Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (1128) → Игумен Лука (Степанов): В крестном знамении действительно запечатлен весь катехизис, вся красота вероучения

Игумен Лука (Степанов): В крестном знамении действительно запечатлен весь катехизис, вся красота вероучения

№39 (1128) / 11 октября ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

– Да. Своеобразие этого праздника в том, что он, как и праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, день постный, хотя и праздничный, предваряемый большим всенощным бдением.

Как установлен этот праздник? Что он означает? Может быть, есть какие-то богослужебные особенности?

– Это уникальный праздник – говорят, что он включает в себя все содержание Страстной седмицы. То, что мы в течение нескольких дней переживаем накануне Пасхи Христовой, собирается в один день Крестовоздвижения. Упустить эту всенощную службу будет большой потерей для людей, почитающих годичный круг и особые торжества. Особенность еще и в том, что привычный для наших прихожан полиелей имеет место, но выход священников на середину храма происходит не когда читается Евангелие, а когда после великого славословия Честной Животворящий Крест Господень выносят для поклонения.

История праздника древняя, этот день почитают с IV в. – точнее, с 326 г., когда царица Елена, приняв всей душой веру Христову, приложила все усилия для обретения Креста Христова. В ее изыскательских трудах доходило до рукоприкладства в отношении тех иудеев, которые могли что-то знать, но скрывали.

В середине I в. Иерусалим был разрушен полностью…

– Да, как известно, в исполнение слов Христовых, не осталось камня на камне и от храма Иерусалимского, плуг прошел по тому месту. Гора Голгофа находится в непосредственной близости от Иерусалима, и погребенный в ней Крест мог быть обретен исключительно по особому Божественному усмотрению.

Подтверждение истинности этого Креста было даровано сразу – через воскрешение оказавшегося неподалеку мертвеца, к которому был приложен Крест. С тех пор дата обретения Креста, найденного в глубоком подземелье, стала для Церкви великим торжеством… Через несколько веков при императоре Ираклии прибавилось торжественности этому празднику. В определенные времена Крест был похищен, но в VII в. вновь вернулся в Константинополь и был встречен с великим торжеством.

Сейчас есть сведения, где он находится?

– Я знаю, что особо чтимые части есть на Кипре. Там есть монастырь, посвященный Святому Кресту. По преданию, на остров Кипр высадилась царица и часть Креста доставила на высокую гору (почти тысяча метров над уровнем моря). По нынешний день там один из самых строгих по уставу кипрских монастырей – Ставровуни (к главной святыне может прикоснуться только мужчина, вход для женщин в монастырь запрещен, жизнь идет по афонскому уставу). С правой стороны от царских врат в красивом чеканном позолоченном кресте есть металлическая сетка, за которой – небольшая часть того самого Древа Креста Господня. Ну а в крупицах он разошелся по миру, есть и в Московском Кремле.

Во многих местах эти малые частицы стали предметом великого и благоговейного поклонения христиан.

Слово «крест» есть в нашем богослужении, особенно в богослужении Воздвижения. Это украшение богослужения, разные композиторы по-разному описывали эти богослужебные мотивы, молитвы... Ставропигиальный монастырь – что это значит?

– «Ставрос» – по-гречески «крест». От этого получили наименование и монастыри, которые были подчинены лично Константинопольскому патриарху, но воздвигались вдали от него: особо важные, особо значимые монастыри. В некоторых из них были заведены особые порядки, свидетельствующие об императорской милости – например, в кипрском монастыре Киккос, который тоже был особого подчинения, братии было разрешено носить красные подрясники в торжественные дни в знак своей близости к императору и к высшему церковному руководству.

В нашем обиходе ставропигиальный монастырь – это монастырь, подчиненный Святейшему Патриарху Кириллу, в какой бы епархии он ни находился. Значительные и знаменитые наши монастыри (Троице-Сергиева лавра, Сретенский, Валаамский) – обители Святейшего Патриарха: Святейший Патриарх – главный священноархимандрит. А настоятель именуется наместником, осуществляющим практическую власть в монастыре при отсутствии архимандрита этого монастыря.

Почему мы себя осеняем крестным знамением?

– До сих пор это самая плодотворная катехизация населения: научить прихожанина или ребенка правильно креститься. В этом осенении – древнейшие традиции. Еще Иоанн Златоуст говорил, что мы и самих себя, и все, что нас окружает, осеняем крестом… Говорится о длани, о персте, так что, вероятнее всего, поначалу это по-разному исполняли.

Ладонью, двумя, тремя перстами – не было важно как?

– Да, явного указания не было. Постепенно, видимо, ситуация пришла к ясному и догматически выверенному перстосложению, когда 3 соединенных перста означают единство Божие, Троицы Единосущной и Нераздельной.

Когда мы осеняем себя крестным знамением, мы исповедуем Боговоплощение и начертаем на себе вертикальную часть креста. Таким образом освящаются и ум, и чувства, и сам телесный состав. Изображая на себе благоговейное крестное знамение, мы потом делаем и поклон, воспоминая о Христовом погребении, и, восставая от этого поклона, исповедуем Светлое Христово Воскресение.

В крестном знамении действительно запечатлен весь Катехизис, вся красота вероучения. И к тому же, как оружие победы над врагом рода человеческого и над смертью, Крест Христов остается отвратителен для сил тьмы.

Юлиана Отступника какие-то деятели соблазняли ко всякому языческому непотребству. Когда его вели для посвящения каким-то вражьим силам по темному ходу, их окружили страшные привидения, и тогда по привычке детства (а в юности он получал христианское воспитание) Юлиан Отступник от страха осенил себя крестом, и они тотчас исчезли. Он в нерешительности остановился и обратился к своим провожатым: «Что это такое? Они нас испугались? Они испугались креста? Что же им за цена?» Но тут его переубедили ловкостью и хитростью, сказав: «Они нас не испугались – они нами возгнушались, поэтому никогда так больше не делай. Пойдем дальше» (дальше – в окончательное порабощение этим самым злым силам, что привело к трагическому финалу этого императора, возымевшего намерение отказаться от христианских ценностей).

В повседневной жизни мы всегда говорим, вспоминая проблемы и неурядицы в жизни и как бы смиряясь с тем, что происходит: это наш крест. Как это правильно понимать?

– В Евангелии есть таинственные слова, Христос говорит еще прежде Своей смерти: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

Это погубление своей жизни ради Христа и называется крестоношением. Господь таким образом указывает и на Свой уход из этой временной жизни, и для нас открывает, что жизненный путь – это не прогулка среди райского сада, а путь крестоношения, скорбный, труднический, подвижнический: иначе не войдешь в Небесное Царство.

В поте лица твоего будешь есть хлеб – хлеб повседневный, который нам приходится зарабатывать трудами, и хлеб жизни вечной, который нам надлежит вкусить. Чтобы оправдать то, за что мы были призваны из небытия в бытие, чтобы в вечной жизни с Богом объединиться, – все надлежит достигать крестоношением, трудами своей временной жизни. И для многих это неожиданность, поскольку сейчас общая стратегия жизни человечества – на беспечальность, удовольствие, разнообразного рода наслаждения: все это, под кодовым названием «счастье», совершенно отменяет понятие креста жизненного, который надлежит с любовью понести, с истинным вожделением к этому пути.

Когда супруги вступают в брак, им вручаются не кресты, но образ креста – свечи в руки: свеча – это образ того же самопожертвования, она, сгорая, дарит тому, кто рядом с ней, свет и тепло. И предстояние со свечами вступающих в брак – призыв с серьезным намерением претерпеть многое в супружеском служении…

Тема несения креста сопровождает нас в нашей христианской жизни.

Можно ли выбирать кресты?

– Есть известная притча, как христианину, который роптал, была предоставлена возможность в сонном видении на складе крестов выбрать для него посильный. Он пристраивался к одному – легковат, другой тяжеловат, не потянуть. Выбрал один, – а ему и говорят: «Это и есть твой».

Господь лучше знает, какой ты крест можешь понести. Встречая благодушно и с упованием на помощь Божию все обстоятельства нашей земной жизни, мы можем быть наречены достойными крестоносцами. Феофан Затворник говорит, что нельзя за Христом Крестоносцем пойти без собственного креста, если ты решительно настроен уклоняться от скорбей жизненных и считать их для себя чем-то неуместным.

Апостол Петр четко говорит: огненного искушения, для испытания вам посылаемого (то есть всего, что жжет вас, доставляет досаду и телу, и разуму, и душе), не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете – это то, к чему мы призваны по жизни, по поврежденности нашей человеческой природы, по нашей избранности со стороны Господа ко спасению.

Избранность в том и состоит, что в сердце разумного, кающегося и смиряющегося христианина благодать Божия находит для себя обитель.

Бывает, начинаешь какое-то дело, оно идет слишком гладко, а потом начинается первое препятствие – и думаешь: «Ну, слава Богу, сейчас потерпим чуть-чуть, и будет еще лучше». Есть настрой внутренний на то, что мы должны напрячься, чтобы получилось хорошо?

– И так, и сяк говорят. Некоторые, не встречая препятствий в своем деле, говорят: «Ну, точно Богу угодно, все как по маслу: и солнышко вышло, и вовремя трамвай подошел, и встретил нужного человека». А иногда совсем по-другому: дело Божие встречает много препятствий, и ты как на Голгофу восходишь, стараясь его исполнить. Это как раз и есть лучшее указание, что это дело воистину Божие и надо его завершить: оно благословленное, твой крест.

Меня поразило житие преподобного Иоанна Рыльского, святого покровителя Иоанна Кронштадтского. Он стоял на скале возле своей пещеры, молясь Богу непрестанно, в особом подвиге на камне, его потом и некоторые наши великие подвижники повторяли. И его дважды с этой скалы вниз сталкивали бесы, так что он разбивался сильно. Не это ли указание на то, что надо спасаться и угождать Богу каким-нибудь другим способом? Но и после второго падения он восходит и продолжает свой подвиг, молится там же непрестанно, как и молился, не в унынии, не в печали и не в отвращении от этого своего креста, на который дух его воздвиг.

Очень важен совет с добрыми наставниками. Некоторые говорят: «А что я буду спрашивать благословение? Вроде дело хорошее, само собой очевидно»… И вдруг все оказывается с точностью до наоборот. Мы собственные пристрастия иногда принимаем за благословение, особое призвание. Но хорошо и осознанно будешь нести свой крест, если ты благословился у духовника своего, у приходского батюшки (у Священноначалия – для батюшек) на путешествие, новое предприятие и так далее. Даже если батюшка не семи пядей в бороде, нобладает особыми прозорливыми дарованиями, он поставлен Богом как священнослужитель, как преподатель Божия благословения, и он сделает твое дело и служение полезным для тебя даже при его неуспехе.

Благословение – это ведь тоже осенение крестным знамением, когда мама крестит ребенка перед школой.

– Это отдельная история, замечательно полезная для современного христианина. Не все понимают, какой смысл в целовании руки священника, – но уже почти 2 года, как мы отвыкли от приложения к его руке.

Да, это, можно сказать, не принято – по понятным причинам.

– Тем не менее не все знают, что священник складывает из перстов имя Иисуса Христа, и его правая рука, десница, становится иконой Спасителя. Таким образом, осеняя испрашивающего – кстати, тоже складывающего ладошки крестом, – мы привлекаем к себе благодатную Божественную помощь, и осенение крестом имеет значение в нашем успехе при служении и делах.

Благословлять могут не только священники, но и родители, близкие.

– Да, и это важно. Мы, священники, таким же образом благословляем и трапезу, и путь, на который вступаем, но мирянин тем же трехперстным сложением тоже призван не только осенять пищу, самого себя.

По слову апостола Павла, без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим, – поэтому отец семейства или мама вполне могут крестить ребенка на дорогу, и хорошо, если они это делают. Целовать маменькину ручку или не целовать, уж зависит от почтительности ребенка, но само по себе осенение крестом, в том числе и своих подопечных, дело благое.

Батюшка, у нас есть нехорошая тенденция: очень многих детей крестят, покупают для них красивые крестики, а потом снимают их. Говорят, что потеряют. Насколько важно всегда носить на теле крестик? Вы – монах, служитель, но иногда мы, простые люди, какое-то время ходим без креста.

– Родители чаще спрашивают насчет секций борьбы, еще каких-то мероприятий, которые вроде бы создают неудобства.

На самом деле это правильно – во время борьбы ты можешь задеть им соперника. Кстати, это касается и колец. У мужчин украшением бывают и сережки. Можно просто пораниться.

– Наш дорогой православный боец всей России Федор Емельяненко не стесняется показывать здесь хороший пример. Едва бой заканчивается, особенно если победоносно, – его секунданты тотчас выносят ему прежде Флага России нательный крест, который он на себя возлагает. Вслед за этим и остальное: пояс победителя и так далее. Это вполне добрый пример.

Понятно, что по какой-то технической необходимости вполне можно отложить крест в кармашек до поры до времени, до окончания тренировки. Есть какие-то родительские страхи, чтобы младенец не запутался, не задушился. Я не знаю, есть ли какие-то исторические сведения, чтобы что-то такое происходило.

Наверное, в любом случае нужно выбирать мягкие крестики – может быть, деревянные. Есть понятие не детского, но приспособленного для ношения ребенком крестика. Ребенок, понятно, в покое не останется: может на него и прилечь, может и бессмысленно дергать.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс