Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1127) → Священник Михаил Проходцев: Проявление Бога в нашей жизни

Священник Михаил Проходцев: Проявление Бога в нашей жизни

№38 (1127) / 4 октября ‘21

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшней беседы волнует любого, кто так или иначе сталкивался со сложностями в своей духовной жизни, терял и обретал веру. Если бы проявление Господа в нашей жизни было открытым, явным, не было бы неверующих, не было бы зла, греха: был бы просто рай! Но все иначе. А как именно, я и хочу Вас спросить. Насколько нам необходимо явное проявление Бога? Проявляется ли Он вообще в нашей жизни?

– Я хотел бы начать с примера, чтобы проиллюстрировать, как может быть тяжело даже от осознания того, что Бога может не быть в нашей жизни.

Страстная седмица, предшествующая Пасхе, − это период максимального духовного напряжения. В определенные дни мы призваны сопереживать Господу нашему Иисусу Христу и следовать с Ним крестным путем, который Он прошел, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти (мы призваны к этому в любую среду и пятницу, но особенно в дни Страстной седмицы).

В день распятия Христа на Кресте, когда Он умирает и сходит в ад, совершаются уставные богослужения. Так, накануне дня Великой Субботы, торжественной тишины перед Пасхой, совершается утреня Великой Субботы, и вокруг храма обносится Плащаница с тихим пением: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Крестный ход сопровождает тихий колокольный звон (по сути, погребальный).

В 2008 г., когда я был еще иподиаконом у архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона, во время одного из таких крестных ходов под тяжелым северным небом меня на какой-то миг посетила мысль: «А если бы Ты, Господи, не Воскрес? Какими бы мы были жалкими и никчемными под этим свинцовым серым апрельским небом, которое готово упасть и раздавить нас всех, шествующих. Как бы мы тогда вообще жили? Чтобы мы делали?» Мне стало очень грустно от этой мысли. Но в следующий момент мое сердце посетила та надежда, то чаяние воскресения, которое в Великую Субботу достигает своего максимального напряжения и раскрывается в радости празднования Светлого Христова Воскресения, когда мы все радостно восклицаем: «Христос Воскресе!» – и тем свидетельствуем, что Господь нас не оставил и пошел на безмерные страдания, чтобы спасти нас, даровать вечную жизнь и избавить от вечной смерти.

Мысль, что было бы, если бы Господа с нами не было, сама по себе очень страшна. Наверняка, многие из нас соприкасались с ней и умом, и сердцем. Но Господь (а каждое Его слово для нас − несметное сокровище, и Он ни одного Своего слова не бросил на ветер) обещал и продолжает обещать нам, что Он никогда нас не оставит, что каждый, желающий быть с Ним, будет.

Господь обновляет с нами Свой Завет каждый раз, когда мы открываем Священное Писание и участвуем в Евхаристии. Это потрясающе: независимо от того, что мы думаем, Он из нашей жизни не уходит – это великий дар, великое присутствие. Нас должно радовать, что у нас есть замечательная возможность постоянно откликаться на обещание Господа быть с нами и вывести нас из греха, проклятия и смерти.

Этот рассказ можно было бы озаглавить «Явление Господне» – произошло проявление Господа в нашей жизни (я так понимаю, что это был разговор с Богом – пусть даже через мысль об оставленности). Иногда очень хочется, чтобы оно было в нашей повседневной жизни, чтобы мне было понятно: я не брошен, не оставлен – как и все люди. Но мы часто не видим и не слышим, потому что не хотим. В этом случае, может быть, нам всем было бы полезно открытое проявление благодати Господней?

– Господь на самом деле открыто Себя проявляет. Понять это бывает очень просто, а иногда очень сложно. Если я скажу, что Христос каждую Литургию является в общине и отдает Себя на вкушение, чтобы мы наследовали жизнь вечную, исцелились от грехов, кто-то из нас этому даже удивится.

Человек привык причащаться. Любой человек (и священник, и мирянин), пребывающий во Христе, желает быть с Ним, стремится уразуметь, что с ним происходит в Боге, может удивиться, что он встречается с Богом лицом к Лицу в первую очередь в момент Евхаристии: это не мнимая, не символическая, а реальная встреча человека с Богом. Более того, как индейцы говорят «мы с тобой одной крови», так и человек становится одной крови со Христом, ибо принимает Его Тело и Кровь.

Также стоит задуматься над тем, что молитва – это реальное общение человека с Богом, ни в коем случае не монолог. Молитва – не повторение одного и того же, каких-то правил. Каждый раз, когда мы произносим имя Господа, самый великий и самый ценный наш Собеседник готов нас слушать. В момент молитвы человек находится в реальном присутствии Бога: он Его только призвал − и Господь явился, чтобы услышать, что человек Ему скажет. Будет ли человек плакать, хвалить, благодарить, стенать, кричать о чем-то? Господь готов слушать. А вот когда и как Он ответит, это уже неизвестно. Господь очень изобретателен на ответы.

Вопрос от телезрителя: «Если Бога не существует, то жизнь лишается всякого смысла. Если вы обречены на вечную смерть, совсем не важно, как вы проживаете жизнь, и не имеет значения, жили ли вы вообще. Конечно, жизнь может иметь относительную ценность, благодаря вашему воздействию на других людей или на ход истории. Но в конце концов человечество обречено на гибель…».

– Это глобальный философский вопрос о ценности нашего бытия.

Я скажу так, что не верующий в Бога может через осознание ценности своей жизни как дара, через размышление о причине бытия и всего того, что происходит в нашей жизни, прийти к Богу.

Кто-то размышляет, откуда столько бед в мире. Кто-то о том, откуда в жизни столько счастья. А кто-то может задуматься: откуда это все – и как распорядиться своей жизнью? Удивительно, что именно в моменты кризиса, когда не знаешь, куда двигаться дальше, Господь может сказать: «Теперь давай поговорим». В этом общении человек может актуализировать для себя и ценность жизни как дар, и ценность Того, от Кого этот дар исходит.

Над тем, как это осознать, и можно ли это вообще сделать, ломали голову многие философы. Были опечалившиеся люди (например, Жан-Поль Сартр или Фридрих Ницше). Но мы можем видеть и тех, кто в этом поиске достигал результата. Может, не находил Бога, но давал людям возможность найти Его: например, Сократ, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер – каждый над этим размышлял.

Я надеюсь, что, когда мы приобщаемся к философскому знанию, мы можем прийти именно к тому, что за рамками всего стоит Господь – Источник всего, Который дает нам все как дар. Мы можем обрадоваться этому, и сразу все, что теряло смысл, для нас вдруг обретет новые смыслы, и мы будем двигаться навстречу Царствию Небесному.

Есть еще один очень серьезный аспект. Всем известен термин «богооставленность». Мы считаем себя верными Христу, во время Литургии оглашенных никто не уходит из храма. Мы очень хотим встречи с Богом, но вместе с этим ее не то чтобы боимся, но иногда избегаем по грехам своим. Может ли наше настоящее греховное состояние отвратить Бога от нашей жизни?

– Скорее оно может нас отвратить от Бога: это мы отворачиваемся от Бога, уходим, убегаем.

Таких примеров в Евангелии много: нельзя утверждать, например, что люди из страны Гадаринской не хотели встречи с Богом; мы не можем сказать определенно, хотели они этой встречи или нет, – может быть, каждый из них хотел, чтобы Господь действовал в его жизни. Но когда Господь реально приходит и действует в их жизни, то им действие Бога не нравится и они говорят Ему, чтобы Он ушел.

Удивительно, но человек, желающий встретиться с Богом, может не оценить эту встречу. Кто-то может сказать: «Да, Бог в моей жизни действовал, но, знаете, Он действовал как-то не так, как хотелось мне. Поэтому я не хочу быть с таким Богом». Страшное заявление…

Часто мы пытаемся подогнать представление о Боге и Его действиях в нашей жизни под свои хотелки (прошу прощения за такой термин), – но понимаем, что Господь не соответствует этому. Мы знаем: бывает, человек приходит в Церковь и говорит: «Слава Богу, я в Церкви», – но что-то вдруг происходит не по его, и он сразу уходит. Когда его спрашиваешь, почему ушел, он отвечает, что Христос его обидел. Вот такие бывают заявления.

Вопрос телезрительницы: «Раньше я была захожанкой в храме. Сейчас хочу сказать, что Бог меня посещает скорбями, которые я заработала. Я согласна с этим полностью, но прошу: ˮГосподи, помоги мне справиться с этими скорбями, которые я заслужилаˮ. А скорби усиливаются все больше, что невозможно с этим смириться. Как быть? Я же не праведный Иов, и Господь же это понимает. Как справиться с этими скорбями?»

– Несколько лет назад я познакомился с одним человеком, и меня поразили в нем 2 вещи. Первое: несмотря на свой весьма почтенный возраст, он очень бодрый и с чистым умом, не затронутым никакими изменениями, которые могут посетить человека в старости. И второе, что меня поразило, – он всегда радостный во Христе Иисусе. Он алтарничает в одном из храмов. Увидеть такого радостного человека – зарядиться позитивом на весь год: один раз с ним встретишься и будешь весь год радоваться, вспоминая о его радости.

В этом году он рассказал мне о своей жизни: как он оказался в Церкви, какой путь прошел, что с ним приключилось на этом пути и что с ним происходит сейчас. Так вот, если говорить о скорбях, то на него они льются просто как дождь, одна скорбь за другой, как из рога изобилия. И это очень непростые испытания, особенно для человека в возрасте, – их не так просто переносить. Но он не стал от этого грустным или раздавленным.

У него происходит умножение радости с прибавлением скорби. И это удивительно. Думаешь: случись с тобой или с кем-то из знакомых такое, то как пережил бы? И даже думать об этом не хочется. А в нем происходит умножение радости: Господь в его жизни действует так.

И он благодарен за все: он осознает свои ошибки, сделанные в жизни, с благодарностью принимает всю свою жизнь и то, что с ним сейчас происходит, продолжает радоваться, и радость в нем умножается. (Я не буду называть ни имени этого человека, ни храма, где он подвизается.)

Да, мы – не Иовы, но Господь нас создал для радости, и мы узнаем об этом из Священного Писания.

Апостол Павел, чьей жизни не позавидуешь (его били, чуть ли не убивали, сажали в темницу, его кусали змеи), говорит нам: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Вот богодухновенное напутствие, которым мы можем руководствоваться на всех путях нашей жизни. Нужно помнить, что мы хранимы Богом на всех путях нашей жизни, и радоваться на всех путях нашей жизни.

Каждый из нас знает, как тяжело тратить время на скорбь, уныние, обиду, зависть, ненависть. И каждый помнит, как хорошо и легко бывает, когда посещает искренняя радость. Я предлагаю всем, кто нуждается в этом (а мы все в этом нуждаемся), просить, чтобы Господь дал радость как дар, и чтобы радость покрыла всякую скорбь, дала возможность пройти через всякие скорби.

Вспоминается 90-й псалом – «Живый в помощи Вышняго...»: у живущего в помощи Божией все становится на свои места.

Еще один аспект проявления Бога в нашей жизни – мы очень любим мироточивые иконы, чудеса, любое необычное проявление: стоит только замироточить иконе, в храм начинают идти тысячи, чтобы посмотреть на это чудо. В Греции – наоборот: если замироточит икона, афониты молятся, чтобы Господь избавил их от этого чуда – значит, вера их настолько мала, что Господь посылает им чудо...

– Я разделяю мнение афонитов по поводу подобного рода чудес: не сомневаюсь, что это чудеса, но мнение афонитов полностью разделяю.

Самое главное чудо происходит каждое воскресенье в каждом храме – совершение Евхаристии, когда хлеб и вино истинно становятся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. И каждый, желающий приобщиться Господа, подходит к Чаше и принимает в себя видимую, вещественную частичку Бога. Господь через Святое Причастие сообщает великую благодать, ведь мы причащаемся Его Самого.

Чтобы благодать, данная в Крещении, не оскудевала, нам нужно жить Христом, жить во Христе, иначе нам будет совсем плохо. Без Него человеку плохо, он мучается.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Вы сказали, что во время Евхаристии человек принимает в себя частицу Бога. По логике вещей, после этого человек должен светиться в храме. А он не только не светится, но как завидовал, так и завидует, как осуждал, так и осуждает. И все прочие страсти остаются. Как Божественная чистота сочетается с грязью грехов человека? Божественная чистота проигрывает?»

– Забудьте про логику, когда говорите о действии Бога в нашей жизни: Господь никогда не проигрывает. Господь победил смерть, ад, дьявола и дал нам возможность жить вечно в Небесном Царстве. Он победил все то, что человека пугало и мучило на протяжении многих тысячелетий, – смерть и ад: Он дал нам возможность не бояться этого и жить вечно.

Каждый раз, когда мы готовимся принять Святое Причастие, во-первых, мы молимся, чтобы Господь дал нам возможность с дерзновением приступить к таинству и принять Его в себя. Во-вторых, мы молимся, чтобы это было «во оставление грехов и в жизнь вечную»: каждый христианин верит в то, что он причащается «во оставление грехов и в жизнь вечную». Кто в это не верит, тот не христианин.

Это очень важный момент: если человек не верит в это, значит, мы ни в коем случае не должны допускать его до Причастия – пусть он подумает, Кто есть Господь в его жизни и как Он может действовать.

Еще один момент. Мы можем не только перед воскресной Литургией, но и в любой другой день, когда в храме присутствует священник, очистить свою совесть перед Господом – сказать: «Господи, я много согрешил перед Тобой тем-то и тем-то. Прости меня, сними с меня этот грех и дай возможность жить без него. Укрепи меня». Чтобы стать сильнее, ближе к Богу, всегда нужно предпринимать волевое усилие: Господь, как говорит отец Софроний (Смук), наш академический преподаватель, лодырям не потворствует.

Если человек идет к Богу, то Бог идет навстречу, и они встретятся. Мы имеем возможность исповедовать все свои грехи и, укрепившись в таинстве Святой Евхаристии, побеждать с помощью Божией дьявола. И дьявол будет проигрывать, ведь на нашей стороне Господь.

Причастие дает нам возможность быть чище и ближе к Богу, хотя в нас много чего роится: Господь дает нам возможность очиститься от всего этого, укрепиться в таинстве Святой Евхаристии, открыть для себя Царствие Небесное и, узрев его, уже никуда с этого пути не отступать.

Такие вопросы, как задал телезритель, звучат часто: мы все маловеры – Сам Господь апостолам это говорил. Как при всех наших греховных сомнениях и разочарованиях сохранить желание быть с Господом?

– «Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?» Тысячи слов могут быть сказаны, но это будут просто слова: чтобы быть с Господом реально, важна крепость руки.

Да, мы маловеры. Да, нам трудно. И вообще, мы себе делаем очень много поблажек, они удобны для нас, но неудобны, чтобы войти в Небесное Царство – они нас превращают в верблюдов: верблюд не может пройти сквозь игольное ушко. Нам не нужно быть верблюдами, нам нужно быть теми, кто пройдет сквозь игольное ушко.

Поэтому Господь дает нам очень важную формулу, важное наставление: Он призывает нас быть солью земли и светом миру. Он призывает нас – быть, и мы стараемся быть в Нем всеми силами, укрепляясь, как хлебом, словом Божиим, укрепляясь великим даром Святой Евхаристии – принимая Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, общаясь с Ним. Мы просим Его помочь нам, таким перековерканным, дать нам возможность быть с Ним, идти за Ним и действовать. И пусть с Божией помощью наша рука будет крепкой и победит тысячи слов, которые могли бы быть сказаны.

Чтобы пойти, нужно протянуть руку Тому, Кто дает руку нам, – Господу. И за нами, когда увидят, что наша рука крепка в нашем намерении быть с Богом, пойдут (если захотят) все, кого бы мы с собой ни позвали. «Важна будет крепость руки.»

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Вера в Бога должна быть в центре жизни

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Глубокоуважаемый господин губернатор! Дорогие отцы, братья и сестры!В завершение Божественной литургии, которая прошла в этом дивном храме, вновь построенном и освященном, я хотел бы сказать о тех чувствах, которые переживал сегодня во время богослужения.

 
Беседы с батюшкой

Священник Александр Асонов: Происхождение зла

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс