Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (1122) → Протоиерей Максим Плетнев: Сила прощения

Протоиерей Максим Плетнев: Сила прощения

№33 (1122) / 1 сентября ‘21

Беседы с батюшкой

Это, наверное, самая обсуждаемая тема в православном мире, ведь прощение – первый акт любви, по которой мы, христиане, должны жить. Первый вопрос: можно ли научиться прощению? Что такое вообще прощение в жизни человека и христианина?

− Вы уже сказали о прощении, что это проявление любви. Нам, христианам, нужно учиться любви, стремиться к этой добродетели – где любовь, там прощение. Это взаимо-связанные вещи: невозможно любить и не прощать. Апостол Иоанн Богослов говорит: если говоришь, что Бога любишь, а брата ненавидишь, то ты лжец (и необязательно ненавидеть – мы можем просто относиться к человеку с недобрым чувством).

Без прощения нет спасения. Прежде всего потому, что нас прощает Господь. Я бы с этой стороны подошел к нашей теме. Для меня прощение – это Сам Господь.

Мы, грешные, к счастью понимаем: есть надежда, что Бог может нас простить. Мы знаем каждый себя и видим, что не получается жить без греха и быть идеальным (или хоть бы немного приблизиться к христианскому идеалу). На что нам надеяться в такой ситуации? При этом иногда люди искренне стараются, прикладывают усилия, чтобы приблизиться к Богу, духовно расти и так далее. И тут надежда только на милость Божию, на прощение. Мы с вами помним слова Христа, что если мы не оставляем долги нашим должникам, то и нам наши долги (грехи) не оставятся (молитва «Отче наш»).

Наше святоотеческое предание и христианская жизнь показывают взаимосвязь прощения и спасения. Для христианина, на мой взгляд, прощение должно быть как дыхание – оно должно быть естественной частью нашей жизни. Как христианин может обижаться? Это несовместимо с христианством. Конечно, мы люди страстные, эмоциональные, непростые. Бывают какие-то моменты, когда я могу гневаться, обижаться. Но это должно проходить. Желательно, чтобы мы не пребывали в состоянии непрощения долго. Я бы даже сказал, что непрощение – это наказание самого себя.

То есть прощение необходимо прежде всего не тому, кого мы прощаем, а нам самим?

− Непрощение – это отсутствие милости. Я проявляю немилость к другому – и из-за этого в моей жизни нет милости, милосердия ко мне от Бога.

Господь говорит: милости хочу, а не жертвы. А какое сердце не прощает? Жестокое, каменное.

К сожалению, мы живем в мире несовершенном, мы всегда испытываем страдания. И это нормально. Страдания проявляются с разной степенью интенсивности: бывает очень больно, бывает не очень больно (но все равно какой-то дискомфорт есть). Бывают моменты счастливые в жизни, когда мы со Христом. Любовь ведь не отделить от страданий. Любовь и страдание (мы видим это и в жизни Христа, и в своей жизни) − это совместные явления: если мы любим, то будем страдать. Но в любви страдания оказываются другими − спасительными. Они становятся жертвой, ибо любовь – это жертвенность. И еще раз повторю: в любви не может быть обиды, и мы, естественно, прощаем. А если человек не прощает, то, к сожалению, и он не прощен.

Вопрос телезрителя: «Я прочитала в каком-то патерике, что один брат пришел к своему духовнику и спросил: «Просить ли мне прощения у своего брата?» А тот ему ответил: «Нет, иначе он возгордится, не поймет твоего прощения». Так вот, всегда ли нужно прощать?»

− Вы, наверное, случайно в вопросе совершили ошибку: просить прощения и прощать – это все-таки разные действия и состояния. Я могу простить человека, но не попросить у него прощения на словах (тем более если человек против меня что-то плохое сделал). Если меня обидели, необязательно просить прощения за это. Мне кажется, это будет не совсем верный поступок, который в современном мире может быть воспринят неадекватно. Хотя я за хорошее, доброе христианское юродство: юродивые – прекрасные люди. Недавно мы много говорили об одном нашем юродивом, Петре Мамонове: он настоящий русский юродивый. Нам не дано знать, обретет ли он Царство Божие (мы на это надеемся), но, на мой взгляд, он настоящий пример подвига юродства. Поэтому можно просить прощения. Люди будут удивляться, но это будет интересный пример.

Нужно еще думать, чтобы человека этим не обидеть. Но мы-то говорим о прощении в своем сердце, о том, чтобы не держать обиды. Я говорил уже, что хорошо бы поменьше находиться в состоянии обиды, раздражения.

Я имею в виду находиться в нем меньше по времени. Нужно учиться прощать и быстрее отходить от обиды. Как вообще бороться со страстями и тяжелыми духовными нашествиями, когда на душу как будто напали? Есть 2 приема: молитва и контрпомыслы. Молитва может быть Иисусова. А контрпомыслы – это, например, мысль: Господь простил меня, а я столько согрешил, других обижал… Тут можно много привести примеров контрпомыслов, которые меня примирят с ситуацией.

Действительно, как прощать человека, когда мы видим, что он злой? Каков христианский взгляд на это? Обычно мы отделяем человека от греха: человек – образ Божий, чадо Божие, и Господь любит его так же, как меня. А есть грех, который сотворил человек. И грех мы ненавидим, а грешника любим. Вроде бы достаточно просто на словах, но как трудно порой это все сделать.

К сожалению, люди в состоянии обиды, непрощения других (а в результате и непрощенности) пребывают годами. Это очень тяжелое состояние, и жизнь человека (в том числе духовная) начинает меняться. Бывает же, что и верующие впадают в состояние духовной кривизны – к сожалению, у нас много возможностей духовного уродства, и это одно из его проявлений в душе человека.

Сейчас много выпадов в сторону Православной Церкви: нас обвиняют, что мы отходим от христианских принципов, живем в наслаждении...

− Давайте возьмем, к примеру, Моргенштерна. У него татуировка с тремя шестерками, он говорит агрессивно о Церкви. Ну как к таким людям относиться серьезно? Это просто игрушки. Да, конечно, страшные игрушки: заигрывание с темной стороной духовной природы, с бесами. Но это настолько далеко от Господа и наших отношений с Ним…

Церковь обижают как человеческий институт и верующих как людей. Кто это делает, совершенно не осознает, что встречается с Церковью − богочеловеческим организмом, где главное – это Бог. В этой перспективе все людские немощные дерзости смешны.

Как ты обидишь любовь? Есть любовь в нашем понимании, а есть еще Господь, Который выше нашего понимания. И в этой перспективе это все очень далеко от настоящего религиозного мира.

В экстремальных противостояниях Церковь становится Церковью мучеников. Мы видим, что агрессивное отношение (не просто оскорбления и кощунство, а убийство христиан) не губило Церковь, веру, а, наоборот, давало возможность для проявления святости. И это удивительно. Церковь непобедима.

Вопрос: «В Евангелии Христос сказал конкретно: если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. Вот это главное – «если покается». Нельзя прощать всех подряд.

2-й вопрос: Вы сказали, что грех отдельно и человек отдельно. Тогда объясните, как простить нацистских преступников? Они ведь тоже образ Божий».

− На мой взгляд, есть некоторые проблемы в фальсификации истории как таковой. Меня удивляет, как мы активно меняем историю и используем ее для современных целей, не видим четкого исторического плана. Нам, например, удобно демонизировать других людей. То же самое, к сожалению, происходило и во время Великой Отечественной войны: это фашисты – их можно убивать. А с другой стороны говорили: «Это коммунисты, жиды, масоны – их тоже можно убивать».

А ведь и нас запросто можно назвать исчадиями ада – попытки назвать христиан нелюдями, деградантами и так далее уже делаются. Мы должны против этого бороться.

Я уверен, что нет плохих людей. Все люди – чада Божии. Вы меня не убедите в другом. А как может быть иначе? К сожалению, в нашей жизни силен грех. Он настолько извратил человеческую природу, что порой мы встречаем действительно страшных людей (даже есть такое выражение – сосуд сатанинский). Но мне кажется, что это тоже упрощение ситуации. Все-таки человек – это еще не бес, не темный дух, в нем есть возможность для покаяния.

Иван Охлобыстин (он мне нравится, у него порой интересные высказывания) обоснованно утверждает, что только один человек официально спасся – это разбойник на кресте: Господь подтвердил, что он будет в раю. Про остальных людей мы не имеем твердой уверенности.

Разбойник был не просто человек, который воровал или делал что-то плохое: казни через распятие на кресте подвергались только люди, совершившие тяжелые преступления. Это был недобрый, немилосердный, жестокий человек. Но мы видим, что он изменился. Господь его изменил: находясь со Христом, испытывая страдания, боль, страх, за это короткое время он преобразился.

Конечно, мы можем говорить о человеке, что он грешен, уродлив и так далее, а можем говорить, что он может преобразиться, обрести спасение и прощение от Бога. Я думаю, что на прощение имеют право все люди.

У меня вопрос к Вам как к руководителю координационного Центра «Фавор» по противодействию наркомании и алкоголизму, связанный, во-первых, с отношением нашего общества к наркоманам.

– Поскольку вы заговорили про организацию «Фавор», хочу сказать несколько слов об этом телезрителям. Дорогие друзья, в Санкт-Петербурге в нашей епархии есть прекрасная программа, оказывающая помощь алкоголикам, наркоманам и их родственникам, которым тоже необходима помощь. Телефон нашей организации: 911-170-54-04. Вы можете позвонить и попросить о помощи. У нас есть занятия очные (амбулаторная программа), и уже полтора года мы проводим реабилитацию по интернету. Люди участвуют из разных регионов (и родственники, и сами зависимые) и получают прекрасные результаты. Поэтому, друзья, звоните, мы попытаемся вам помочь.

Что такое зависимость? Некоторые зависимые люди, интеллектуально развитые, понимают при этом, что, по сути, они занимаются самоубийством – медленным убийством себя. Как этот механизм запускается? Он иррациональный. Они все понимают, но остановиться не могут. Механизм запускается, когда человек испытывает мощный опыт нелюбви в своей жизни, который заставляет его самого себя не любить.

Мы опять приходим к прощению как к любви. Соответственно, если я прощаю, я прощен. Это взаимосвязь – любовь, прощение. Когда я прощаю других, прощают и меня. Прежде всего Господь – я в это верю, вижу это. Или даже наоборот: Господь меня прощает, и я прощаю других. Все это взаимосвязано.

Когда мы начинаем потихонечку разбираться, наши зависимые раскрываются, они начинают прощать тех, кто их мучил в жизни, изуродовал, – и обретают любовь. Через это они начинают себя прощать, принимать себя со всем тем, что есть в их жизни, и жить нормально.

Вопрос телезрителя: «Бог есть любовь, человек создан по образу и подобию Его; и в то же время каждый человек – ложь».

– Это азбука. Можно сказать казенным, догматическим языком, что человек создан по образу Божию и подобию, но мы должны этот образ в себе проявлять, очищать и достигать подобия. Поэтому человек, который не достиг подобия и образ Божий в себе исковеркал, есть ложь.

К сожалению, мы все в себе образ Божий исковеркали, изуродовали, мало кому удается восстановить и явить его первозданную красоту в своей жизни. Это наша задача.

Конечно, каждый человек ложь. Дай Бог, чтобы лжи в нашей жизни было меньше, меньше и меньше. К этому мы стремимся. От нас должно быть искреннее стремление, желание и движение в эту сторону. Но это Божия благодать: только та самая любовь Божия, обращенная ко мне, может меня изменить, и тогда я могу становиться другим, меняться, преображаться сам и помогать этому миру преображаться.

Я за то, чтобы христианство не становилось какой-то сектой с людьми, загнанными в угол. Нет, мы приближаемся к Богу, и через это происходит наше обожение, через это мы освящаем мир – мир вокруг нас меняется. Живя в этом мире по закону «человек человеку брат», по законам любви, мы можем менять этот мир. Серафим Саровский произнес знаменитые слова: «Обрети дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Это действительно закон нашей духовной жизни. Может, не тысячи спасутся, может, у нас ничего не получится, но мы будем стараться, несмотря на нашу немощь, будем прикладывать какие-то усилия. Дай Бог, чтобы какой-то свет в нас был.

Я к тому, что не так все плохо, друзья.

Даже в тяжелые моменты есть Господь, есть любовь Божия. Если мы со Христом, то для нас все возможно. Апостол Павел рассуждает: что может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем? Ни страдания, ни какие-то глобальные вещи (время, глубина, пространство) – ничто материальное не может активно влиять на наш духовный мир, если мы сами не дадим этому возможности. Мы можем в духовном мире находиться в Боге, с Богом, и ничто не сможет нас с Богом разлучить.

Отец Максим, благодарен Вам, что нашли время и пришли к нам в студию поговорить на такую важную и интересную тему.

Записали:
Наталья Богданова
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс