Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
С Новым годом, батюшка!
– С Новым годом всех наших дорогих телезрителей! Можно насторожиться – православный ли батюшка, что поздравляет со светским праздником, но вся наша внешняя жизнь, пока мы не отдали Богу душу, числится от современного календаря, даже наши церковные праздники, которые мы празднуем по старому стилю, мы называем числами нового стиля. От Нового года никуда не убежать – разве только скрыться в храме на ночную службу.
Как Вы встретили Новый год?
– У нас не первый год традиция: мы совершаем Божественную литургию.
Замечательная пословица: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Лучше всего Новый год встретить с Богом. Во многих московских храмах и в некоторых городах за пределами столицы есть ночная новогодняя служба.
Мы служим короткую службу, не затягиваем: у многих есть невоцерковленные родственники, и тот, кто пошел на новогоднюю службу, после нее может успеть сесть за стол со своими близкими или прогуляться на свежем воздухе. Мы обычно после службы, причастившись Святых Христовых Таин, помолившись Богу, чтобы у нас все в наступающем году было хорошо, выходим на улицу, разливаем шампанское (благо это абсолютно постный продукт), раздаем бенгальские огни, вместе их зажигаем и даже пускаем немножко фейерверки: наш храм стоит в стороне от жилых домов, поэтому какой-то негативный эффект значительно меньше.
Ничего плохого в светском праздновании нет. Главное – оставаться человеком, который с Богом, начинать все с молитвы, в основу любого дела, любого шага ставить Евангелие, стремление ко Христу, помнить, что мы живем эту жизнь, чтобы прийти ко Христу. На этом пути встретятся праздники, застолья и так далее. Нужно пройти этот путь достойно. Но если мы не получим помощи от Бога, то вряд ли у нас хватит сил.
И здесь мы сразу все факторы совмещаем: посвящаем себя прежде всего Господу, берем от Него силы и потом радуемся, празднуем. Под конец службы могут прийти те, кого родственники не отпускают в 12 часов в храм, иначе обидятся. Люди подходят по ходу службы, может, они не смогут причаститься, так как пропустили половину, но тем не менее в общей радости поучаствуют. Конечно, это не многолюдный праздник, но человек 50 собирается. Это небольшая часть нашего прихода, но для многих это становится хорошим традиционным времяпрепровождением.
Я всегда служу эту Литургию – наш второй священник (он из Бразилии) отец Сергий никогда не праздновал Новый год: в Бразилии такого праздника нет – там празднуют Рождество по новому стилю в конце декабря (а учился он в суровой православной семинарии в Штатах).
Знаменитый Джорданвилль?
– Да, тот самый Джорданвилльский монастырь, который находится в густых лесах штата Нью-Йорк. На юге город Нью-Йорк, а сам штат тянется на север до самой границы с Канадой – почти русская Сибирь. И почти на границе с Канадой в глухом, настоящем монастырском месте в городе Джорданвилль – островок русского духа, русского Православия. Там Новый год еще больше игнорировали, чем в Бразилии: исход из России для эмигрантов был болезненный, а это новые советские традиции. Новый год начали праздновать в советские богоборческие годы.
Вы очень активный, жизнелюбивый человек, любите путешествовать. Люди зачастую так много работают, что в эти дни просто лежат и ничего не делают.
– Зависит от того, как Новый год встретишь. Если умеренно, то на 2-й – 3-й день все равно встанешь. У нас есть традиционная новогодняя поездка – завтра мы отправляемся, автобус заказан.
Куда поедете?
– Секрет, следите за моими социальными сетями. В этом году от моих прихожан поступили просьбы в новогодние праздники прогуляться по Москве с рассказами о московских храмах. Это просят и старушки, и люди обычных рабочих специальностей: людям не хочется эти дни лежать на диване – они год лежали, 10 лет лежали и понимают, что не таких выходных хотят, а чего-то более активного. Желаю эти дни провести как можно более активно.
Расскажите, откуда появился пост.
– По Уставу постный день – сочельник, в более строгих монастырях постились три дня до Рождества, а в совсем строгих обителях постились неделю.
Мы постимся жестче, чем монахи в древности?
– Да. Другое дело, что в непостный день у них очень скромная трапеза дважды в день. А не так, как мы привыкли: пирожок купил – перекусил, чайку попил. У них все было строже.
Рождественский пост складывался по своей длине долго. Преподобный Феодор Студит – пламенный защитник икон в те времена, когда в приходских храмах ни одной иконы найти было нельзя. В нашем представлении Византия православная страна, великая империя, но почти тысячу лет там правили еретики – то ариане, то монофизиты, то монофелиты, почти 200 лет правили императоры-иконоборцы...
На семейных батюшек всегда проще надавить – для них прихожане как семья. Монахам в этом деле проще. Студийский монастырь – это городской монастырь на окраине Константинополя. Мы с прихожанами ездили туда – территория, к сожалению, закрыта, но его величественный собор, даже в разрушенном состоянии, без крыши, впечатляет. Много веков там хранилась глава Иоанна Предтечи, пока ее крестоносцы не вывезли, – сейчас только один кусочек остался в султанской сокровищнице (интересно, что мусульмане тоже почитают Иоанна Предтечу как одного из мусульманских пророков, и это уберегло хотя бы кусочек этой святыни).
Сейчас это закрытая территория?
– Да, она была заброшена, а сейчас все православные святыни, даже заброшенные, отдали в распоряжение мусульманского объединения. Теоретически там мечеть. По сути, она не действует – нет прихожан, вокруг есть более новые мечети. Там есть привратник, который пока что никого туда не пускает.
Есть некий положительный эффект: в Константинополе некоторые византийские храмы, обращенные турками в мечети, реставрируются, государство в них вкладывает средства. Их открывают как мечети, там почти никогда никого не бывает – вокруг нет прихода. Зато для туриста и православного паломника это возможность прийти туда и полюбоваться. Даже если ты не увидишь никакой фрески, мозаики, ты понимаешь, что ты в храме. Как ни перестраивай, как минарет сбоку ни пристраивай, все равно видишь, что это храм, здесь молились, совершали Божественную литургию… Сколько по Руси руинированных храмов! Есть выражение, что ангел у престола все равно стоит, даже если весь храм разрушен. И точно такое же у меня ощущение в этих храмах.
Вроде время должно было перебить дух, но этого не случилось.
– Да, все равно чувствуется. Если люди искренне молились, если таинства Церкви осуществлялись, то это место освящено, не за счет людей, а потому, что Сам Господь пришел.
И мечеть в храме не самый худший вариант – в советские годы из храма делали какой-то склад и старались туалет сделать прямо в алтарной части: это сплошь и рядом по всей стране – склад или музей. Мечеть не самый худший вариант. Пусть люди далеки от Христа, заблуждаются в своем отношении к Богу, но все равно они молятся как могут.
Так храм не оскверняется.
– Кто-то скажет: пусть лучше будет склад, чем мечеть. Нет уж: лучше люди. Там мусульмане молятся – они даже Христа почитают как пророка. Хоть что-то есть.
Мечети ориентированы на Мекку. В наших северных краях почти всегда на юг будет ориентация, но Константинополь куда более южный город, там алтарная часть почти целиком повернута к Мекке. Если строят в храме дополнительную нишу, которая указывает на Мекку, то совсем небольшая корректировка. И получается, что хоть и мусульмане, но все равно они молятся в сторону православного алтаря.
Студийский монастырь с его величественным собором и святынями стал оплотом иконопочитания. Поскольку непочтение к монахам часто стоило переворотов, то даже самые жесткие иконоборцы старались не лезть туда. Монастырь никто не закрывал и не разрушал: кого-то ссылали, кого-то могли казнить, кого-то уморить голодом в темнице, но обитель все равно жила.
Не связывались.
– Да. В знаменитой книге Владыки Тихона «Несвятые святые» рассказывается, как давили на Псково-Печерский монастырь, но не до конца. Можно зажимать, но лучше обойтись без скандала. Примерно такая ситуация была и в иконоборческие времена в Византии. А после того как иконопочитание восторжествовало, Студийский монастырь еще больше возвысился.
Я как настоятель строящегося храма вижу, что богатому спонсору, но при этом не очень воцерковленному, сложно понять, зачем для простых людей строить храм: «Пусть он очень нужен, пусть много детей, много людей, но лучше я какому-нибудь монастырю построю храм, собор, завещаю какие-то средства». На самом деле это не в новинку, не только сейчас это так. На наш храм собирают деньги по копеечке простые люди.
Спонсоры куда уходили? В монастыри. Мы ездим с прихожанами в монастыри в окрестностях Москвы. Очень радостно, что там идет реставрация: это величественные соборы, позолота… Спонсоры завещали Студийскому монастырю свои поместья вместе с крестьянами. Доходы с них шли в казну монастыря. Богатство не всегда правильными путями получается. Взамен спонсоры просили дополнительно попоститься за них: «Все постятся неделю, а вы за меня еще неделю попоститесь», – говорил какой-нибудь вельможа.
Вопрос телезрителя: «Сейчас у нас огромные возможности, в том числе технические, технологические. Мы можем делать все. Принтеры 3D печатают человеческие органы. Почему при таких больших возможностях создается так мало качественного контента? Добрых мультиков, хороших фильмов практически нет. Почему откровенная глупость набирает миллионы просмотров?»
– Технический прогресс преследует общую цель – сделать жизнь более комфортной, чтобы человек меньше напрягался – и не важно, в каком направлении он движется. И это касается не только XX или XXI века: так было и в древнеегипетские времена, и до изобретения колеса. Человек не несет на себе, а волочет на тележке, но тележка пока без колес, уже легче? Легче. Когда колесо появилось, еще легче стало? Да. Придумали, как запрячь лошадку, еще легче стало. Бензина залили и поехали, еще легче стало. То же и в мультиках.
Я уверен, что моему ребенку советские мультфильмы будут неинтересны, хотя они нарисованы лучше, чем некоторые современные.
– Советские фильмы сняты с меньшим запросом комфорта. Каждое следующее поколение хочет больше комфорта. Лет 20 назад нам было лень что-то искать в книгах, в энциклопедиях, уже появился интернет. Сейчас ты ленивый человек – хочешь взять телефон, там тоже что-то посмотреть. То же самое и с мультфильмами… Хочется еще больше расслабиться.
При этом человек себя еще больше загоняет в труд. Вроде есть роботы, есть электронные технологии, вроде можно меньше трудиться, – но все равно бегают с утра до вечера. И чем более богатый технологичный город, тем больше бегают. В Москве больше бегают, чем в среднем городе? Больше. А в среднем городе больше бегают, чем в маленькой деревушке? Больше. Хотя, кажется, там труд настоящий: коровы, поле, комбайны. Попытка убежать в поисках комфорта приводит к той же самой суете. Время освобождается, и тебе надо чем-то его занимать.
Мы смотрим советские мультики: в их создании участвовали люди, которые выросли в вере (это не сказывалось как-то внешне, не проявлялось – люди боялись, но в душе это было).
Человек творческий подражает Творцу, Богу. Сейчас люди тоже снимают мультики и фильмы; может, даже кто-то пришел к вере в зрелые годы, но этой базы, фундамента нет.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ребенок не будет воспринимать советские мультики, а будет воспринимать только современные развлекательные, которые «Дисней» снимает или американские организации. Это примерно та же ситуация, если ты приучил ребенка пить чай с сахаром: ты его приучил пить с 5-ю ложками сахара – с 3-мя ему не захочется пить. Причем нельзя сказать: я ему дал попробовать и с 3-мя, и с одной, чего же он все время выбирает с 3-мя? Потому что это слаще, пусть и вреднее (особенно для детских зубов). С мультиками то же самое. Ни в коем случае нельзя детям показывать современные мультики для семейного просмотра – они не то что дурны, а просто рассчитаны не только на тех, кто приведет в кинотеатр маленьких детей, но и на взрослых платежеспособных людей, которые купят себе билет. Поэтому в них юмор рассчитан на взрослых, есть какие-то сложные повороты, чтобы взрослого человека, который привык к сериалам, боевикам, удержать. Конечно, для детской аудитории там все более упрощенно, без каких-либо высоких идей, но в итоге ребенку после взрослого, по сути, мультфильма, у которого многомиллионный бюджет, будет сложно перейти на мультфильм, положенный ему по возрасту.
Более того, надо понимать, что возрастная маркировка («12 +», «6 +») условна. Всегда, прежде чем показать ребенку что-то, надо не пожалеть времени и посмотреть это самому. Ты посмотрел мультик и понял: этот малышу нельзя показывать, где, например, витязь отрубает голову Змею Горынычу или Тугарину Змею – он воспринимает это хорошо, ведь это добрый персонаж, но для малыша это закончится тем, что он подойдет к младшему брату (или сестре) и стукнет его. А вот для ребенка 7-ми лет это героично − заступаться за слабых. Ребенок в 7 лет и ребенок в три года очень разные. Это как для взрослого человека 40 и 60 лет: разные по жизненному опыту.
Ни в коем случае, конечно, нельзя допускать того, что сейчас родители делают. Это недопустимо, это настоящее преступление, отречение от своего ребенка, когда ты даешь ему планшет и он сам лезет искать там что-то...
Дети сейчас без проблем могут блуждать в интернете, даже не умея читать. Буквально недавно ребенок нашел у меня мультик про Хэллоуин и ему это было почему-то очень интересно.
− Ни в коем случае нельзя давать маленькому ребенку самому выбирать себе мультики. Если надо научить ребенка работать с планшетом, то можно это сделать вместе с ним. Он хочет сам своим пальчиком провести по экрану и что-то выбрать, а ты корректируешь: «Нет, это тебе неинтересно, давай на эту картинку нажмем». Не нужно это пускать на самотек: если ребенок будет выбирать сам, он выберет действительно самое простое – выберет всегда 5 ложек сахара в чай вместо одной.
Это, конечно, сложнее, ведь когда ребенок с планшетом, можно вообще не вспоминать о нем. А потом люди на старости лет думают: «Что же меня дети не приходят навещать? У них времени на это не находится». Дети же привыкли, что в детстве мама и папа старались от них как-то отделаться. Чем меньше ты своему ребенку уделял времени (даже если ты его кормил, поил, водил по кружкам, вложился в его образование), чем меньше взаимодействовал с ним напрямую, тем больше вероятность, что на старости лет ребенок не будет получать радость от общения со своими родителями.
Наша программа подходит к концу. Давайте подытожим ее и обратимся к нашим телезрителям.
− Это будет как некоторое постновогоднее поздравление. Прошедший год был у всех непростой – и следующий год тоже будет у всех непростой: пока мы не умрем, у нас будут непростые годы. Однако если мы все-таки достигнем часа смертного, встретившись со Христом, открыв для себя Царствие Божие (которое, как Господь сказал, внутри нас есть), то Господь нас встретит, и уже после смерти для нас начнется наконец совершенное, радостное время.
Дорогие братья и сестры, неизвестно, когда Господь нас призовет, но, как мы помним, как год встретишь, так его и проведешь (это не значит, как мы провели ночь с 31-го на 1-е). Начните этот год со Христом в любви к своим ближним и увидите, что Господь всегда за любое усилие может и седмерицею, и стократ воздать: весь год вам будет чуточку легче сделать доброе дело и уклониться от зла.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Наталья Богданова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.