Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1124) → Архимандрит Александр (Глоба): Не нужно делать того, что не угодно Богу

Архимандрит Александр (Глоба): Не нужно делать того, что не угодно Богу

№35 (1124) / 13 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

Когда Христос учил в храме, иудеи спросили Его: какою властью Ты это делаешь? Он не дает им прямого ответа, а задает встречный вопрос. Они не могут на него ответить. Он говорит: и Я не скажу вам, какою властью это делаю. Почему Христос не мог ответить на этот вопрос? Что сложного в ответе?

– Сложного ничего нет. Если мы читаем Священное Писание, то даже для подростков, которые мало-мальски интересуются литературой, умеют читать, думать, эти слова не окажутся загадкой. Детям, которые ходят в воскресную школу, имеют определенный православный дух и познания, тоже слова абсолютно очевидны и понятны, как и нам. Когда мы учились в стенах Московских духовных школ, то проходили все это на соответствующих кафедрах.

Христос прибегает к этому методу очень часто – это не единственный вопрос, на который Христос не ответил прямо. В рамках сегодняшнего понимания прогресс идет к тому, что хочется получить что-то концентрированное, выбранное, понятное, чтобы не было никакой шелухи, воды. Сейчас востребован математический элемент познания, вопрос–ответ. В то время не было такой формы: можно было получить ответ на вопрос восточным дипломатическим способом, написать книжку и не ответить на поставленный вопрос.

Почему Христос не отвечает в данном случае? Потому, что Он прекрасно знает: Его провоцируют и задают этот вопрос, чтобы задать следующий. Людям, которые находились вокруг, еще, может, не была открыта та полнота Духа, которая дана апостолам в Пятидесятницу. Сами апостолы, когда Христос учил их, многих вещей и слов не понимали. Те, что находились рядом со Христом, часто не имели никакого образования, они учились от Него. Их очень легко поджечь – как солому.

Такие люди задают совсем отвлеченные вопросы (например вопрос с монетой, когда Его искушали: платить ли кесарю дань? Господь вышел из этого капкана возвышенным способом). Здесь похожий случай: люди начинают искушать Христа, чтобы Его обличить, унизить – показать, что Он простой человек и не Сын Божий, чтобы люди не видели в Нем Человека и Бога, во всяком случае – Пророка, который обладает такими благодатными силами, что может исцелять, воскрешать. Например, в вопросе про субботу Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы. Дальше Он приводит слова про потерявшуюся овцу: не оставляет ли пастух девяносто девять овец и не идет ли искать единственную?

Ситуация, в которой находился Христос, была очень взрывоопасная. Люди все время хотели Его схватить, каким-то образом уничтожить, убить, смирить или сделать так, чтобы Его не слушали. Первосвященники, находившиеся в храме, примерно представляли, Кто это: полностью они еще не могли это знать, но представляли, что этот Человек обладает огромной благодатной силой, повергающей умы людей ниц.

Невозможно было объяснить, как Христос воскрешает словом: Он не применяет реанимационной практики, не делает искусственное дыхание, массаж сердца. В Евангелии говорится, что Он может прикоснуться к человеку, но очень часто Он говорит слово – и даже умерший подчиняется Его слову и воскресает.

Здесь открываются Божественные качества Христа. Людям, которые были соблазнены красотами этого мира, духи злобы поднебесные нашептывали в уши, что надо сделать, как искусить Его… Но в то же время сам сатана не знал, что это Христос, Сын Божий. Нам кажется, что темные силы все знают, видят, везде проникают, – нет. Старцы говорят: если не хочешь, чтобы темные силы узнали что-то, можешь держать это в мыслях, не говорить. Если скажешь, то они услышат за тысячи километров, придут, будут искушать и мешать. Христос был для темных сил закрыт по большей части.

Когда, допустим, бесноватый проповедовал, что это Христос, Сын Божий, то Он сказал ему: «Замолчи!» У нас нет предмета демонологии, чтобы мы измеряли силу или свойства сатаны и его подчиненных, но Евангелие ясно говорит, что человек был обременен, поражен бесом. Именно бес и говорит, что Христос – Сын Божий.

Некоторые святые отцы пишут, что он говорил это не из-за того, что знал, а из-за того, что мог догадываться, что это Христос. Эта методика используется на допросах и очень хорошо отработана. Человек, которого приводят для дачи свидетельских показаний, не владеющий этими психологическими приемами, легко попадается: ему задают правильные вопросы, и он, отвечая на них, думает, что тот, кто задает их, уже точно знает ответ. Но тот, кто мыслит критически, понимает: если бы были железные доказательства, эти вопросы бы не задавали. Так и здесь: это свидетельство – как искушение.

Христос и здесь говорит: «Замолчи» – и тот замолкает. У Христа была огромная сила как у Бога.

Отвечая на вопрос, нужно отметить, что таким был стиль ответа в восточном обществе.

Второе: Христос (как Бог) знал сердца людей и знал, что Его искушают. Как Человек Он имел внутреннее право не ответить на их вопрос – они пренебрегали Его ответом или задавали провокационные вопросы: ответишь так – будешь виноват с этой стороны, ответишь по-другому – не поймут люди, поэтому лучше сказать: «Не знаю». Христос говорит: и Я вам не скажу.

Здесь раскрывается отношение Христа не к этим людям, но к их гнилым качествам: для Господа противоестественны качества, направленные на унижение достоинства, на то, чтобы человек попал в ловушку. Он уходил от этого, чтобы не участвовать в деле людей, которые хотели над Ним надругаться, убить Его.

Вы сказали, что бесы не слышат наши мысли, но слышат слова. Когда поругаешься, можно подумать о ближнем: «Да чтобы ты провалился», а можно произнести это вслух. Если подумал, то бес не услышит? А если сказал, то бес услышит и сделает так?

– Есть слова, которые не сказаны, но могут быть исполнены. Ты подумал, но подумал так, как будто сказал – это было не на стадии духовного прилога, когда ты подумал, но можешь эту мысль отогнать: ты уже решительно заявил о том, чтобы что-то произошло, как бы в сердце своем сказал.

Вот, например, Христос говорит: если вы с вожделением смотрите на что-то (то есть эту мысль не отгоняете), вы уже причастны этому движению души, сердца, этому греху. Дай тебе возможность, убери рамки морали – и ты просто это сделаешь. Есть такое понятие: слова без слов.

Если человек находится в духовном размышлении, рассуждении, то есть возможность отогнать эти мысли. Тогда силы злобы поднебесные не могут к нему прилепиться.

Когда он говорит и думает в сердцах, это уже выходит за определенные рамки – обратной дороги нет: вырабатывается эмоция, человек испытывает душевное волнение, определенное телесное состояние – и, конечно, духовно повреждается, когда желает своему ближнему какой-то неприятности. У него обязательно где-то заболит или щелкнет так, что потом придется лечиться либо обращаться за медицинской помощью. Это имеет накопительный эффект, и он может вылиться в болезни, язвы, что разрушают изнутри.

Бытует мнение, что и сказанное на эмоциях может сбыться. Правда ли это? Виноват ли тот, кто пожелал другому чего-то дурного?

– Приписывание таких возможностей человеческому естеству не всегда имеет под собой основание. Очень много шарлатанов, желающих человеку, чтобы тот из этого мира ушел.

Правда в том, что все равно придет время, когда каждый живущий уйдет из этой жизни. Кто-то сказал, и это осуществилось по его желанию? Или это свойство человеческого организма – умереть?

Бывает так: человеку желают, чтобы он споткнулся, сломался… Я не думаю, что все случаи, когда люди падают, получают травмы, из-за того, что им кто-то этого пожелал. Здесь взаимосвязи нет.

Человек избавлен от свойств духовно влиять на другого. Мы не можем прочитать чужие мысли, хотя можем их угадать. При помощи определенных мыслительных алгоритмов мы можем предугадать поведение ближнего и то, что он может сказать. Изучая психологию, можно предвидеть, что он сделает…

Господь забрал у нас функцию манипулирования другим – мы можем физически воздействовать на него, можем воздействовать душевно, сказав какие-то слова, и духовно, когда молимся за него: воздействие есть, но мы обращаемся к Богу – просим у Него определенной благодатной силы, чтобы помочь человеку. Это обязательно получается.

Мы желаем чего-то несовершенного, с точки зрения христианина или просто человека: по своей сути любой греховен и несовершенен.

Кому-то пожелали, чтобы он упал, а он утонул или получил другую травму. Пожелал одно – произошло другое. Кто-то получил что-то по своей немощи, а другой по своей душевной слабости. Эти факторы не пересекаются. Если только кто-то знает, что там яма, и говорит идти туда, тогда, естественно, другой может попасть в эту яму: здесь есть взаимосвязь, этот кто-то виноват.

Христианину важно иметь рассуждение в слове: не пустословить, не празднословить. Что значит «рассуждение в слове»?

– Если ты живешь в Боге, то должен продумывать то, что будет дальше, на несколько шагов вперед. Как говорит апостол Павел, Закон написан на сердцах людей. Когда ты желаешь человеку доброго, чего-то совершенного, например, любви, благополучия, то это – Закон, написанный Богом скрижалью на сердце: можно даже не рассуждать, как будет хорошо тому, кому желают добра и любви, – это произойдет.

Священное Писание, апостолы и святые отцы призывают нас находиться в определенном духовно измененном состоянии. Человек осознанно приводит себя в него, когда он молится, читает Священное Писание и святых отцов, старается жить по Евангелию, по слову и Закону Божию. Такому легче: вся его жизнь пропитана особыми действиями в рамках Божией воли. Как правило, такой человек творит только добро. Даже если он ограничивает в чем-то другого, который, допустим, хочет или может упасть, он применяет силу, но она применяется, чтобы другой не потерял жизнь, не упал (например если кто-то хочет прыгнуть с моста или другим образом повредить себе здоровье или жизнь, а его схватят и приведут в чувство, используя силу, то никто не скажет, что тот, кто его спасал, не имел любви).

Если человек обладает свободной волей, собственным правом выбора, почему бы не оставить его делать то, что он хочет? Можно ли по-христиански оправдать силовое вмешательство в чужую жизнь?

– Наверно, тут можно согласиться, но только такая закавыка в Священном Писании: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов. Если бы Христу было все равно, Он бы сказал: «Вы – автономные личности, люди, могущие делать все. У вас есть благодатная сила, вы защищены ангелами и полностью независимые существа, поэтому Богом хранимы; живите как хотите». Однако Христос говорит, что можно даже жизнь свою отдать, чтобы спасти другого: есть такие уникальные слова – они бессмысленны для тех, кто не верит во Христа.

Христос говорит, что Он может жизнь дать и может жизнь взять: Он – хозяин жизни и хозяин смерти. Отец дал Ему такую власть: творить суд над человеком и определять его состояние после смерти. Мы верим во Христа, для нас это непреложный закон.

Если предоставляется случай, когда необходимо положить жизнь за близкого (близкого не по родству, а по естеству: любой человек для нас близкий – даже не нашей веры), то Господь говорит: нет больше той любви. Он не заставляет нас что-то делать, а дает выбор человеку пойти на такой шаг, чтобы самому потерять жизнь и спасти другого.

Господь дает нам право выбора, но вместе с тем дает жизнь. Даже если человек по своему несовершенству сделает ошибку, покается, Господь по любви Своей может определить ему место в Царствии Небесном. Он Сердцеведец. Он знает, из чего человеческая душа соткана, знает человеческое сердце. Здесь мы полагаемся на волю и любовь Бога: мы вспоминаем слова Христа, когда Он говорит, что все возможно Богу.

В новостях недавно прочитал мнение одного врача: если у человека видения после смерти, это на самом деле галлюцинации, которые вызваны нехваткой кислорода в мозге.

– Дело в том, что Священное Писание написано буквами, и сила его воздействия на человеческое сердце заключается в том, чтобы сработали определенные физиологические механизмы. Должно быть хорошее зрение, чтобы прочесть, или слух, чтобы услышать, аналитический ум, чтобы разобрать, что написано.

Это все творение Божие. Господь творил человека – эти нервные структуры, мозг, все остальное. При помощи гормонов, кислорода, углекислого газа происходят какие-то процессы.

Врач рассказывает то, что он наблюдает. Но он не может ответить за духовную составляющую этих процессов. Люди, которые, допустим, не видели Христа, описывают Его. Люди, которые не видели Божию Матерь, описывают Ее, говорят, что Женщина вошла, у Нее на лбу звезда, на руках Младенец... Или узнают какого-то святого: Николай Чудотворец приходит, но человек не знает его.

Господь являлся людям не просто так – в тонком сне, то есть при работающем мозге: мы можем все это рассказать, поделиться опытом. Это все опыт.

Врач тут, конечно, не обманул, просто у него неправильные выводы.

Природа этого явления медицинская вот такая, но еще есть духовная составляющая: человек увидит не галлюцинацию, а то, что ему предназначено.

– Это личный духовный опыт. Нельзя сказать, что это воздействие… Вот силы злобы поднебесные являются тем, кто употребляет какие-то вещества. Появляется возможность это увидеть, но все не из-за этого происходит, а во время этого. Почему мы говорим, что алкоголь – зло, табак – зло, наркотики – зло? Человек во время этого вторгается в неизведанные просторы – Господь не хочет, чтобы мы туда вторгались, там можно с ума сойти, можно впасть в зависимость, умереть. Это не нормальный человеческий опыт, – но это опыт. Люди, побывавшие в таких состояниях, делятся им: они видели демонические силы (художники могут воплотить это) – они побывали там под воздействием психоактивных средств и увидели что-то. Так что не значит, что этого нет: это средство, чтобы увидеть тот мир. В мозгу происходят определенные явления, но они идут как параллельные процессы... Вопрос очень сложный.

Профессия врача очень уважаемая, но не должно быть поползновений в ту сферу, где ты не являешься специалистом. «Я могу осудить Церковь и рассказать, что это все брехня»? Вот здесь он специалист, а здесь нет – надо очень критически к этому относиться. Надо найти духовную составляющую.

В период пандемии врачи сделали очень много для людей, но в больницах были и священники тоже, которые духовную сторону вопроса брали на себя. Врачей надо слушать, безусловно. Каждый занимается своим делам.

– Я не думаю, что священники в больницах указывали врачу, что ему делать. Каждый занимался своим делом: реаниматолог – реанимацией, лечащий врач – лечением, священник – спасением души человека. Синергия духовного, душевного, телесного. Эта синергия очень полезна, человек становится более целостным: начинает понимать, что он – творение Божие, которое призвано хвалить Бога своим житием, своей жизнью.

Записала:
Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс