Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1141) → Протоиерей Максим Первозванский: Бог сделал все возможное, чтобы спасти человека

Протоиерей Максим Первозванский: Бог сделал все возможное, чтобы спасти человека

№4 (1141) / 24 января ‘22

Беседы с батюшкой

Новый год, как и новый день, хочется начинать со строк из Евангелия – это могло бы стать хорошей традицией. Господь говорит: «Кто соблазнит одного из малых сих, тому пусть лучше повесят мельничный жернов и выбросят его в море» (то есть фактически убьют). Почему мы говорим, что христианство проповедует любовь, если в этих словах Господь предлагает очень жестоко поступить с соблазнителем?

– Господь никого не призывает никак поступать с соблазнителем. В тексте этого нет и в помине. Господь говорит, если брать более широкий контекст: «Должно прийти соблазнам, но горе тому, через кого соблазн приходит», и «лучше было бы» – это не значит: давайте кого-то убьем.

В Священном Писании достаточно много мест, которые говорят нам, что в результате наших действий что-то происходит. Например, в самых первых главах Книги Бытие, когда Господь, изгоняя Адама из рая, говорит примерно следующие слова: «За то, что ты сделал это, проклята земля за тебя» – не «Я проклинаю землю», не «Я тебя накажу», – а проклятие происходит: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» – и так далее.

У некоторых действий есть определенные последствия. Если ты выступаешь соблазнителем, то последствия для тебя будут – они объективно произойдут. Мы не должны взять камни, или палки, или тот же самый мельничный жернов, чтобы облегчить участь соблазнителя, поскольку ему лучше было бы так, чем то, что с ним в дальнейшем произойдет.

Это некая констатация хода вещей, и Господь прямо на это указывает.

Кстати, такие сильные выражения, как лучше было бы, в Евангелии достаточно часто встречаются – например, если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя – лучше с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами погибнуть. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя.

Вспомним, как Господь целые города предупреждал таким образом: Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида. Горе вам, книжники и фарисеи – эти слова говорят, что участь людей, которые сознательно соблазняют одного из малых сих, предрешена.

Проблема при этом достаточно сложная. Если мы не впервые размышляем на тему соблазнов, так или иначе через свое сердце, через святоотеческие толкования пытаемся понять эти слова, поду-мать, что становится соблазном, то мы понимаем, что достаточно часто соблазн происходит в том числе и через нас, но не потому, что мы сознательно хотим кого-то соблазнить: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Мы сейчас с вами беседуем, и возможно, наши речи кого-то соблазнят – в той или иной степени (причем мы можем говорить абсолютно благочестивые вещи, я могу цитировать Толкование на Евангелие Феофилакта Болгарского, и все равно это кого-то соблазнит: кого-то – наш внешний вид, кого-то – интонация нашей речи).

Особенно часто так бывает, когда мы обращаемся к аудитории, где собрались самые разные люди. Знаете, есть такое довольно жесткое выражение: «У каждого хирурга есть свое кладбище» – он хотел как лучше, хотел спасти, но не смог: существуют врачебные ошибки. Точно так же и в наших речах.

Мы, например, хотим воспитывать наших детей в вере и благочестии, но иногда именно благодаря ошибкам нашего воспитания наши дети соблазняются – они могут соблазняться даже нашим благочестием. Не случайно, например, существует размышление, должны ли мы своим детям демонстрировать какое-то особое благочестие. Очень много ситуаций, когда помимо нашей воли мы все равно кого-то соблазняем, в том числе детей. Значит ли это, что участь наша такова, что нам лучше бы повесили мельничный жернов на шею и бросили в море и место нам только в геенне огненной?

Нет. Речь идет, конечно, не о том, о чем слова Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда», а именно о преднамеренном соблазне – о том, что мы сознательно проповедуем нечто, что отвратит человека от Христа. При этом мы не всегда понимаем, где правда, а где нет.

Мы живем в интересное время, когда в рамках Церкви регулярно видим людей, проповедующих о вещах, не впрямую касающихся Евангельской истории, церковной жизни: они проповедуют разное.

Мы видим, с какой горячностью некоторые проповедуют, например, близкое наступление конца света. Соблазнит ли это кого-то? Безусловно. Правы ли они? Неизвестно до конца, поэтому и существуют разные высказывания, могущие одновременно быть соблазнительными для одних, но вдохновляющими для других.

Тот же апостол Павел пишет: должно быть и разномыслиям между вами. Безусловно, сам факт «разномыслия», о котором пишет апостол Павел, тоже может оказаться для кого-то соблазном: какая же вы Церковь, если у вас есть разные мнения у разных священников по одному и тому же вопросу? Вопрос не такой прямой и не такой понятный.

Вспомним пример одной мученицы – подвижницы Православной Церкви, которая гребнем вырвала себе глаз, чтобы он ее не соблазнял. Значит ли это, что мы должны вырвать глаз по ее примеру и по слову Спасителя? Нет. Жестокие слова, что есть скопцы ради Царствия Небесного, были в истории Церкви повторены некоторыми подвижниками, которые оскопили себя, чтобы избавиться от блудных помышлений, – и Церковь признала это неверным ходом: буквальное, физиологическое следование предупреждению Христа не было признано Церковью должным. Нам не надо вырывать себе глаз, отсекать руку, даже если что-то соблазняет нас. Надо бороться со всей решимостью с тем, чтобы не быть соблазном.

Я однозначно отдаю себе отчет, что, придя сегодня в студию телеканала «Союз», несомненно, соблазню кого-то хотя бы самим фактом своего появления – я знаю, что есть люди, которые меня принципиально не любят и в комментариях пишут: «Зачем вы пригласили этого священника?»

Сам факт моего появления здесь может быть для кого-то соблазном. Должен ли я при этом уйти в лес, запереться в келье, чтобы никто меня не видел, не слышал? Нет, конечно! Не надо так буквально понимать слова Спасителя.

Как Вам кажется, что важнее в этой ситуации: не быть соблазном и не соблазнять других людей или все-таки следить за собой и не соблазняться?

– Не соблазняться тоже, между прочим, невозможно – мы растем, преодолевая соблазны. Поэтому Господь говорит в этом же тексте: должно прийти соблазнам. Соблазны бывают разные, но мы так устроены Богом – это поврежденное нашим грехопадением устроение, мы не статичны: собственно, Господь сделал нас развивающимися личностями (даже в раю).

Ярчайший пример соблазна, первый соблазн от змия в райском саду, Господь попустил – Вы, наверное, спросите: «Зачем Он это сделал? Это же рай, почему Бог попустил змию соблазнить Адама и Еву?» Адам должен был возрасти в любви и преданности Богу, преодолевая соблазн. Если бы не было необходимости в подобном искушении, Господь, несомненно, не допустил бы этого искушения. Через преодоление искушений мы растем.

Искусителями могут быть даже наши с вами мысли: они могут всеваться в нас врагом, как всевались Адаму и Еве в раю, могут появляться сами собой. Мы созданы разумными людьми, мы видим противоречия, несоответствия. Безусловно, мы размышляем над этим.

Свободное размышление всегда представляет соблазн: неизвестно, к какому выводу мы можем прийти и что мы будем делать с этим выводом. Это неизбежный процесс нашего роста и развития – мы никуда не можем от этого сбежать, и это нормально.

Может быть, самый страшный грех соблазна и соблазнения в том, что один человек, допустим, говорит что-то, а другой как-то слишком ему начинает верить и придерживаться этой точки зрения настолько, что сам начинает ее транслировать?

– Если мы отойдем в сторону от духовных вопросов, я думаю, самую болезненную реакцию у нас могут вызывать всевозможные злодеи (например, педофил, который соблазняет невинного ребенка, или сознательный соблазнитель – человек, растливший невинную девушку и потом ее бросивший). У любого здорового нравственно человека это безусловно вызывает чувство возмущения, ненависти (мы с ним должны бороться, но оно возникает), желание отмщения.

Мы понимаем, что тот же самый педофил или маньяк – человек больной (я это говорю не в оправдание, а просто как медицинский факт), который находится в зависимости от своих чувств и переживаний примерно так же, как наркоман от наркотиков, а алкоголик от алкоголя. Он не может, даже если не хочет этого делать, противостоять собственному искушению и соблазну, которому он уже однажды поддался. У него повреждена природа настолько, что он уже знает об этом, и в этой ситуации лучше было бы, если бы он сам себя оскопил, отрезал себе руки, лучше было бы ему мельничный жернов повесить. Вот в такой ситуации эти слова применимы буквально.

Неслучайно у нас иногда ведутся разговоры: что делать с маньяками? И предлагается как мера, например химическая кастрация. Или есть непреодолимое влечение к убийству – это состояние тоже не непрерывно: у алкоголика есть момент трезвости, и у маньяка есть моменты трезвости. Осознавая, что с ним, он должен по отношению к себе поступить именно таким образом: что угодно сделать, лишь бы не пойти на это злодейство, осознанное причинение вреда, осознанное соблазнение. Мы знаем, что жертвы тех же самых педофилов потом действительно всю жизнь страдают от нанесенной травмы: повреждается их сфера чувств, отношений – это серьезная история.

То же касается и духовного соблазна. Если я или кто-то другой сознательно начнет отвращать человека от Бога и от Церкви, то лучше было бы такому человеку этого не делать. Но, с другой стороны, мы в разнообразных размышлениях: может, в эфире нашего телеканала «Союз» мы предлагаем самим себе и нашим зрителям какие-то размышления, которые способны помочь лучше понять свою веру, жизнь, – и они тоже могут оказаться соблазном.

Мы знаем целую серию громких приговоров в том числе священникам за жуткие преступления – что об этом сказать? Лучше было бы, если бы такому человеку мельничный жернов повесили на шею: будучи священником, он, допустим, совершал насильственные действия в отношении детей – это ужасно. Например, из истории Церкви мы знаем, когда люди склоняли других к ереси.

Или к атеизму. Мы знаем, что известная именно на Руси ересь жидовствующих проповедовалась действующими священнослужителями, иерархами. Ты священник и проповедуешь учение, отличное от христианства, пользуясь своим авторитетом священнослужителя, тем «малым сим», неграмотным людям, которые тебе верят, для которых ты – определенный источник авторитета, данного тебе Богом… Ты священник, ты повесил на себя крест… Я это адресую в том числе и себе, поскольку я много всякого говорил и понимаю, что мог оказаться для кого-то соблазном. Единственное, я стараюсь, чтобы с моей стороны не было сознательного соблазна. И в какой-то момент понимаешь: даже сам факт молчания – тоже соблазн.

Можно ли сказать, что молитвы и дела святых помогают нам спастись?

– Можно. Наше обращение к ним изменяет наше сердечное устроение – в этом смысле безусловно может, как, например, разговор со священником может изменить участь живого человека. Я сегодня разговаривал с одним человеком – наде-юсь, что я не соблазнил его, а помог встать на путь истинный. Что это? У меня есть какие-то сверхдолжные заслуги в золотом мешочке, которыми я распорядился так, что изменил жизнь этого человека? Нет. Его общение со мной, несмотря на всю мою греховность, я надеюсь, поможет на пути его спасения. То же самое происходит со святыми. Обращаясь к святым, вступая с ними в общение, я могу измениться.

Надо понимать, что наши слова – это всегда образы. Для какого-то поколения христиан это были подходящие слова, они наилучшим образом помогли им что-то понять. Даже, допустим, мы читаем что-то, и это помогло нам обратиться к Богу. Но потом при более внимательном рассмотрении мы можем увидеть, что это для меня не слишком точно выражает учение Церкви.

Поэтому некоторые слова из «Мытарств блаженной Феодоры» настолько соблазнительны, что находятся люди, которые полностью отвергают учение о мытарствах. Об этом существует достаточно много споров в современном мире среди православных людей. Мы не будем идти так далеко и утверждать, что это историческое учение Церкви было показано хорошо.

Церковь учит, что после смерти нас ожидает некая череда испытаний, которую можно описать словами, что это можно назвать мытарства. Это некие заставы. Как в книге «Димон», они выглядят такими искушениями, когда на пути ты попадаешь в некий торговый центр, где тебе предлагают бесплатно поиграть на игровых автоматах, купить абсолютно бесплатно какие-то вещи – человек проходит через испытания своих страстей: сребролюбие, гнев, блуд и так далее.

Как устроен соблазн? Сейчас мне вспомнилась предпоследняя серия «Дары смерти» о Гарри Поттере, где одному из главных героев, Рону предлагается разбить злобный артефакт – крестраж. Он сопротивляется, представляет герою разные соблазны, какие-то блудные образы, которым он сначала не может противостоять. А потом все-таки берет меч Гриффиндора и замечательным образом разбивает это злодейство...

На пути души стоят соблазны и искушения. Мытарства – некая застава, где что-то проверяют; для современного человека это образ таможни или торгового центра. Я могу рекомендовать эту книгу, – только надо помнить, что это благочестивая, полезная, но художественная литература.

Нам нужен какой-то критерий, чтобы отличить, соответствует это или не соответствует христианскому учению? Вы упомянули Гарри Поттера. Многие наверняка соблазнятся...

– Да, я понимаю. На днях мне написала одна мама: у них в школе был утренник в стиле Гарри Поттера, и она не пустила на него своего ребенка и спрашивала меня, правильно ли она сделала.

Для меня Гарри Поттер – это очень христианская литература по своим нравственным качествам.

Она пишет, что дочка подруги увлекалась Гарри Поттером, потом пошла блудить. Но в Гарри Поттере нет ни одной блудной сцены – там сплошное целомудрие. Потом пишет: вдруг она захочет его приворожить? Но в Гарри Потере есть прекрасные сцены, показывающие, чем ворожба отличается от настоящих чувств – на примере того же Рона: его там приворожили, и как смешно и глупо это выглядит, как это отличается от его истинных удивительных и целомудренных чувств к Гермионе!..

Давайте все-таки разбираться. Да, там есть колдовской антураж. Насколько он соблазнителен и для кого? Может быть, кого-то он и соблазнил, определенная категория детей решает поиграть в волшебников, – но поиграть, а не заниматься магией в действительности.

Мы же читаем детям про Аленушку и братца Иванушку, Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного – дети живут в вымышленных вселенных, кому-то нравится «Властелин колец», кому-то «Хроники Нарнии».

Но вот следующее поколение я уже совсем не понимаю – там сплошные анимации. Конечно, про Миядзаки я смотрел, но все эти бесконечные сериалы, в которых они живут, для меня – темный лес.

А «Хроники Нарнии», «Властелин колец» – это всегда повод поговорить: там есть замечательные нравственные поступки.

Я понимаю: то, о чем я сейчас говорю, многих соблазнит.

Но прежде чем соблазняться, нужно в этом разобраться.

– Не каждый захочет разбираться.

Не надо торопиться осуждать что-то и торопиться принимать – святоотеческий замечательный совет: надо какие-то вещи «делать с пожданием». Если ребенку нравится вселенная Гарри Поттера, и он просит купить к Рождеству шарф Гриффиндора, то родители обязаны в этом разобраться. Разобраться, но не осудить.

Это сложный процесс. Но я считаю, что современный человек обязан владеть этим искусством – уметь вставать на позицию другого человека. Необходимо посмотреть на Гарри Поттера глазами того, кому это нравится: надо захотеть самому иметь шарф Гриффиндора – не принимая это как свою окончательную позицию, но прочувствовать, понять, проанализировать. И после этого, возможно, вы скажете, что это какая-то ерунда, это вредно, «не подпущу к этому своих детей», – но это будет понятное и сознательное решение: вы сможете объяснить своему ребенку, почему вы так поступаете.

Прошу подвести итог нашей беседы.

– Я призываю нас молиться о тех, к кому обращено наше слово (оно может быть необязательно публичным – может быть личным) – это наши дети, близкие, жены, родители, друзья. Молиться – и понимать, что мы можем быть для них соблазном, но вместе с тем стараться не выключать свои духовные чувства, голову: пытаться разбираться в тех ситуациях, которые посылает нам Господь.

Только через размышления, преодоление соблазнов мы становимся настоящими людьми, настоящими христианами, имея соответствующий иммунитет против будущих соблазнов.

Мы попытались разобраться в соблазне – будем надеяться, что это поможет кому-то овладеть таким инструментарием.

– Да вразумит нас всемилостивый Господь!

Записали:
Анна Топорова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс