Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1128) → Возможно ли это: стать другом Самому Богу?

Возможно ли это: стать другом Самому Богу?

№39 (1128) / 11 октября ‘21

Размышление

К сожалению, очень часто бывает, что мы хорошие, когда другие поступают так, как нам нравится и хочется, но стоит поступить им наперекор, как мы разом забываем про свою большую, светлую любовь, становимся вредными, невыносимыми и готовы порой на всякое злодейство.

Про попа, его собаку и любовь, которая все побеждает

Все помнят детскую глупую скороговорку про попа и его собаку: поп ее любил, а потом собака «съела кусок мяса, и он ее убил, затем в землю закопал, надпись написал, что…» – и дальше история повторяется до бесконечности. Стишок – образец так называемой докучной сказки, в которой в отличие от настоящей, где герой проходит через какие-то испытания, чтобы проверить свои лучшие качества, дойти до логического финала и получить то, что заслуживает, сюжет не развивается, а закольцован на одном эпизоде, который повторяется с монотонностью заевшей пластинки. Раз за разом одна и та же дурная бесконечность, из которой выхода нет.

Если посмотреть на эту историю про попа и его собаку с духовной точки зрения, то прекрасные отношения попа и его любимой собаки вдруг рушатся, когда та съедает кусок мяса, и сразу любовь оборачивается ненавистью. Сначала все идет как по маслу: один любит другого, души в нем не чает, пока тот «не съел его мясо». Может, он хотел сварить из него вкусный суп, настряпать пельменей, а может, нажарить котлет – мы не знаем. Но знаем, что когда другой мясо съел, любовь закончилась, получилась трагедия и убийство.

К сожалению, очень часто бывает, что мы хорошие, когда другие поступают так, как нам нравится и хочется, но стоит поступить им наперекор, как мы разом забываем про свою большую, светлую любовь, становимся вредными, невыносимыми и готовы порой на всякое злодейство. Сколько таких историй вокруг, когда вроде приличные люди отдаются на волю страстям, снимают свою человечность словно старое пальто, пускаются во все тяжкие – хоть святых выноси. А потом оказываются в кольце дурной бесконечности, которую сами же и создают своими руками, когда все кругом виноваты.

И выход из этой дурной бесконечности один – поступать не так, как тебе хочется, а по любви, оставить свои желания, забыть о своем самолюбивом гордом «я» и просто радоваться тому, что Бог послал тебе другого, с кем ты можешь разделить свою любовь, и тогда мир вокруг тебя преобразится. Забыв про себя любимого, начав жить ради других, в ответ встретишь столько тепла и ласки, что никакие случайности, недоразумения и невзгоды тебя волновать уже не будут, а в душе родятся совсем другие стишки. Например, такие:У меня была собака – я ее любил,
Она съела кусок мяса – я ее любил,
Она писала на коврик – я ее любил,
Она тапочки сожрала – я ее любил…
И сказал я той собаке: видишь, все терплю.
И ответила собака: я тебя люблю!

Долгожитель

Порой слышишь от людей, куда, мол, Бог смотрит, вот явные закоренелые грешники открыто творят безобразия, людей обижают, про Бога не помнят, а им хоть бы что – и здоровые, и богатые, и успешные. А верующие, наоборот, порой страдают, болеют и попадают в трудные житейские обстоятельства. Мы часто забываем, что после временной земной жизни человека ждет загробная вечная жизнь, которая оказывается прямым следствием того, как человек провел свое время здесь, на земле. И в свете этого отсутствие скорбей беспечальное жительство при явных особенно смертных грехах святые считали признаком отступления Бога от человека, страшным бедствием и даже проклятием.

Расскажу историю из жизни святителя Иоасафа Белгородского. Однажды к нему пришли для беседы священники, один из них выделялся необычайно редким возрастом – ему было без малого 130 лет. После беседы, благословив священников, епископ распустил их по своим делам, а пожилого батюшку оставил и спросил, что за грех его связывает и отчего он не может так долго умереть. Старец, словно не знавший за собой никакого греха и считавший свое долголетие результатом Божественной милости за свою праведную жизнь, изумился.

Но потом рассказал святителю, что когда-то давно, еще в молодости, молодым священником, он отслужил Литургию и собирался было уходить, как в этот момент его остановил помещичий посланник и потребовал отслужить Литургию вторично ради его господина. Священник пытался объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам. Ему сказали, чтобы он служил без лишних разговоров, иначе худо будет. Он испугался и предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы на одном и том же престоле, то услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Он дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Божия, и он продолжал совершать беззаконие. Голос вновь повторил ему, чтобы он не дерзал творить зло, чтобы не попасть под проклятие, но вместо того, чтобы опомниться и остановиться, в безумии огрызнулся: сам ты будь проклят, – и продолжил службу.

Услышав эту историю, святитель Иосаф оторопел и сказал старому священнику, что тот проклял ангела – хранителя этого места, затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную литургию. После службы разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, на следующий день старец тихо и мирно скончался. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.

Подружиться со Христом

Сначала расскажу старую грузинскую притчу. Как-то раз один человек задумал жениться. Занятый подготовкой к Венчанию, организацией свадебного пира, на который он не жалел ни денег, ни сил, он очень беспокоился, что в спешке позабудет пригласить кого-то из своих многочисленных друзей, и попросил отца заблаговременно написать всем ближним и дальним письма, чтобы собрать всех за одним столом разделить эту великую радость. Когда молодожены вышли из храма и направились в богато накрытые палаты, оказалось, что за столом от силы всего человек пять. И это были совсем не те люди, которые были с этим человеком каждый день, некоторых он давно уже не видел. В недоумении он обратился к отцу, где его друзья, которых он так желал видеть. Тот ответил: «Прости, сын, но ты велел пригласить друзей, эти люди и есть твои друзья. Я разослал сто писем, написал, что тебе срочно нужна помощь. Те, которые пришли, и есть твои друзья». Друг  тот, кто готов помочь тебе в беде. Мы можем иметь тысячи знакомых и приятелей, но наши настоящие друзья  те, кто ради нас бросает свои дела и идет  нам на помощь.

У всякого человека, который приходит в Церковь, может появиться такая вполне здравая нормальная мысль: а как нам подружиться с Христом? Мы приходим в Церковь не просто так, а именно к Христу. Плачем Ему о своих бедах, раскаиваемся, исправляемся, хотим стать Ему ближе, стать настоящими друзьями. Возможно ли это: стать другом Самому Богу? Если открыть Евангелие, то мы узнаем, что у Христа тоже были друзья, и первый из них Лазарь Четверодневный, ради любви к которому Господь совершил поразительное и величайшее из Своих чудес – воскресил его на четвертый день после погребения. А Лазарь ответил на эту любовь Бога готовностью покинуть дом ради проповеди слова Божия.

За несколько часов до Своего ареста Христос сказал Своим ученикам-апостолам удивительные слова, что они, бывшие с Ним и познавшие, что Он истинный Бог, совершавший многочисленные чудеса и исцеления, не рабы Ему, а друзья. Господь сказал: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам, Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Начало дружбы с Богом – это любовь к Богу: первая заповедь. И вторая, подобная ей: любить ближнего, как себя самого.

Вот история, которую митрополит Сурожский Антоний вспоминал про митрополита Вениамина (Федченкова). Владыка Антоний вспоминал: «Как-то на Трехсвятительском подворье (поздно было) вижу: Владыка Вениамин лежит на каменном полу, завернувшись в свою черную монашескую мантию, даже без подушки – просто так. Я ему говорю: “Владыка, а что Вы здесь делаете?” – “Ты знаешь, я здесь спать устроился”. – “Как? Разве у Вас нет комнаты?” – “Есть. Сейчас на моей кровати спит один нищий, на матрасе – другой, еще один спит на подушках, а другой – на моих одеялах. Так что я здесь устроился, в моей мантии мне тепло”».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-pro-popa-ego-sobaku-i-lyubov-kotoraya-vse-pobezhdaet;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-dolgozhitel;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-podruzhitsya-so-hristom

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс