Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1124) → Священник Николай Конюхов: Господь смотрит на сердце – Он Сердцеведец, мы знаем это из Писания

Священник Николай Конюхов: Господь смотрит на сердце – Он Сердцеведец, мы знаем это из Писания

№35 (1124) / 13 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

В Евангельском чтении Господь исцеляет бесноватого, которого приводят к Нему, когда апостолы сами не смогли исцелить. Почему апостолы, которые получили тоже достойную силу, чтобы изгонять бесов, именно с этим бесноватым не смогли справиться?

– Иногда люди говорят: «Попросили батюшку помолиться, обратились к нему, а он не помог, – пошли к более сильному батюшке»…

Нужно обратить пристальное внимание на самого просителя: он сразу начинает обвинять апостолов. Скорее всего, этот человек был не особо верующий – его неверие помешало апостолам сотворить чудо. Древние толкователи, в том числе Иоанн Златоуст, говорят, что причина именно в этом. Приводит другой евангелист такие слова: верую, Господи, помоги моему неверию. Не потому, что апостолы были плохими, были в плохом духовном состоянии. Христос говорит: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? – Он это не апостолам говорит, как некоторые думали. Он не хотел обижать этого человека, поэтому сказал про всех.

Когда я в школе преподаю, тоже говорю «дети, хватит плохо себя вести», чтобы не стыдить конкретного человека. Но тот понимает намек. Христос тоже деликатно обращается с людьми. И этому человеку, несмотря на его маловерие, помогает.

Добрый человек созидает. Можно ли говорить, что грех разрушает не только душу, но и внешнее, нашу реальность?

– Грех очень сильно влияет на человека. Это замечено очень давно. Яркий библейский пример – про царя Саула: он был благочестив, все у него было более-менее хорошо, он даже дружил какое-то время с Давидом. Саул был первым израильским царем, славным – всех побеждал, капища ломал, но когда появилась в нем гордыня и он перестал слушаться Самуила, грех вошел в него, и сказано: Дух Божий отошел от него. И что мы видим? Все плохо. Это даже как физическая боль – он помрачился духом настолько, что ему физически было плохо.

Это называется «психофизика»: если человек совершил какое-то преступление или просто кого-то обидел, оскорбил, ему потом даже мороженое не в радость. Он физически вроде как в норме, но ему плохо. Некоторые настолько переживают, что у них температура повышается. Очень важный Евангельский пример: когда Христос молится в Гефсиманском саду, у Него кровавый пот – от сильного напряжения у человека действительно может выступать с потом кровь. У нас все взаимосвязано. И, конечно, внутренний духовный мир влияет на внешнюю жизнь. Поэтому мы и уделяем ему такое внимание.

Вопрос телезрительницы Татьяны: «Саул был добродетельным, потом он возгордился, и Господь от него отвернулся. А ведь он хотел исправиться душой, но у него не получалось. Так же и сейчас: мы хотим исправиться, сделать все по Божиим законам, заповедям, говорим: “Господи, Ты видишь, не получается по немощи”… Почему Господь нам не помогает?»

– Если в вазе появилась дыра и оттуда вытекла вода, то цветы завяли. «Кто виноват? Дыра. Через нее же все вытекло!»

Не совсем корректно говорить, что Бог отвернулся от человека, хотя в Библии есть подобные слова. Конечно, это представления людей, когда они пытались описать Бога в человеческих терминах (что Бог разозлился, Бог возревновал).

Насколько мы знаем нашего Бога, Он Благ, и Он неизменяем – это одна из важнейших богословских истин христианства. Когда в Библии описывается, что Дух Божий отошел от Саула, имеется в виду, что Он вышел через дыру, образовавшуюся из-за гордости Саула, других его грехов, непослушания. Душа стала похожа на дуршлаг, вся благодать ушла.

Кто виноват? Благодать виновата? Она бы там и дальше находилась, но дырки появились.

Господь готов вернуть обратно благодать Духа Святого. Смотрите, следующий царь, Давид, тоже совершил грех, но он покаялся – 50-й псалом свидетельствует об этом: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене («я через грехопадение, через убийство и прелюбодейство потерял Духа Святого и хочу Его вернуть».) Саул, может быть, не до конца хотел этого или не так хотел; в конце концов он покончил жизнь самоубийством – наверно, это свидетельство, что он вместо покаяния пришел в какую-то степень отчаяния. Давид осознал свой грех, он не стал говорить, что все пропало. Он покаялся, еще и 50-й псалом написал – нам теперь здорово: мы его читаем везде.

(Особенно вспоминаю дорогого нашим сердцам уже покойного Петра Мамонова. Он читал этот псалом в фильме «Остров». Мне прямо это запало тогда в сердце. Я тысячу раз слышал этот псалом, но никогда настолько сильно не понимал эти слова: что человек пролил кровь, то есть совершил страшный грех, и так искренне кается.)

Такое искреннее покаяние может быть у человека, если он полюбил и Бога, и состояние присутствия Духа Святого. Давид приобрел это снова. Нам надо ориентироваться не на Саула, а на Давида: если даже мы что-то совершили, какой-то грех, и почувствовали, что Дух Божий как-то отошел от нас, нужно попросить у Господа, чтобы Он нам дал Его еще раз. И Он обязательно даст – Он просящему не отказывает, Он Сам сказал: просите, и дано будет вам.

Вопрос телезрительницы Любови: «Какую пользу дает душе присутствие в доме множества икон?»

– Нельзя напрямую связать наше благочестие с числом икон дома: у женщины, например, может быть 300 икон, но она может быть гадалкой и эти иконы использует в совершенно неблагочестивых целях. У человека может быть много икон дома, но он бьет свою жену или детей и не видит в этом никакой проблемы: его иконы не могут его смутить.

Было бы здорово: 5 икон у человека – значит, 5% благодати, 10 икон – 10%...

Если человек любит святых, храм Божий, православную эстетику, знаком с православным христианским искусством, ценит это, ему хочется иметь дома икону Господа: это самая главная икона в доме. Мне очень горько бывает, когда прихожу в дом и вижу: огромная икона Матроны Московской или святителя Николая, может, еще Богородицы, а Христа вообще нет. Как в домашнем иконостасе может не быть иконы Христа? Я не понимаю.

В первую очередь дома должна быть икона Господа Иисуса Христа. И, конечно, если хочется, своего Небесного покровителя. У меня дети, поэтому мне хочется, чтобы стояли иконы их Небесных покровителей. Единственное, мне кажется излишним, когда всю стену завешивают иконами (в принципе, если это нравится, то ничего плохого, но не надо думать, что из-за этого увеличится благодать).

Если больше любви будет дома, тогда и благодать будет – можно обойтись и небольшим числом икон. Если нравится много, пусть будет много, но не надо думать, что само по себе их число автоматически что-то дает.

Если много, то как минимум надо знать каждого святого: его жизнеописание, тропарь хотя бы.

– Да, святые – не просто некие магические личности. Сама по себе икона не может помочь, это же не амулет. Икона – это изображение близкого нам человека. Мы храним фотографии близких – то же самое иконы.

Вот мы знаем святого, его любим, у нас с ним есть какие-то личные отношения, потому вполне логично, что у нас есть его икона. Все должно быть целесообразно, подчинено какой-то цели. Давайте серьезнее к этому относиться.

Можно ли без икон спастись?

– Я, может быть, открою секрет, но у первых христиан не было икон. Никаких. У апостолов мы их не видим.

Есть Предание, что апостол Лука написал первую икону Богородицы. До нас не дошли иконы первых 2–3-х веков, кроме мозаик. Те мозаики, что остались, в катакомбах выцарапанные, не походят на иконы, которые сейчас у нас есть. В основном это был раннехристианский символизм: рыбки, виноградная лоза. Христос был изображен маленьким кучерявым мальчиком – совсем не похож на Христа, Которого мы сейчас видим: это ребенок или уже взрослый кучерявый юноша, больше похожий на Давида. Но это, видимо, специально: первые 3 века были гонения.

Самое важное, что объединяет христиан, это Евхаристия: без нее для христиан нет спасения.

Я сейчас не говорю про всех: мы не должны говорить про всех, это слишком дерзновенно – говорить, кого Бог спасет, а кого нет, но про христиан говорить можем.

Христос прямо говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» – поэтому про Причастие мы можем говорить.

Почему-то иконы людей интересуют больше, чем Причастие.

Можно открыть Евангелие и посмотреть – про иконы Христос ничего не сказал. Он не сказал: «Не будет у вас дома 10 икон – не спасетесь», – но Он прямо сказал: «Не будете вкушать Тела и Крови Моих – не будете иметь со Мной общей части, не наследуете Царства Небесного». Вот слова нашего Бога. Какие тут могут быть рассуждения?

Кстати, о Причастии вопрос нашего телезрителя: «Я не был на вечернем богослужении, и батюшка на Исповеди не хотел допускать меня до Причастия. Насколько важно посещать вечерние богослужения? Раньше посещать их не требовалось».

– Некоторые говорят: «Раньше не надо было ходить на беседы, а теперь надо. Раньше такого не было, а сейчас чего-то себе навыдумывали».

А если по правде, мы, наоборот, пытаемся вернуться к норме.

Люди, меряющие церковную жизнь по советскому времени, очень ошибаются: советское время – это все-таки время гонений, когда многие боялись ходить в храм.

Недавно я беседовал с желающими крестить ребенка, и они у меня спросили: «А родителям можно присутствовать на крестинах?» Оказывается, в некоторых церквах до сих пор с советского времени есть такая традиция: родителей надо выгонять из храма (почему их надо выгонять, я так и не понял: такое было раньше, чтобы не сообщили на работу и не пропесочили на партсобрании, а сейчас-то чего?) Этого я не понимаю. Знаю, что женщине до 40-го дня после родов нельзя ходить в храм. Ей нельзя причащаться – и то вопрос обсуждаемый: может быть, когда-то это было связано с какими-то гигиеническими ограничениями или с тем, чтобы женщина выжила, когда родит (за ней наблюдали несколько недель, чтобы она, не дай Бог, никуда не ходила – может быть, из-за этого ей нельзя было ходить в храм).

А сейчас что? Женщина, конечно же, на Крещении должна присутствовать: кто будет успокаивать ребенка, если он будет кричать. – крестный, который в ужасе? У него у самого нет детей… Родителям можно присутствовать при Крещении.

Что касается вечерней службы, насколько я помню, в документе «Об участии верных в Евхаристии», который недавно принял Архиерейский Собор, нет обязательного условия быть на вечернем богослужении: предполагается, что это было бы хорошо и правильно, но понятно, что у всех разные графики и разные возможности. Мы тоже рекомендуем присутствовать и на вечернем богослужении, и на утреннем, потому что это одно и то же богослужение. В древности не было двух отдельных богослужений – было одно, оно шло всю ночь, и христиане в основном молились ночью, ведь днем их могли схватить и отдать львам. Поэтому они собирались и служили 3 составных службы – вечерню, утреню и Литургию: всю ночь молились.

Мы иногда тоже совершаем Литургии ночью, но сейчас для удобства верующих Церковь, как заботливая Мать, разделила службы. Первая часть богослужения начинается с вечера, потом перерыв на ужин и на сон, а наутро мы возвращаемся в храм.

Если у мамы трое детей, конечно, у нее может не быть возможности приехать вечером. Военнослужащий, врач, которые работают сутками, не в силах прийти на службу вечером. Они приходят на Литургию, и я уверен, что большинство священников, конечно же, причастят этих людей.

Вопрос телезрителя: «Как правильно понимать слова из богослужения: Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою?»

– Это Псалтирь – очень красивый псалом. Здесь нужно смотреть более детальный перевод, хотя бы П. Юнгерова. Я не специалист в области церковнославянского языка, но в целом его понимаю: мне понятно, о чем идет речь (может быть, я сейчас это криво сформулирую).

Мы уверены, что Бог знает про нас больше, чем мы сами знаем о себе, и поэтому мы просим Бога показать нам правильный путь – направить нас.

«Исправь мои стези». «Исправь» – сделай стези ровными, правильными. «Яко к Тебе взях душу мою» – здесь больше говорится об обращении человека к Богу. И, конечно, мы просим Бога подсказать, куда нам направить свои стопы.

Кстати, это не просто некий оборот речи «ты помолись – и Бог тебе скажет». Человек помолился, но Бог ему не показал готовый ответ: нет волшебного кубика, показывающего ответ. Но у нас, христиан, есть христианская интуиция – есть совесть, которая что-то подсказывает, а самый простой для христианина способ понять волю Божию – читать Священное Писание. Если человек читает Священное Писание регулярно, ему гораздо проще понять Бога: он знает Его мнение по схожим ситуациям. В Евангелии показано много ситуаций, особенно жизненно важных, принципиальных, поэтому мы можем на это ориентироваться.

Слова Евангелия горят в нас, и Господь может подсказать нам путь, когда мы думаем: «Как же нам поступить?» Самое главное – это закон любви. «Если я сейчас сделаю вот это, это будет против закона любви»: вот мне Господь и подсказал – значит, я туда не пойду.

Когда мы не живем по воле Божией, начинается греховная жизнь, и она может сопровождаться внешними неудачами. А это работает в обратную сторону? Если в жизни начались неудачи, нужно ли обратить внимание на свою жизнь, душу, на свое духовное состояние?

– С одной стороны, нужно: если все плохо, возникает вопрос – почему, какая здесь причинно-следственная связь? Но, например, у Иова, который был праведником, началась просто дичайшая черная полоса, совсем не связанная с его жизнью: это было некое испытание – проверка его на прочность.

Не все коту масленица: иногда мы тоже просто хотим «жить-поживать да добра наживать», чтобы все было как-то совсем статично.

Нет, пока мы здесь живем, у нас будут и испытания, и искушения, и потери: нам всем придется сталкиваться со смертью, в том числе и наших близких – никто от этого не застрахован. Не нужно воспринимать неудачи так, что если, например, человек потерял работу, то это его Бог наказал, ибо он чем-то согрешил: может, он и не согрешил, – это совсем необязательно.

Мне иногда очень хочется утешить родителей, у которых рождается ребенок, например, с синдромом Дауна или с каким-то заболеванием. Некоторые не совсем честные люди начинают говорить: «Это дал вам Господь за то, что вы до брака блудили». Понятно, что грехи влияют, и некие законы этого мира существуют (как закон притяжения), но в целом болезни, скорби, неудачи не всегда связаны именно с грехом – нельзя все сводить только к этому.

Иногда это способ манипуляции, этим пользуются совсем бесчестные люди. Например, родился больной ребеночек. Родители и так несчастные, их нужно поддержать, утешить, а они говорят: «На вас родовое проклятье – нужно заплатить деньги, провести обряды, прочитать заклинания».

Конечно, нам нужно обращать внимание на свою духовную жизнь всегда – и когда все хорошо, и когда плохо.

Всегда ли нужно обращать внимание на свою жену? Если ты хочешь, чтобы у тебя была счастливая семейная жизнь, конечно, нужно обращать на нее внимание всегда – не только по пятницам. Это аксиома, и это так и работает.

Если вы хотите более-менее нормальных отношений с Богом, то нужно обращаться к Нему и тогда, когда все плохо, и тогда, когда хорошо: и если все вроде бы нормально, все равно нужно быть с Богом. А использовать Его лишь как волшебника из голубого вертолета, что Он должен прилететь и решить все наши проблемы, не совсем честно. Это все равно что использовать жену только для приготовления супа.

В заключение по традиции небольшое напутствие от Вас нашим телезрителям…

– Дорогие друзья! Если мы хотим, чтобы духовная жизнь влияла на нашу материальную жизнь, мы должны заниматься ею не от случая к случаю, а всегда. Духовная жизнь – это не всегда страдания, преодоление, понуждение. Очень часто это радость. Просто нужно правильно к этому относиться.

Дай Бог, чтобы мы как можно чаще радовались: как сказал апостол, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Давайте повесим эти слова на холодильник и будем все время на них смотреть.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс