Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1135) → Архимандрит Александр (Глоба): Молитва «Отче наш» и Иисусова молитва

Архимандрит Александр (Глоба): Молитва «Отче наш» и Иисусова молитва

№46 (1135) / 2 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

В Евангелии мы читаем молитву Господню «Отче наш» – главную молитву, которую мы читаем каждый день: перед едой, утром, вечером. Почему мы называем Бога Отцом?

– Эта молитва из Священного Писания Нового Завета. Ее называют еще молитвой Господней. Этой молитвой Господь наш Иисус Христос учит людей, как необходимо молиться, чтобы не быть похожим на книжников и фарисеев, которые безумно долго молятся, но не меняют свою жизнь. Они пытаются много слов сказать в молитве, но результат, ее духовный остаток, очень мал: Христос очень часто на это обращал внимание.

Христос в этой молитве обращается: «Отче наш» – и это не случайно. Мы знаем, что Он Сын Божий, и Он обращается к Отцу. А мы все усыновлены Отцу: для нас Небесный Отец, Творец, Всевышний, Бог стал Отцом через сыновство Господа Иисуса Христа.

Это и пророчество для христианства: через Христа мы можем обрести Царство Небесное.

Это обращение Спасителя к Отцу открывает нам и тайну Святой Троицы. Сейчас исламский мир заявляет о себе, о своем богословии и очень много приводит аргументов в пользу того, что Иисус Христос лишь пророк, но не Бог. И мы, православные христиане, молитвой «Отче наш», которая записана на страницах Священного Писания, которую Своими устами произносил Господь наш Иисус Христос, всеми богословскими знаниями должны дать правильный и аргументированный своевременный ответ внешнему миру.

Если мы не будем вдаваться в такие, казалось бы, богословские мелочи, то, к сожалению, впоследствии можем собрать очень нехороший духовный урожай: слышат обычно тех, кто громче, чаще и назойливее кричит. Нам необходимо особенно сейчас давать ясный ответ, исповедовать свою веру, рассказывать о своих знаниях, не стесняться догматического учения Церкви и являть миру истину.

Вопрос телезрительницы: «Я начала заниматься Иисусовой молитвой по благословению своего духовника и открыла для себя, что это хороший способ различать мысли, помыслы, понимать, какая у тебя страсть. Молитва помогает исповедоваться, находиться здесь и сейчас – меньше мечтать (у меня с этим проблемы). Почему все не используют это прекрасное средство? Можно ли ради этого использовать имя Христово? Или нужно сосредоточиться на том, что именно с Богом разговариваешь? На что посоветуете обратить внимание?»

– Иисусова молитва очень сильная, полезная, духовная. Эту молитву необходимо запомнить умом, а произносить сердцем. Когда человек заполняет свой мыслительный вакуум этой молитвой, все время думает о Господе, все время просит Господа быть в сердце, чтобы Он помиловал, исцелил, то в конце концов получает просимое.

«Помилуй мя, грешного» – это не юридическая сторона вопроса о милости: здесь именно исцеляющая функция Иисуса Христа как Бога, могущего это сделать с нашей душой, с нашим сердцем, с нашими мыслями. Мы просим у Бога помиловать нас и получаем просимое. Господь в Евангелии говорит: скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят – просите настойчиво, долго, и Господь даст вам то, что вы просите, если это будет угодно Богу, будет сообразовываться с волей Божией и будет полезно для нас. Мы не должны в этом сомневаться.

Мы должны просить Бога особенно о том, что необходимо получить от Него, а именно: исцеление, исправление – чтобы произошла духовная метаморфоза, чтобы мы наконец увидели безнадежность своей самости и необходимость в Царствии Небесном.

Что посоветовал бы? Можно использовать эту молитву, полезно использовать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного».

Но не нужно забывать, что в Православной Церкви очень много и других молитв, которые необходимо использовать в своей жизни: утренняя, вечерняя, молитва в течение дня. Их надо использовать как кирпичики, а Иисусову молитву – как цемент, скрепляющий эти кирпичики, и тогда будет очень хорошо человеку, который пытается быть с Богом, который в своем сердце хочет поселить Бога, открывать его для Бога и таким образом приобщаться к настоящей духовной жизни.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Иисусова молитва замечательная, она мне помогает. Она у меня из ума не выходит, из ума или из сердца, я не могу определить. Я ее постоянно читаю: и когда спать ложусь, и когда готовлю, – что бы я ни делала. А потом опомнюсь: да я же в суете ее говорю, а надо со вниманием. А бывает, что в суете – и на душе сразу плохо. Посоветуйте, что делать, я уже так привыкла. Она мне помогает».

– Действительно, хорошее замечание. Хотелось бы поделиться опытом от знания и от частичного личного опыта: очень плохо, когда человек совершает грех, а у него в мыслях, в сердце в это время проистекает молитва. Если такое происходит, то необходимо остановиться и определиться с координатами. Вот как компас или устройство, которое связывается с точностью координат, будет иметь очень большую погрешность, если находится не в том положении, не в том месте, будет показывать неправильный путь, так и здесь.

Надо понять: когда мы действительно молимся, мы не должны совершать грех и беззаконие.

Если начинаете замечать, что такое происходит, то необходимо остановиться и именно в тот момент поймать себя на этом действии, когда совершаешь грех или думаешь, чтобы совершить грех. Надо остановиться и попросить у Бога помощи. Может быть, побеседовать с духовником, чтобы это состояние не было привычным. Люди часто говорят о привычном состоянии, когда в суете мирской, житейской затертости мы действительно можем использовать святые имена, вспоминать Священную историю, вместе с тем совершая грех и беззаконие.

Мы должны помнить, что грех никогда не вяжется со святостью: надо выбирать или одно, или другое. В Священном Писании сказано: как же вы одними устами хулите и хвалите? Это несовместимые понятия.

Здесь необходимо все-таки придерживаться духовного трезвения, быть на связи со своим духовником, чтобы он со стороны, как врач, видел состояние ума, сердца и давал подсказки, чтобы человек не терялся в этом житейском море.

Вопрос телезрителя: «Почему Иисусова молитва так называется?»

– Потому, что она адресована именно Господу нашему Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» (у греков без слова «грешного»: это именно наша русская традиция – подчеркивать свою греховность).

Это адресная молитва, ибо мы ни на секунду не сомневаемся, что Господь Иисус Христос имеет особенные личные качества, свойства как Бога Сына – творить Суд, иметь воздействие на ум и сердце человека, готовить его к Царствию Небесному: помочь ему измениться, исцелиться, подняться. Призывая Его имя, как говорили в первые века христианства, мы спасемся – конечно, если будем иметь веру и прикладывать к этому все свои возможности и желание.

В молитве «Отче наш» мы еще просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Что за хлеб мы просим на каждый день?

– Прежде всего эта молитва – прообраз того, что мы будем использовать Тело Господа и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это – как предзнаменование, что мы будем иметь надежду на спасение.

Господь Своим подвигом, Божественным актом, избавляет человека от депрессии, которая вела к тому, что он мог заслужить только ад и состояние ожидания прихода Мессии. И Сам Господь Иисус Христос, Мессия, приходит, учит нас правильно молиться, подготавливает наше тело к принятию Хлеба Небесного, питающего нас не только физически, но и духовно: в молитвах ко Святому Причащению это подчеркивается.

Когда мы просим в этой молитве хлеба насущного, то, естественно, Господь не отделяет нас от той реальности, в которой мы существуем. Господь посылает по молитвам нашим хлеб и чтобы укрепить наши физические силы.

В Иисусовой молитве мы просим: «Помилуй мя, грешного». Что именно скрывается за словом «помилуй»?

– Я неоднократно обращал на это внимание.

В этой греческой фразе заложена более глубокая догматическая духовная мысль. Мы очень часто обращаем внимание на юридический аспект слова «помилуй»: что-то сделали такое, за что нас надо помиловать, то есть «помилуй мя» – не принеси нам страдания, «не призывай нас к ответственности» (смотрим на юридический аспект этого слова).

А греческое ἐλέησον («элейсон») очень созвучно со словом «елей» (благодатное и исцеляющее масло, то масло, что оживотворяет, дает человеку силу: раны под действием этого масла быстрее заживают). «Элейсон» рассматривается больше в лечебном аспекте, нежели в юридическом, поэтому мы должны помнить: прося Бога о помиловании, мы прежде всего просим об исцелении – о том, чтобы наше сознание каким-то духовным образом переродилось и мы начали правильно осознавать свои поступки и быть правильно духовно ориентированными, чтобы не потерять связи с Богом, с небом.

В молитве Господней мы просим и помимо хлеба: «Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Казалось бы, это прямой юридический посыл: прости нам совершенные плохие дела, как мы прощаем другим.

– Здесь Господь затрагивает очень важную человеческую сторону – духовную психологию. Часто мы думаем, что мы очень хорошие, поэтому нас надо простить, помиловать, отпустить нам все, что мы совершили, и забываем, что у нас в должниках тоже кто-то ходит: «Всех можно простить, меня в том числе, а вот моего должника нужно поджать так, чтобы он отдал все до последней капли!»

Здесь Господь нас духовно научает, чтобы мы не были крохоборами: там еще есть притча о должниках и заимодавцах – это связанные вещи. Мы должны уметь ради Бога, ради доброго имени, ради вящей славы Божией вести себя соответствующим образом: Господь из нас хочет вывести духовное племя людей, пригодных для Царствия Небесного. Так производится селекция: через Господние установления, поучения. Господь нам дает такую молитву, чтобы мы умели сообразовывать свою жизнь с пожеланиями Божиими.

Простить долги наши людям легко, – говорят: «Если я вам должен, я вам прощаю»; это утрировано, – но простить должника на самом деле очень сложно. Там задействовано много психологических, духовных механизмов. Мы часто уменьшаем груз долга, если мы должны кому-то: ничего, подождет, перетерпит. Забываем, что и мы Богу должны очень многое... Господь здесь напоминает об этом – не зря эта молитва произносится по нескольку раз в день, а то и по нескольку десятков раз в день.

Главное, чтобы она не приедалась и чтобы мы обращали внимание на то, что в ней написано: чтобы напевы этой молитвы не просто услаждали наш слух, а западали нам в сердце – и происходила бы работа Духа Святого.

Можно ли сказать, что если мы не прощаем ближним их долги, то и Господь не простит нам наши долги?

– Господь говорит: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших – так сказано в Священном Писании.

Это Книга духовная – каждое слово в ней тонкими нитями связано с другими, как нейронная сеть со сложными переплетениями между нервными клетками: клетка, которая находится в одном месте, влияет на процессы, происходящие в другом месте головного мозга. Так и в Священном Писании: каждое его слово влияет на понимание того, что мы прочтем потом или читали ранее – перекрестные ссылки в нем («посмотри туда, сообразуйся с тем») имеют очень большое значение для понимания того, что там написано.

В конце молитвы «Отче наш» мы просим Бога: «Не введи нас во искушение». О чем мы просим Бога? Почему Бог вводит нас в искушение?

– Не Бог нас вводит в искушение, а мы сами себя вводим.

Мы просим Бога, чтобы он превентивно воздействовал и помешал нам сделать то, что нам ненужно и неполезно: встретиться с этим искушением, впасть в него. Здесь мы просим Бога особенным образом, чтобы не упасть, а если упали, то чтобы Он подстелил соломки. Мы хотим, чтобы Он предотвратил искушения, уменьшил их.

То есть мы как бы просим Бога поступить против нашей воли?..

– Нет. Допустим, человек едет за рулем на машине. Он может попасть в аварию (например мчится так, что происходит цепь каких-то событий, на которые он не может повлиять), и он просит Бога, чтобы ничего страшного не случилось. Человек садится за руль по своей воле, мчится по своей воле, но при этом просит Бога, чтобы не было аварии или стечения обстоятельств, которые привели бы к печальным последствиям.

То есть при своей воле, при всей своей возможности согрешить мы просим, чтобы Господь не допустил этого ради нашего спасения.

И последнее прошение молитвы: «Но избави нас от лукавого» – как его правильно понимать? Мы просим избавить нас от дьявола или от плохих поступков?

– Просим избавить нас от дьявола, чтобы мы не попали в сети лукавого, который радовался бы со всем своим многочисленным воинством нашему падению и приобретению еще одной души для своих темных дел.

Мы хотим быть на стороне Бога, хотим, чтобы Он Своей благодатной силой предотвратил наше попадание в лапы лукавого, дьявола: мы хотим все-таки попасть в Царствие Небесное, – а если попасть в лапы лукавого, оттуда очень сложно выбраться, многие не выбираются.

Поэтому Господь дает нам сильную молитву – правило жизни, как нужно поступать, чтобы не было плохо. Мы должны обращаться к Богу именно как к Помощнику, Покровителю, способному нас защитить, предотвратить события, что могут затащить нас в трясину, из которой мы не смогли бы выбраться.

Мы обращаемся к Богу Отцу через Господа Иисуса Христа и надеемся, знаем, что получим поддержку, помощь, милость, исцеление.

Мы сегодня рассмотрели всю молитву Господню, в основном 2-ю ее часть, посвященную прошениям к Богу. Какой можно подвести итог?

– Это сложный вопрос. Кандидатские и докторские диссертации пишутся об этом, и здесь не сказать в двух словах...

Необходимо уповать на волю Божию, силу Божию, на Царствие Божие, куда мы хотим попасть. Получить это возможно по любви Божией к нам. Когда апостолы спрашивали, как попасть в Царствие Небесное, Господь сказал, что человеку невозможно самому войти в Царство Небесное: только по милости и воле Божией, если Господь захочет, мы войдем туда.

Но Господь захочет только тогда, когда мы сами будем прилагать к этому усилия, сами будем подготавливать себя к вхождению в Царствие Небесное и сообразовывать свою жизнь с волей Божией. Тогда, уверен, Господь примет нас в Свои объятия и поселит в Своих обителях.

В заключение – краткое напутствие для наших зрителей.

– Дорогие друзья! На сайте «Союза» очень часто вижу видеообращения священнослужителей, которые напоминают, что телеканал нуждается в материальной помощи.

Сначала меня эти слова немножко смущали, но потом я поразмыслил, подумал и считаю, что мы должны делать доброе дело и поддерживать такие инициативы, которые рождаются в нашей Церкви. Через телеканал «Союз» мы получаем поучительные передачи, можем встречаться на таких программах, как «Беседы с батюшкой»… Чтобы мы могли реализовывать свои духовные потребности, мы должны поддерживать телеканал «Союз».

Я и сам перечисляю какую-то сумму, чтобы этот проект существовал.

Призываю всех вас не жалеть 100, 200, 300 или тысячу рублей – думаю, раз в месяц мы могли бы переводить такие суммы для поддержки этого святого дела, чтобы мы с вами могли встречаться, радоваться, говорить о нашей вере, о Боге с радостью – и благодарить Его за все, что Он делает в нашей жизни доброго, полезного и светлого.

Пусть благословение Божие, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами. Аминь.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Анна Топорова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс