Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1138) → Священник Константин Корепанов: Страсти гнездятся в сердце, и их исцеляет именно Христос, через молитву вселяющийся внутрь моего сердца

Священник Константин Корепанов: Страсти гнездятся в сердце, и их исцеляет именно Христос, через молитву вселяющийся внутрь моего сердца

№1 (1138) / 1 января ‘22

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№ 31, 34 (2020 г.) – №№ 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–47 (2021 г.)

Продолжаем читать Слово преподобного Исихия из 2 тома «Добротолюбия» (напомню, в прошлый раз мы читали 90-й абзац и вслед за преподобным Исихием говорили о связи трезвения и молитвы.

Мы сказали: когда ум собран пред лицом Бога, внимает Богу и внимателен к тому, что он именно здесь, сейчас с Богом находится, человек должен с неизбежностью употреблять усилия, чтобы ум его посредством любого помысла не увлечен был туда, куда его потащат… Хотя телом он присутствует здесь, но любая мысль уводит его ум от Бога, а значит, молитва закончилась – он уже не молится. Язык по-прежнему говорит слова молитвы, тело по-прежнему стоит перед иконами, но молитвы уже нет: молится именно ум – он внимает Богу, больше человеку внимать нечему.

Мы уже не раз обращались к словам кондака преподобному святителю Григорию Паламе – «ум, предстоящий Уму». Он целую книгу написал об этом: «Триады в защиту священно-безмолвствующих», где говорит, что ум человеческий предстоит высшему Уму, горнему Уму – Богу, Который Дух. В этой своей собранности, сосредоточенности он стоит перед Богом и, внимая Ему, в этот момент и осуществляет первую важнейшую заповедь Закона – возлюби Бога своего всем сердцем своим. И внимает каждому слову Его, и живет им, ведь не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих: он внимает этому слову, впитывает его в себя и потому живет. В этом состоянии ум должен соблюдать чистоту – не позволять отвлекать себя от молитвы, увлекать на страну далече, ни одному помыслу.

Святые отцы изо всех сил стремились, чтобы ум молился всегда, постоянно, чтобы в этом состоянии никакие мысли не входили в голову: ум, когда молится, призывая имя Иисуса, крепок и отражает все помыслы. Но когда молитва заканчивается, естественно, собранность хранить труднее – тогда от ума требуется великая сила трезвения: не допустить, чтобы мысль опять куда-то увела от Бога.

Если в свободное от молитвы время ум не хранит чистоту, он снова погружается во тьму – снова становится вместилищем тьмы, а не Бога.

Поэтому не только во время молитвы важно трезвение, но и когда молитвы нет. Например, человек работает на послушании в монастыре или на светской работе, делает домашнее задание с детьми, крутит педали велотренажера или гуляет с собакой, работает на компьютере, варит еду, – и он должен стремиться, чтобы ум, который он очистил и наполнил Богом во время молитвы, сохранял чистоту. Если он этого не будет делать, то когдаон встанет на молитву и снова начнет молиться, он не сможет этого сделать: мысли бегают туда-сюда – они не могут собраться перед Богом. Пока они не соберутся перед Богом, пока мы не сосредоточим себя в Нем, молитва не начнется.

Абзац 91: «Непрестанное с теплым неким желанием, полным сладости, и радования, призывание Иисуса производит то, что воздух сердца от крайнего внимания исполняется отрадной тишины. Того же, чтобы сердце совершенно очистилось, виновником бывает Иисус Христос Сын Божий и Бог, всего доброго виновник и Творец. Ибо Он Сам говорит: «Аз Господь Бог, творяй мир» (Ис. 45, 7)».

Здесь говорится о призывании имени Иисуса Христа – призывании Его Самого: мы не просто произносим имя – мы Его зовем по имени.

Поскольку мы Его зовем, Он естественным образом откликается и приходит. И поскольку мы зовем Его действительно со всем вниманием (не отвлекаясь умом нашим, не думая ни о прошлом, ни о будущем, ни о настоящем), поскольку мы действительно сосредоточены и собраны в Нем, Он, откликаясь на наше призывание, приходит и наполняет Собой ум.

Поэтому свет, тишина переполняют наш ум, мы видим еще издалека приходящие к нам помыслы – слышим топот врага, когда он еще далеко, и уже молимся о защите от врага, мы чувствуем Его присутствие в нас и припадаем к Нему всем нашим умом. И поэтому мы не только наполнены Им – мы пребываем в Нем.

И чем большей глубиной нашего сердца мы призываем Его, чем большей глубиной нашего ума мы призываем Его, тем больше Он наполняет нас, тем полнее мы пребываем в Нем и ощущаем жизнь свою как жизнь во Христе, как жизнь в Боге – ведь это тот самый дар, который и принес нам Христос. Поэтому если мы пребываем в таком состоянии, то и света, и тишины, и мира, и любви становится в нас все больше и больше.

Вот связь между трезвением и молитвой.

Но потом, когда ум вот так стоит и пребывает в Боге, его нужно спустить, свести в сердце: соединить сердце и ум.

По свидетельству святых отцов, сделать это только своими усилиями человек не в состоянии. Но поскольку он умом своим пребывает в Боге, в Нем всецело собран, внимателен ко всему, что происходит, что пытается вникнуть в его ум, поскольку он действительно в Боге, то в Боге, во Христе и открывается его сердце. И он, даже не зная, как, спускается внутрь своего сердца и начинает молиться уже из него.

Просвещаемый Богом ум, наполненный Им через молитвенное призывание, ум во Христе, сходящий в сердце, и перемещает Бога в сердце. И свет, которым уже наполнен ум человека, который уже светит внутри него, просвещает все, что касается ума человеческого, когда он сходит в сердце: это словно в подвал опускается лампа – причем лампа очень серьезная, суровая (не прожектор, хотя может засветить однажды и как прожектор) – очень мощная лампа.

Спускаясь в собственное сердце, человек видит, сколько там разных мерзостей живет – страстей, похотей, нечистых желаний, мыслей, от которых просто в обморок хочется упасть: там только одни гады тлетворные живут, одни хищники. Человек ужасается, спустившись в собственное сердце, видя, насколько там все печально, плохо и уродливо: ум ведь не случайно зовут светильником – вы никогда не узнаете, что в собственном подвале, пока туда не заглянете с лампой.

В этом смысле, скажем, люди, придерживающиеся концепции Фрейда, в принципе не знают даже, о чем и говорят, говоря о сознании и подсознании. Они часто и не понимают: то, что они называют подсознанием или бессознательными движениями, находится в сердце – в нашем подполе, в самом страшном месте человека.

Ум не так страшен, поэтому его проще просветить, и, главное, он может молиться и, призывая имя Божие или просто читая хорошие книги, может просветиться и быть светлым. Но если вы никогда не заглядывали в сердце (там чего только не водится – змеи, крокодилы, динозавры, крысы), загляните.

Пока человек не начал собирания своего ума (не стал молиться хотя бы умом, призывая имя Иисуса и в силу этого причащаясь свету Божию), пока все это с ним не началось, он оценивает себя как бы извне – не изнутри (сердца он не знает и не ведает), а снаружи. Ему так не кажется, ведь он это не анализирует. Он смотрит и говорит: «Вот это я сделал хорошо, а вот это плохо» – не то что он всегда собой доволен, но оценивает: «Вот этот поступок плох, а тот хорош, а этот снова плох, а тот – даже замечательный!» Но спускаясь внутрь сердца он видит не то, что делает, а то, что переживает, чувствует.

Люди оценивают его: «Какой он замечательный! Как много денег дал!»… Нет ему никакого дела до того, сколько он дал: он себя ненавидит за то, что сделал усилия, чтобы отдать эти деньги, – ему жалко было. И ему это не доставляет удовольствия, ибо он видит, что ему жалко: «Я пожалел 200 рублей этому несчастному бедному человеку, хотя у меня сегодня есть и еда, и чай, и теплая ванна, и отапливаемая квартира, и там ждет меня семья. Но мне жалко было».

Или когда что-то хорошее делает и получает похвалу (а он-то видит это глазами не извне, а изнутри: что завидует, тщеславится, превозносится, гордится, ненавидит людей, презирает их, вожделеет красивых девушек, или ненавидит каких-то неопрятных мужчин, толпящихся рядом, или боится того страшно огромного человека, который неизвестно что может сделать) – он понимает, что эти страсти в нем кишат, а он не верит в Бога, ибо боится, трусит, завидует и ревнует вместо того, чтобы просто уповать на Него. Это страшная вещь...

Но как, опять-таки справедливо, замечает авва Исихий, это все познается опытом.

Большинство людей не знают ничего о самих себе – приходяя на Исповедь, они потому и говорят, оценивая себя по внешним показателям: «Вот есть пост – я его нарушил, есть молитвенное правило – я его не исполнил, есть мама, которую я должен чтить, – я на нее накричал».

Мы пока еще не видим, что все мы и пусты, и наги, и наглы, и лживы, и трусливы: это видно только когда спускаешься в сердце. И ум неизбежно там окажется, если он молится Богу, предстоит и внимает Ему. Он оказывается там, внутри, в недрах своего сердца, и начинает молиться сам.

Несомненно, ему это делать гораздо труднее: его окружает скопище разных тварей собственного сердца, и он должен как-то с ними бороться, как-то их искоренить. И он начинает призывать имя Бога с еще большим чувством: как помещенный внутрь тьмы светильник, он видит вокруг себя этих самых чудовищ – эту обозленную восставшую тьму.

Ужаснувшись, испугавшись всего этого, унывая от этого, он начинает еще трепетнее призывать Бога. И ум, как маленький светильник, опущенный в подвал собственного сердца, начинает светить все ярче, ярче… И вот это уже не подвал – это просто первый этаж нормального дома, просто на первый этаж я давно не спускался – там давно не прибрано, хотя на самом деле достаточно уютно. Тьма постепенно отходит, и мир моего сердца преображается.

Этот молящийся внутри сердца ум, призывающий по-прежнему имя Господа, так же соединяется с Богом, как это было и раньше, только соединение уже охватывает не столько сам ум, сколько сердце. Присутствие Бога, Христа в сердце человека становится все полнее, все очевиднее, все радостнее – и страсти оттуда изгоняются, ведь на самом деле страсти и гнездятся в сердце. И их исцеляет именно Христос, через молитву вселяющийся внутрь моего сердца.

Благодать этого присутствия, благодать Божия сходит в сердце, переполняет его, и оно начинает хотя бы периодически, хотя бы по временам излучать любовь, радость, мир, кротость, долготерпение, веру, воздержание, милосердие, присущие Богу. Ибо Бог начинает жить в сердце человека.

Но если тот перестанет молиться, перестанет призывать имя Божие, не сможет трезвиться – сохранять ум от помыслов, – то страсти восстанут против него, опрокинут ум, и светильник погаснет. Как будто пробежавшая крыса уронит фонарь, и ты окажешься в полной темноте.

Надо подняться, чтобы снова зажечь его, надо призвать имя, чтобы зажечь. Но ты напуган, ты раздражен, ты не знаешь, что тебе делать...

Очень трепетно надо относиться к тому, чтобы ум непрестанно молился: молясь, человек наполняет себя благодатью, и сердце его в действии, в огне этой благодати преображается, изменяется и наполняется Божественными энергиями.

Как только ум перестает молиться, как только его увлекают куда-то на сторону, он выходит из собственного сердца и шляется там, куда увлекли его помыслы, – тьма в сердце возвращается. Человек приходит в себя, начинает снова молиться и понимает, что тьмы стало больше: пока он где-то умом ходил по стогнам мира сего, сердце опять стало мрачным. Поэтому он из опыта со временем понимает, что нужны напряженные усилия.

Вот как об этом говорит в 92-м абзаце авва Исихий: «Душа, будучи благодетельствуема и услаждаема Иисусом, с радованием неким и любовью воздает Благодетелю исповеданием, благодаря и с веселием призывая Умиротворившего ее: ибо внутри себя мысленно видит, как Он развевает мечтания злых духов».

Или то же самое – в 97-м абзаце: «Рождается в уме нашем Божественное некое состояние от непрестанного памятования и призывания Господа нашего Иисуса Христа, если не будем нерадеть о всегдашнем к Нему во уме молении, о непрерывном трезвении и о приставническом или привратническом деле (т.е. своих пропускать, а чужих отгонять); но воистину одно и одинаковым образом совершаемое всегда будем иметь дело призывания Иисуса Христа Господа нашего, с горением сердца взывая к Нему, да даст Он нам причаститься (вкусить) Святого Имени Своего (чтобы оно в сердце внедрилось)»...

Когда мы молимся, ум, молящийся в сердце, производит свет, мир, утешение, и присутствующий через молитву ума в сердце Христос исцеляет его от страстей.

Как только ум перестает молиться и вслед за молитвой трезвиться, сразу же приходят снова страсти, пытаясь опрокинуть светильник, разрушить нашу молитвенную связь со Христом… Сердце наполняется тьмой, и мы, забывая имя Божие, перестаем что-либо делать.

Если мы через трезвение и молитву снова не восстановим себя в состоянии присутствия перед лицом Бога, внимания Богу, тьма начнет заглушать все дальше и больше: ум-то уже сошел в сердце, уже обрел связь с ней.

И произойдет страшное: ум потеряет молитву из-за отсутствия трезвения, ведь он допускает разные помыслы, начинает увлекаться ими все больше и больше, молитва становится все меньше и меньше, пока совсем не прекращается. И тогда страсти сердца начинают пленять наш собственный ум – они подчиняют его себе и возбуждают в нем такие движения и страсти, которых раньше он даже не знал и не чувствовал.

Вместо того чтобы стать светильником, просвещающим тьму, ум человеческий, через потерю трезвения потерявший молитву, становится орудием и игрушкой страстей.

Сила ума, его лукавство и изворотливость начинают быть направлены на достижение максимально больших удовольствия и тщеславия, славы, гордыни или еще чего-нибудь.

Вот это состояние страшно. Происходит то, о чем предупреждает Христос в одной известной притче: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает, говорит Христос, для человека того последнее хуже первого.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс