Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1125) → Иеромонах Сергий (Филиппов). Давайте ценить каждое мгновение, благодарить Бога за все, что Он нам посылает: и за радости, и за горести

Иеромонах Сергий (Филиппов). Давайте ценить каждое мгновение, благодарить Бога за все, что Он нам посылает: и за радости, и за горести

№36 (1125) / 20 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

В Евангелии, когда Христос проповедует, народ удивляется Его учению и говорит, что Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Чему удивлялся народ в учении Христа?

– В человеке внешнее должно сочетаться с внутренним. Ко времени пришествия в мир Спасителя на протяжении многих веков в еврейском народе, который был избран Богом для миссионерского служения, не было ни пророков, ни святых, ни праведников. Народ сохранял Закон Божий. Книжники и фарисеи поддерживали в народе знание, учили его, но дух потихонечку стал ослабевать и внутреннее содержание искажалось. Даже представление о Христе как о Мессии исказилось. Еврейский народ находился под властью римлян. Евреи ждали Христа как Спасителя от земного владычества, что Он спасет от римской власти, даст им Землю Обетованную, и они будут, может быть, даже господствовать над другими народами.

У Христа внутреннее с внешним находится в гармонии. Господь Иисус Христос был и является воплотившимся Богом. Он произносил слова с властью Божественной. Народ это чувствовал. 300 – 400 лет духовной пустыни – и появляется Тот, у Кого внутреннее не расходится с внешним. Люди это ощущают и тянутся к Нему.

Многие и в наше время знают и изучают Священное Писание, Закон Божий и именуют себя богословами. Но если человек не живет по заповедям Божиим, если не старается применить в своей жизни то, что усвоил, знает, тогда получается диссонанс: вроде бы внешняя оболочка есть, а внутреннего содержания нет. Такой же был диссонанс у книжников и фарисеев. Бесы тоже многое знают, Священное Писание могут наизусть рассказать и все заповеди, постановления Соборов и апостольские Послания, но соблюдать ничего не собираются. Главное, чтобы у нас с вами такого не было.

Вы сказали о соотношении внешнего и внутреннего. В жизни православных христиан XXI в. внешний образ (одежда, поведение) должен как-то обозначать, показывать наше внутреннее состояние?

– Конечно, поведение должно выделять христиан и тех, кто следует за Христом. Мы знаем, что постепенно мир все дальше и дальше уходит от Христа, мир все дальше скатывается в бездну, и это приведет ко Второму Пришествию Христову, к концу существования мира. Мы должны понимать это.

Слова Христа: Вы – соль земли. Христиане – свет миру. Внешнее является выражением внутреннего состояния. Некий облик благопристойности должен присутствовать в христианине, но канонических норм в одежде, внешнем виде нет. Мы, христиане, должны стараться избегать греха. К греху не должны быть причастны. И, конечно, должны свидетельствовать, что мы последователи Христа, стараемся соблюдать Его заповеди.

Отрывок сегодняшних Евангельских чтений, когда восхищались словами Христа, что Он учит не так, как книжники и фарисеи, начинается со слов, когда Христос призывает апостолов. И они последовали за Ним, оставив все. Он говорит: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

Христос не обещает: «Идите за Мной и будете богаче, успешнее, к Вам придет слава, признание, почет, уважение». Он говорит, что задача тех, кто следует за Ним, быть ловцами других людей для Царства Божия: проповедь, миссионерское служение.

Апостольское служение – это печать на каждом, кто последовал за Христом. Конечно же, и мы своей жизнью это должны свидетельствовать, но внешних норм нет. Сейчас, когда человек начинает свой путь воцерковления, он обращает внимание на внешнее – ему кажется, что христианин тот, кто одет в определенную одежду, носит определенную прическу, бороду отрастил. Это абсолютно не так. Ничто внешнее не может быть препятствием для достижения Царствия Божия.

Вопрос телезрительницы Галины: «Что делать, если старые грехи, которые исповедовал, все же настигают и приводят к отчаянию?»

– Не отчаиваться.

Легко сказать, но трудно сделать. Прогонять сначала мысли. Грех не просто так приходит – он не может возникнуть на пустом месте. Если у нас уже привычка к греху, то борьба будет тяжелая, продолжительная – может быть, даже до нашей смерти. В этом нет никакой трагедии. Главное, чтобы чувство покаяния в нас присутствовало.

Иногда Господь попускает нам впадать в грех, чтобы мы не возгордились, не впали в прелесть: Господь попускает нам впасть в грехи для нашего смирения.

Сколько раз упали, столько раз надо вставать. Это заповедь святых отцов: упал – встань и иди дальше. У нас есть покаяние, есть таинство Причастия.

Иногда человек грешит десятилетиями, привыкает грешить – это настолько уже вошло в его природу, что за день или 2 от этого не избавиться. Мы можем не совершать грех, но привычка остается, и страсть может жить в нас до конца наших дней…

По поводу онкозаболеваний хотел еще сказать. В Новоспасском монастыре есть чудотворный образ иконы Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса») – уже более 20 лет у нас находится этот список, привезенный с Афона. Люди получают исцеление перед этим образом от болезни. Конечно, не каждый, кто обращается, получает помощь от Господа в виде выздоровления. Мы должны понимать, что болезни даются не просто так. Они – следствие нашего греховного духовного состояния, а каждый человек греховен. Иногда Господь не допускает болезнь, если видит, что человек не может это понести, уйдет в уныние, отчаяние, что это не пойдет ему на пользу. Иногда Господь посылает болезни для вразумления, наставления, ибо иного пути уже нет.

Люди спрашивают: «Почему? Для чего?» Мы не можем дать однозначный ответ, но должны быть благодарны Богу за все, что с нами происходит, за каждый день, который у нас есть, за каждое мгновение. Может быть, мы завершим свой земной путь уже сегодня? Мы благодарны Богу за все, что есть. Не унывайте, не отчаивайтесь. Если Господь дает, то дает для чего-то. Цените это и будьте благодарны.

Вопрос телезрителя: «Помогут ли выздороветь большие пожертвования на храм, к иконе Богородицы или на телеканал «Союз»?»

– Нельзя с Богом выстраивать такие отношения: я – Тебе, Ты – мне. Момент пожертвования ценен сам по себе. Мы должны ценить каждое мгновение. Совершая добрые дела, мы не совершаем ничего необычного – есть заповедь Господня творить добрые дела. Ведь Бог – Творец: Он сотворил нас, Он сотворил мир. Он не просто создал нас, но и заботится о каждом из нас, проявляет любовь независимо от того, любим мы Его или не любим, веруем или не веруем, жертвуем на храм или не жертвуем.

Мы надеемся на чудо, хотим чуда и думаем, что исцеление пойдет нам на пользу.

Каждый из нас подойдет к той черте, которая откроет нам совершенно иную жизнь будущего века. Мы завершим свой земной путь и перейдем в вечность. Не важно, когда это произойдет, важно состояние, в каком мы подойдем к этой черте. А это зависит от нас с вами.

Господь дает нам Свою благодать, но важно и наше желание принять Божественную помощь. Оно проявляется в добрых делах, в делах милосердия. Господь нам дает таланты, дары, Свою благодать. Мы должны ее дальше транслировать. Святые отцы говорят, что как только не будет христиан, которые будут наследниками Царства Божия, земная жизнь мира прекратится. Тогда будет Второе Пришествие Христово. Мы должны делать добрые дела независимо от того, получим от Бога исцеление или нет.

Иногда страх смерти обусловлен тем, что хочется подойти к финальной черте готовым – не только духовно, но и зная, что своим детям ты оставляешь не долги по кредитам, а квартиру и машину.

– Я понимаю. Вера – это не просто знать, что Бог есть, это доверить всецело себя, свою жизнь, жизни своих родных и близких Богу. Мы не знаем, что будет завтра, через мгновение, не говоря уже о том, что будет через год, 2, 10 лет.

Как христиане мы должны доверять Богу всецело. Не надо смотреть на себя со своей колокольни: Господь знает все – и посылает болезнь, посылает увольнение с работы, смерть нашу или родных. Это очень тяжело пережить. Смерть неестественна для нашего естества. Мы созданы бессмертными. Это временная смерть, временное разлучение души и тела: душа продолжает жизнь. Это ненормальное состояние – душа без тела страдает. И, конечно, мы этому противимся.

Есть такая поговорка: не было бы счастья, да несчастье помогло. То, что нам кажется трагедией, открывает новые перспективы и в нашей жизни, и в жизни наших близких. Мы должны в себе культивировать и воспитывать доверие Богу.

Мы знаем у святых отцов примеры, когда человек плачет, боится встречи с Богом. Например, преподобный Арсений Великий плакал перед смертью. Его спрашивали: «Почему ты плачешь?» Он отвечал: «У меня много грехов, я боюсь». Как правильно подходить к смерти?

– Одни святые плакали, другие радовались тому, что Господь их призывает. Это зависит от опыта жизни. Мы следуем за Христом, но каждый идет своей дорогой.

В патериках есть один пример, когда 2 брата согрешили, одинаково впали в грех. Им назначили епитимью, покаяние, закрыли в келье. Прошло время покаяния, один брат выходит радостный, сияющий, а второй выходит в слезах умиления: разный духовный путь, разный духовный опыт. Оба они были прощены Господом.

Как подготовиться? Стараться жить по-христиански, жить по заповедям Христовым, стараться не зацикливаться на себе. У нас время лукавое: культивируется эгоизм, себялюбие, когда мы стараемся обращать внимание на себя, а не на других, о себе заботимся. Век материализма, век, когда мы пытаемся убежать от серьезных проблем поверхностными решениями. Интернет опять же... Человек вроде и общается в социальных сетях, а вроде и не общается. Полистал, посмотрел – время пролетело. Потому что пустота внутри. Человек пытается убежать от проблем жизни, заглушить их в себе, не думать об этом.

Святые отцы советуют: помни о последнем мгновении твоей жизни и вовек не согрешишь. Будем помнить, что мы смертные, что нам предстоит дать ответ Богу, что судимы будем за те дела милосердия или немилосердия, которые мы совершили: Господь будет спрашивать на Страшном Суде, проявили ли мы любовь, напоили и накормили ли тех, кто жаждал, посетили ли в больницах или темнице тех, кто нуждался. Насколько мы проявили милосердие? За это с нас будут спрашивать.

Чтобы подготовиться к этому, мы должны не только декларировать, что мы христиане, но и делать добрые дела.

Как память о смерти сочетать со словами апостола Павла о непрестанной радости?

– А что унывать? О чем печалиться? Мы расстаемся со своей земной жизнью, да. Но верующий человек отличается от неверующего тем, что он верит в Бога, верит, что мы бессмертны: мы как христиане верим, что жизнь наша линейна, не будет никаких перевоплощений, не будет возможности новых циклов, бега по кругу. Здесь мы только учимся жить. Жизнь во всей полноте начнется там. Она будет намного лучше, намного целостнее, более счастливой. Мы здесь только приобщаемся к радости неземной, духовной, к счастью, к Божественной любви. Но во всей полноте сможем это познать только там.

Апостол говорит: мы видим все как сквозь тусклое стекло, гадательно. Мы способны этот свет воспринять лишь отчасти – мы затуманены грехом. Чем больше мы очищаемся от греха, тем больше приобщаемся к Царству Божию. А ведь там и наши родные, близкие, те, кто завершил свой земной путь, и Господь, и святые, и Божия Матерь. И если мы хотим вместе с ними быть, тогда, конечно, потрудимся. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь. Может, кто-то больше 100 лет проживет, но это лишь некое внутриутробное развитие: мы развиваемся – и насколько полноценно разовьемся, настолько полноценно сможем там жить.

Вопрос телезрителя: «Как молиться о внезапно погибшем человеке?»

– Он погиб для земного пути, но живет совершенно в ином состоянии. Дай Бог, чтобы с Господом.

Молиться так же, как молимся о других людях, уже ушедших. Нет никакой особой молитвы за тех, кто погиб внезапно. Готов или не готов человек, не нам судить: Бог может судить. Мы не знаем, какие мысли были у человека перед тем, как он погиб. Мы не знаем, как человек жил: мы можем видеть внешние проявления, но если начинаем по ним судить человека, то согрешаем. Каждый выстраивает свои отношения с Богом самостоятельно.

А молиться надо так: подавайте поминовение на Божественной литургии, заказывайте панихиды, дома старайтесь сами молиться о нем за упокой. Почитайте Псалтирь: она тоже помогает. Когда молимся за других, мы помогаем не только им, но и себе. До сорокового дня я часто советую людям, если нет каких-то особых препятствий, читать Псалтирь за упокой – это очень важно не только для усопшего, но и для человека, родственника, близкого, который скорбит: слова вдохновенных псалмов царя Давида помогают войти в нужное русло после трагедии, помогают понять, что Господь не просто так нам все посылает. Жизнь продолжается, у нас есть ради чего и ради кого жить.

Вопрос телезрителя: «Как правильно молиться о здравии? Можно ли в молитве перечислить имена всех сразу или нужно молиться отдельными молитвами за каждого человека?»

– Можно за всех прочитать молитву, называя имена. Но очень важно наше личное отношение к человеку: Господь смотрит на наше сердце – насколько мы о ком ходатайствуем, формально или нет? Как в суде. Аналогия слишком земная, но понятная: если адвокат подходит к делу спустя рукава или защищает кого-то чисто формально, результат будет не очень положительный. А если адвокат изучил все материалы дела, нашел какие-то оправдательные моменты и так далее, то дело может иметь положительный исход. Важно наше отношение к этим людям: насколько мы способны проявить любовь и милосердие? Господь это видит и ценит.

Вопрос телезрителя: «Приходя на кладбище к родным, как правильно к ним обращаться? Как правильно их приветствовать?»

– До революции на надгробиях писали: «На сем месте погребено тело» – не «погребен Иван Васильевич Иванов», а «погребено тело». Это правильное христианское понимание: душа человека, которая уже разлучилась с телом, находится вне земли, в совершенно другом пространственном месте.

Психологически можно понять – нам хочется поговорить с родными и близкими. Общение с ними, по учению Церкви, по учению святых отцов, возможно только через Бога, через обращение к Господу. Обращаясь в молитве к Богу, мы способны на духовно-мистическом уровне к общению с нашими усопшими родными и близкими. Опять же, если человек достигает какого-то уровня духовной святости, Господь может дать больше, – но мы не должны таких состояний искать.

Святые отцы говорили, что легко впасть в прелесть. Если кто-то будет искать этих состояний, то, например, бесы могут явиться ему в образе усопших родственников, заговорить их голосами. Такие случаи очень часто встречались и встречаются, к сожалению. Особенно когда человек практикует какую-то нехристианскую духовность и пытается подменять свое истинное стремление к духовному росту сублимацией. Тогда бесы ловят его, пытаются через общение с родственниками поймать в свои сети. Святые отцы советовали избегать этих состояний. Нам это не нужно. Святые отцы понимали, что можно впасть в искушение и упасть глубоко.

Жизнь земная непродолжительна. Господь создал нас бессмертными. От того, насколько мы пройдем наш земной путь, зависит наша вечность и счастье, радость, блаженство. Давайте ценить каждое мгновение, благодарить Бога за все, что Он нам посылает: и за радости, и за горести – и стараться употреблять таланты, которыми нас наградил Господь, во славу Божию.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс