Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1124) → Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Духовные наставники

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Духовные наставники

№35 (1124) / 13 сентября ‘21

Архипастырь

Владыка, в наше время вопрос духовного наставничества, наверное, актуален для любого верующего: найти себе духовного наставника трудно – священников не так много. Часто бывает, что на одном приходе на одного батюшку приходится тысяча прихожан, и о полноценном духовном наставничестве речи не идет. Как быть?

– Люди порой путают духовничество и священника, принимающего Исповедь. Найти себе духовного руководителя, который мог бы вести тебя по жизни, не так легко, но такие люди есть. Когда возникает вопрос, кто может стать твоим духовным руководителем, самое главное – разобраться в своем сердце и в своем уме, кто тебе нужен и для чего тебе нужен духовный наставник. Ведь это щепетильная тема: очень часто люди задают вопросы своим духовникам, чтобы попытаться решить свои житейские проблемы, житейские нужды (например, духовника спрашивают, жениться или не жениться, поступать в семинарию или не поступать, менять квартиру или не менять) – бытовых вопросов задают очень много, очень часто в духовнике видя средство их решения.

А ведь само наставничество или духовничество посвящено немножко другой теме: вести человека по пути спасения, по непростой и тернистой дорожке под названием жизнь. Чтобы найти такого человека, ты в первую очередь должен сам себе задать вопрос, для чего он тебе нужен. Если как «разрешитель» твоих житейских проблем и вопросов, это одно: тогда, может, духовный наставник тебе и не нужен. Другое дело, если тебе надо просто грамотно подойти к своей внутренней жизни и разобраться в своих проблемах – тогда наставник действительно нужен. Особенно он нужен пришедшему в Церковь недавно, мало знающему или нуждающемуся в духовных советах.

Самое главное – молитва, обращенная к Богу с просьбой, чтобы Господь послал такого человека: даже если на приходе тысяча человек, а священник один, Господь ответит на твою молитву и может послать человека – необязательно связанного с жизнью этого прихода. Может быть, рядом с тобой есть тоже духовный человек, не облеченный саном: он может быть уже в возрасте, иметь большой религиозный опыт жизни. Просто нужно внимательнее обращаться к Богу с молитвой и с просьбой о том, чтобы Господь даровал тебе того, кто имеет богатый духовный опыт жизни.

Владыка, сейчас время, можно сказать, мультимедийное: очень много священников, проповедей и в YouTube, и в других социальных сетях. Можно ли ориентироваться по этим проповедям?

– Слава Богу, сегодня есть много возможностей, тем более через мультимедийное пространство. Но если понравился священник – красиво говорит, проповеди прекрасные произносит, это еще не значит, что он может быть твоим духовным руководителем. Нужно спросить самого священника, готов ли он взять на себя такой крест и стать твоим духовным наставником.

Есть множество других примеров. Мы знаем, что творения святых отцов наполнены многими смыслами и открытиями. Поэтому помимо YouTube нужно еще и читать святых отцов и слово Божие, чтобы, имея крепкий духовный багаж, находить ответы и через пастырские послания святых отцов.

Если мы читаем святых отцов и в каком-то смысле имеем их своими наставниками, обязательно ли личное общение со священником, чтобы называть его своим духовным наставником, или достаточно иногда просто быть рядом?

– Порой бывает так, что простое присутствие рядом открывает многие духовные двери, помогает найти ответы на вопросы, даже и бытовые. Самое главное – чтобы тот, кто именуется духовным наставником, за тебя тоже молился: молитва помогает и укрепляет – даже находясь на расстоянии, ты чувствуешь духовное общение между тобой и человеком, обладающим большим духовным багажом. Это самое главное.

Опять же на ум приходят слова апостола Павла из Послания к Евреям: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Конечно, не надо ожидать кончины своих духовных наставников, но если есть такие люди, то, взирая на их образ жизни, нужно утверждаться в вере, укрепляться в том единстве, к которому Господь нас призывает, и быть верным Церкви Христовой и общине.

Иногда на Исповеди звучит такой вопрос: можно ли самовольно сменить духовного наставника? Были определенные отношения с ним, но проходит время, человек видит, что возникает диссонанс с духовником. Можно ли перейти к другому?

– В первую очередь нужно всегда помнить, что духовные наставники и руководители – тоже люди и несут на себе человеческую плоть. А это значит: все, что присуще человеку, им тоже не чуждо.

Может быть такое, что и духовный руководитель ошибается в жизни, камни преткновения попадаются и ему на пути. Мы знаем, что враг рода человеческого тоже обладает очень тонким чувством, и он может и духовно высоких людей сводить с истинного пути. Нужно обладать каким-то духовным опытом, чтобы видеть это. Если надвигается такая опасность и ты понимаешь, что перед тобой был прекрасный человек, но со временем что-то происходит, нужно принимать решение.

Но нельзя подходить к практике смены духовников как к смене перчаток: это же дело очень важное, и здесь тоже должно быть какое-то внутреннее чувство. Ведь и ты сам можешь ошибаться: все, что делает дьявол против человечества, распространяется и на тебя – и чувство гордости появляется, и самомнение. Человек, может, уже считает себя чуть ли не святым, и зачем ему тогда наставник? Он уже и сам способен разрешать вопросы. Но мы знаем, что большинство мыслей приходят от темной силы. Поэтому самое главное – чтобы эти мысли не стали камнем преткновения или разделения между тобой и твоим духовным руководителем.

А что делать, если нет никакого духовного наставника?

– Не надо бегать и искать. Человеку дано прощение грехов в таинстве Покаяния: подходя к Исповеди, мы Богу открываем свое сердце и через священника получаем прощение грехов.

Не нужно бегать, истерически кого-то искать, хвататься за первого попавшегося и требовать, чтобы он стал духовным руководителем.

Значит, ты плохо молишься. Значит, в твоей жизни что-то такое происходит, что Господь тебе этого не дает. Но самое главное – то, что Господь дал тебе великое таинство святой Евхаристии и таинство Покаяния: это главный момент жизни христианина.

Поэтому, если есть проблемы с поисками наставника, остановитесь на таинствах Исповеди и святого Причастия, на чтении книг святых отцов. Придет время, Господь даст и человека, который сможет уже оказывать духовное руководство.

Владыка, а какие отношения уместны с духовником или с духовным наставником? Можно ли сокращать дистанцию? Насколько нужно и полезно неформальное общение?

– Чтобы не нарушить тонкие духовные отношения между человеком и духовным наставником, всегда нужно держать дистанцию. Мы же все взрослые люди, и у нас были или остаются родители. Какими бы близкими, хорошими, теплыми отношения ни были, если ребенок уважает своих родителей, он все равно держит дистанцию (это к вопросу о том, что часто говорят, что мать или отец должны стать другом своему ребенку). Дистанция нужна.

А что касается внебогослужебной жизни, почему нельзя пригласить своего духовного руководителя к себе домой или вместе отправиться собирать грибы? Пожалуйста. Все это можно. Просто нужно чувствовать черту, которую не надо переступать. Даже может быть так, что ты по должности, по сану выше, чем твой духовный наставник, но все равно ты не должен переходить грань между духовником и духовным чадом.

Как часто необходимо общаться с духовником, наставником? Часто жизнь разводит на расстояния...

– Может быть, хотелось бы и чаще, но вы правильно отметили, что появляются и расстояния, и какие-то жизненные перипетии. Я уже говорил о взаимном молитвенном обмене: когда ты молишься и другой человек за тебя молится, то чувствуешь разрешение своих проблем, решение каких-то вопросов. Конечно, хотелось бы чаще встречаться, чаще получать ответы.

Мы говорили в начале беседы, что порой просто хочется пообщаться, не задавая никаких вопросов, даже просто молча посидеть. И внутри все переворачивается после встречи с таким человеком, чувствуешь, как крылья тебя поднимают. К сожалению, не всегда так возможно, но есть возможность посредством молитвы иметь духовное общение. Так и происходит.

Владыка, а может быть несколько наставников одновременно?

– Я думаю, это будет неправильно. Вопрос: может быть несколько родителей у человека? Не может.

Если ты своему духовнику доверяешь, то слушаешь, что он говорит, и исполняешь. А можно слушать и пропускать мимо ушей: сказал и сказал, а я все равно буду делать так, как считаю необходимым. Я считаю, не должно быть здесь множественного числа, должен быть один человек, который за тебя потом будет давать ответ перед Богом. А ты дашь свой ответ, как ты смог воспользоваться шансом, данным Богом тебе непосредственно.

Иногда люди хотят, чтобы духовным наставником был протоиерей; епископ – вообще заоблачная мечта. Насколько церковные звания находятся в зависимости от духовных дарований и вообще способности человека быть духовным наставником?

– Абсолютно не зависят. Будет ли это протоиерей, или какой-нибудь сельский иерей, или схимник, живущий где-то в пустыне, или иеромонах – от этого ничего не зависит. Играют роль межличностные отношения и чувствование человеком человека: это самое главное. Не знаю, может быть, кто-то гоняется за высокими званиями, но это уже не наставничество, это просто желание быть повыше.

Надо всегда помнить: кто высоко поднимается, бывает, порой низко падает. Поэтому я считаю, что здесь может играть роль только взаимопонимание.

Человек не просто ищет способного ответить на вопрос, а именно того, что родственно душе, чтобы человек мог тебя понимать, и ты, слушая его как авторитета, мог открывать ему свои помыслы, мысли – все, что тебя наполняет. Но опять же не нужно перекладывать все на духовного наставника, снимая со своих плеч бремена неудобоносимые и нагружая этими бременами другого, считая: пусть он их и несет. Нужно все-таки бремена неудобоносимые носить на себе.

Вы сказали о немощах и недостатках. Если вдруг человек узнал о каких-то грехах и недостатках своего духовника, повод ли это бежать прочь?

– Опять же, это внутренний мир человека, даже духовника. Каждый будет отвечать за свои грехи. Может быть, он узнал что-то из пересудов, разговоров, не зная личной жизни другого. Очень часто бывает, люди начинают впадать в осуждение, начинают разбирать «от А до Я» человека…

Ты, как христианин, исповедуйся, причащайся и исполняй свой долг: не ты должен судить, не человеческий суд должен произноситься – судить будет Бог. А за твое смирение Господь, может быть, тебе еще воздаст сторицей, поможет тебе в чем-то, с чем ты не справляешься.

И наоборот: осуждаешь, упрекаешь кого-то – через какое-то время сам повторяешь все то, в чем пытался обвинить его (священника, епископа, кого угодно). Господь дает понять, что твой человеческий суд ничто перед Богом, чтобы и ты прошел через все то, что проходит порой тот или иной человек, даже духовный наставник. Внутренний мир каждого человека открыт только Господу Богу.

Сейчас очень популярно прибегать к услугам психологов. Некоторые люди эту практику рассматривают как противоречащую практике духовничества. Наличие одновременно и духовника, и психолога – это противоречие?

– Я знаю, есть священники, которые имеют психологическое образование и занимаются такой практикой. Но если пастырь облечен даром священства, он несет на себе всю ответственность за человека.

Я не думаю, что есть необходимость находиться в параллелях, в двух мирах: и в храме, и в кабинете у психолога. Ведь священник – он и психолог, и пастырь, он хорошо знает тонкости человеческой души. Но если вдруг кажется, что не нашлось ответа у священника, люди обращаются к психологам. Но чаще всего к психологам обращаются люди, которые в храм не ходят, они ищут психологического успокоения. Придите в храм. Приди и виждь, говорит слово Божие, – и обрящешь и психолога, и наставника, и руководителя. Сам Господь тебя утешит и ответит на все твои вопросы.

Иногда людям хочется поплакаться, чтобы их пожалели. А священнику не хватает времени.

– Это большая проблема. Замечательно, когда есть возможность прийти к священнику не только на Исповедь. Исповедь – таинство, оно совершается положенной молитвой разрешения. Хорошо иметь общение со священником вне богослужебного плана.

Большая проблема в том, что не хватает пастырей. Понятно, что, если священник один на приходе и множество людей, он пытается соединить и Исповедь, и пастырскую беседу. Но это тяжело, невозможно.

Почему таинство Исповеди хорошо совершать вечером во время всенощной либо после? Чтобы человек имел больше времени общаться со священником. Но лучше если это будет происходить вне Исповеди, чтобы Исповедь оставалась таинством: порой совмещают Исповедь и беседу, а на это уходит много времени, другие люди ждут – и уже теряется смысл Исповеди.

Думаю, настанут времена, когда человек будет находить время не только в воскресенье перед Литургией за 3 минуты высказать все, что накопилось за неделю, а будет возможность общаться со священником; но, повторю, общаться не по мелочам и бытовым вопросам, а именно на духовные темы, искания, что в нашей жизни есть, но мы порой не замечаем этого, свою жизнь наполняя бытовыми проблемами и вопросами, считая, что они самые главные в нашем духовном становлении.

Как Вы считаете, есть ли период в жизни, когда человек может сказать, что духовный наставник ему уже не нужен? Или что он уже никогда не сможет его найти?

– Бывает момент, когда духовный руководитель уходит в мир иной. Бытует мнение, что духовный руководитель даже после смерти, уходя в мир иной, все равно ведет тебя по жизни.

Если только на смертном одре человек может сказать, что ему не нужен духовный наставник или что он устал его искать... Вспоминая начало нашей беседы, хочу сказать: молитесь, и, если нужно, Господь пошлет такого человека. Самое главное, не отходите от храма, не создавайте культ поиска наставника, забывая, что в поисках этого наставника мы можем потерять Христа. Нам становится некогда прийти на Литургию, потому что мы все чего-то ищем и не можем найти.

Единственный Наставник и Руководитель – Господь Бог, и Он живет в храме и ждет каждого. Просто приди в храм Божий, исповедуйся, побудь на Литургии, причастись, пообщайся с Богом, со своими братьями и сестрами – и поймешь, что не нужно проводить всю жизнь в поисках, а нужно видеть рядом с собой Христа.

Прошу Вас еще сказать несколько слов наставления на наступивший учебный год, церковное новолетие...

– Хотел бы пожелать всем не терять веру Христову, быть мудрыми: самое главное – любить Церковь, не проводить время попусту, теряя драгоценную минуту, которую Господь дарует каждому из нас, призывая к Себе в земной дом Божий.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс