Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, практически все наши телезрители знают, что в Церкви есть иерархия (епископы, священники, диаконы), а как функционирует Церковь как объединение епархий, приходов, понятно не всем. Именно об этом хотелось бы сегодня поговорить на примере Выборгской епархии. Расскажите, пожалуйста, каким образом соотносятся приходы? Что такое благочиния? Что такое Епархиальное управление?
– Церковь устроена по принципу выстраивания вертикали, как сейчас многие говорят. Но вертикаль выстроена от главы Русской Православной Церкви – Патриарха – к Правящему архиерею, от Правящего архиерея через благочинного – к приходам, и дальше уже идет приходская церковная жизнь. Епархию возглавляет епископ, или архиепископ, или митрополит. Но в связи с изменениями в Уставе Церкви (они были совершены практически недавно) появились еще и так называемые митрополии, в состав которых входят небольшие епархии. Епархию возглавляет Правящий архиерей, а его помощники – благочинные: те, кто возглавляет церковные округа по принципу деления районных центров (или в одном районе может быть несколько благочиний).
Благочинный – это священник?
– Да. Приходы тоже возглавляют священники, которые через благочинных подчиняются Правящему архиерею. И плюс в структуре епархии существуют различные подразделения – так называемые епархиальные отделы, комиссии, работающие уже по направлениям (социальное, миссионерское, молодежное, образовательное) – это все входит в саму структуру Епархиального управления.
Епархиальное управление – место, где находится административный церковный центр и откуда идет управление приходами. Обычно это либо областной город, либо какой-то крупный районный город.
И есть документ, регламентирующий всю эту деятельность?
– Есть ряд документов. Есть епархиальный устав, где конкретно прописано, как выстраивается модель формирования православного прихода: от прихода – к благочинию, от благочиния – к Правящему архиерею.
И это для всех епархий одинаково?
– Для всех епархий. Есть еще ряд архиереев, которые носят титул викарных архиереев, но они тоже подчиняются Правящему архиерею, если имеются в той или иной епархии или митрополии.
А если начать снизу? Приход ведь тоже имеет в себе некое устройство – это же не только настоятель и прихожане… Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Любой приход возглавляет настоятель. Настоятель – председатель приходского совета. Еще в состав совета входят миряне, которые избираются на приходских собраниях путем голосования. Совет может состоять из разного количества людей, в зависимости от активной деятельности мирян: не просто избрали членов приходского совета, и они таковые формально, на бумаге. Чаще всего это приходской актив – люди, уже осуществляющие в приходе различную деятельность.
В более крупных приходах есть ответственные люди (может быть, даже из числа приходского собрания или совета), которые тоже ведут социальное, молодежное, образовательное направления. Конечно же, есть бухгалтерия, своя ревизионная комиссия: что-то необходимое, что должно быть при существующей приходской организации.
Каждый приход имеет юридическую регистрацию – это юридическое лицо (в Минюсте имеет свой номер, зарегистрированный устав), но в составе той или иной православной епархии.
А кому принадлежит храм?
– Храм принадлежит епархии Русской Православной Церкви.
Значит, простой человек, который попадает в приход и хочет себя как-то активно проявить, может даже попроситься вступить в приходской совет или собрание?
– Может. Или сам настоятель вправе предложить включить кандидатуру того или иного мирянина в состав приходского собрания или совета: это приемлемо. Изменения в структуре прихода происходят раз в 3–4 года, но собрание проводится ежегодно, по мере необходимости. И поэтому управление имеет вполне реальную форму работы.
Для простого мирянина принципиально ли, в какой епархии он находится? Нужно ли ему об этом знать, задумываться? Имеет ли он какую-то ответственность перед своей епархией?
– Разные бывают миряне. Одни приходит в храм Божий раз в год и тоже могут называть себя мирянами, которых заботит жизнь епархии. А другие – постоянные прихожане своих приходов и уже знают имя своего Правящего архиерея, епархиальную историю, структуру. И поэтому самое главное, что должно быть важно, – не в какую епархию ты входишь, а насколько являешься православным христианином: как часто причащаешься. Бывают случаи, что человек выдвигает претензии, называет себя активным членом прихода, а начинаешь задавать вопрос, когда в последний раз причащался, – и он судорожно перебирает в голове: когда же это было в последний раз и было ли вообще в этом году? Но себя заявляет с позиции активного участника жизни прихода.
Знать название епархии необходимо. Тем более есть некоторые вопросы в отношении личной жизни людей (отпевание самоубийц или церковное расторжение брака), которые решаются в Епархиальном управлении той или иной епархии.
Как простому человеку понять, к какой епархии он относится? Достаточно просто знать свой храм или присутствовать на богослужениях?
– Сегодня это не так проблематично – есть интернет: открой и посмотри, на территории какой епархии расположено то поселение, где ты живешь. Наверное, более проблематична в этом отношении наша епархия, принадлежащая к Санкт-Петербургской митрополии. Мы знаем, что в летний период место жительства людей перемещается в область, и это может быть любая областная епархия. Люди живут на дачных участках в СНТ (это сейчас очень развито), а в зимний период возвращаются в Петербург. Здесь, конечно, трудно определить, к какой части епархии ты относишься: к Санкт-Петербургской, Выборгской, Тихвинской или Гатчинской. В зимний период люди возвращаются в Петербург.
Даже заходя в храм, слыша произнесение имени Правящего архиерея, ты уже понимаешь, где ты: если ты случайно попал Промыслом Божиим в ту или иную епархию, то можешь определить ее, переступив порог храма и услышав особые молитвы, которые возносятся о здравии Правящих архиереев той или иной епархии.
На ектении, на великом входе.
− Я думаю, распознать, где ты находишься, не представляет трудности, поскольку даже при входе в храм висит опознавательный знак: «Приход такого-то храма такой-то епархии Русской Православной Церкви».
Тогда от противного вопрос: как распознать, например, раскольников?
− Раскольников распознать, наверное, сейчас тоже не проблема. Опять же зайдя в храм, уже почувствуешь, где находишься: это может быть внутренняя обстановка, какие-то части богослужения сразу об этом говорят. Но это ясно для сведущего в церковной жизни.
Ни один раскольник (или, так сказать, заезжий миссионер) не объявит себя раскольником. Сектанты видны. Немножко пообщавшись с людьми, сразу, я думаю, почувствуешь, что здесь что-то не так выстраивается, что-то не то происходит. Самое главное – сегодня уже ясно, есть ли вообще как таковые сектанты на территории епархии. Может быть, их вообще не существует.
Владыка, еще хотелось бы поговорить об Епархиальном управлении. Это некое здание с рядом кабинетов, в них сидят люди, отвечающие за разные направления. Верующий мирянин, участвующий в жизни своего прихода, должен ли поинтересоваться, что это за кабинеты: приехать, походить, посмотреть? Или это лишняя инициатива?
− Если есть желающие с приходов, то они, конечно, могут прийти. Настоятель может это организовать. Или можно присоединиться в качестве рабочей поездки вместе со своим настоятелем и приехать посмотреть – а так, если все подряд будут с улицы приходить, это, наверное, будет не совсем этично. Для желающих можно организовать экскурсию, показать, как устроено Епархиальное управление.
Вопрос телезрительницы Елены, прихожанки выборгского храма Игнатия Богоносца: «Как назначают священников и распределяют их в храмы?»
− Священников назначает Правящий архиерей. Распределяются они тоже решением Правящего архиерея. Он назначает человека либо настоятелем, либо приходским священником в тот или иной приход.
Критерии различные, ведь люди разные: кто-то из духовенства имеет харизму (дар) быть руководителем и может стать настоятелем прихода, а кто-то просто исполняет свое священническое послушание, которое определяется настоятелем, и несет свой пастырский крест.
Есть мнения, как будто храм принадлежит батюшке – есть такое: храм такого-то батюшки. Но ведь это неправильно, нечестно.
− Я считаю, что это не просто неправильно. В первую очередь это дьявольское наваждение.
Любой храм − дом Божий. Он принадлежит не отцу Василию, не отцу Иоанну или еще кому-то. Он принадлежит Господу Богу: это дом Божий, а все мы – служители алтаря Господня. Это самое главное. Человеческим умом такие штампы ставятся...
Конечно, тот или иной храм или часовня принадлежат в первую очередь епархии. Но не надо забывать, что это дом Божий, а все мы яко раби неключими, которые входят в этот дом.
Владыка, Вы по смирению не говорите, конечно, об этом, но все-таки Правящий архиерей имеет право в любой момент переместить настоятеля?
− Это безусловно. Часто это не происходит, но бывают моменты, когда необходимо поменять настоятеля – изменить ставшую рутинной жизнь прихода: любой приход должен быть энергичным, активным, должен источать жизнь. Поэтому изменения происходят (и кадровые тоже). Открываются новые приходы, что порой влечет за собой изменение уже существующих приходов: переводишь священника, как более опытного, для созидания вновь образовавшегося прихода. Это все приемлемо и правильно.
Много есть примеров, когда люди при переводе священника начинают писать письма, просить, умолять оставить настоятеля: «Он такой хороший, он нас к вере привел». Я говорю: «Вы знаете, все священники хорошие, замечательные, но к ним нельзя привязываться». Такая привязанность у нас должна быть по отношению к Богу. Так бы привязываться к храмам, чтобы они были полные, чтобы причащаться каждое воскресенье, чтобы исповедников было больше: вот это я понимаю. А к священнику никогда привязываться не надо. Священник, мы с вами знаем, – лишь проводник: все равно все устраивается Промыслом Божиим. Даже перемещения − это Божия воля. И пытаться изменить ее − очень опасное дело.
Вы затронули очень интересную тему − создание нового храма. Как это происходит? От кого идет инициатива? От правительства, людей или Священноначалия?
− В первую очередь от жителей того или иного поселка, СНТ. Конечно, решение об открытии прихода непростое. Так же это было в середине 1990-х годов: вот в маленькой деревеньке просят открыть приход. Понятно, что людям нужно возрождать религиозную жизнь, иметь возможность приходить в храм, причащаться, – но там всего лишь несколько домов. А у священника семья, дети, у него есть потребности, и в итоге оказывается, что не сможет приход содержать священника. Поэтому приходится объединять приходы в один, и уже путем чередований священник посещает тот или иной приход.
Сегодня поступают такие просьбы, и сам архиерей на свое усмотрение принимает решение об открытии приходов в той или иной местности, где есть перспективы. Сейчас создаются совершенно новые сельские поселения. Там тоже в первую очередь пытаешься заложить основу церковной жизни.
Такие прошения как раз и приходят.
− Они приходят в Епархиальное управление, в канцелярию и кладутся на стол Правящего архиерея.
Здесь есть еще одна неизвестная переменная – финансовая. Начинает строиться храм, и часто сталкиваешься с таким мнением: люди думают, что средства на это выделяет государство...
− Да, такое мнение существует.
...и зарплату священникам платит государство. Владыка, как это все происходит на самом деле? На что живет Церковь, священники и Епархиальное управление?
− Эта тема уже не раз поднималась и в СМИ, и в различных дискуссиях на тему церковной жизни.
Церковь живет на пожертвования людей – это безусловно. И епархия живет на те пожертвования, которые приходы направляют на ее содержание. Потом и епархия отправляет какую-то часть на содержание всей Патриархии Русской Церкви. Поэтому строительство храмов и содержание приходов − это пожертвования людей или благотворительные взносы добрых людей. Без этого сегодня жить невозможно – у нас нет заводов, фабрик или еще каких-то коммерческих структур, но есть взносы, пожертвования, которые мы уже распределяем в своей епархии.
Это же касается строительства храмов: опять же добрые люди помогают, строят их. Они участвуют в различных социальных, образовательных и других проектах Русской Православной Церкви.
Иногда даже обидно, что священство в государстве в каком-то недооцененном положении. Есть педагогическая пенсия, есть пенсия у военных, а у священников пенсии как таковой нет.
– Нет, есть пенсия по достижению возраста (сейчас это 65 лет) – это государственная пенсия: мы оплачиваем налоговые взносы, которые платит каждый гражданин Российской Федерации, занимающийся трудовой деятельностью.
Мы осуществляем оплату и всех коммунальных платежей. Очень часто задают вопрос: «Почему требы и Крещение, свечки – все платно? Почему нельзя сделать все благотворительно?» Я всегда отвечаю: «Потому, что мы платим и за свет, и за газ, плюс налоги и многие-многие вещи, которые как граждане Российской Федерации, занимающиеся трудовой деятельностью, входящие в состав юридического лица, мы осуществляем наравне с другими».
Есть еще один миф: что храмы содержит государство.
– Есть какие-то моменты, где государство помогает в реставрации храмов (как, например, реставрация Коневского монастыря), но многие и многие вещи мы делаем сами за счет пожертвований – что интересно, пожертвования граждан тоже обложены налогом: прошли налоговую линию обложения.
Представим, что собралась группа людей, которые хотят построить новый храм. С чего им начать? С поездки в Епархиальное управление? Или с консультации юриста, поиска финансов?
– В любом случае нужно обращаться к архиерею. Для такой группы людей и юристом, и финансистом, другим специалистом все равно окажется в первую очередь Правящий архиерей – как человек, дающий право осуществлять эту деятельность. Если такое благословение получено, то дальше можно двигаться в каком-то направлении.
Чаще всего любой архиерей (какая бы ни была группа – двое или трое) задумывается о пастырском водительстве, поручает благочинному курировать до появления общины. Так делается у нас в епархии: первая поездка осуществляется к благочинному, который потом докладывает архиерею, что, возможно, будет такая инициатива. Коллегиально рассматривается этот вопрос, или сам архиерей принимает решение. Все равно последняя инстанция – архиерей.
Попрошу Вас сказать еще несколько слов: пост уже не за горами – может быть какое-то духовное наставление всем нам, собирающимся поститься?
– «Всем постящимся и непостящимся», как говорят. Действительно, быстро пролетело время после Успенского поста. Мы находимся на пороге поста, подготавливающего нас к празднику Пришествия в мир Христа Спасителя.
Будем встречать Рождество Христово, с надеждой взирая на приближение этого времени, с надеждой на то, что Господь не оставит наш народ. Даже в это непростое время, мы должны каждый день, просыпаясь, начиная свой день, говорить о том, что мы выносим из этой жизни, насколько становимся ближе к Богу.
Дай Бог, чтобы дни Рождественского поста помогли нам приблизиться, стать ближе и роднее Богу.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.