Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1135) → Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Надо быть добрыми

Епископ Ейский и Тимашевский Павел: Надо быть добрыми

№46 (1135) / 2 декабря ‘21

Архипастырь

Вопрос: «Преподобный Силуан говорит: „Держи свой ум во аде и не отчаивайся“. Как понимать эти слова?»

– Там, где он об этом говорит, он приводит пример преподобного Антония Великого: тот достиг высокой степени святости, но у него появился помысел, что он самый великий подвижник на земле. Тогда Господь смирил его, говоря: «Есть в Александрии некий кожевник, который гораздо выше тебя». Преподобный Антоний собрался, пошел в этот город, нашел этого мастера, представился и попросил его дать поучение. Кожевник, конечно, очень удивился тому, что к нему пришел столь великий святой, и по своему смирению считал себя недостойным поучать святого. Но преподобный говорил: «Я пришел ради тебя из пустыни, покажи мне свое делание». Тогда кожевник сказал, что каждое утро он произносит: «Все в этом городе спасутся, один я погибну». Тем самым он смирял свой помысел. Чтобы не впасть в отчаяние, была и мысль, что ради таких грешников и приходил Господь на землю. Все это выливалось в смиренную молитву о спасении души.

Преподобный Силуан говорит, что помысел, которому научился преподобный Антоний у этого кожевника, очень важен. Для всех подвижников важно иметь такой же помысел, то есть считать себя хуже всех людей.

История появления именно этого учения в жизни Силуана Афонского такова: он молился весь день, кроме того работал, а ночью совершал бдения и видел, что во время молитвы его начинают окружать бесы. У него была икона Спасителя – он, смотря на эту икону, хотел даже сделать земной поклон и умолить Его, чтобы бесы не мешали. Один из бесов встал перед этой иконой, чтобы принять поклонение себе. Тогда преподобный Силуан сел и сказал: «Господи, я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что мне делать». Господь ответил: «Гордые всегда так страдают». Преподобный попросил научить его смирению, и тогда Господь сказал ему: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Это состояние мысли, ума человека, настрой, когда он считает себя достойным ада, но чтобы не отчаиваться, нужно уповать на Божию милость.

Собственно, из всего Евангелия следует, что мы люди грешные, но Христос пришел спасти таких грешников, как мы. Если будем считать себя праведными или выше кого-то, это уже превозношение – Спаситель нам уже не нужен. Чтобы получать от Бога помощь, нужно осознать себя нуждающимся в этой помощи, считать, что ты достоин ада, но умолять Бога о помиловании. Это смиряет душу, а где смирение, там и благодать приходит в сердце человека. Так совершается спасение людей.

Вопрос о России: «Русь всегда называли Святой. Но если смотреть на современную действительность, видно повальное безбожие, потребительство, любовь к комфорту. Можно ли так говорить о России или это – только ее славное прошлое? Существует ли сегодня Святая Русь?»

– Действительно, мы сами, видя свою жизнь, не можем сказать, что живем свято, достойно наших великих предков. Русь стали называть Святой при преподобном Сергии Радонежском, когда он сам, его ученики и ученики его учеников открыли около 150 монастырей.

Вся жизнь даже простых селян, мирян зачастую регулировалась жизнью монастырей. Люди старались переселиться поближе к ним. Многое из того, что написано в «Домострое», взято из монашеской жизни, как и сам церковный Устав.

Люди жили высокой духовной жизнью, даже миряне. Но были и периоды ослабления: в петровские времена, во времена Екатерины Великой было мало преподобных. А потом – вновь всплеск святости, связанный с появлением святого Паисия Величковского, Саровскими, Оптинскими, Глинскими старцами. Монастыри вновь стали местом притяжения для благочестивых мирян, среди них вновь стала популярна аскетическая литература, и во многих храмах жили довольно строгой жизнью.

Сейчас монастыри существуют, их открылось очень много. Конечно, нельзя сказать, что духовная жизнь в монастырях восстановилась в полной мере. Зачастую они открывались, не имея четкой преемственности, духовного руководства. Поэтому мы не совсем дотягиваем до названия «Святая Русь», но пусть даже название будет для нас путеводной звездой, чтобы мы старались в своей личной жизни, деятельности соответствовать жителю Святой Руси. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи». Сейчас нужно, чтобы каждый из нас заботился о том, чтобы Русь вновь стала называться Святой.

Такой вопрос: «Со мной произошло Божие чудо. Стоит ли этим делиться, не боясь быть осмеянной? Ведь у христианина есть задача свидетельствовать о Христе и чудесах, происшедших в его жизни».

– В первую очередь нужно посоветоваться с духовником, который должен быть у каждого мирянина и священника, объяснить ему, в чем заключалось это особенное событие, и спросить: «Как мне поступить?» Мы же рассказываем о том, что видели удивительные события по Промыслу Божию – это нас радует, нам хочется этим поделиться, и нехорошо скрывать такие дела Божии.

Но священник может рассудить, что не стоит говорить об этом. Может быть, это слишком личное дело, и если станет известно другим, пользы не принесет. В этом случае нужно прославить Бога и умолчать об этом. Я думаю, духовник даст правильный совет.

Вопрос: «Не могу простить обидчика. Пытаюсь от всего сердца забыть причиненную боль, и в спокойном состоянии все получается – я даже проявляю доброжелательность по отношению к этому человеку. Он же, в свою очередь, продолжает всячески выказывать мне неприязнь. В эти моменты, помимо моей воли, в душе вспыхивают и обида, и возмущение, и желание поставить его на место. Но сил хватает только промолчать. Эта ситуация изматывает, даже вызывает отчаяние. Что мне делать?»

– Вопрос очень хороший. Здесь, с одной стороны, мы видим усердие вопрошающего, с другой стороны, его немощь, и с третьей стороны – осознание этой немощи. В общем-то, человек уже стоит на хорошем пути.

Есть очень хорошее изречение святого Иоанна Златоуста. Он говорит, что, если у нас в сердце нет любви, нужно понуждать себя делать дела любви – и, видя наши старания, Бог положит в наше сердце любовь.

Эта женщина, христианка, делает правильно, хотя, может быть, и не с великим горением: она понуждает себя делать добрые дела по отношению к тому человеку, понуждает себя терпеть его немощи, высказывания в ее адрес. Все это правильно. Но нужно еще молиться, чтобы Господь Сам водворил мир.

То, в чем она сейчас сознается, называется злопамятностью. Все это было, в общем-то, уже давно и вроде бы уже забыто, но время от времени, особенно во время искушений, прошлая обида вспоминается. Поэтому нужно не только стараться с этим человеком беседовать при встрече, но и на службах или на правиле просить Бога, чтобы Господь исцелил наше сердце, чтобы у нас не было злобы, и творить добрые дела. Кроме того, за того человека нужно всегда молиться, чтобы Господь, создавший его и проливший за него Свою Честную Кровь, по Своей милости устроил спасение обидчика.

Надо полюбить его, как самого себя. Вот странное понятие: себялюбие – грех, но любить себя надо, ибо в Евангелии говорится: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Соответственно, себя надо любить.

А как любить себя? Надо себя любить так, как любит нас Христос, то есть любить как Божие творение, искупленное кровью Христа. Именно так мы должны любить себя и того человека. И мы должны в чем-то его даже оправдывать пред Богом: «Господи, он хороший, помоги ему. В моем сердце злоба. Прости его, что он так поступил».

Самое благодатное время молиться за человека – когда он нас обижает. Тогда молитва наша самая сильная. Нужно использовать такие моменты. Только он нас чем-то обидел, давайте сразу за него искренне молиться, – тогда Господь уврачует эту рану.

«Как присутствует в нашей жизни ангел-хранитель? Имеют ли ангелы вечную жизнь? И изменяется ли их количество?»

– Интересный вопрос. Количество ангелов не меняется: Господь сотворил определенное число ангелов, но не сказано – сколько. Когда случилась эта трагедия, катастрофа на Небе, когда возмутился один из высших ангелов, говорят, что треть ангелов поддержала бунтовщика, и с тех пор их природа, скажем так, извратилась, они стали злыми. Мы называем их бесами, демонами, злыми духами.

Остальные ангелы утвердились в добре и теперь уже изменений в плане уклонения от добра претерпевать не будут. Но ангелы Божии, святые ангелы постоянно совершенствуются в добре: они, постоянно созерцая славу Божию, все больше и больше стремятся к Богу.

Некоторым кажется, что в раю скучновато: «Там нет забот, нет работы, ничего нет – что там делать?» На самом деле каждое мгновение в раю наполнено великими событиями, открытиями: Бог каждое мгновение открывается по-новому и для ангелов, и для спасенных душ.

У ангелов есть своя иерархия, они подражают друг другу и Богу, Творцу. Во время Крещения каждому человеку дается ангел-хранитель – потом мы его увидим: когда мы умрем, он будет принимать нашу душу на свои руки и будет сопровождать ее по мытарствам с еще одним сопровождающим ангелом. Мы увидим того, кто охранял нас всю жизнь, кого мы, наверное, не раз печалили...

Конечно, он подражает Богу в человеколюбии. Конечно, он печалится, когда мы нарушаем заповеди Божии, и радуется, когда мы молимся. Он непрестанно воссылает за нас молитвы. В «Отечнике» сказано, что, когда человек читает Иисусову молитву, его ангел-хранитель на каждую молитву отвечает: «Бог да помилует тебя, чадо».

Он наш спутник по жизни, который радуется о наших добрых поступках и печалится о поступках злых, и его никто не может от нас отогнать, кроме нас самих: если мы совершаем плохие поступки, то, как говорят святые, душа издает некий духовный смрад, который ангел не может терпеть, и он удаляется от нас. Тогда мы становимся более беззащитными, и демон радуется такой нашей жизни. Даже одна плохая мысль может отогнать от нас ангела-хранителя, а так он во всем нас защищает, предстательствует за нас и будет нас сопровождать и на Страшном Суде, и на мытарствах.

Следующий вопрос как раз в продолжение того, что в раю может быть скучновато: «Многие люди воспринимают христианство как нечто довольно мрачное, имеющее много запретов, в том числе и запрет на веселье. Как же можно веселиться, не согрешая?»

– Святой преподобный Серафим Саровский, величайший аскет, отшельник, молчальник, говорил своим духовным чадам: веселость не грех.

То есть когда человек имеет веселый нрав, веселое настроение, это не грех. Но надо понимать, о чем можно веселиться. Некоторые веселятся потому, что над кем-то совершили злую шутку, кому-то плохо, – или выиграл человек в лотерею, и ему радостно от этого. Есть суетные поводы для веселья. Выиграла какая-нибудь спортивная команда – и человек радуется, у него весь вечер хорошее настроение, он веселится, празднует это… Это все земное, и человек свои эмоции расходует на это.

А есть другое веселье, когда в жизни произошло радостное событие: встреча с любимыми людьми после разлуки, или болевший долгое время выздоровел, и об этом радуются его родные и так далее.

Самая высокая радость, конечно, – веселье о Боге, когда человек, живя здесь, на земле, получает некую свободу от действия страстей или получает благодать. Она уже по-настоящему веселит. И многие другие радости можно назвать попыткой заменить эту радость: каждый внутри себя скучает по Небесной радости, по радости богообщения, радости чистоты совести и сердца.

Когда скучно жить, человек ищет естественную или греховную замену этой радости. Ищет радость в земных, порой явно греховных событиях, явлениях. В частности, злоупотребление всякими веществами – это тоже попытка получить радость, веселье. Вроде бы человеку весело, но на самом деле это ему на пагубу. Когда закончится веселье, получится обратный эффект − печаль, уныние, отчаяние. Те, что хотят веселиться такими греховными радостями, затем нередко сводят счеты с жизнью, ведь это все временно, и человек истощается.

Для христиан радость и приобретение – Христос. Нам радостно, когда мы молимся Богу, общаемся со своими ближними, читаем Священное Писание. А когда Господь посещает нашу душу, тогда наше веселье неизреченно. Мы радуемся даже, когда терпим напраслину. Тогда на какое-то время ослабляется в нас действие страстей, и Господь дает радость на сердце. Когда нам удается с Божией помощью добро сделать человеку, это тоже хорошая радость, хорошее веселье.

Если в вопросе имеются в виду праздники (допустим, не греховно ли это), то, конечно, христиане собираются для празднования дней рождения, церковных праздников или того же Нового года. Но христиане не должны иметь радости вне Бога: каждое наше веселье должно сочетаться с будущим Небесным весельем, с будущей Небесной радостью, должно быть отголоском той радости – это насыщает душу, и душа возрастает. В раю каждая душа ощущает, что Господь общается именно с ней. И душа от этого удивляется, умиляется Божией милости.

Силуан Афонский, когда Господь даровал ему благодать, даже сказал: «Господи, как Ты, Создатель мой, Спаситель, со мной, грешным человеком, общаешься? Убавь Твою благодать, ведь душа моя тает от любви Твоей». Вот это настоящее веселье.

«Как научиться доверять Богу, чтобы фраза „все в руках Божиих“ не воспринималась как фраза-клише?»

− Бывает, что христианин произносит некоторые слова, но своей жизнью, своими поступками не может их подтвердить. Конечно, нужно сначала осознать, что Господь − Творец всего. Он, Спаситель мира, отдал Свою кровь за нас, на Кресте принес Себя в Жертву.

Конечно, все, что нам необходимо, Он как Милостивый Бог, любящий Отец, Спаситель нам подаст. Зачастую то, чего мы сами желаем в жизни получить, над чем работаем, к чему стремимся, − это неправильные цели, неправильные желания. И в этом плане нужно больше доверять Богу: Он однозначно мудрее нас, Он нас любит, и Ему лучше известно, что нам подать.

Бывает, что интеллектуальное убеждение себя в этом не всегда срабатывает. Душа не совсем откликается, сердце не доверяет Богу. Здесь нужно молиться об укреплении этого, доверять Богу, приносить искреннее покаяние. Тогда Господь, видя наше стремление, дарует нам великую надежду на Него, и мы уже искренне будем говорить: «Все в руках Божиих».

«Часто слышу фразу „послушание выше поста и молитвы“. Это значит, если ты послушен, можно не поститься и не молиться? Как это все согласуется?»

− Да, этой фразой люди злоупотребляют. Допустим, чтобы не идти на службу, не молиться, они выпрашивают себе какую-то легкую работу. А себя успокаивают: «Послушание выше поста и молитвы!»

Здесь речь вот о чем: если человек не слушается и не пытается свой грех компенсировать молитвой (или, наоборот, думает так: вот попощусь – и мои непослушания исправятся), то это неправильный путь. Нужно иметь послушание Богу и наставникам. Сейчас, конечно, святые наставники встречаются крайне редко, поэтому совет духовного руководителя или наставника нужно сверять с Евангелием и с учением святых отцов, чтобы не согрешить, – ведь может быть недостаточно опытен сам духовник… Надо действовать по совету святителя Игнатия (Брянчанинова): нужно аккуратно все проверять. Но не с наглостью говорить: вы не правы, надо посмотреть по Евангелию, по святым отцам – и тогда принимать послушание.

В монастырях бывает так: все идут на службу, но некоторым братьям необходимо идти готовить трапезу. Но тем не менее они должны не расслабляться, а бывая телом на послушании, умом своим быть на службе. Даже очень хорошо, если такой брат будет укорять себя и говорить: «Все достойные стоят на службе, а я по своим грехам не сподобился этого». Посланные на эти труды так и спасались. Например, один святой все время топил печку, смотрел на огонь и говорил: «Все на службе, а мне гореть в таком огне». То есть держал ум свой во аде, но не отчаивался.

Из монастырской жизни я помню, что действительно во время богослужения некоторым братьям необходимо выполнять важные послушания. Но нельзя этим злоупотреблять. Если дело можно отложить на некоторое время, то его надо отложить и идти на службу и молиться. Кроме того, если поставили на какое-то послушание во время службы, нужно себя укорять. Можно творить Иисусову молитву во время послушания и без молитвы не оставаться.

Вопрос: «Мы переехали в новый дом. Живем нормально, без проблем. Обязательно ли нужно освящать жилище?» Видимо, человек считает, что освящать надо, когда есть какие-то проблемы.

– Более того, многие люди считают, что если нет проблем, то и в храм ходить не нужно: в храм ходят лишь те, у кого есть проблемы. Отчасти это так, но почему это происходит? Потому, что человек, не имея общения с Богом, не видит проблем... Верующий человек всегда видит проблему – осознает, что находится в грехах и что надо просить у Бога спасения и милости и надо трудиться для спасения. А неверующий считает, что к Богу надо обращаться только когда существуют материальные проблемы, или кто-то заболел, или семейные неурядицы случаются. Но у человека должны быть более высокие стремления, тогда жизнь будет правильной.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс