Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1125) → Протоиерей Александр Березовский: Если люди будут молиться о нас – значит, мы жили так, как учил Господь

Протоиерей Александр Березовский: Если люди будут молиться о нас – значит, мы жили так, как учил Господь

№36 (1125) / 20 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

В храмах началось чтение Евангелия от Марка. Оно начинается с эпизода крещения Господа и ухода Его в пустыню для искушений. Почему Христос после Крещения уходит в пустыню?

− В Евангелии не сказано «уходит» – там сказано: Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. Господь дает нам с вами пример и предупреждает: каждому человеку в жизни предстоит пройти через искушения, если он встал на путь христианства. Очень часто люди, приняв Крещение, сталкиваются с искушениями, которые они раньше в своей жизни не встречали. Христос показывает нам, как к этим искушениям относиться.

Конечно, искушений больше, чем описано в Евангелии, но эти – наверное, самые основные. Господь перед Своей проповедью Царствия Божия был восхищен в пустыню, чтобы показать человеку: прежде чем кого-то чему-то учить, надлежит самому пройти испытания и побороться со своими страстями, которые зачастую нападают на нас и склоняют ко греху. Бывает, что человек начинает учить других, призывает к исполнению Евангельских заповедей, а сам даже не попробовал их исполнить. Христос говорит, какой путь каждому христианину предстоит пройти в своей жизни.

До какой степени нужно копаться в собственных грехах? Есть ли грань между самокопанием (отчасти губительным для души) и возможностью не заметить свои грехи?

− Грех можно представить себе в виде каменной стены, которая разделяет Бога и человека и мешает их общению, воссоединению (как это было Богом задумано изначально). Достаточно сломать эту стену.

Не надо копать вглубь, когда стена сломана: препятствия между человеком и Богом уже нет. А когда человек начинает углубляться, это не имеет никакого смысла. От того, что ты выкопаешь трехметровую яму, станешь ли ты ближе к Богу? Нет. Только потратишь силы и время на это. Может, нужно было их потратить на иное – на познание Бога, Который тебе открылся?

Наша задача – грех из себя изживать. Победить грех человек сам не может – это совместный труд Бога и человека. Когда человек трудится, Господь идет ему навстречу. Чем усерднее труд человека, чем внимательнее он к себе, чем решительнее он противостоит греховным привычкам, тем действие Божией благодати активнее.

Вопрос: «У меня во время поста и праздников происходят сильные искушения в виде скандалов в семье и прочего. Означает ли это, что во мне бесовская сила? Или это нормально для христиан? У других вроде мирно проходят праздники…».

− Это ненормально, но и сказать, что в вас бесовская сила, тоже нельзя. Просто бес подступает в праздник, чтобы осквернить его для вас и вашей семьи.

Поверьте, что не только к вам подступают бесы в праздничные дни или дни Причастия. Они пытаются у каждого причастившегося Святых Христовых Таин отнять благодать, полученную в этом таинстве: разгневать, вызвать обиду на кого-то, затеять ссору между близкими людьми, раздражить. И человек под действием духа раздражения, злобы, осуждения теряет благодать Божию, а дьявол добивается своей цели.

Созидательная сила – это Божия сила, и человек, причастившись благодати Божией, по Промыслу Божию должен был бы этой благодатной силой обновляться. Он накануне Причастия покаялся в грехах, испросил Божия благословения и помощи. Господь подает ему помощь: ослабляет действующий в нем грех, чтобы было удобнее с ним бороться. Но Господь такую силу человеку подает при условии, что тот сам потрудится – не просто «я причастился, успокоился, и меня уже ничем не заденешь – мой дух будет всегда мирен». Нет.

Придется бороться: за мирный дух, за мир в семье − за все надо постоянно бороться. Если мы будем вести эту борьбу, не будем отступать, малодушествовать и отчаиваться, Господь будет нам споспешествовать и помогать.

У всех бывают искушения, и не всегда они мирно кончаются. Иногда люди забывают, что были в храме, и вспоминают только тогда, когда уже много чего сказали и сделали. А хорошо бы помнить: нести сосуд собственной души, наполненный благодатью Божией, нужно очень бережно, чтобы не дать его разбить.

Вопрос телезрителя: «Как вести себя с неверующими людьми, когда не хватает терпения? И 2-й вопрос: можно ли подавать записки и молиться о душевнобольной, которая покончила с собой?»

− Начну со 2-го вопроса. Если есть свидетельство врачебное о ее заболевании, то можно – человек часто в болезни не контролирует себя и не отвечает за свои безумства. Про такого говорят: невменяемый. С одной стороны, он ничего не слышит и ничего не воспринимает. А с другой стороны, его поступки не вменяются ему в вину. Поэтому можно за нее молиться, записки подавать.

Очень часто люди недоумевают: можно ли такого человек отпевать? Как правило, можно. Обычно Священноначалие дает на это разрешение.

Теперь что касается терпения, его надо у Бога просить. У нас в душе собственного запаса терпения немного. У кого-то его хватает на 2 минуты, а у кого-то − на полчаса, но оно все равно кончается. Если кто-то потерпел больше получаса, про него говорят: у него ангельское терпение. Господу угодно, чтобы человек терпел и хотел терпеть – Он даже особо выделил терпение среди других христианских добродетелей, сказав: Терпением вашим спасайте души ваши.

Богу очень важно, чтобы человек встал на эту первую ступеньку лестницы, ведущей к смирению. Знаю, что бывает тяжело терпеть: у человека может быть трудный, тяжелый характер, он может быть навязчив, скандален. Если совсем невмоготу, можно выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Можно маленькими глотками попить святой воды с молитвой: «Господи, даруй мне терпение». Все равно нужно постараться потерпеть.

Если каждый день взыскуется терпение, оно приведет на вторую ступеньку лестницы – долготерпение. Нужно уметь долго терпеть. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда мы о чем-то Бога просим, а Он медлит подать нам просимое. И что нам делать? Не отчаиваться, не винить Бога и не бросать Ему упреки. Нужно терпеть – иногда очень долго: Господь все слышит, все видит, все знает – и хочет, чтобы мы потерпели.

Когда человек уже привык долготерпеть, он взойдет на 3 ступень – смиренномудрие. Четвертая ступень – смирение. Это все постепенно постигается в течение жизни. А терпение – начало: через ступеньку не перепрыгнешь.

А что такое смиренномудрие?

− Это когда человек себя смиряет под действием ума: он напоминает себе, что должен вести себя смиренно. Пока это еще не качество его души, а усилие ума и души. А смирение – это состояние, когда он не задумывается, как бы ему поступить смиренно, а так живет.

Он пронизан смирением, одет в него – это уже свойство совершенного человека. И в нашей церковной истории такие люди есть. Они − величайшая драгоценность и назидание нам, порой не хотящим (или не умеющим) потерпеть элементарную неприятность, не связанную ни со здоровьем, ни с достатком, ни с нашим привычным окружением. Не бывает, чтобы всегда была хорошая погода, комфортная температура, отсутствие пыли и неприятных запахов, а зачастую раздражают даже такие мелочи. Надо с этим бороться.

Вопрос: «Как понять волю Божию, если в жизни посылаются какие-либо трудности (например несправедливое увольнение с работы)? Нужно принять их со смирением или пытаться бороться?»

− Смиряться нужно обязательно, ведь Бог попустил такое испытание. Бывает, что увольнение несправедливое, а альтернативы работе нет или возраст не позволяет найти другую работу (в предпенсионном возрасте сейчас сделать это очень сложно). У человека могут быть финансовые обязательства, и ему потерять работу никак нельзя – тогда можно и побороться, но законным путем: посоветоваться с юристами, получить грамотную консультацию у инспектора в трудовой инспекции, как действовать дальше.

Если же увольнение все-таки случилось, не надо отчаиваться: Господь ведает вашу беду и нужду – Он обязательно поможет, но не надо Богу мешать. Люди часто впадают в злость, раздражение, осуждение, уныние и тем самым не дают Богу себе помочь. Вот в чем беда.

Не Бог не слышит или не хочет помочь, а человек ставит себя в такую позицию, когда помочь ему очень сложно (даже невозможно): он ничего не слышит и не воспринимает. Господь к нему взывает: «Потерпи», – а тот настолько возмущен происшедшим, что просто не хочет терпеть.

Он всем грозит, готов всех растерзать. Как ему в таком состоянии души помочь? Нужно всегда отдавать себе отчет, почему я так себя веду.

Совсем неплохо постараться восстановить свои права, но со смирением.

Господь очень часто возвращает утраченное: это было неким испытанием, искушением, и его должно пройти по Евангелию. Дьявол говорит Господу: «Прыгни с крыши – ведь написано в Писании: яко Ангелом Своим заповесть о тебе… на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою». Господь отвечает так же от Писания: не искушай Господа Бога твоего. Вот и нам надо отвергать такого рода искушения через Священное Писание.

Вопрос телезрителя: «Человек не причащался, но искренне верил Богу. После смерти он не будет прощен, Господь его не примет? Второй вопрос: доходят ли молитвы матери о сыне до Бога?»

– Доходят. Материнская молитва имеет особую силу. Молящаяся женщина о своем сыне или о дочери не просто формально произносит слова – она молится от сердца, ее сердце болит о своих чадах, поэтому такая молитва Богу всегда слышна.

Бог слышит все молитвы – Он слышит все, что происходит в человеке, о чем воздыхает его сердце, хотя уста молчат. Какие мысли роятся в его голове и какой из них он отдает предпочтение? Борется ли за чистоту своих мыслей и души? Или попускает дурным мыслям властвовать в себе, а внешне создает вид смиренного и кроткого? Бог все видит.

Очень важно, чтобы наше прошение к Богу не было чтением некоего текста. Люди часто путают молитву и чтение молитв. В Евангелии нигде не написано: читайте молитвы – Господь говорит: молитесь. А молитва – это устремление всего человека к Богу, всех трех его составляющих: тела, души и духа. Тогда это та молитва, которую нам заповедал Господь и пример которой Он Сам часто давал, когда удалялся в пустынное место для молитвы. Поэтому просите, молитесь, и дастся вам по вере вашей.

Что касается того, как будет судить Бог каждого, – нам неведомо. Мы веруем, что Суд будет праведный, строгий, милостивый. Для нас это тайна, и Господь в эту тайну никого не пускает. Он нам строго-настрого запретил самим судить друг друга и не открыл нам Своей воли о том или ином человеке.

Мы знаем разные преображения человека в течение его земной жизни, когда из гонителя он становился последователем Христа, из пьяницы – исповедником, из распущенного, под действием благодати Божией, целомудренным. Бог будет судить каждого человека отдельно. Поэтому и нужно приуготовить себя к этой встрече и к этому Суду. Каким будет Суд?

Почитайте Евангелие от Матфея, 25-ю главу. Отрывок этот всегда читается в Неделю о Страшном Суде перед Великим постом, там написано, как это все будет происходить: хотя, конечно, это некий образ, но очень жизненный. Хорошо, если мы будем знать Евангелие и будем стараться исполнять его в своей жизни.

Как рассудить об усопшем? Не надо судить: мы молимся об усопших, веруя, что наша молитва не бесполезна, что этому человеку по нашей просьбе подается от Бога некое утешение.

Какое? В каком виде? В виде надежды на будущее помилование, облегчения его страданий. Это не открывается нам, но мы знаем и чувствуем душой (если искренне молимся), что молитва не бесполезна. Человек, например, потерял родителя, душа болит об усопшей маме, но он искренне помолился на Отпевании об упокоении души, а потом говорит, что на душе полегчало, будто камень с души упал. Он сам свидетельствует, что молитва очень много дала усопшему. Поэтому надо молиться и надеяться на милость Божию.

Вопрос телезрителя: «Расскажите про рай – чем люди там будут заниматься? Будут ли они работать для души, читать, творить, писать книги? Будут ли там гаджеты, видеоигры? Сможет ли человек путешествовать по миру?»

– Хочется построить себе рай привычный и созвучный нашей земной жизни. Конечно, гаджетов там не будет, компьютерных сетей, телевизора – даже привычного дивана. Там жизнь иная.

Господь повелевает к ней готовиться, указывает на то, что будет важным в той жизни. А Господь говорит о качествах души.

Надо вспомнить заповеди блаженств. Что такое блаженство? Это высшая форма радости, которую может испытывать человеческая душа. Господь нам указывает, что ведет к блаженству. Блаженны нищие духом – о чем здесь идет речь? О смирении. Блаженны кроткие – то есть незлобивые люди, которые побороли в себе гнев, раздражение, недовольство. Блаженны милостивые, ибо милость всегда преклоняет к человеку и милость Божию, они помилованы будут. Лучше идти этим путем.

Некоторые представляют рай в виде некой картинки: домик на берегу тихой речки, рядом лужайка, лавочка, где можно собраться и посидеть с родственниками, которых любил в этой жизни, общаться, ходить в гости – немеркнущее лето, безбедная жизнь. Одним словом, чего хотел человек в этой жизни, то рисует себе в будущей. Но там иное. Если внимательно читать Евангелие, то нам откроется, что это такое.

Нельзя испытать на земле ту радость, которую Господь хотел бы дать каждому из нас в будущей жизни. Грех нам мешает прикоснуться к ней и ощутить ее, как и дурные привычки, которые живут в нас. Мы даже не умеем радоваться друг другу: обычно всегда побеждает зависть, если у кого-то что-то в жизни хорошо. Но даже если мы радуемся, радость несовершенна – она чем-нибудь омрачается, какой-нибудь собственной скорбью или завистью. Господь нас очистит от всех мешающих блаженству вещей: мы ни в чем не будем нуждаться – нам не надо будет ни есть, ни пить, ни спать, ни отдыхать: эта радость, данная нам от Бога, все перекроет.

Кто-то спрашивает, как может радоваться и блаженствовать вечно тот, чьи дети оказались, например, не с ним. Отвергли Бога, в Церковь не ходили, вели ужасную жизнь: один от пьянства умер, другой от наркомании, кто-то заблудил. Как он может радоваться, если его дети в аду? Ответ на этот вопрос простой: мы не знаем, что такое блаженство – мы никогда его не переживали.

Иногда по милости Божией мы испытывали некоторую неземную радость – Господь нам авансом подает прикоснуться к этому, чтобы мы искали это в дальнейшей своей жизни, чтобы память об этой радости нас подвигала трудиться ради Господа и искать ее в будущем – как сказал Господь, ищите и обрящете.

Рассказать об этом невозможно. Если Господь сподобит этой радости, она все перекроет: горести, переживания, расстройства, все нестроения земной жизни, ничто не помешает человеку быть в этой бесконечной радости.

Что будет дальше с людьми? Дай Бог, чтобы было кому-то о них на земле молиться. Очень важно нам с вами жить так, чтобы и в этой жизни люди были нам благодарны, и в будущем за нас молились. Это важно: не хватит нам каких-то собственных измышлений о собственной «хорошести». Если люди будут молиться о нас – значит, мы жили так, как учил Господь.

Вопрос телезрителя: «Говорят, что христиане должны достичь того, чтобы их не хвалили за добрые дела. Как быть, если хвалят?»

– Не нужно тщеславиться от того, что хвалят, хотя нормальным людям свойственно благодарить за добрые деяния – благодарность неизбежна, иногда очень пышная. Не надо ее воспринимать всерьез, ведь Бог – Творец, Он нас призывает к соработничеству… Бог решил помочь некоему человеку, слыша его молитву и видя его нужду – и Он хочет, чтобы мы поучаствовали в добром делании, которое Он хотел бы этому человеку дать. И Он призвал нас к участию в этом. Через нас Бог помог.

Если человеку нужны были деньги, Бог дал нам их, чтобы мы передали ему. Если нужно было доброе слово, Господь нам вложил в сердце это слово и привел этого человека к нам, чтобы мы смогли его утешить.

Не надо думать, что человек настолько велик, что может творить все сам от себя – Господь сказал: «Без Меня не можете творить ничего». Злые дела, конечно, можем: это от нашего злого сердца, злого умысла и злой привычки – это все без Бога, а доброе не может быть без Бога. Человек даже сказать «прости меня», без Бога не может: Бог его сердце склоняет попросить прощения – это Бог ему споспешествует покаяться в своей неправоте.

Так же во всем остальном. Если мы будем воспринимать все доброе, что нам удается сделать, как дар Божий (мы в этом призваны были поучаствовать), нам никогда не будет во вред похвала, направленная в наш адрес.

Не надо никогда тщеславиться: это очень опасная вещь. Иногда человек помолится, и ему кажется, что он сегодня хорошо помолился. Эта мысль от лукавого: может, и неплохо он помолился, но одной этой мыслью всю благодать (которую Господь в этой молитве подал) растерял. Может, молился целый час, а мысль мелькнула за доли секунды и если ее не отвергнуть, а принять и еще полюбоваться собой – начинай все сначала.

Ваши пожелания телезрителям в завершение передачи.

– Читайте Священное Писание – вчитывайтесь в каждое слово Господне, размышляйте о нем, складывайте его в своем сердце, как Богородица складывала в Свое сердце слова, которые люди говорили о Сыне Ее. Он еще был совсем Младенцем, когда были произнесены пророческие слова, которые потом вспомнились.

Очень важно складывать нам в своем сердце то, что говорит Господь. Может быть, сегодня мы эти слова не до конца понимаем, но они очень помогут в нашей будущей жизни.

Записала:
Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс