Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1135) → Священник Константин Корепанов: Видение своих грехов и есть действие благодати Святого Духа

Священник Константин Корепанов: Видение своих грехов и есть действие благодати Святого Духа

№46 (1135) / 2 декабря ‘21

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №№ 31, 34 (2020 г.) – №№ 23, 25–29, 31–36, 38–39, 41–45 (2021 г.)

Продолжаем читать 2-й том «Добротолюбия», Слово о трезвении преподобного Исихия. В прошлый раз мы читали 65-й абзац, где говорится о необходимости ежедневного покаяния.

Покаяние мы встречаем в молитвах вечернего правила (с перечислением своих прегрешений, падений). И никто не возражает против чтения этих молитв, покаянного 50-го псалма – все более или менее относятся к этому с пониманием: раз уж это включено в молитвенное правило, нужно читать.

Все ежедневное покаянное правило в той или иной форме исполняют, но с еженедельным покаянием – Исповедью – возникают проблемы. Оно возмущает людей: «Зачем исповедоваться каждую неделю? Я же нормально живу, не творю смертных грехов».

В определенной среде постоянно индуцируется идея, что Исповедь вообще не нужна и это чистая формальность, не имеющая никакого значения: это только формализирует подход человека к причащению.

На самом деле еженедельная Исповедь как раз свидетельствует человеку, жив или мертв он духовно.

Если для него еженедельная Исповедь формальность, он духовно мертвый человек. А если она для него – раскаяние в собственных грехах перед Богом, он духовно живой человек.

Собственно, видение своих грехов и есть действие благодати Святого Духа и свидетельствует, что свет Божий действительно просвещает, обличает меня в моих неправдах.

Апостол Иоанн Богослов ясно указывает: если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас. Тогда нам Христос не нужен.

Если я от всего сердца не могу произнести перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз», – то я не должен причащаться: для чего мне это делать, если Христос мне не нужен?

Христос очищает меня от моих грехов, неправд, страстей: Его Кровь и ходатайствует за меня, и очищает, и освящает меня. У меня всегда есть множество грехов – их я сделал в течение одного, трех, десяти дней. Я вижу их, раскаиваюсь в них, вижу свою самость, своеволие, гордыню, отрекаюсь от всего этого и прошу Христа исцелить мое сердце.

Если я не вижу своих грехов, зачем я причащаюсь? Ведь мы причащаемся «во оставление грехов»: чтобы в конце концов победить свои грехи, страсти, необходимо ежедневное, еженедельное покаяние и причащение Тела и Крови Иисуса Христа.

Если я не вижу своих грехов и мне не в чем каяться, значит, я во мраке. Или – что еще хуже − я настолько нахожусь в самообольщении, что начинаю думать: у меня вообще нет никаких нарушений, прегрешений и неправд. Если даже в ангелах Бог видит недостатки, то кольми паче в нас...

Мы знаем из писаний святых отцов (будь то преподобный Серафим Саровский, святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Амвросий Оптинский, праведный Иоанн Кронштадтский), что они ежедневно плакали о своих грехах: в таком случае, естественно, нет никакой проблемы плакать о грехах еженедельно – для святых Исповедь всегда превращалась в покаяние. Эти люди засвидетельствованы от Бога святостью, они принимали приходящих людей, которые видели в них отблески благодати Святого Духа, и тем не менее даже они плакали о своих грехах, знали, в чем исповедоваться, и раскаивались в своих согрешениях (будучи даже священниками или епископами).

А мы, видите ли, не можем найти, в чем каяться.

Мы приходим на Исповедь и говорим: «Вроде, ничего такого не было – все хорошо». Как же – хорошо? Ты не видишь своих грехов – значит, ты слеп. Проси у Бога, чтобы Он открыл тебе твою гордыню, самоволие, самоугодие: все множество твоих неправд.

Если мы действительно пребываем в благодати, ищем Бога, нам всегда есть в чем каяться перед Ним. Даже если бы мы причащались каждый день, все равно перед Причастием мы бы находили, что со слезами исповедовать Богу, а е если этого не происходит, значит, проблема в нас, а не в Исповеди. Мы не можем не согрешать.

Я понимаю, что нашему гордому и тщеславному сердцу очень хочется однажды вздохнуть и сказать: «Ну, наконец-то! Сегодня у меня нет никаких грехов». Это прелесть, ведь в этот момент мы умираем для Христа: Христос пришел в мир спасти грешников, а если мне кажется, что сегодня я совершенно ни в чем не согрешил, это свидетельствует только о моей слепоте, самомнении – о том, что я в прелести и настолько обольщен, что не вижу, насколько я наг, беден, нищ, уродлив, насколько мне нужна исцеляющая благодать Божия.

Часто люди подходят к Исповеди еженедельно (они прекрасно видят свои грехи, слава Богу), но их смущает, что они каются в одном и том же.

Видеть, что мы грешим, хорошо. То, что из недели в неделю грехи повторяются, − это тоже хорошо: к прежнему перечню грехов не добавляются новые – слава Богу, что мы, прожив неделю, не согрешили к смерти.

Вновь и вновь молитвенно исповедуясь в своем грехе, прося об исцелении, прощении, мы свидетельствуем Богу: «Господи, прошла неделя, и я по-прежнему ненавижу этот грех и не хочу его делать. Очень прошу Тебя, помоги мне смириться. Исцели мою душу, страстно привязанную к этому греху».

Мы приходим на Исповедь не чтобы засвидетельствовать свою чистоту – мы приходим на Исповедь засвидетельствовать свою грешность. И мы вновь и вновь говорим, сокрушаясь и плача: «Да, я по-прежнему грешник. Но я по-прежнему ненавижу свой грех и себя за то, что грешу. Я прошу Тебя, Господи, исцели мое больное сердце».

Из недели в неделю сокрушаясь и плача о своем грехе, мы постепенно смиримся и поймем, насколько мы бессильны, немощны и горды. Смирившись, мы получим благодать, исцеляющую нас от греха.

Абзац 66: «Другой же некто, также из мудрых в Божественных вещах, сказал: «начало плодоносия – цвет, а начало деятельной жизни – воздержание». Воспримем же воздержание и притом мерою и весом, как учат Отцы, и весь день двенадцатичасный будем проходить в хранении ума. Действуя так, мы при помощи Божией, с неким себя нуждением, возможем угасить и умалить в себе зло. Ибо с нуждением себя стяжается добродетельное житие, за которое дастся Царствие Небесное».

Как мы видим, трезвение очень сильно связано с воздержанием – причем воздержание здесь нужно понимать не только как воздержание от пищи (действительно, человек, воздерживаясь от пищи, не просто ел постную пищу, а вообще ничего не ел).

Здесь имеется в виду еще и хранение чувств – в первую очередь глаз, слуха и языка. Если человек научился их обу-здывать, воздерживать свое чрево, его трезвение становится сильным, волевым, ясным: он отчетливо видит приближающийся злой, лукавый помысел. Он во всеоружии, бодр, готов заметить и отразить нападение врага – ум его тверд, крепок, собран, во всеоружии и готов к отражению любых вражеских действий.

Каждый знает по опыту своей жизни, что невоздержанный человек (особенно в еде, в чувствах, много говорящий и смеющийся, смотрящий по сторонам, непрестанно все слушающий – от песен и музыки до слов людей) становится расслабленным – падким на соблазн: ему труднее им сопротивляться, ведь его воля слабеет. Он ни в чем себе не отказывает, ибо привык к этому.

Ум, увидев приближение некоего помысла, искушения, должен тут же его отодвинуть. Если человек овладел навыком воздержания и имеет силу не допускать врага до своего сердца, то и его уму будет проще отвергать все, что пытается войти в него. Это очевидно.

Если человек видит вкусную еду и не может от нее отказаться (хотя недавно ел), видит алкоголь − и сразу пьет, видит вещь − и сразу хочет ее, то его ум, не способный сопротивляться соблазну, не сможет сопротивляться более сильным искушениям, которые ждут человека во внутреннем делании.

Ум не может караулить сердце и не допускать туда злых помыслов, если он невоздержан по существу.

Невоздержанный ум неизбежно становится расслабленным. Он приобретает точно такое же состояние, как невоздержанный охранник, который хорошо поел, – а тут пришли враги и не в состоянии мобилизоваться, отреагировать на вторжение: он расслаблен – слишком насыщен, чтобы исполнять то, ради чего он здесь находится.

Когда человек не отказывает себе в своих телесных и душевных потребностях, если его ум не может дать ему сигнал, что надо воздержаться, то, естественно, и с более сильными внутренними движениями он поступает точно так же: всегда уступает.

Чтобы ум имел силу трезвиться, не отступать, сопротивляться помыслам, которые хотят отвергнуть нас от Христа, в первую очередь надо научиться воздержанию во всех смыслах.

Самое простое – воздержание чрева. Человек должен уметь умом отражать искушения красивых, вкусных блюд: если он видимый соблазн отразить не может, то тем более не сможет отразить и невидимый соблазн. Не умея с этим справиться, он в итоге становится неспособным к какому-либо трезвению.

Мы не можем отказаться от пищи вообще. Жили бы мы где-нибудь в пустыне, это было бы проще: вокруг тебя просто нет пищи, вкусных запахов, – все вокруг тебя едят скудно, и после определенных усилий это уже не волнует человека. Но как это сделать, когда ты живешь в миру: кругом вкусные запахи, люди очень много едят, им все хочется попробовать, нужно готовить еду?

Чтобы учиться воздержанию, надо начать с регламентации своих приемов пищи.

Надо самому, помучившись некоторое время, определить меру еды и четко расписать ее прием в соответствии с графиком работы, семейной жизни. Скажем, есть дважды в день, но в одно и то же время – и только определенное количество пищи. Если удастся установить регламент и соблюдать его, тогда у человека появятся волевые установки, за которые он не сможет выйти.

Пока такого регламента нет, захотелось мне есть – я ем. Чем-то вкусным пахнет – мне кажется, что я снова хочу есть. И человек может поесть и 4, и 5 раз в день (причем плотно), но ему все кажется, что он хочет еще.

Когда же он устанавливает время (скажем, должен поесть в час и в 6), а в остальные часы ничего не ест (ему хочется, но он воздерживается), это поможет ему не только воспитать волю, но и отрезвить ум, сделав его способным к собственно духовному деланию.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс