Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1128) → Протоиерей Андрей Канев: Борьба со сребролюбием. Часть 5. Кого мы обманываем?

Протоиерей Андрей Канев: Борьба со сребролюбием. Часть 5. Кого мы обманываем?

№39 (1128) / 11 октября ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №38 (1127) 2021 г.

Мы продолжаем разбираться со страстью сребролюбия – с тем, как с ней бороться по святоотеческому опыту и опыту Церкви. Сегодня у нас 65-я встреча.

Это цикл бесед про все страсти, и его начинать нужно с оглашения, постепенно. В этом есть своя логика: если мы начинаем школьное обучение с программы 10–11 класса, то школьник ее не усвоит. Так и тема борьбы со страстями – казалось бы, достаточно простая (есть человек, есть страсть – и с ней надо бороться), а на самом деле путь исправления духовной жизни непростой. Поэтому наш цикл нужно начинать с оглашения.

Опыт приходской работы подсказывает, что наличие страсти, в которую человек попал и из которой выйти не может, бывает, как правило, связано с тем, что он верит неправильно. Сначала исправляем веру – потом исправляем жизнь: это закон.

Сегодня 5-я встреча в рамках этой темы. Что нам делать, чтобы не впасть в сребролюбие, в грехи этой страсти, не вырастить ее в себе?

Решать проблемы по закону

Мы часто слышим разговоры про коррупцию – что воруются какие-то деньги, не выполняются глобальные стройки, ведь деньги разворовали, есть взяточничество: силовые структуры закрывают каких-то чиновников в тюрьму – они брали взятки в невероятных размерах. От чего это все рождается? Спрос рождает предложение.

Есть такой анекдот в массовой культуре. Чиновник говорит: «Я взяток не беру». А ему отвечают: «Да тебе просто не предлагали».

Пусть каждый сам решает свои проблемы с совестью, законом. Христианину участвовать в этой схеме категорически нельзя. Мы должны понимать, что это грех.

Проблема решения всего по закону лежит в 2-х плоскостях. Одна из них – это человек просящий, у которого есть какая-то проблема. Казалось бы, легко дать взятку должностному лицу и быстро решить свои проблемы. Ты, как тебе подумалось, ее решил, но в глобальном смысле, в духовном плане нет: через грех, ложь, обман, подкуп должного лица добрые дела не делаются.

Мы живем в правовом государстве, и можно по-разному относиться к работе судов, правоохранительных органов, но в государстве существуют законы – они прописаны, другое дело, если мы не знаем, как ими пользоваться: мы юридически безграмотны – не знаем своих прав и того, как их защищать. Когда есть реальная проблема, мы должны решать ее по закону, а не путем взяток, подкупов.

Если это не получается, значит, мы, как христиане, должны подумать: «Если у меня что-то не получается, как поступить? Угодно ли Богу то, что я задумал? Может, это идет во вред мне и ближним?» Или, если мы бьемся, а у нас что-то не получается, но мы делаем все правильно и дело правильное, нужно быть еще настойчивее, чтобы решить свою проблему.

Надо думать, быть очень внимательным к себе, внимательно молиться. Нужно спрашивать совета духовника, чтобы не оказаться, с одной стороны, человеком слабовольным, малодушным, когда трудность случилась – и ты сразу сдался; с другой стороны, не превращаться в барана, который бьется в новые ворота – и разбивает лоб. Нужно думать, когда применить настойчивость, а когда вовремя отступить, чтобы не сделать греха. Нужно жить по совету – советоваться, молиться: быть к себе очень внимательным – думать, для чего ты это дело делаешь, чтобы не участвовать в мутных коррупционных схемах. Это очень важно.

Легкость решения вопроса не означает, что мы сделали его без греха или что не будет последствий: они будут обязательно – у Бога иначе не бывает. Люди могут что-то забыть, не обратить внимания, не узнать, а в Евангелии Господь говорит: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Часто мы видим публичные скандалы, обличения экономического характера, когда открываются уголовные дела по поводу взяток: это все связано с тем, что говорится в Евангелии. Страшнее всего, когда ты воровал, давал взятки, это прошло мимо внимания правоохранительных органов, но откроется на Страшном Суде. Кого мы обманываем?

Второй момент – по поводу человека при власти. Если у тебя есть власть, полномочия решать проблемы – ты Богом поставлен, чтобы с помощью законов и своего властного положения решать проблемы людей. Твое спасение идет через это: если к тебе обращаются люди, у которых реальные трудности, проблемы, а ты можешь им помочь – помоги. Зачем брать взятки, позориться, сидеть в клетке, как животное в зоопарке? Зачем?

Бог тебе вручил власть, возможность помогать людям. Если каждый христианин, который стал начальником, будет понимать свою ответственность перед Богом, Церковью, людьми, человеческой историей и перед своим родом, будет понимать, что он поставлен помогать людям, – будут совсем другие начальники.

Закон о начальничестве обозначен в Евангелии: «Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Начальственное положение в христианском, Евангельском понимании – это рабское служение. Чем больше у тебя власти, тем больше ответственность, тем больше ты принадлежишь не себе, а людям.

Не нужно вынуждать людей давать тебе взятки. Если ты мог и так решить эту проблему, а тут тебе занесли не очень маленькую денежку, – не соблазняйся: ты ее не заработал – это не твое, и ты за это ответишь. Ты взял серный адский огонь в конвертике или в виде подарков, услуг и так далее.

За годы люди много чего придумали: как давать взятки, как «экономически стимулировать» начальников, через которых хочется решить какие-то проблемы.

Мы должны категорически исключить это из своей жизни: у нас с вами не восточная страна, где все решается через подарки, – у нас христианское государство.

Хоть оно и постхристианское по нравственности, но мы живем по законам, которые работают, поэтому действовать надо по закону: не давай взяток, не бери взяток, не принимай подарков – совесть твоя будет чиста, и ты будешь свободен.

Мы много говорим о свободе в беседах про сребролюбие (в следующий раз посмотрим, как святитель Игнатий (Брянчанинов) обозначает борьбу с ним): есть очень серьезные моменты, связанные именно со свободой, ее восприятием.

Когда человек попадает в зависимость от денег, – это плен. Я понимаю, что мы все зависимы. Но одно дело, когда ты живешь на честную зарплату, а другое – когда попал в плен от взяток и ждешь от людей увеличения своей прибыли. Это страшный плен, который заканчивается тюрьмой или адом – других вариантов нет.

Обнаружил краденое – отдай или выброси

Один из пунктов борьбы со сребролюбием – борьба с прошлым. Современная борьба со сребролюбием – это не укради, не завидуй, не включайся в общество потребления, не имей в голове ложных современных капиталистических «заманух», которые делают тебя частью этого общества потребления: живи честно.

В Церковь приходят разные люди. Бывает, кто-то приходит, а в прошлом у него был факт воровства – необязательно грабеж, разбой (что часто в голливудских боевиках ставится как забавное приключение) – например он подворовывал с работы, а потом пришел в разум, стал христианином, начал оценивать себя и обнаружил, что брал что-то у человека и не возвращал, тащил что-то с работы. Что с этим делать?

Исправлять прошлое. Обнаружил краденое – или отдай, или выбрось. Например, я взял дрель у своего друга Ивана Ивановича и через несколько лет обнаружил, что она лежит у меня. Что надо сделать? Отдать ее или какой-то современный денежный эквивалент. Последнее, наверное, более верно – прошло время, вещь истрепалась, ты ею попользовался.

Взял в церковной библиотеке книгу – она тебе понравилась, полюбилась, но забыл, что она церковная, а твои дети и внуки нарисовали в этой книжке танки. Что делать? В таком состоянии возвращать не совсем честно. Оставь ее у себя, купи такую же книгу в церковной лавке и принеси в библиотеку. Если таких книг нет – приобрети другие 2 и верни.

Есть вещи, которые уже стали хламом. Что с ними делать? Конечно, надо выбросить. Если вещи еще приличные, можно отдать нищим. Но от хлама надо избавляться, ни в коем случае этим не пользоваться – это скверна в наших домах. Не жалея, выбрасывайте хлам и становитесь свободными.

Следующий пункт нашей беседы я обозначил как «путь Закхея».

Мы знаем из Евангелия, что в городе Иерихоне жил старший мытарь Закхей (напомню, что мытари – это жители Иудеи, которые собирали для римлян налоги). Как к мытарям относились местные жители? Как к самым презренным людям, которые не просто пошли в услужение к римлянам и собирали для них средства, но еще и брали себе деньги. Закхей был начальником мытарей. Если мытари – подлецы, он – начальник подлецов.

Закхей захотел увидеть Христа, о Котором слышал. Интересная Евангельская подробность – Закхей мал был ростом, поэтому когда на узкой улице Христа окружают люди и Закхей не может Его увидеть, он залезает на дерево. Отчасти это мальчишеский поступок, отчасти поступок человека, который понимает: «Что мне человеческое мнение? Я хочу увидеть Бога!»

Христос видит его сердце, которое желает поменяться, подходит к нему и говорит: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». В душе этого человека происходит переворот – он тут же исповедуется Христу и говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (то есть в четыре раза больше).

Какой интересный поступок! Человек, который считался тяжким грешником, сребролюбцем, исправляется. Но каким путем? Раздает нищим все, что накопил.

Зная, кого обидел, он не просто им возвращает то, что должен (тогда это было бы просто исправление), а выбирает более высокий путь, похожий на добродетель, – «воздам вчетверо». Это важно.

Можем взять себе на вооружение: если мы кому-то когда-то принесли беду (человек экономически пострадал – мы ему не возместили ущерб), то надо поставить себе цель отдать ему (или его потомкам, или на благотворительность) вчетверо больше.

Что получилось в итоге? Господь принес благословение в дом Закхея. Сам Закхей и весь его дом пошли не во ад, а ко Христу.

Обязательно надо об этом подумать. А то бывает, что украли на производстве какую-то вещь и к ней привязались. Надо от этого освобождаться.

Милосердие к нищим

Это еще один путь исправления сребролюбия.

Не обязательно к бомжам у подъезда – ко всем нуждающимся милосердие. На самом деле их много: многодетные семьи, семьи детей-инвалидов. Мы на приходе создали реабилитационный центр для детей-инвалидов с заболеваниями ДЦП, психическими расстройствами – лечить этих детей очень дорого, несчастные родители много времени и сил тратят на сбор средств, чтобы отвезти ребенка в специализированное заведение на лечение (это все очень дорого).

Нам не надо искать бомжей. В подъезде их нет, но там может быть семья, у которой ребенок инвалид и которая нуждается в помощи…

Есть социальные и епархиальные учреждения, которые кормят, одевают нуждающихся: есть существует огромный спектр возможностей оказать милосердие. Когда ты от себя что-то отрываешь и отдаешь кому-то – это очень важное средство борьбы со страстью сребролюбия и привязанностью к деньгам, материальным вещам.

Следующий момент, который с этим связан, − милостыня и рассуждение. Почему я поставил их вместе? С одной стороны, мы должны быть милосердны ко всем нуждающимся. Но, с другой стороны, бывают люди, которые пользуются христианской добротой и обманывают. Христианин должен рассуждать: как помочь и чем? Если к тебе приходит пьющий сосед и говорит: «Дай мне денег – на бутылку не хватает», то какое здесь может быть милосердие? Это как если человек скажет: «Мне надо себя порезать, дай мне нож». Нет, мы обязательно должны быть рассудительными.

Один мой знакомый, который к нищим относится скептически и очень редко им подает, рассказал историю. В магазине к нему подошел мальчик и сказал: «Купите мне булочку». Знакомый мысленно осудил мальчика: «Ему только деньги нужны. Сейчас на сигареты будет просить». Но булочку купил. Когда он увидел, с какой жадностью этот мальчик ел булку, ему стало стыдно. В этом случае можно было подумать: «Опять меня обманывают». А можно рассудить и накормить человека.

Как существуют определенные ступени развития греха (тяжкие, смертные), так и добродетель сама по себе ступенчатая.

Милосердие не значит, что ты способен сразу достать кошелек. Начни с того, чтобы не осуждать просящих людей. У нас в России говорят: «От тюрьмы и от сумы (то есть сумки нищего) не зарекайся» – сам можешь попасть в эти ситуации.

Сначала мы не осуждаем. Потом, включая рассуждение, помогаем чем можем. Высшая же ступень – помогать всем, независимо от того, обманывают тебя или нет. Это высшее проявление милосердия, к которому надо готовиться.

Должно быть рассуждение – особенно когда думаешь: «Я же не решу проблему этого человека». Ты не решишь его проблемы, но ты дал 10 рублей, другой дал 10 рублей, 3-й, 4-й – и человек смог пообедать. От тебя не требуется решение его вопросов – не надо думать, что если я не могу полностью оплатить лечение ребенка-инвалида, то не буду участвовать в сборе средств. Участвуй посильно.

Господь дает нам нищих, нуждающихся, и еще большой вопрос, кто кому больше нужен.

В борьбе с нашим сребролюбием нам нужны нуждающиеся люди, чтобы мы − жестокосердные, самолюбивые, привыкшие работать только для себя − научились сопереживать горюющим, кормить голодных; чтобы сердце наше стало живое, а не каменное. К этому мы и призваны. На это и есть заповеди. Ближние нам нужны, и мы должны им помогать.

Жертва на храм обязательна

Нравится вам это или нет, но это заповедь, которая никогда не отменялась.

Я уже рассказывал, почему мы должны жертвовать на храм; напомню – наши православные храмы никому, кроме нас, не нужны.

Подавляющее большинство храмов и монастырей существует на пожертвования прихожан (и это правильно). Жертвуя на храм, я исполняю заповедь, борюсь со сребролюбием и участвую в жизни храма во всей полноте. Если я хочу, чтобы Церковь процветала, я должен на нее жертвовать. Не нужно думать «есть олигархи – пускай они жертвуют»: с олигархов Бог спросит Сам. Если в общине 100 человек и каждый из них пожертвует средства по своим возможностям (я уже не говорю о десятине), то мы сможем много чего сделать в храме. Если 100 человек жертвуют в месяц по 1 000 рублей, священник может копить деньги на новую икону, начать организацию воскресной школы, наполнить библиотеку и так далее.

Это очень важно – быть неравнодушными. Никто за нас ничего не сделает.

Если мы жертвуем на храм, это тоже средство борьбы со сребролюбием. По возможности, но мы должны жертвовать. Особенно в летний период и в начале осени. В это время в кассе храма всегда минус: кто-то в отпуск уехал, кто-то на дачу, нужно детей в школу собирать, готовиться к зиме, делать заготовки... Но храму тоже надо платить – и за свет, и работникам. Мы должны понимать: если я перестал жертвовать, значит, мой храм (место, где я духовно родился, где обо мне заботятся) страдает.

Еще средство борьбы со сребролюбием – делиться избытками. Например, урожая. В Евангелии есть история: у человека уродился большой урожай, и он планировал ближайшие годы веселиться. Господь же ему сказал: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил». Поэтому, братья и сестры, делитесь со своими ближними тем, что у вас есть. (Продолжение в следующем номере)

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс