Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №34 (1123) 2021 г.
Уровень жизни духовенства по сравнению с другими слоями населения местами даже ниже среднего. У сельских священников даже возникает проблема детей в школу собрать. В связи с этим обсуждается вопрос о возможности светской работы для священника, подработки: священник в субботу, воскресенье служит в храме, а в будни работает на какой-то светской работе, чтобы прокормить семью. Ваше отношение к такому совмещению?
− Такой разработанный документ у нас есть. Может быть, на нашем Архиерейском Соборе будем говорить, чтобы священнослужители совмещали свое священническое служение с какой-то светской работой, которая не мешала бы главному − служению. Конечно, Богом установлено, чтобы священник был соработником Христу и трудился, чтобы приводить людей к Богу. Христос Спаситель хочет всем спастись и в разум истины прийти. Поэтому Он и основал Церковь, установил священство: архиереев, священников и диаконов – они должны вести работу по окормлению людей.
Даже если священник работает где-то на предприятии (или на какой-то другой работе), он и там тоже должен служить: научать, направлять на путь истинный, на путь Царствия Божия тех, с кем вместе работает. Не всегда же священник идет для проповеди на предприятия, а если будет непосредственно там находиться, если он горит душой поработать ради Христа, то и там будет трудиться. Но, конечно, лучше всего, если священник полностью отдает себя Церкви. К сожалению, есть необходимость в материальной поддержке человека, облеченного в священнический сан. Но опять-таки мы к этому подходим очень осторожно, чтобы это не помешало главному в его жизни – служению Богу и людям.
Вопрос из другой сферы: отчего зависит и что значит количество куполов на храме?
− Это наша символика – 5 куполов, например: 4 евангелиста во главе со Христом Спасителем (главный купол). Все зависит от того, какой храм у священника есть возможность построить. Конечно, много куполов − это красиво, торжественно, но надо иметь на это средства. Все зависит от возможности священника или тех, кто помогает ему в строительстве храма. Купола имеют большое значение и украшают церковь.
Церковь все время призывает к спасению (даже в сегодняшней программе мы об этом говорим). Но что это значит? От чего или от кого надо спасаться? Спасатели вроде в МЧС работают, а в Церкви что это значит?
− Мы сталкиваемся с тем, что люди путают спасение от пожара, наводнения или еще каких-то бедствий со спасением, которое принес нам Христос. Он Спаситель – Он спасает нас от вечных мучений: Он для этого пришел на землю. Человек, следующий за Христом и исполняющий Его святую волю, Им спасается от вечных мучений, от гибели и получает Царство Небесное, которое есть радость, мир, благость, в котором нет болезней, скорбей, печалей: вот от чего мы хотим избавиться.
Когда мы не понимаем, что находимся на краю пропасти, совершаем много грехов и живем не по воле Божией, а по воле своих страстей и дьявола, то находимся в большой опасности погибнуть и вечно мучиться. А Господь не хочет погибели человеческой, Он желает всем спастись и поэтому призывает: кто хочет достигнуть Царства Божия, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Не мы сами спасаемся, а спасает нас Христос, если мы идем за Ним, исполняем Его волю. Он наш Спаситель, Избавитель от вечных мучений.
В современном обществе о вечных мучениях говорится очень поверхностно: все погибнут − и я погибну, все будут мучиться − и я буду мучиться. Это очень печальное состояние нашего общества, когда люди не боятся, не содрогаются от того, что после смерти их души встретит очень страшное явление: они будут ввержены в огонь неугасимый. И это страшно.
Немного повредили палец − и нам уже больно, а там нужно вечно мучиться. Когда человек это осознает, то хочет от этого избавиться. Поэтому он делает здесь, на земле, все необходимое, чтобы избежать мучения, страха, ужаса, который там его ждет.
Мы знаем, что многие неверующие люди, когда слышали, что ждет их после смерти, задумывались. Недавно мы праздновали память равноапостольного князя Владимира. К нему приходило много послов разных вероисповеданий. Когда к нему пришли православные греки и показали изображение того, что ждет после смерти грешника, Владимир задумался и говорит: «Я не хочу вечно мучиться». Потом это также подвигло его принять Православие. Он стал христианином, даже ревностным: он не хотел погибнуть, хотел спастись.
В этом и есть понятие спасения: избавление от вечных мучений. Для этого Господь и Бог наш Иисус Христос воплотился от Девы Марии и Духа Святого, жил на земле, пострадал за нас: чтобы избавить нас от вечных мучений. Он открыл нам двери рая. Великое добро сделал для нас Христос Спаситель – и мы должны благодарить Его, любить, ценить Его труд, подвиг ради нас. Апостол Павел говорит: вы куплены дорогою ценою – ценою Своей крови, страданий Христос дал нам блаженную жизнь, вечную радость и спас нас от вечных мучений.
И когда мы пренебрегаем этим, даже по-человечески это как-то некрасиво: кто-то сделал тебе добро, а ты не принимаешь его внимание. А тут Царь, Бог, Творец неба и земли совершил такой подвиг, – а нас это не касается. Господь знает, что такое мучение, Он говорит: «Там плохо, страшно. Я готов вам помочь». И Господь помогает нам, если мы следуем за Ним, оставляем жизнь греховную и идем по пути Его воли: мы избавляемся от страшных мучений, которые ждут людей, беспечно живущих на земле.
Владыка, на телеканале «Союз» идет программа «Страсти и борьба с ними», а греческий святой Порфирий Кавсокаливит говорил, что не надо заниматься борьбой со страстями. Как это понимать?
− Надо посмотреть, почему он так сказал.
Там идет речь о том, что не надо увлекаться борьбой со страстями.
− Когда человек хочет избавиться от страстей, это хорошо. Но если он полагается только на себя, на свои силы, это плохо.
Твердо могу сказать: так нельзя. Надо бороться со страстями, но при этом полагаться на волю Божию: не мы спасаем себя, а Господь спасает нас.
Если бы можно было победить страсти самому, тогда не нужен был бы Христос, Его страдания. Таким образом мы отвергаем Христа. А когда я понимаю, что сам, страстный и грешный, не могу избавиться от страстей (хотя пытаюсь), Бог, видя мои посильные старания, придет на помощь и исцелит от страстей.
Мы знаем из жития о святом, который был разбойником, блудником, развратником, всю жизнь убивал. А коснулась его благодать Божия − и он пошел в монастырь. Там его так сильно бороли страсти, что он места себе не находил. Чего только не делал, ничего не помогает… Старец ему говорит: «Вот лампадка не горит. Ты молись теми молитвами, какие у нас есть в Церкви (Иисусова молитва, молитва Божией Матери и другие), и когда она загорится, Господь тебя исцелит от страстей». Вот он молится 10 лет, 15 лет – и только на 15-й год лампадка загорелась. Это и есть терпение, смирение, послушание воле Божией. Он стал свободен от страстей. Но это не его подвиги – это сделал Христос. Он мог бы подвизаться еще 30 лет – и ничего не достичь. Но он надеялся не на себя, а на Бога.
Преподобный Силуан Афонский тоже 15 лет имел некоторые трудности, страсти, с которыми ничего не мог поделать. Он говорил: «Господи, но я же причащаюсь, молюсь, пощусь, тружусь. Почему?» Потом явился Господь и сказал: «Я был рядом с тобой, смотрел, как ты несешь свой подвиг». Когда Бог посчитал нужным, то снял с него все, и тот стал свободным.
Это показатель того, что нужно познать Истину, то есть Христа, – и Он сделает нас свободными. Есть страсти. Мы в рабстве этих страстей, и только Христос может нас освободить. Когда мы думаем так – это правильно. Я так понимаю этого святого старца.
Владыка, недавно мы праздновали день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, он был целителем. Почему сейчас Церковь выступает против целителей?
– Это подмена понятий. У нас есть много святых угодников – целителей. Они могли излечивать разные болезни. Но проявлялось это по-разному: кто-то больше врачевал головные боли, кто-то – другое. На самом деле все они могут исцелять от различных болезней.
Эти люди получили дар исцеления от Бога как результат величайшего подвига, очищения от многих страстей. Самое главное, от чего исцелился святой великомученик Пантелеимон, – это от гордости, высокоумия, высокого мнения о себе. Он говорил: «Не я это делаю».
Апостол Павел тоже говорил: «Это не я делаю, но Христос через меня, грешного». Когда его мучили, он сказал: «Моя сила – это Христос, Бог, Который совершает через меня эти исцеления». Вот настоящие целители.
Мы знаем, что грешных людей Господь не слышит. Даже когда Христос исцелил слепорожденного, люди спрашивали у того, как он исцелился. Люди этому никак не верили: вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего – если бы тот Человек не был святым, у Него бы не получилось. Значит, Он святой. Тогда бывший слепой еще не знал, что это Христос. Потом Господь спросил у него: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Тот ответил: «Верую, Господи», – и уже служил Ему. В народе было понятие, что исцелять могут только святые.
Целители в телевизоре – не подвижники духа, не герои духа. Они получили какую-то силу, но не Божественную. Есть другая сила, дьявольская, которая может что-то делать для обмана людей, чтобы отвести человека от Бога. Вся мудрость в этом. Они в какой-то степени помогают, но потом человек заболевает снова – это замкнутый круг. Люди, совершающие такие исцеления, – не люди благодати Божией, Христовой. Они не получили ее за труды и подвиги, отрекаясь от всего земного, земных удовольствий и наслаждений, полностью отдав себя Богу.
Когда человек живет со всеми страстями, грехами и исцеляет будто от Бога, ставя перед собой иконы, свечи и еще что-то, – это глубочайший обман. Призываю всех не идти на этот обман.
Потом люди каются, что у них ничего не получилось, болезни и жизненные трудности усугубились. И они, естественно, приходят в церковь.
Мы не говорим им «надо 100 свечей или 33», а говорим: «Надо очистить свою душу, исправить свою жизнь, те или иные грехи, и тогда Господь даст исцеление – в этом весь секрет болезни». Но человек не хочет трудиться: он хочет нажать на кнопку, приходит к нам, готовый отдать любые деньги, лишь бы все сделали за него.
Но я могу только подсказать, что делать: исправиться.
Надо ходить в церковь по воскресным дням и в субботу вечером. Это долг каждого христианина. Если вы говорите, что христиане, почему в храм не ходите? Это нарушение заповеди Божией – вы идете против Бога. Если идете против Бога, Он не помогает. Хотите, чтобы Он помогал? Ходите в церковь. Церковь – лечебница для души и тела, там лечатся. Вы увидите, как исцелитесь, когда просто сходите в церковь. Да, для человека это тяжело, непривычно.
Понятно, что дьявол не любит, когда человек столько времени служит ему, а потом идет в церковь. Поэтому он крутит его, чтобы тот не шел в церковь. Но надо преодолеть эту болезнь, эту ломку и стоять в церкви, знать: «Здесь мое лечение». Тогда все будет. Но есть и другие ситуации, которые нужно исправить.
Сейчас очень модны стали «пробные» браки…
«Гражданские» браки…
– «Пробные» – пробуют, как получится. Ужасное что-то творится. И при этом нет никакого счастья, никакого успеха в жизни, ничего нет: на грехе счастья не построишь, а если в чистоте жить, то Господь дает милость и благословение. Так что много у нас есть таких грехов, от которых нужно отказаться. И получить от Бога благословение и исцеление.
Нужно понимать: трудности возникают потому, что человек отступил от Бога. Возвращайтесь к Богу, и все получится. Дьявол же имеет свойство делать только зло, у него совсем нет доброты. И хотя ты служишь ему, он тебе сделает зло. А если служишь Богу, то Бог дает только добро, потому что Господь есть любовь. Это все очень просто, но люди заблуждаются, не понимают этого.
Владыка, не становятся ли посты архаикой, от которой надо постепенно уходить к более современному укладу жизни?
– К более современному укладу жизни – это значит отступать от Бога? Так получается. Легче без постов, без молитв, без хождения в церковь – все по-современному. А на самом деле нам нужно сохранить тот уклад жизни, который был предназначен нам с древних времен, он актуален и на сей день.
Все посты имеют очень глубокий смысл. Из-за нарушения поста совершилась всемирная катастрофа – Адам и Ева нарушили пост, который Господь им дал. Этот пост был дан, чтобы укрепить их в преданности Богу, в вере в Бога, в любви к Богу, чтобы человек был тесно связан с Богом. Но человек отступил от этого и был изгнан из рая – случилась катастрофа.
Господь пришел на землю, восстановил все и дал заповедь о посте, так как без поста не спастись. Когда Он пришел на землю, то Сам 40 дней и 40 ночей постился – Ему, конечно, этот пост не нужен был, но Он показал нам пример, чтобы мы не отступали от заповеди, данной еще в раю.
Мы как дети Адама и Евы восполняем то, что они не сделали в свое время – мы сейчас постимся из-за них, и не потому, что они виноваты, а потому, что знаем: без поста мы тоже можем потерять рай. Пост имеет очень большое значение для нашего спасения. Пост ведь не только телесный. Мы не едим мясные и молочные продукты, чтобы ослабить свои плотские страсти, чтобы мы могли вместо них вместить благодать Божию, которая дается через молитву, воздержание, исполнение воли Божией. Мы постимся – значит, исполняем волю Божию, а если не постимся – отрекаемся от воли Божией. Вот ведь какая ценность.
Взять, в частности, пост Успенский. Божией Матери явился Архистратиг Гавриил и сказал Ей, что Господь придет, заберет Ее душу, отнесет на небо, что Она оставит этот мир: это успение (или, как мы говорим, смерть). И что Она сделала? Не стала пиршествовать – пить-гулять, как обычно люди делают, чтобы успеть насладиться всеми удовольствиями. Она усугубила пост, в течение 2-х недель постилась, молилась, готовилась к встрече со Своим возлюбленным Сыном, Который пришел с неба Воскресший во плоти, что принял от Нее же, но во плоти обновленной, чтобы взять Ее душу. Это же великое событие! И Она к этому событию готовилась постом и молитвой, воздержанием и вниманием к Себе, чтобы никакой грех не препятствовал Ее возлюбленному Сыну взять Ее душу и вознести на Небо. Грех и есть то, от чего Бог отвращается.
И вот Божия Матерь так молилась. А мы – как дети Божии, как дети Божией Матери – вместе с Ней совершаем подвиг поста и молитвы. Поэтому Успенский пост такой строгий – Она тоже строго готовилась к Своей встрече со Христом. Мы, когда попостимся в дни Успенского поста, тоже будем встречаться с Божией Матерью в день Ее Успения и будем получать от Нее благодарность, чтобы Она нас покрывала Своим омофором, слышала наши молитвы, ведь мы ради Нее и ради нашего спасения совершили такой небольшой подвиг.
И мы через это приобретаем особое благоволение Божией Матери: в течение всего года Она будет нас покрывать, миловать, прощать, умолять Бога, Своего Сына возлюбленного, чтобы Господь избавил нас от многих праведных прещений, которых мы достойны за наши отступления греховные, – Она, как Мать, может заступиться за нас. Вот что мы хотим делать этим постом. Поэтому, думаю, надо так воодушевиться, чтобы поститься от всей души.
В завершение беседы, Владыка, Ваше напутствие нашим зрителям, слушателям и читателям.
– Дорогие братья и сестры! Я очень рад, что имею возможность выступить на телеканале «Союз». Слава Богу, что уже более 16 лет он вещает и я слышу много хороших отзывов, что многие люди благодаря этому телеканалу обрели Бога, истину. Это самое главное, ради чего мы этот канал основали.
Дай Бог, чтобы через этот канал люди не только слышали истину, но и старались услышанное исполнять. В Евангелии говорится неоднократно, что не слушатели Закона Божия будут спасены, но исполнители воли Божией. Это очень важно.
Сейчас такое время, когда мы очень много слышим, много знаем, много информации есть и о Боге, и о Церкви, и о святых угодниках Божиих. Но нужно воодушевиться, чтобы это все исполнять в своей личной жизни. И тогда будет очень большая польза от нашего слышания. В Евангелии есть такие слова: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Господь желает, чтобы не беззакония творили, а выполняли Его святую волю, Его заповеди, которые Он нам оставил. Тогда будет очень большая польза для нашего спасения от слышания проповедей, в том числе и тех, которые наш Святейший Патриарх Кирилл очень мудро, красиво говорит. Так что надо все это принимать, слушать, но в то же время и делать.
Спаси, Господи, за наставления! А нашим зрителям, слушателям и читателям желаю не только внимательно слушать то, о чем говорится на телеканале «Союз», но и воспринимать эти наставления, и исполнять. Спасибо!
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.