Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1130) → Протоиерей Евгений Попиченко: Слова Евангелия приносят жизнь в нашу душу

Протоиерей Евгений Попиченко: Слова Евангелия приносят жизнь в нашу душу

№41 (1130) / 1 ноября ‘21

Благая часть

Недавно в храм пришла женщина с сыном и говорит: «Батюшка, благословите мое чадо!» Говорю: «Благословляю по воскресеньям быть в храме». А чаду лет 15–16 – молодой человек; чувствую, он немножко забеспокоился: «Я не могу, у меня времени не хватает – у меня дела».

Время – это, безусловно, дар Божий, очень дорогой – наверное, один из самых дорогих. Поэтому праздность – один из самых опасных грехов, когда человек не ценит время, его «убивает». Время зависит от любви: на все, что мы любим, мы его находим – для эксперимента загляните в свой телефон и посмотрите, сколько ежедневно вы в него смотрите; а ведь это праздность и потеря времени – ведь, как правило, ничего доброго человек не делает: столько времени мы ни маме своей не посвящаем, ни молитве Богу, ни делам милосердия… Телефон – наш кумир, которому мы свою жизнь на алтарь приносим.

Если человек любит Господа Иисуса Христа, он стремится выкроить время, чтобы с Ним побыть, и, конечно, воскресенье в Его храме – этот день для Него и для меня самый важный: если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…

Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Если человек любит Христа, он найдет время Евангелие почитать: слова Евангелия жизнь приносят в нашу душу, и любящий Бога обязательно найдет время на молитву, чтобы уединиться и побыть с Богом. У Бога-то время находится, Он приходит на назначенную встречу: «Давай встретимся в храме в воскресенье в 9 часов на Литургии». А у нас ценности другие – в этом вся проблема. Всегда хватает времени на то, что мы любим.

Из этого вывод: мы расслабленные, распущенные, нам очень сложно собраться для чего-то хорошего, доброго – для начала нужно свое сердце волевым усилием направить.

Если человек услышал и понял, что в этих словах правда, он встал и пошел, начал делать упражнения, начал свою волю наклонять – и в результате внутри возникнет навык. Потом не вся жизнь будет в таком напряге, что все время нужно будет себя понуждать на молитву, приходить в храм: дальше все будет развиваться естественным образом: Богом так устроена наша человеческая природа, что в ней есть жажда Бога, стремление к Нему – человек совершает усилие, появляется навык, и постепенно Господь начинает развивать духовную жизнь внутри него. Но все-таки первый шаг – волевое усилие навстречу Богу – обязательно нужно сделать.

Есть опасная вещь в духовной жизни – наверное, самая противная. С ней нужно бороться категорически, как с самым лютым врагом. Называется – помысел. Недавно приходит молодая женщина и говорит: «Я познакомилась с хорошим человеком, мы друг друга понимаем. А вдруг у нас получится семья, а потом что-то не сложится: с жильем, дети – получится или не получится?» Сидит, бедненькая, и мучается: что будет потом?

Я ей говорю: «А зачем ты сейчас лишаешь себя радости жизни переживаниями о будущем? Ты сегодня вечером, может, умрешь – проживи хоть несколько часов без напряга: что переживаешь о том, чего нет и, может быть, никогда не будет? Понятно, что причина – недоверие Богу. Доверься Ему – Он все знает, и Он точно желает, чтобы тебе в жизни было хорошо. Но хорошо – по Его, Он ведь любящий Отец, Он любит Своих детей и знает, что им нужно, чтобы было хорошо. Важно об этом помнить: «Отче наш, да будет воля Твоя – не как я хочу» – главная молитва».

Мы обычно Богу навязываем свою волю: дай то, дай это, помоги в этом. А угодно ли это Богу, человек даже не спрашивает, поэтому часто упирается, часто лоб себе расшибает: не ищет угодного Богу. И помыслы раздирают душу, вносят тревогу, беспокойство: «мои мысли – мои скакуны», а бесы на них скачут и мучают его... Ум может быть или обращен к Богу (это его прямая задача – человеку ум и дан, чтобы видеть Бога непрестанно), или внимание его может на какое-то время включаться в какие-то житейские процессы (дебет с кредитом свести, в машине что-то сделать). Конечно, это требует умения концентрировать свое внимание на Боге.

Для этого Церковь говорит: «Есть слова, которые всегда должны быть в уме, – „Господи, Иисусе Христе, помилуй мя“ или „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного“» – это инструмент для воспитания нашего ума и успокоения души всякий раз, когда приходят какие-то помыслы и ты понимаешь, что отвлекся от Бога, от вопроса: «Господи, в чем воля Твоя?» Поверь, если будешь искать Царствия Божия и правды его, все остальное (и как у тебя сложатся отношения, и что у тебя будет на пенсии) приложится в свое время, ибо об этом лично будет заботиться Господь.

Нам только нужно научиться внимать Его воле и Его имени, и все помыслы, даже добрые, но неконструктивные, которые нас снова запутывают в мечтаниях, отсекать – воспитывать в себе навык внимательного и молитвенного обращения к Богу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

Записали:
Игорь Лунёв
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-4-oktyabrya-;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-5-oktyabrya-

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс