Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1124) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Православное образование

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Православное образование

№35 (1124) / 13 сентября ‘21

Архипастырь

Новый учебный год начинается в условиях, ставших для всех серьезным испытанием: я имею в виду пандемию и все, что с ней связано. С другой стороны, именно сейчас, когда то, что представлялось незыблемым, оказалось легко изменяемым и отменяемым, в гораздо большей степени стала осознаваться ценность православного подхода к образованию. Человек создан по образу Божию, у него есть свобода, есть бессмертная душа. Можно ожидать, что человечность и душевность (в лучшем смысле этих слов) сохранятся в православных учебных заведениях?

– Появление в нашей стране православной школы 30 лет назад стало народным ответом на форму образования в начале 1990-х годов. Сейчас много говорят, что советская школа была замечательной. Действительно, в ней было очень много того, чего нам сегодня не хватает, но идеализировать советскую школу я бы не стал.

В ответ на отсутствие духовного стержня, духовного компонента в светской советской школе, на разрушение системы образования в начале 1990-х годов стали появляться частные образовательные учреждения. Их создавали либо православные прихожане храмов, либо приходы по благословению священников, понимавших, что если мы сами не будем заниматься воспитанием своих детей, то за нас никто это делать не станет. За это время образовалось около 300 школ, которые в разной степени имели отношение к Православию, но так или иначе позиционировали и ассоциировали себя со словосочетанием «православная школа» и старались опираться на традиционные ценности, на традицию.

Вы сказали: то, что казалось незыблемым, вдруг рушится. В связи с пандемией мы переживаем немыслимые вещи, когда образование уходит из школы в online. Кто с этим реально соприкоснулся, понимает разрушительность этого процесса. Некоторые школы стараются сберечь традиционность в вопросах сохранения нравственных ценностей и передачи их молодым людям, традиционность в методиках воспитания, когда за основу берутся не только и не столько разработки ведущих советских или российских педагогов, а методики К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Вот этот традиционализм – очень сильная сторона православных школ (с разной степенью успешности, но тем не менее).

Упомянутые великие теоретики образования (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко) не рассматривали вопросы online-образования – в их методиках и практиках таких форм образования нет. Опираясь на них, трудно перескочить: мол, давайте оставим все то, что мы столько лет называли лучшей практикой, методики, на которых воспитались целые поколения людей, поднявших страну, выигравших войну и еще раз поднявших страну, и перейдем на что-то новое...

И нечеловеческое.

– Точно подчеркнуто, что отсутствует связь педагога («детоводителя») и ребенка, а есть некие формы, презентации и односторонняя связь. Педагоги, которые пытаются преподавать online, находятся, конечно, в очень тяжелом положении и дают различные, но отрицательные оценки этому процессу. Родители и дети чувствуют, какие последствия несет за собой уход в online.

Поскольку православные школы в подавляющем большинстве – частные образовательные учреждения, ограничения, коснувшиеся муниципальных школ в нынешнем и прошлом году, не в той мере коснулись частных образовательных учреждений, они имели право не уходить в online. Поэтому если раньше люди не задавались вопросом, чтобы записаться в конфессиональную школу, то за год пандемии многие задумались, что стоит пойти туда, где мир еще в порядке.

Надеюсь, что в новом учебном году мы как-то исправим положение. В суете пандемии принимались скоропалительные решения – люди не знали, что делать, как уберечь жизнь, поэтому принимались скорее эмоциональные решения. Надеюсь, что сейчас, когда все успокоилось, школа не будет подвергнута такому секвестированию, какое пережила в прошедшем году. А православные школы дадут должный ответ, и общество увидит те бесценные грани, бесценные возможности, которые сохраняются в том сообществе, что мы называем сообществом православных школ и гимназий.

Вы назвали цифру: 300 православных учебных заведений. Это по всей России?

– Это количество школ, которые ассоциируют либо декларируют себя как школы православные. Церковь уполномочила сегодня свидетельствовать, какая школа конфессионально ориентирована как православная, а какая не такова. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации уполномочен выдавать (или не выдавать) соответствующее конфессиональное представление, свидетельствующее, что школа, во-первых, имеет отношение к Православной Церкви: в школе есть духовник (в системе управления школы духовник играет определенную роль), преподаются конфессиональные предметы на должном уровне, обеспечивается преподавание профессионального стандарта, то есть рассказывается о Православии правильно, а не так, как мыслится какому-то учителю.

Святейший Патриарх Кирилл на одних Рождественских чтениях поставил такую планку, что православное образовательное учреждение (православная школа) должно быть лучшей школой своего города, региона. Лучшей во всех отношениях: в качестве преподавания основных дисциплин, в вопросах воспитания, питания, порядка в школе, внешнего вида учеников и так далее. В совокупности она должна быть лучшим примером в образовательной среде региона, города, села. Комиссия, которая изучает школу на предмет возможности выдачи конфессионального представления, внимательно изучает все стороны жизни школы, выдает список рекомендаций: что надо изменить, улучшить, дополнить. Представление выдается либо на краткий срок (год) с условием, что все замечания будут исправлены, либо школы, существующие много лет и уже известные своими позитивными результатами, воспитали не одно поколение учеников, получают бессрочное конфессиональное представление и становятся примером для копирования, передачи опыта для других, менее опытных образовательных учреждений.

Сегодня сложилась такая практика: как к паровозику прицепляют вагончики, так молодые, не совсем сложившиеся еще школьные коллективы мы прикрепляем к опытным школам. Вот такое прямое взаимодействие тоже осуществляется. В любом случае православная школа ставит перед собой задачу воспитать, взрастить целостную личность, человека, имеющего познания о мире, о науках (истории, литературе, физике, математике), но все это дополняется православным мировоззрением. Как соль, которая даже в малом количестве наполняет вкусом и сохраняет продукты от разложения, так и православное мировоззрение призвано связать все многообразие наук и каждого ребенка развить в целостную личность, способную отвечать на вызовы современности.

Если ребенок-христианин учится в светской школе, то у себя в общеобразовательном учебном заведении он может выбрать «Основы православной культуры», а в своем приходе посещать воскресную школу. Мне хотелось бы поговорить и об ОПК, и о воскресных школах. В каком ключе? Когда более 10 лет назад вводились ОПК, кто-то шел на этот риск, кто-то не шел. Потом все-таки это стало в масштабах государственной системы образования и в общецерковном масштабе. Времени прошло столько, что можно делать какие-то выводы. Как бы Вы сформулировали цели и задачи ОПК на сегодняшний день? Может быть, какие-то цели отпали? Например, нам казалось, что это будет хорошо, а это не относится к данному предмету, это не получается и не надо ожиданий. Или, может быть, появились новые вызовы, на которые есть потребность ответить преподаванием ОПК в школе? Кроме того, хочу Вас попросить рассказать о новом учебнике ОПК, Вы недавно представили его широкой аудитории.

– С 2009 г. было принято решение на государственном уровне преподавать в школе «Основы религиозных культур и светской этики», они включали в себя 6 модулей – 4 из них религиозные, конфессиональные в соответствии с четырьмя основными конфессиями (религиями), которые распространены у нас в стране, синтетический модуль (основы мировых религий) и светская этика (нерелигиозный модуль).

Тогда было очень четко сказано, что освоение религиозной культуры, носитель которой – семья ребенка, уважение ее, понимание помогут не только отвечать на вызовы окружающего мира, социума, но еще и с уважением относиться к носителям другой религиозной культуры. Если человек хорошо владеет своим родным языком, есть вероятность, что он хорошо освоит другой язык, будет с уважением к нему относиться.

Было введено преподавание, написаны учебники, проведены эксперименты.

Буквально через 4 года после начала преподавания провели тестирование учащихся, учителей на предмет результатов этого преподавание. Рассматривался достаточно широкий спектр вопросов, но один факт нельзя не назвать. За все 4 года преподавания не возникло ни одной конфликтной ситуации в школах в вопросах религии, то есть дети одного класса или одной школы, изучающие разные религиозные культуры, не конфликтовали – ни одного случая не было. Хотя изначально были опасения, что это может разделить детей. Этого не произошло.

Отношение детей друг к другу, к гражданскому долгу, патриотизм, о чем так часто говорят, те параметры, которые можно было замерить, оценить, свидетельствуют, что изучение этого предмета достигает своей цели.

Но надо отдавать себе отчет вот в чем. Если сегодня будет принято решение, предположим, на национальном уровне, что все школьники должны будут изучать в школах, к примеру, язык индийских народов (и даже напишут учебники), от этого все сразу не начнут разговаривать на языках индийских народов: должны быть подготовленные педагоги, владеющие этим языком и способные передавать знания детям. Если же нет такого количества педагогов и мы поручаем такую сложную задачу людям, которые сами не владеют данным языком, то эту задачу не решить...

Это профанация.

– Что-то подобное происходит и с «Основами религиозных культур». На начальном этапе такие проблемы были, безусловно, и в сельских школах, и городских. Особенно в школах, где много параллелей и реально выбирали иудейскую культуру, мусульманскую, буддистскую и православную – и один педагог должен был все это преподавать. Откуда у него такой набор компетенций? Ведь до этого ни в педагогическом вузе, ни в школе он не изучал эту культуру. Хорошо, если педагог – носитель определенной культуры, прихожанин храма, читал и изучал основы своей веры, тогда ему, конечно, будет не трудно, прочитав учебник, рассказать детям, что есть что и какие смыслы несет в себе православная культура. Но, к сожалению, такого уровня педагогов не так много.

Имея возможность общаться с учителями, которые преподают «Основы религиозных культур», слышу от них, что они сами очень критически относятся к уровню собственной подготовки и нуждаются в системном повышении их квалификации как педагога-теолога.

За эти годы, конечно, многое поменялось: проведено множество курсов повышения квалификации. Но повышать ее можно, если она у тебя есть. Если же у тебя нет базового образования в теологии, как ты можешь рассказывать о религии, религиозной культуре и как-то соотносить основы мировых религий (в каких вопросах схожи, а в каких различаются те или иные религии и соответствующие религиозные культуры)?

За эти годы сформировалась целая сеть теологических кафедр при вузах, сформировались по регионам сообщества педагогов, преподающих «Основы религиозных культур». Но все-таки глубины понимания предмета на сегодня массово не достигнуто.

Собственно, одна из первейших задач, что сегодня стоят перед Синодальным отделом образования и катехизации, – формирование системы подготовки учителей, которые преподают и будут далее преподавать «Основы религиозных культур».

Кроме ОРКСЭ в систему образования была введена и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – она распространяется не только на 4 класс, но и на все ступени обучения. Она еще не оформилась в виде учебника, сейчас только формируются программы, по которым будут работать учителя. Но мы понимаем, что какими бы ни были эти программы, какими бы хорошими ни были учебники по этому предмету, качество понимания учителем того, о чем он должен говорить, – это ключевой параметр.

Если педагог знает и любит свой предмет, он может заразить этим знанием, стремлением узнать и учеников. Если же педагог «плавает», не может ответить на непростые вопросы детей, тогда о чем говорить?

Приведу яркий пример. Еще в самом начале введения ОДНКР был открытый урок в школе, учительница замечательно (как она считала) подготовила урок по одному из главных праздников – Пасхе. Дети на уроке сидели с открытыми учебниками. В конце занятия один ребенок поднял руку и, показывая на фотографию в учебнике, задал вопрос. На фотографии было освящение пасок, куличей, яиц в Великую Субботу, когда все это разнообразие выложено на столы и священник окропляет это святой водой. Мы понимаем, что в Великую Субботу освящение совершается в белых облачениях. Ученик задал учителю вопрос: почему все батюшки в белом? Мы понимаем, как ответить на этот вопрос: это Великая Суббота, еще не наступила Пасха, весть о Воскресении Христовом, – и дальше эту тему можно развивать. Но у учителя не было ответа на этот вопрос. Она очень быстро сориентировалась и сказала: «Дорогие дети, когда у нас в школе праздник, вы же все надеваете белые рубашечки, блузочки. Так и батюшки тоже: когда у них наступает праздник, они надевают белые облачения». Она красиво вышла из ситуации, ответила что-то, но мы понимаем, что это что-то отражает только ее непонимание глубинных смыслов того, о чем она говорит.

Владыка, у меня есть очень добрый пример. Педагог, увидев учебник, осознала, что не понимает, почему смысловой центр это 2 события – распятие и Воскресение, а не проповеди, допустим, в большом количестве. И она решила обратиться к воцерковленной маме из своего класса: «Я преподаю искусствоведение и рисование, но теперь еще буду преподавать и ОПК. Вот учебник. Объясните мне, пожалуйста, почему так?..». Но это очень добросовестный, добропорядочный учитель, который как раз не хочет заниматься профанацией. У нее нет церковного опыта, но если уж преподавать, то по-настоящему. Знаю эту историю совершенно доподлинно. Бывает и так. Если есть воцерковленная мама – обратись к ней. Но не каждый же раз будешь это делать?

– В различных регионах ситуация отличается. В каких-то регионах за прошедшее десятилетие было соработничество Церкви и представителей системы светского образования, и были сформированы все институты (подготовки учителей, обмена опытом, было участие в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах). Есть регионы, где по разным причинам такая работа не осуществлялась.

Сегодняшняя задача на федеральном уровне – создать такую систему, чтобы вне зависимости от того, в каком регионе оказался ребенок или учитель, сфера подготовки педагогов была примерно идентична. Мы работаем по этим вопросам со специалистами Министерства просвещения Российской Федерации, и есть понимание, что нужно делать, как нужно делать, как наладить взаимодействие между уже существующими кафедрами теологии, институтами повышения квалификации, региональными институтами развития образования, педагогическими вузами. Как обеспечить присутствие во всем этом многообразии носителей религиозной культуры, то есть представителей конфессии (Русской Православной Церкви, когда мы говорим о православной культуре), понимание есть, и сейчас мы это понимание пытаемся реализовать в модель.

В частности, у нас на Урале, в наших екатеринбургских пределах, такая работа осуществляется. Думаю, результаты работы на новом этапе мы увидим именно в том, что качество преподавания, понимания предмета педагогом будут возрастать.

Конечно, отрадно, что по благословению и поручению Святейшего Патриарха Кирилла был собран авторский коллектив при Синодальном отделе образования и катехизации и в помощь учителям к уже существующим учебникам (на сегодня есть 4 учебника, по которым педагоги работают в школе) был написан 5-й учебник. Сегодня он уже напечатан, я его держу в руках. Мы понимаем, что 10 лет назад, когда все только начиналось, люди предполагали: давайте попробуем так или вот так. Сегодня есть возможность обобщить опыт, накопленный работающими педагогами по предмету «Основы православной культуры». Авторским коллективом написан еще один учебник, сказано еще одно слово. Я надеюсь, что это станет хорошим дополнением, хорошей помощью педагогам, работающим по ОПК.

Руководителем авторского коллектива стала президент Российской Академии образования О.Ю. Васильева, в коллектив вошли специалисты Синодального отдела образования и достаточно высокого уровня ученые, которые, надеюсь, помогли этим учебником ответить на те вопросы, что возникают у учителей при работе.

Важно отметить, что к этому учебнику разработаны и «Рабочая тетрадь», и «Книга для учителя». В учебнике на странице с каждым уроком помещен QR-код. Как педагог, так и ребенок смогут любым мобильным устройством отсканировать данный QR-код и попасть на церковный ресурс, где будут собраны методические, наглядные материалы, будут засняты лучшие уроки лучших педагогов.

Сегодня учебник проходит государственную экспертизу и уже поступил в качестве апробации в ряд регионов, в том числе и к нам на Урал, в Свердловскую и Челябинскую области. Чтобы это произошло оперативно именно у нас в регионе и в Челябинске, к этому приложил свою руку уже ставший очень известным по стране Фонд святой Екатерины. Фонд обеспечивает наших согражданам каретами «скорой помощи», осуществляет целый ряд социальных и благотворительных проектов. И здесь тоже, чтобы не было задержек, они поучаствовали в том, чтобы учебники поступили в регион к сентябрю. Очень надеюсь, что работа по новому учебнику сблизит нас с учителями, детьми и мы вместе получим позитивный результат. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс