысленным взором некую картину, которая, собственно, и вдохновляет нас, подзуживает и подпинывает совершить то или иное преступление – тот или иной грех.
Совершенно неслучайно святые отцы говорят, что помыслы обольщают человека (особенно часто мы слышим об этом из уст святителя Игнатия (Брянчанинова)), и некоторые писатели называют лукавого духа обольстителем.
Мы привыкли к этим штампам и не очень задумываемся, о чем, собственно, идет речь, а она о том, что они действительно нас обольщают – они нам льстят, показывают нам какую-то картину, которой на самом деле никогда не будет, и воодушевленные этой картиной мы и делаем то, что делаем; неважно, маленький ли это грешок или великое преступление – все будет совсем не то.
Когда Гитлер начинал войну, это большое преступление, масштабную всечеловеческую катастрофу, в его сознании не было картины Берлина мая 1945 года (он вообще не думал, что что-то, что в результате было, на самом деле случится), но у него был вполне определенный план не только конкретных действий, но план как некоторая картинка, некая перспектива, которая никоим образом ни в какой степени не была реализована – получилось совсем иначе. Это большое преступление.
Или человек, совершающий крошечное падение, – он разве не мечтает о чем-то? Например, тот, кто крадет что-нибудь, маленькое, мелкое – ручку у соседа, булочку или шоколадку в магазине мечтает вынести и съесть: ему будет сладко и вкусно. А вместо этого его хватают, ведут в полицию, допрашивают, вызывают родителей. Ему стыдно, ему горестно, он бы много чего дал, чтобы этого не было. Он понять не может, как это получилось: «Как стало возможным, что я, никогда раньше этого не делавший, из-за какой-то дурацкой шоколадки, пачки печенья, жвачки или чего-нибудь еще попал в такую нелепую историю?»
Крошечное преступление и великое преступление – и тот, и другой, маленький мальчик и «великий» Гитлер руководствовались некоторыми мечтами, которые на самом деле не осуществились. Их обольстили помыслами – и сейчас нам не важно, кто стоит за ними: важно, что они поверили лести.
Или, скажем, человек думает умереть – неважно, по какой причине: или его никто не любит, или у него несчастная любовь, или он проворовался, проигрался, банкрот или еще что-то, или просто устал жить – устал от боли в этом безумном, лживом, грязном мире. Все его достало, и он хочет умереть, надеясь обрести покой.
Мы даже не допускаем случая самоубийства, просто он томится и ждет, когда же наконец наступит смерть, – а она все не наступает и он устал ждать (особенно больной, лежащий на одре болезни). Он думает о том, когда же наступит день и он умрет. Тем самым он отравляет те большие или небольшие оставшиеся ему часы вместо того чтобы просто жить, вдыхая воздух, наслаждаясь солнцем, разговором, речью, улыбками людей – ведь когда он перейдет, переступит черту смерти, все будет совсем не так, как ему сейчас рисуют его помыслы.
Или, например, человек гневается. Он наполнен раздражением, возмущением, яростью в отношении другого человека – и он думает: «Сейчас я пойду и скажу, поставлю его на место, докажу ему, покажу ему», а вместо этого оказывается в очень неприятной ситуации – порой стыдной, порой имеющей последствия, которые приходится искупать годами. В любом случае он получил совсем не то, что хотел.
Вроде бы что такого сложного – доказать или показать что-то тому, кто тебя обидел? А получается все совсем не так. Самый маломальский момент всегда содержит в себе совершенное обольщение. Они выдают помыслы, желаемое за действительное – они нас обольщают, нам льстят, говоря: «Смотри, как ты сделаешь, кем ты будешь, как это будет выглядеть! Смотри, как надо сделать: поднимись на борьбу, докажи, покажи, обольсти, укради, накажи, отомсти, соблазни – это будет так здорово, так замечательно!» А потом получается – стыдно, грешно, страшно, и много бы дал человек, чтобы этого никогда не было.
Хорошо если ситуацию можно изменить. А часто бывает так, что ничего не изменить.
Ты плачешь над телом убитого тобой человека, которого ты просто ударил, но не рассчитал удара, не рассчитал траектории падения тела – оно ударилось об очень твердое или острое, и человек умер.
Ты не хотел этого – ты просто хотел ему что-то доказать. Но ты уже ничего не можешь изменить – ты совершил убийство.
Или женщина, делающая аборт. Или человек, не то что сильно пьяный – так, немножко выпил, – садится за руль проехать всего 100 метров, а тут вдруг совершенно непонятно откуда у тебя человек под колесами, а ты пьяный за рулем.
И ничего невозможно доказать, и ты бы все отдал, чтобы вернуть обратно, но ничего уже не повернуть, не изменить, не отвратить… Это очень страшная вещь.
А началось все с помысла – с картинки, которой меня обольстили, с обольстительного помысла, который мне показал некую мнимость и выдал ее за то, что все будет именно так, как тебе рисуется в сознании (очень часто действительно так и бывало, но это не значит, что и всегда будет так).
Вот эта мнимость, которую представляют нам помыслы, имеет огромную власть над нами: все в нашей голове – туда, в ум наш, в сознание наше всеиваются помыслы, в которые мы верим. Картинкам, которые нам показывают, мы верим и делаем то, что нам кажется заманчивым, красивым, достойным, человечным, правильным, праведным, мужественным, храбрым и так далее. А все оказывается совсем не то.
Мнительность возникает именно когда человек очень часто верит мнимому, очень часто принимая мнимое за истинное: попросту говоря, когда очень верит картинкам в своем сознании. Речь не только о страшных помыслах.
Например, человеку кажется, что его никто не любит. Это не значит, что это на самом деле так, но он мнит, что это так – ему это рисуют помыслы: «Смотри, он тебе завидует… Смотри, он тебя не любит… Видишь, что он тут сделал?» Ничего тот не делал – это всего лишь картинка в твоем сознании. А человек ей верит.
И эта почти уже неистребимая способность и жажда верить всему, что рисуют ему помыслы, делает человека сначала мнительным, а потом приводит к психическим расстройствам – от какого-нибудь ОКР до неврозов и психозов: до психозов, до совершенного безумия доходит человек только потому, что верит тем помыслам, которые ему что-то рисуют… Вроде и греха не делает – он ничего не сделал плохого в своей жизни, у него другая наклонность, но она имеет ту же самую природу: он верит мыслям, верит картинкам, вспыхивающим в его сознании от помыслов, попавших в его ум, в его голову...
Человек начинает уже жить в кругу прелестей: хотя до прелести, которую описали святые отцы, ему бесконечно далеко, но он уже в прелести, живя в мире помыслов, а не объективной реальности.
Ему мнится, что он будет великим, красивым, знаменитым, что он будет тихим – а он шумный, грамотным – а он безграмотный, что достигнет того и того – а он ничего не достигнет, что он будет воздерживаться, если пойдет туда, – а он не воздерживается, что он сумеет удержаться – а он не удерживается. И то, и другое, и третье – все это мнимость, кажимость: мечта.
Но все это в нашей голове, в нашем сознании, куда без всякого запрета входят разнообразные помыслы.
119-й абзац: «Вот и смотри, как лживыми мечтаниями и пустыми обещаниями ввергают нас в падение враги нашего спасения. И сам сатана таким же образом спал с небесных высот, как молния, возмечтав о равенстве Богу. Так потом Адама отдалил он от Бога, внушив ему мечту о Божеском некоем достоинстве (всезнании); так и всех согрешающих обыкновенно обольщает этот лживый и коварный враг».
Буквально в трех строчках преподобный Исихий говорит нам о самой фактуре падения.
Адам возмечтал обманчивое обожение. Но возможно, чтобы он возмечтал обманчивое обожение, если он безгрешен, совершенен в человеческом роде: он не знает ни страстей, ни греха, никакого изъяна в нем нет – он творение Божие. Как можно, чтобы он обольстился? Ведь безгрешному это трудно.
Это и стало возможным, поскольку Адам принял помыслы, которые всеивал в него враг.
В самом Адаме ничего плохого не было, за что могли бы эти помыслы зацепиться. Он просто их принял, ибо враг посеял эти помыслы.
Все понятно, все естественно – враг посеял помыслы, Адам их принял, поверил им, и произошло грехопадение.
Почему он их принял? Почему он им поверил? А потому, что он не любил Бога. Именно прельщенность картинкой сатаны и показала, засвидетельствовала, что он не любит своего Бога, он не хранит Ему верность – не стоит на страже данного ему Богом завета. Если бы он любил, то хранил бы завет.
Это ведь не просто абстрактная любовь, а тут приползает какая-то змеюка и что-то говорит, – это вполне конкретная любовь: «Если ты Меня любишь, пожалуйста, не ешь этого плода». Адам не любил, не поверил, не был бдителен на страже своего сердца, принял помыслы. А дальше все то, что мы хорошо знаем на собственном опыте, произошло и с Адамом.
Поэтому и получается то, что описывается в 120-м абзаце: «Горечью от яда худых помыслов исполняется сердце наше, когда, вознерадев по причине забвения, надолго отводимы бываем от внимания и молитвы Иисусовой. Но когда по любви к Божественному, с крепким усердием, прилежно начнем в нашем детелище мысленном (в мысленной мастерской, в сердце) совершать вышереченное (то есть внимание и молитву), оно опять исполняется сладости в чувстве услаждения Божественным неким радованием. Тогда-то твердые полагаем мы намерения всегда ходить в безмолвии сердечном и не ради чего другого, а ради ощущаемой от него в душе приятной сладости и отрадности».
Как говорит здесь, продолжая ту же мысль, преподобный Исихий, поэтому и необходимо внимание и молитва Иисусова: они необходимы, чтобы любовь и доверие к Богу были постоянными.
Если будем постоянно пребывать в любви, любить Бога, никакие помыслы нас обольстить не смогут. Мы должны любить и доверять – и в этом смысле мы делаемся непоколебимыми. Любой помысел, входящий в нас, отскакивает, ибо мы любим, – и этот помысел, доверяя и любя Бога, мы не принимаем.
Святые даже придумали такой образ, понятный каждому: образ кипящей кастрюльки. Она кипит, и ни одно насекомое к ней не подлетит. Как только кастрюлька остывает, сразу прилетают насекомые. Чем холоднее делается кастрюлька с едой, тем больше к ней прилетает насекомых.
Чтобы помыслы не садились, чтобы они даже не могли подступиться к человеку, нужно гореть любовью к Богу, и эта любовь возгревается вниманием сердечным и молитвой Иисусовой. Забвение Бога, как мы видим в случае с Адамом и во всех остальных случаях, начиная от Адама, забвение Бога и является основой проникновения помыслов внутрь нас: мы забыли о Боге – и приходят помыслы, и мы их пропускаем. Если мы будем помнить о Боге, у нас будет сила их отражать.
Получается такая замечательная картина: не помыслы убивают в нас любовь – мы забыли о Боге, и потому пришли помыслы. Когда мы говорим молитвой и бдительно молясь стоим в сердце, ни один помысел к нам не приблизится, а если приближается, мы сразу его отшвыриваем – он не находит в нас места.
Если помыслы пришли и начинают нас разрушать, это не они разрушают нашу любовь, а мы забыли о Боге, поэтому пришли помыслы.
Это очень важно знать для подлинного покаяния. Не какой-то помысел вошел и меня уронил, и я не знаю, что мне делать, – нет.
Ты сначала забыл о Боге, а потом пришел помысел. Если бы ты помнил о Боге, никакой помысел бы не пришел. На Исповеди или просто в личном покаянии мы потому и каемся, что мы убеждены и знаем: это наше богозабвение, наше нерадение, наша нелюбовь – отсутствие горячей любви к Богу – стали причиной, по которой помыслы пришли и внушили нам то или иное падение, тот или иной грех, зажгли, воспламенили нас той или иной страстью.
Не извне входящий помысел виноват, а мы, которых застиг, застал этот помысел в состоянии нелюбви к Богу.
Поэтому вполне справедливо, достойно и правильно искреннее покаяние начинать именно с того: «Господи, прости меня: я Тебя не люблю. Я очень хочу Тебя любить, но не люблю, ведь, если бы я Тебя любил, я бы помнил о Тебе всегда – я бы все заповеди твои соблюл и ни один помысел греха не смог бы прикоснуться к моей душе».
Записала:
Инна Корепанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.