Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1135) → Протоиерей Игорь Бачинин: Быть примером трезвости – обязанность каждого

Протоиерей Игорь Бачинин: Быть примером трезвости – обязанность каждого

№46 (1135) / 2 декабря ‘21

Беседы с батюшкой

«Спаси Господи! Благодарю сердечно за интересную беседу, прекрасные ответы и за такую программу на телеканале „Союз“. Батюшка Игорь, дай Бог Вам сил, крепкого здоровья на многая и благая лета» – это один из отзывов, которые наши зрители оставляют под программами в интернете. Но они не только оставляют положительные отзывы, а и задают вопросы о том, что их беспокоит и волнует. Один из вопросов: «Однажды Вы сказали, что христианин должен и может явить миру образец трезвенной жизни. А что означает быть образцом?»

– Образец – это образ и подобие, по которому мы с вами созданы. Если говорить без высокопарных слов, то в народе существует мнение: если человек ходит в церковь – к нему относятся с особым уважением, ведь он, вероятнее всего, знает больше, чем знают другие, и к нему обращаются за советом. Конечно же, каждый христианин обязан быть таковым.

Господь в Евангелии нам сказал: вы – свет мира. Явить собой Божественный свет, который Господь принес в этот мир, жить по Его образу и подобию – одна из главных задач, и она имеет отношение к каждому христианину.

Что касается трезвости и образа трезвения, то это имеет непосредственное отношение к тому периоду, который мы сейчас все вместе проживаем. В Концепции Русской Православной Церкви так и сказано в преамбуле, что каждый христианин должен быть примером трезвого образа жизни. Правда, само понятие трезвости люди понимают совершенно по-разному. В Иоанно-Предтеченском братстве мы долго размышляли на эту тему (казалось бы, люди, живущие трезво, пытаются разобраться и понять, что на самом деле представляет собой трезвость) и пришли к убеждению, что трезвость не может быть ради трезвости: у того, кто живет трезво, должна быть более важная цель, ради которой он совершает этот поступок.

Сейчас совершенно определенно мы можем сказать, что трезвость – это нравственная ценность и христианская добродетель, необходимое условие спасения, ибо в Писании сказано, что пьяницы Царства Божия не наследуют. Лишившегося трезвости называют пьяницей.

Христианин обязан быть примером трезвого образа жизни, особенно в современном обществе. Трезвость – не только нравственная ценность и добродетельная жизнь. Трезвость дает способность различать добро и зло, сохранять себя в свободе и радости, и проявляется она в человеке через воздержание, здравомыслие и трезвение.

Если говорить о трезвении исключительно как о христианской добродетели, то это в первую очередь качество человека, выражающееся в том, что он стоит на страже собственного ума. Святые отцы называют это духовным бодрствованием: когда, внимая самому себе, он старается дать нравственную оценку тем мыслям, которые возникают у него в сознании, и понимает, какие за этими мыслями будут последствия. Понимая последствия, человек, принимая те или иные мысли, делает для себя выбор. В этом реализуется его свобода. Как говорят на Востоке, от мыслей появляются поступки, от поступков – характер, от характера – судьба, которая определяет человеческую личность, ее бытие в вечности.

Явить образ трезвенности в обществе, быть примером трезвости – считаю, обязанность каждого. Это не прерогатива именно наша, людей, живущих в настоящее время, – это непосредственное следствие Евангельского благовестия и имеет отношение к каждому христианину во все времена.

Следующий вопрос: «Почему одни люди сами побеждают зависимости, не обращаясь в Церковь, а другие вынуждены искать помощи? Они слабее тех, кто не верит в Бога?»

– Каждый индивидуален. О каждом существует Божественный замысел. Я бы к этому перечню добавил, что еще есть люди, не имеющие зависимостей (зависимости, о которых мы говорим на курсах: приверженность к алкоголю, табаку, наркотическим веществам).

Если мы посмотрим на эти формы зависимостей через призму добродетелей и грехов, то Игнатий (Брянчанинов) относит их к чревоугодию. Побеждаются эти страсти упражнением в добродетели воздержания. Мера воздержания, безусловно, у каждого своя. Опираясь на мой практический опыт общения с людьми, убежден, что не от слабости и силы человека все зависит, а от Промысла Божия.

Если помните, в Евангелии есть пример о слепорожденном. Когда у Христа спрашивают: кто согрешил, он или родители его, если он родился слепым? Господь говорит: не согрешил ни он, ни родители его, но это чтобы на нем явились дела Божии.

Из опыта могу сказать, что любой человек создан Богом ради общения с Ним, ради любви и радости, – но не все в этой любви и радости стремятся быть, себя в этом упражнять. Я бы посмотрел на этот вопрос не через негатив, не через призму, кто слабее, а кто сильнее, а обратил внимание на то, как Господь любит нас. В Евангелии есть еще такой пример: тому больше прощается, кто больше любит.

Мы очень часто пытаемся понимать состояние людей зависимых только через призму того, что видим, то есть через внешние их поступки. И, что печально, мы часто не вникаем, что происходит в душе человеческой: почему он так живет, почему так себя ведет, почему так оправдывает свое поведение. Ведь у каждого в душе есть свое объяснение. Вот когда мы попытаемся уйти от внешнего и вникнуть во внутреннее, мы увидим, что вопрос отнюдь не в слабости или силе.

Божественная любовь проявляется всегда. В меру сил и возможностей каждого, насколько человек готов вместить эту любовь, насколько готов следовать за Христом, Господь дает возможность идти по этому пути.

В притче о талантах говорится, что Господь дал каждому по его силе: не просто «как получилось». Когда, например, в настоящее время люди не хотят брать ответственность за то, что происходит в их жизни, у них есть такое самооправдание: «Так получилось», – как будто ты сам не имеешь к этому никакого отношения...

Мол, так сложилось, такие обстоятельства – «это не мы такие: это жизнь такая».

– Если рассматривать позицию «так получилось» через призму светского мировоззрения, то добавить к этому вроде бы нечего. Но тогда получается, что Господь не Всемогущ, не Всеведущ, Он не есть любовь, Он не промышляет о каждом человеке, не дает каждому по силе его. И где тогда твоя свобода?

Что значит «так получилось»? У кого «так получилось»? Ведь чтобы «так получилось», должно что-то произойти – ты же что-то делаешь, чтобы «так получилось». Тогда почему ты не хочешь брать за это ответственность на себя?

Если ты берешь на себя ответственность, то понимаешь, что это тебя Господь пришел спасать: ради тебя Он пролил Свою кровь, тебе Он готов явить Свою любовь, Свою Божественную благодать и силы, чтобы ты шествовал через земную жизнь в Царствие Небесное. Насколько ты способен это принять, настолько тебе Господь и дает.

Глубоко убежден, что зависимость проявляется в жизни человека не потому, что «так получилось», а потому, что Господь тебя любит. И Он именно тебе уготовал этот путь, в зависимости от того, какое у тебя сердечное устроение, куда ты стремишься, что происходит в твоем уме и сердце, что было в твоем роду и как вообще ты воспринимаешь Божественный призыв в Царствие Небесное...

Свое общественное служение Господь начал с фразы: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное – и надо посмотреть, насколько христианин следует или не следует этому призыву. Господь с любовью старается человека сподвигнуть на путь покаяния, изменения и попускает именно такие обстоятельства жизни, которые могут быть человеку полезны.

Будут они полезными или не будут, уже не от Бога зависит, а исключительно от самого человека: от того выбора, той ответственности, того доверия Богу, которое каждый из нас имеет или не имеет.

Каждое новое время диктует новые условия. К каким изменениям мы призываем? И так все меняется вокруг нас. Еще 30-40 лет назад люди жили в другом государстве, с другим мироустройством, другими ценностями и взглядами. Сейчас мы живем вовремя, когда четких границ нет. К чему мы призываем человека в Православии? К каким изменениям?

– Известный философ Иммануил Кант говорил, что его не перестают восхищать звездное небо и моральный (нравственный) закон, который есть внутри каждого человека. Об этом моральном (нравственном) законе и хочется сказать, отвечая на ваш вопрос.

Общаясь с зависимыми людьми, могу твердо сказать, что все из них в тех или иных обстоятельствах жизни внутри говорят себе: «Дружище, так жить нельзя!».. Откуда у человека это знание? Ведь это и есть тот самый голос Бога в душе каждого. Да, мир меняется, но неизменной остается любовь.

Вот сегодня я читал лекцию студентам в университете и мы с ними рассуждали: в чем смысл жизни? Мы пытались перечислить те понятия, что включают в это смысловое поле. Ребята сказали, что, наверное, в это поле включается любовь. Молодые люди, у которых, простите, мозги перевернули наизнанку, которым втолковывают, что такое сейчас супружеский союз, говорят про любовь, про дружбу!..

Какими бы ни были внешние обстоятельства жизни, то, что находится внутри нашей человеческой души, для наших врагов и тех, кто не ищет Христа, непонятно: они не видят и не понимают происходящее внутри человеческой души. Поэтому и непостижим для них русский характер, поэтому и непонятно им то, чем руководствуются русские люди в своей жизни. Они не понимают, почему, несмотря на давление и усилия, направленные на развращение и разрушение, мы почему-то еще есть.

Да потому, что есть вечные ценности, о которых мы говорим: то, что мы называем базовыми национальными ценностями, нравственными ценностями, на чем, собственно, базируется наша гражданственность, наша государственность – то, что называют гражданской идентичностью, ментальностью, русским характером. Это то, что есть внутри каждого человека. И это внутреннее состояние определяется взаимосвязью человека с Богом.

Пусть человек заблудился, пусть не ищет Бога, но Господь про него помнит, любит его и всегда взыщет погибшего. Эта живая связь, я убежден, неуничтожима в нас, ибо враги ее не видят и не понимают.

Она у нас есть, и это то, что нас соединяет с Богом. Вот это определяет наше бытие в этом мире, а не какие-то внешние условия, изменения. Главная задача – встретиться с самим собой; для многих встреча с самим собой бывает невыносима, но от себя никуда не убежишь.

Мне недавно попалась информация одного батюшки, которая называется «Откровения с ковидной койки»: человек находится, можно сказать, на смертном одре и пытается размышлять. Ему совершенно очевидно, что он находится на пороге вечности, он еще через него не перешагнул, но уже вплотную к нему подошел. Когда ты сталкиваешься с такими обстоятельствами, как никогда открывается твоя сущность: все наносное сразу куда-то девается, и остается то, что не может быть подвержено никаким внешним изменениям. Это находится в нашей ментальности, нашей генетической памяти, нашем психотипе и просто неуничтожимо для нашего народа. Пока мы живы, пока есть наша живая связь со Христом, Господь нас не оставит и даст нам силы преодолеть любые жизненные испытания. Это не зависит от силы человека, но зависит от личного расположения человека к Богу.

Очень глубокую мысль в свое время выразил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в своем труде «Я полюбил страдание»: когда человек понимает смысл страданий, трудностей (не силу их, не последствия, которые они проявляют в его жизни) и ради чего Господь их попускает, тогда и начинает меняться человеческая личность.

Спасибо большое за такие глубокие ответы. Следующий вопрос: «Если нет денег, как я могу помочь своему ребенку бросить пить?» Не говорится о возрасте ребенка, о ситуации...

– Следуя логике, «ребенок» пьет потому, что есть деньги. Я глубоко убежден из своего практического опыта, что к материальным ценностям это не имеет абсолютно никакого отношения: не от количества денег зависит, пьет человек или не пьет.

Один из батюшек, который стал заниматься трезвостью, на вопрос, почему он стал этим заниматься, рассказал несколько случаев. Однажды приехал к нему на приход черный мерседес. Вышел мужчина, открыл багажник, а там находился его связанный сын. Мужчина достал из кармана пачку долларов и говорит батюшке: «Батя, сколько тебе дать, чтобы ты из него человека сделал?» Вот у человека есть деньги, однако сыну он помочь не может.

Другой пример. Пришла к нему как-то одна женщина, у которой сын страдает от зависимости. Раз пришла – батюшка ей сказал молиться. Второй раз пришла: мол, что такое молиться? И в сердцах заявляет: «Да что вы за Церковь такая! У меня сын погибает, а вы мне только молиться предлагаете и больше ничем помочь не можете»… Не понимает женщина смысла молитвы. Если бы не было материнской молитвы, о которой Амвросий Медиоланский сказал, что она со дна моря достает, тогда и не спасались бы наши сыновья, мужья и отцы.

В первую очередь женщине, задавшей вопрос, хочу сказать: не от денег зависят изменения в жизни. Более того, как говорят современные психологи, причина пьянства сына – взаимоотношения с матерью. Эти отношения за деньги не выстроишь. Их на деньги можно поменять, а вот восстановить эти отношения без денег – первостепенная задача, которую я предложил бы осознать как необходимость.

Как помочь? У нас на приходе, например, мы регулярно организуем курсы для родственников, и денег никаких совершенно не надо.

Чуть подробнее расскажите об этом.

– Наш приход святителя Николая находится в городе Екатеринбурге на ул. Куйбышева, 39, при Уральском государственном горном университете. В следующем году у нас будет знаменательное юбилейное событие: 145 лет назад в нашем храме была отслужена первая Литургия. При храме существует Общество трезвости.

Вход в храм с улицы? Не надо заходить через административное здание университета?

– Идешь по улице – и сразу дверь в храм: нужно только хотеть ее найти и открыть. Вспоминается фреска из истории: человек находится в доме, все кругом перевернуто, бардак, он совершенно изможденный. Стена, и со стороны улицы в дверь стучит Господь. С богословской точки зрения, на фреске немаловажная деталь – ручка на двери есть только с внутренней стороны: если ты хочешь, чтобы Господь вошел в твою жизнь, ты должен сделать какое-то действие Ему навстречу.

В рамках деятельности нашего Общества трезвения мы работаем с людьми, которые осознали свою проблему в себе или своих близких и верят, что Господь может им в этом помочь. У нас работают достаточно профессиональные психологи. Совместно с Русской христианской гуманитарной академией мы несколько лет организовывали магистерскую программу по профилактике аддиктивного поведения, наши психологи закончили эту программу, написали свои исследования: они этой деятельностью занимаются не по книжкам, а по жизни. Буквально сегодня у нас начинается очередной цикл таких бесед для родственников. Они начинаются в 18 часов в храме. Кому интересно – можете позвонить или прийти в храм Святителя Николая на ул. Куйбышева, 39, г. Екатеринбург. Беседы проходят на 2-м этаже.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс