Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1133) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Бояться надо не смерти, а пустой жизни»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Бояться надо не смерти, а пустой жизни»

№44 (1133) / 15 ноября ‘21

Беседы с батюшкой

Приезжайте в Покровский храм, где две с половиной тысячи метров византийской мозаики, копия Гроба Господня, места Рождества Христова и других величайших христианских святынь. Приезжайте и к мощам преподобных Оптинских старцев, которые на подворье при храме Петра и Павла.

Храмы не закрыты, но сейчас трудно передвигаться по понятным причинам.

– Непонятно, закрыты или не закрыты. Сколько они будут открыты? Живем одним днем. Каждый день надо наполнить содержанием с пользой для души. Тем более между службами много людей нет, и можно прийти с соблюдением всех предписаний. «Когда Бог на первом месте, все остальное на своем.»

Можно совершить маленькое паломничество.

– Святая Земля уже два года закрыта. У нас можно представить, как эти святыни выглядят на Святой Земле – все сделано один в один. Многие говорили: «Батюшка, такое впечатление, что еще раз побывали на Святой Земле». Однажды был Владыка Павел, сейчас митрополит Крутицкий и Коломенский, а в то время он был начальником миссии, посетил наш храм, приложился ко Гробу Господню и говорит: «Я понимаю, как можно сделать один в один Камень (камень из Иерусалима, из часовни Гроба Господня), но не могу понять, как вы запах-то передали? Пахнет, как в Кувуклии». («Кувуклия» переводится: «господская опочивальня».) Какая-то фантастика. А для чего? Все для утешения людей, для укрепления в вере, ведь все есть: вечность, душа, бессмертие, Бог, Иерусалим – есть «5-е Евангелие».

Вы слышали про Иерусалим? Слышали. Календарей много: иудейский, исламский, китайский. Но сейчас банковский год у всех один – 2021-й. Ноль – это какая точка отсчета? С Рождества Христова. Люди живут в этом пространстве и даже не задумываются. Детям в школе говорю: «Какой самый любимый день недели?» – «Выходные». – «А из выходных какой?» – «Воскресенье». Красным обозначается. «Не подскажете, что это за слово такое: Воскресение?» – «Ну, это когда Христос Воскрес». Какие-то понятия есть: слово вошло в обиход жизни; пользуемся им, но не задумываемся – все мимо ушей, мимо сердца, мимо души. Почему? Клиповое мышление: только текущий день, текущие события.

Как говорил Федор Михайлович Достоевский, нельзя жить в одну утробу (кстати, 11 ноября будет 200 лет со дня его рождения.) «Главные вещи в жизни – это не вещи»: когда человек поймет, что не вещи главное в жизни, он станет счастливым. У Достоевского был пример и идеал в жизни, к чему он стремился. Он с великим благоговением относился к Александру Сергеевичу Пушкину, называл его «всечеловеком», ведь он был для всех. В те времена его произведения были переведены на все языки мира. А образ в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Он показал, что нет предела человеческой жадности и насыщению.

Рыба не имеет предела в насыщении. Однажды я приехал в зоомагазин и говорю: «У меня в монастыре на подворье все рыбки всплыли кверху брюхом». Продавец оказался опытный человек, говорит: «Все очень просто, они переели. Вы как их кормите? Обязательно надо делать два разгрузочных дня – у них нет предела насыщения». Даже зоологи для рыбок рекомендуют разгрузочные дни, – но мы же не рыбы...

Надо головой все-таки думать, что важны не одна только еда, одежда, деньги, внешняя обстановка – все в конце концов будет иметь предел,но не будут иметь предела ни душа, ни вечность, ни жизнь с Богом. В этом плане мы счастливые люди.

Старец Паисий Афонский говорил, что от того, что он слышит, видит, что происходит в мире, он бы давным-давно сошел с ума, если бы не знал и не верил, что последнее слово – за Богом. И ковид, и смерти, и потери, и болезни, и катастрофы, и безработица, многодетность, бездетность – все в конце концов закончится. Чем закончится? Для многих закончится жизнью с Богом, Царством Небесным. Почему? Господь сказал: Я живу, и вы будете жить… В доме Отца Моего обителей много... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. А что у нас сейчас? У нас не жизнь, а подготовка к жизни, не книга, а предисловие к книге. Надо правильно подготовиться.

Что это значит? Федор Михайлович писал своему брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» – он изучал человека и тайну его, ибо хотел остаться человеком.

А как исследовать человека?

– Это прежде всего исследовать самого себя. У него хватило времени и возможностей для исследования. Ни один русский писатель-классик не прошел через каторгу. Он про нее сказал: «Я столько судеб повидал... Мне говорят, что я фантазер и выдумщик, но я не фантазер и не выдумщик, все эти примеры для своих романов я взял из жизни, из того, что слышал, видел, что сам пережил. Я все это видел. Все эти драмы. Все дно человеческой жизни». О нем пишут, что Достоевский мрачный писатель, ницшеанец, бесконечное самокопание, пессимизм. Он пишет своему брату Михаилу (они были с ним одной душой): «Я дохожу в некоторых вещах до самого дна. Почему? Чтобы хоть кто-то понял и осознал, куда мы катимся».

Епископ Игнатий говорил, что начало здравия – это признание своей болезни. Социалисты (коммунистов тогда еще не было) говорили, что человек хорош, но только среду надо немного изменить, денег всем поровну, чтобы бытовые условия были, чтобы работа была, чистота, порядок… Но не в этом дело: «Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получить изысканное – и он возжаждет безумств. Одарите его всем, чего он ни пожелает, – и он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел»… Я понимаю: у людей джинсы, но как у людей дырки на джинсах – это что такое? Джинсы – необходимое, а дырки на джинсах – это уже извращенное. Во Франции в ресторанах надо, чтобы рыба имела вкус мяса, а мясо имело вкус рыбы: так изощряются. Что вы делаете-то?

И Достоевский сказал: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Потрясающая была глубина, педагогические цели. Вот и тайна: прежде всего тайна состоит в познании самого себя.

На Исповеди до бесконечности: пьет, бьет, пьет, бьет... Соседи, муж, дети, внуки, начальство, государство – все не так, все плохие. Может быть, они и плохие, но ты их не исправишь – ты можешь исправить себя. «Нет, я-то нормальный. Это они. Если бы муж любил, дети слушались, начальник понимал, государство платило, то я бы тогда, может быть, и был бы другим». Ничего подобного.

Царствие Божие внутри вас. «Внимай себе»: отеческая заповедь. Мы почти никого не можем изменить вокруг себя: родные дети не слушаются. Муж и жена каким-то светлым примером могут друг на друга повлиять.

Уклонись от зла и сотвори благо: простой алгоритм жизни. Ты в каждый момент должен понимать: добро это или зло. Это нейтрально? Ладно. Это зло? Уклонись. Это добро? Сделай. Мало признать добро – его надо сделать.

Николай Сербский говорит, что добро должно быть мгновенное. Ты подумал позвонить кому-то, маме, папе, человеку в больнице, другу, знакомому – позвони, и звони моментально, ведь через несколько секунд придет помысел, который скажет: да, но завтра. А завтра – враг сегодня.

Если тебе что-то открыто сделать сегодня, а ты переложил на завтра, то 90% вероятности, что ты этого завтра не сделаешь. Захотел помириться? Сейчас мирись. Вспомнил про долги (не государственные, хотя их тоже надо отдавать, а друзья дали перебиться)? Сейчас есть деньги – сразу отдай. Любой добрый посыл нужно осуществлять мгновенно: добро должно быть мгновенно, молитвы, покаяние мгновенно и прощение – мгновенны. Прощение какое? Безусловное. Мы у Бога что просим? Помилуй. На каких условиях? Помилуй – это не условие: помилование – это милосердие. Никакого условия не может быть.

Недавно была неделя памяти Оптинских отцов. Амвросий Оптинский принимал по 20–40 писем в день. Это сложно представить. Если бы были социальные сети, какое было бы сейчас общение...

– Да, на тот период времени он был ведущий «блогер» страны. У старца Макария старец Амвросий имел послушание так называемого письмоводителя – и он был не один. Кто такой письмоводитель? Тот, кто ведет письмо от его получения, распечатывания (старцу преподносили, давали краткое содержание), ведет реестр: ответили, не ответили. От 20 до 40 писем: старались на них отвечать. И в конце концов, когда уже был завал, старец пишет: «Пишите мне раз в две недели, обобщив, в чем вы хотите покаяться и что хотите спросить: у меня уже нет ни сил, ни здоровья, ни возможности отвечать на все ваши охи, ахи и вздохи».

Два раза в месяц. Он позволил такой алгоритм духовным чадам. Что сейчас происходит? 20 сообщений в день...

Дайте возможность священнику за вас помолиться. Старцам писали и слушали их… Сейчас все девальвируется. Девальвируется слово. Если бы раньше были такие передачи, как наша, то их бы потом пересматривали, переписывали, искали какие-то нюансы… Сейчас слово священника обесценивается. И 20 сообщений в день… Вы продумайте, что спросить, как спросить, послушайте, что вам было отвечено... Два уха – и один язык: чтобы меньше говорить, меньше спрашивать и больше слушать – это природой самой устроено.

Сейчас ужасная всероссийская статистика: на 3 брака 2 развода. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», который вышел до 1903 года, тоже бегло указана статистика: на тысячу браков 3 развода. Это воспринималось как судьба: второй раз ты можешь выйти замуж или жениться, будучи вдовой или вдовцом, – было невозможно просто сказать, что не сошлись характерами, что он пьет, бьет или изменил. Не принято было разводиться, а уж тем более – чтобы развенчаться.

Вам могут возразить, что в те времена женщины были без прав...

– Ну, не об этом речь. Все было гораздо чище, ответственнее, благороднее, брали обязанности, которые исполняли, а не так, что слово дал – слово взял. Все было гораздо серьезнее.

Старец Амвросий помогал соблюдать свой социальный статус, не повышая планку разводов. Приходили к нему женщины (большей частью именно женщины бывают недовольны) и говорили: вот у меня муж такой-сякой. Старец слушал сочувственно и потом говорил: «Не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды» – муж хоть плохонький, но есть, жена хоть неказистая, но есть. Говорили: «Он несправедливо поступает». Старец спрашивает: «А ты хочешь быть счастливой или справедливой?» Все справедливые и все умные одни и без мужей. Бог по отношению к нам несправедлив, ибо Он нас милует. И мы у него просим не справедливости, а милости. А почему ты к близким людям относишься по справедливости, когда надо относиться по милости?

Рыба без костей не бывает – так не бывает и человека без недостатков (старец Паисий говорил: он тебе прощает твою энергичность, а ты ему прощай его медлительность и прочее. Ты очень аккуратная, а он неряшливый? Паисий говорил: «Один из супругов дополняет другого. В автомобиле необходимы обе педали: и газ, для того чтобы ехать, и тормоз, чтобы вовремя остановиться. Если бы у машины был один тормоз, она не двигалась бы с места, а если бы у нее имелся только акселератор, то она не могла бы остановиться».)

Это было 130 лет назад – старец почил в 1891 году, прожил 79 лет. Стал инвалидом I группы в 33 года. Откуда долголетие? От таблеток? От фитнес-центров? От сбалансированного питания? От водного баланса? Здоровье от Бога. Всю жизнь болел – прожил 79 лет, пережил Пушкина, Достоевского. Тайна, загадка.

«Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Главное, ты на это не обращай внимания – дело не в годах: «бояться надо не смерти, а пустой жизни». У него жизнь была наполненная, а прожил он долго потому, что люди хотели, чтобы он долго жил. Когда люди блага желают, у человека все будет хорошо. Если человека проклинают, ему это все вернется. Почему ему зла желают? Потому, что он стал виновником зла. Когда человеку блага желают, он будет долго жить.

Игорь Кириллов – телеведущий первого канала, озвучивал все парады, был диктором, сейчас почил. Хороший человек.

Добрые люди должны долго жить. И все люди должны долго жить, если они пользу приносят (и кто не приносит – в этом тоже что-то есть). Так вот, про семейную жизнь старец Амвросий говорил, что сейчас, чтобы счастливо прожить в семье, «надо терпения не воз, а целый обоз»: чтобы счастливо прожить в семье, «надо быть либо железной, либо золотой... Железной – значит иметь большое терпение, а золотой – большое смирение».

Что такое семейная жизнь? Служение друг другу. Вчера только молодежь была, два эгоиста. Я говорю: «Сразу начинайте играть не в шахматы, а в шашки, а лучше в поддавки: мы все простое усложняем, а должны сложное упрощать».

Если ты не простишь и обидишься, то из-за этого будешь иметь плохое настроение. Если уступишь, наступив на свою гордыню, то будешь в плохом настроении – ты наступил на гордыню, тебе стало плохо: ты как бы переступил через себя.

А если это будет принцип жизни, то тебе тоже уступят, и получится, что на 50% будет сначала плохо, а потом хорошо. Если ты не уступил и тебе не уступили, то 100% будет один негатив.

Старец Амвросий так и говорил: «Кто уступает, тот больше приобретает». Ты уступил в том, в чем не надо было уступать, и это было не по твоему настроению, не по твоему нраву, но это гарантия, что и тебе уступят: один случай из двух все равно будет в твою пользу. Но если никто не уступает, никому никакой пользы не будет.

А уступать в наше время невозможно. Почему? Страшные эгоисты: могут только бодаться и бодаться.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» описал, как старец Зосима говорил Алеше: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего». Силой, кажется, очень просто, реально и сиюминутно: скажу – и все, через коленку, настою на своем. Это как? Силой, а то убудет. Казалось бы, вот прямо сейчас все решу. Нет, говорит, выбери смирение Христово. Может, эффект будет не сразу, а где-то в глубине. Кто до этого может дойти? Только духовный человек.

«Какая у вас может быть высота, если у вас нет никакой глубины?» Кого надо лечить? Себя. Не жену, не мужа, не детей с внуками. Если вы себя не вылечили, какие тогда дети будут, какие внуки? Если они видели все доброе и светлое, то и будет все доброе и светлое. А если они видели другой родительский пример? Хочешь жениться, посмотри на ее мать – яблоко от яблони недалеко падает. Мать неаккуратная, значит, и жена такая будет. Мать злая и жадная – и дочка, значит, такая. Может, не всегда это так...

Еще все спрашивают: где моя вторая половинка? А писатель говорит: «Если здоровы, нравитесь друг другу и есть родительское благословение – и с Богом!» Вот тоже жизненные принципы: все равно потом все будет строиться только на уступчивости, терпении.

Я в школу иногда прихожу, говорю: «Слушайте, ребята, скажите, с каким словом рифмуется слово «любовь»? Правильно, «морковь». Вот смотрите, мы же сажаем не морковь в землю, а маленькое семечко. А через три месяца вырастает морковь – должно же время пройти». Что такое брак, семья? Это семя. Регистрация, Венчание, новый статус – фундамент, платформа, база, но потом надо все это строить. Семя, которое посадили, надо поливать, удобрять, пропалывать, тогда оно вырастет. А с чего начинается? Начинается с симпатии, с взаимной притягательности; как говорил старец Амвросий: «Вспышки, страстишки, и пошли детишки» – поначалу страсть.

Мало стать одним телом – надо стать одной душой и одним сердцем. Поэтому надо зацепиться в семейной жизни вот так: телом, душой и духом в вере. Иногда спрашивают: «Батюшка, сейчас на работе не знаешь, кого выбрать. Мне 29 лет, человек начал оказывать знаки внимания, а у него другое мировоззрение, другое вероисповедание, а вроде внешне все к этому складывается, какая-то мужественность, ответственность в нем, симпатия есть». Для нас-то это и является первоначальным. Не мудрено соединиться телом. А душой? Это целая жизнь. А в духе как соединиться? Только если он единоверец, единомышленник. Это все чрезвычайно важно и является первым.

Всем вам, братья и сестры, небольшое воскресное пожелание:
Пускай на всем, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.

Человечности всем нам – и побольше! До новых встреч.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс