Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1125) → Протоиерей Александр Трушин: Молитва нам с вами помогает все время пребывать в общении с Богом

Протоиерей Александр Трушин: Молитва нам с вами помогает все время пребывать в общении с Богом

№36 (1125) / 20 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

Вы счастливый человек?

– Считаю, что да: я счастлив в служении Богу. Наконец, после долгих поисков, я схватился за ту ниточку, что приносит мне радость, утешение. Я думаю, многие священники присоединились бы к этому ответу – особенно те, что не от младых ногтей пришли в священники. Мы знаем священников, которые были военными, участвовали в боевых действиях. Сейчас они стали священниками и счастливы, ибо воинский дух в них сохранился, они могут приложить его в служении Богу. Я знаю немало людей, которые до своего рукоположения, имея прекрасное образование и занимая руководящие посты, не могли найти утешения в сердце, не были счастливы: смысл этого слова – быть частью Бога, иметь часть Бога в себе.

Девушка говорит: «Как я счастлива – купила новые туфельки!» Ты радостна, тебе весело от того, что ты купила новые туфельки, но это не счастье. Быть счастливой с Богом, то есть иметь часть Бога в своем сердце – вот счастье. Счастливы те, кто нашел возможность служить Богу – необязательно в качестве священника: это может быть любая профессия, если человек находит в ней утешение своему сердцу. Он может уставать, к концу рабочего дня нервничать, но говорит: «Я счастлив – я очень устал, но я счастлив».

Я видел таких счастливых рабочих в цехах, видел таких людей творческих профессий. Сам знаю одну женщину – она детский врач со стажем 35 лет. До сих пор ходит по вызовам, поднимается по этажам домов без лифтов. Неоднократно к ней обращался: «Тебе же позволяет возраст, ты можешь идти на пенсию». А она говорит: «Батюшка, я счастлива в своей профессии, мне хочется до последнего дыхания исполнять свой долг». Радуешься за таких людей – они нашли свою счастливую ниточку, счастливый лучик: он освящает их путь, согревает сердце.

Вопрос телезрителя Игоря: «Насколько корректно в христианской традиции говорить о счастье? Может ли христианин стремиться к земному счастью или у него должны быть более высокие цели в жизни?»

– Более высокие цели или земное счастье? Это зависит от духовного роста самого христианина. Например, добрая бабушка, христианка, счастлива в своих внуках, с удовольствием за ними ухаживает, печет им пирожки, встречает каждый раз, когда они к ней приезжают. Она говорит: «Я счастлива – вижу своих детей, внуков, жду правнуков». Разве это не земное счастье? И вправе ли мы сказать, что она не к тому стремится? Она в этом служит Богу, она в этом имеет счастье от Бога.

А монах рассказывает о своем счастье, когда еще затемно он встает, поднимается на гору, молится на горе, потом, совершенно усталый, возвращается, но глаза горят, сердце пылает счастьем. Он счастлив тем, что он поговорил с Богом.

И та права, и этот прав.

Дай нам Бог находить счастье по нашим христианским критериям в том служении, которое мы избираем. Если мы добросовестно относимся к своим обязанностям, не лукавим, не фальшивим, Господь даст нам почувствовать, где мы будем счастливы.

Счастье – это мир с самим собой: выбор устроенной жизни, выбор профессии, когда ты можешь принести пользу и тебе нравится этим заниматься. Тогда внутри у тебя все в порядке.

– Только бы не окунуться в эгоизм, гордыню: такой человек никому не приносит пользы. Он не приносит вреда, но и пользы никакой. Он ходит на работу, тихо отсиживает свой рабочий день и считает, что счастлив, что ему ничего не надо, – только не трогайте его.

Избегает каких-то проблемных ситуаций…

– Не помогает никому в решении проблем, в тихом уголочке забился: он тоже считает, что счастлив.

Ему хорошо в этом состоянии – что в этом плохого? Личное его счастье. Даже может быть польза от того, что он неконфликтный человек.

– Как православные христиане мы стараемся все-таки свое счастье строить по Евангелию – хоть чуть-чуть, понемножечку. Господь Иисус Христос наставляет нас в Нагорной проповеди, в других Евангельских наставлениях: православному христианину нужно отличаться от язычника, от жесткого материалиста – находить счастье там, где будет Бог в сердце.

Когда рабочий добросовестно делает свое дело, он своими изделиями служит другим. Бабушки, заботящиеся о своих внуках… Разве мы не знаем бабушек, которые отказались ухаживать за внуками? Сказали: «Дети, вы выросли, дайте мне пожить для себя». И она счастлива, понеслась к теплым берегам или еще куда-нибудь с подружками: она тоже счастлива. Но я думаю, от христианства это очень далеко.

Земное счастье помогает быть добрее к людям, радостнее молиться. Когда у близких все хорошо, тебе радостно, и ты этой радостью делишься с другими… Когда молодой человек выбирает профессию, не всегда это сопрягается с тем, что будешь пользу приносить. Иногда выбираешь профессию так, чтобы тебе больше денег платят. Как Вы думаете, многие так ищут место в жизни?

– Не очень простой момент. В Священном Писании даже мытари приходили к Иоанну Крестителю и спрашивали: что делать? Или воины приходили и спрашивали. И мы нигде не слышали, чтобы Иоанн Креститель говорил «бросай свою работу, иди на другую, занимайся другим делом».

Оказывается, везде можно найти ту форму, когда даже греховная работа позволяет тебе делать минимум греха – хотя бы минимум.

Конечно, в идеале мы бы хотели, чтобы дети наши выбирали работу, которая будет приводить к спасению души. Но на любой работе можно прегрешать, а можно свести грех к самому минимуму. Давайте помнить слова Серафима Саровского: спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

Твоя цель заработать все деньги, какие есть? Чем больше человек зарабатывает, тем больше он стремится к еще большему заработку… Мы говорим с вами о счастье. Если христианин идет по пути спасения, то дай ему Бог на любой работе найти возможность спасаться. И чтобы вокруг тебя были люди, которые хотели бы быть счастливы, идя путем спасения: об этом мы должны спрашивать духовников, брать благословение у духовников.

А то приходят: «Батюшка, благословите – на курорт еду: чтобы отдых хорошо прошел». А если не благословлю, вы на курорт не поедете? Все равно поедете. Батюшка благословил – это хорошо, конечно, но такие вопросы роли никакой не играют. А когда дело касается выбора профессии, тут прийти к духовнику было бы очень важно. Тут многие прекрасно понимают, что батюшка может не благословить, а предложить что-то другое, и к батюшке боятся приходить с таким – в крайнем случае могут сказать: «Батюшка, благословите, я сдаю вступительные экзамены». И потихонечку среди остальных прихожан растворяется человек – он побаивается, что ему могут задать вопросы: «А куда ты поступаешь? Кем будешь потом? Будешь ли ты пользу приносить, будешь ли находить пути спасения в своей работе?»… Хорошо бы духовники были озадачены именно такими вещами – не столько профессией, сколько формой жизни своих духовных чад.

«Батюшка, благословите поехать в отпуск…» – «Хорошо, благословляется первую неделю провести в монастыре на послушании, а потом едешь в отпуск». Брови поднимаются сразу, и начинается: «Вы знаете, я так готовился к отдыху...». Тогда зачем ты пришел ко мне за благословением? Ты и так в отпуск поедешь.

Вопрос телезрителя: «Я очень часто не радуюсь успехам других людей. Как это побороть?» Уметь радоваться успехам своих близких и не очень близких людей – это тоже некое счастье?

– Да. Человек одолеваем гордыней, через нее идет зависть.

Надо бороться именно со своей гордыней. В борьбе с блудом нам помогают ангелы, в борьбе с гордыней только Сам Господь может помочь: Он излечивает нас от этой страсти.

Нам дана возможность видеть свои проблемы. Разные есть пути (если мы обратимся к святым отцам) сламывать свою гордыню. Многие говорили, что очень успешно, когда оказываешь помощь в детдомах, где дети с какими-либо физическими недостатками, или в домах престарелых.

Или в хосписах, например.

– Там, где видишь человека, которому по-настоящему плохо: хуже, чем тебе. У нас был один случай. Недалеко от нас есть интернат, мы его посещаем. Как-то мы туда пошли, там были два молодых парня – немцы. Они приехали из Германии, каким-то образом узнали про этот интернат, месяц трудились, ухаживали за больными детишками. Они искали пути понимания жизни. Из нашего недолгого разговора выяснилось, что в Германии они не нашли такого интерната, а в России Бог дал. Было удивительно и радостно видеть ребят, ухаживавших за немощными детьми: 18-летние парни меняли детям штанишки, перепеленывали их, носили на руках тех, у кого было нарушение двигательного аппарата. Это очень трогательно, умилительно. Они вызвали симпатию. Хотя это не православные христиане. Про вероисповедание они ничего не говорили, а говорили про поиски жизненного пути.

Хочется сказать: «Ребята, приходите за таким благословением, прежде чем выберете какой-то институт, будущую карьеру: 2 недельки поработать в интернате или в доме престарелых». Я не думаю, что вам откажут. Вы увидите и поймете многое, произойдет переоценка многих вещей. Я знаю таких людей, у кого переоценка произошла. В частности, одного молодого человека помню еще школьником. У него папа и мама экономисты, они своего сына-отличника видели в будущем блестящим экономистом.

А он пошел и стал монахом? Такие случаи есть.

– Нет, в данном случае монахом он не стал, но стал ходить в храм, пересмотрел свои жизненные цели, с отличием окончил медицинский вуз и сейчас – блестящий педиатр.

Вопрос телезрителя: «Апостол говорит: непрестанно молитесь. Давайте немножко раскроем, для чего непрестанно молиться. Можно ведь утром помолиться 10 минут – и достаточно, вечером помолиться – и достаточно. А апостол говорит: непрестанно молитесь».

– Молитва есть дыхание души. Без дыхания мы не можем жить.

Непрестанно молитесь (не переставая) – это о том, чтобы мы с вами все время были в Боге, все время разговаривали с Богом. Самый наглядный пример: посмотрите на монахов. Иногда видно, как они идут с длинными четками. Я знаю, что на Афоне монахи читают Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного») по 10–12 000 раз в день. Человек все время молится – ему это не мешает: он тут же исполняет какие-то обязанности, даже принимает паломников, расселяет их.

Речь идет о том, что молитва нам с вами помогает все время пребывать в общении с Богом – тогда нас меньше одолевают страсти.

Я знаю священников, которые не могут начать Литургию, если на кого-то рассердились из своих прихожан. Говорят: «Подождите, не могу в таком состоянии начать Литургию. Дайте помолюсь». Человек начинает делать земные поклоны, просит у Бога прощения, читает Иисусову молитву. И только после этого возглашает: «Благословенно Царство».

Пребывая в молитве непрестанно, вы гасите свои страстные мысли, привязанности – я не говорю, что убираете полностью, но молитва помогает усмирить страстные волны, нас одолевающие.

Апостол, пока смотрел на Господа, шел по волнам. Как только оглянулся, начал утопать. Поэтому мы в молитве и пребываем.

Есть замечательные книги о молитве (я возвращаюсь к афонским отцам и к отцам древности). Необязательно читать какие-либо труды сугубо для монахов – мирянину это не нужно, но пребывать в молитве в течение дня надо обязательно.

Если есть четки, хорошо, только обязательно, приобретая четки, надо прийти к духовнику: «Батюшка, благословите пользоваться четками». И батюшка обязательно благословит какое-то правило – либо это Иисусова молитва, либо Богородичное правило. И не надо всем демонстрировать, что ты великий молитвенник: так гордыня рождается.

Бывает, четки – просто как красивый аксессуар на запястье.

– Увы, я вижу: у многих в машине висят на окне. Или надевают на руки в качестве браслетов. Это не мешает поднять стакан водки, посмеяться над похабным анекдотом... Это показуха.

Четки должны напоминать человеку, чтобы он пребывал в молитве, тогда он и ругаться не будет, и унывать сильно не будет. А если одолевает зависть, как было в вопросе, опять молишься: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного».

И так мы с вами будем непрестанно молиться.

Батюшка, может ли православный христианин ставить себе в жизни или на какой-то период грандиозные земные цели?

– Опять поясняем: что такое грандиозные земные цели?

Цель-то понятная – Царство Небесное, но вот сейчас надо купить хороший автомобиль, или квартиру, или что-то еще. Как это можно связать между собой – желание материальных благ и пребывание в мире со всеми?

– Я не думаю, что здесь есть однозначный ответ.

Есть советы отцов, есть Евангельские строчки, которые нам помогают. Господь говорит: «Взгляните на птиц Небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»

Какие-то земные цели человек обязательно должен ставить. Вот цель – нужно на приходе иметь машину, чтобы быстро добраться до больного прихожанина и причастить его. Эта цель правильная или неправильная?

Правильная, конечно.

– Но иногда от некоторых приходится слышать такие выражения: «Надо будет – Бог пошлет». Но Бог посылает нашими трудами. Даже Сергий Радонежский, хоть ему сослужил ангел во время Литургии, все делал своими руками: ангел ему только сослужил.

Господь посылает нам что-то тогда, когда мы идем Ему навстречу, то есть сами трудимся. Поэтому необходимые цели надо ставить обязательно. И наверняка по мере того, как вера человека крепчает, углубляется, он будет отходить от тех или иных земных целей.

Какие-то вещи нас уже удовлетворяют в своем минимуме – и нет необходимости ставить цели грандиозные. Наверное, этим христиане и отличаются.

А машина как рабочий инструмент порой очень нужна, а если она плохая и ты не можешь добраться в соседнюю деревню, то тебе минус: тебя человек ждет с Причастием или умирающий с Соборованием, а ты не можешь поехать. Есть вещи, необходимые как инструмент.

На пути к Богу нам с вами помогает все земное – дай Бог, чтобы оно не отвлекало, не забирало все наше внимание и все наши силы.

Многие психологи советуют: чтобы быть счастливым, нужно уметь забывать свое прошлое. В чем-то с этим можно согласиться?

– Простите меня, я не согласен. Психолог – это не всегда верующий человек.

Но это просто мнение.

– Мы неоднократно говорили с некоторыми священниками, которые в прошлом были психологами, и они говорят, что не всегда соприкасается истинная вера, учение Христово и то, чему учит психология. Поэтому нам не надо забывать прошлое, иначе мы будем беспамятными Иванами.

Мне вспоминается замечательное произведение «И дольше века длится день», где есть очень удачные вставки, связанные с памятью человека.

Я считаю, что человек должен учиться на том, что он помнит, – свой предыдущий опыт: и положительный, и отрицательный (недаром говорится, что отрицательный опыт – тоже опыт). Он должен учитываться, иначе мы все время будем наступать на одни и те же грабли. Поэтому это очень серьезный вопрос, и здесь я не согласен – иногда психологи подразумевают, что нужно прощать себе грехи, которые сделал, чтобы было легче.

Отпустить какой-то груз, балласт, чтобы идти вперед.

– Я не играю в эти игры: это не христианский подход.

Прощение может быть, когда я прихожу к духовнику на Исповедь и говорю: «Батюшка, помолись обо мне – каюсь вот в этом, в этом, в этом» – и какое облегчение, какие слезы радости катятся из глаз, когда искренне исповедуешься!

Я думаю, человек должен благодарить Бога за то, что Он дает нам память: чтобы ошибки уже не повторять и чтобы приносить радость окружающим.

Здесь, наверное, можно еще добавить – не заниматься самоедством. Вот в этом смысле, наверное, есть доля правды.

– Согласен. Приглашаю на Исповедь: не занимайтесь самоедством – приходите на Исповедь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс